рефераты бесплатно

МЕНЮ


Нематериальные блага, неимущественные права и их защита

«честь» и «достоинство», в каждом конкретном случае должен определять суд

по своему усмотрению.

Автором данной работы предпринята попытка внести ясность в указанные

понятия.

Честь – оценочное суждение о данном человеке и о его социальной

деятельности; положительное общественное мнение о нравственных качествах

конкретной личности, объективная оценка личности, определяющая отношение

общества к гражданину или юридическому лицу, это социальная оценка

моральных и иных качеств личности.

При определении понятия чести различают два аспекта - объективный и

субъективный, личный. Честь - это и общественная оценка общественного

признания, и стремление поддержать свою репутацию. Ее содержание является

социальным, то есть не зависящим от индивидуального человека, а

принадлежащим нравственным принципам. Честь, прежде всего, выступает как

оценочная категория, направленная от общества к личности.

Что же касается субъективной, личной стороны чести, то она заключается в

способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе

эгоистические, безнравственные стремления и намерения, осуществление

которых в данном обществе расценивалось бы как бесчестье, и в его

способности действовать в соответствии с принятыми в этом обществе

моральными нормами, правилами.

Личная сторона чести всегда неразрывна с социальной, подчиняется и

обуславливается последней и оказывает на нее огромное воздействие, так как

человек не может "уклониться" от суждений окружающих его людей, которые

оценивают его поступки, от общественного мнения.

Роль общественного мнения очень велика, поэтому каждому человеку,

приходится волей-неволей примиряться с тем, что другие люди судят о его

поступках по-своему.

Положительная оценка деятельности и поведения человека со стороны

общества возвышает его в глазах окружающих, благотворно воздействует и на

чувство собственного достоинства, придает ему силы для дальнейшего

нравственного совершенствования. Разные последствия для того или иного лица

может вызвать его отрицательная оценка. В одних случаях она заставляет

человека стремиться к исправлению своих недостатков, в других - усугубляет

их. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы общественная оценка была

объективной.

Честь является категорией исторической, ибо она возникла с появлением

человеческого общества, поэтому ни это общество, ни личность не в состоянии

отменить эту нравственную категорию. Следовательно, пока существует

человеческий коллектив, его отдельные члены будут подвергаться определенной

оценке со стороны окружающих лиц. При этом общественная оценка не зависит

от воли и желания самого оцениваемого лица.

В основе представления о чести лежит определенный критерий

нравственности. В силу этого проявляется объективный характер категории

чести. Но нельзя отрицать возможности формирования неправильной

общественной оценки по отношении к кому-либо. Таким образом, честь является

категорией, отражающей достоинство индивида в сознании других людей,

общественная его оценка, положительная репутация человека.

Неразрывно с честью, понимаемой в обществе как определенная

социальная оценка человека, находится категория достоинства. Достоинство -

внутренняя самооценка личности, осознание ею своих личных качеств,

способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного

значения. Самооценка должна основываться на социально-значимых критериях

оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет

субъективную оценку личности.

Достоинство того или иного человека заключается в духовных и

физических качествах, ценных с точки зрения потребностей общества. Эти

личные качества и составляют то, что принято называть личным достоинством.

Однако человек также обладает определенной ценностью и безотносительно к

его индивидуальным качествам, социальному положению, профессиональной

принадлежности. Такой ценностью и является человеческое достоинство.

Достоинство, также, как и честь, сочетает в себе и социальную, и

индивидуальную стороны. Его социальный характер проявляется в том, что как

моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство

определяется существующими общественными отношениями и нередко не зависит

от человека. Но данная категория выступает еще и как сознание и чувство

собственного достоинства. Эти субъективные стороны достоинства представляют

собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и

общественной значимости, они обуславливаются общественными отношениями и

зависят от них.

Признание обществом достоинства личности, означает определенную

оценку всех моральных качеств, которыми она обладает. Все, что аморально в

человеке, осуждается обществом. Чем сильнее развито в человеке чувство

уважения к другим людям, доброжелательность, благородство, отзывчивость,

чуткость, честность, искренность, скромность и т.д., тем большую ценность

он представляет для общества, тем более высокую оценку его он получает.

Отсюда следует вывод о необходимости воспитания этих качеств человека с

первых дней его жизни. Определяющим в формировании достоинства является

отношение человека к окружающей его действительности, взаимоотношение с тем

коллективом, в котором он находится: сад или школа, ВУЗ или трудовой

коллектив.

В общем виде достоинство представляет собой своеобразную совокупность

положительных качеств индивида, его моральную ценность. Оно может

рассматриваться как социальная значимость того или иного лица,

обусловленная его общественно полезными свойствами.

Такая неразрывная связь чести и достоинства вполне объяснима и

естественна, так как, находясь в определенном коллективе, в обществе в

целом, лицо (человек) не может не считаться с тем, как оценивает его

коллектив, общество. В силу этой общественной оценки в сознании человека

складывается представление о себе как члене определенного коллектива,

общества, о своем месте и значении для коллектива и общества в целом.

Категории чести и достоинства определяют отношение к человеку как высшей

общественной ценности.

Еще в Древней Греции и Древнем Риме понятия чести и достоинства

соизмерялись с уважением к личности, соотносились с моралью и правом. Честь

играла видную роль в этике многих великих мыслителей, политиков, философов

разных эпох и народов, характеризуя далеко не в малой степени их

общественные взгляды и направления деятельности.

С точки зрения философско-правовых воззрений, честь представляет

собой могучую власть, крупнейшую из сил, проявляемых в истории отношений

людей и народов в целом.

Понятия чести и достоинства имеют и определенную общественную

направленность. Их объектом является, прежде всего, человек, или группа

людей, или коллектив, или в более широком плане говорят о чести нации.

Честь и достоинство между собой имеют неразрывную связь в силу того,

что в их основе лежит единый критерий нравственности. Чувства чести и

достоинства не только переживаются, но и осознаются, поэтому при толковании

понятия чести разграничивают чувство чести от сознания собственного

достоинства. У человека сознание и чувство чести и достоинства как бы

органически слиты воедино, вытекают одна из другой. Они едины, но не

тождественны. Между ними, несмотря на неразрывную связь, существующую между

общественной оценкой лица и его самооценкой, существуют и различия.

Они заключаются в том, что честь - объективное общественное свойство, а в

достоинстве на переднем плане - субъективный момент, самооценка. Отсюда

можно сделать вывод, что достоинство человека находится в определенной

зависимости от его воспитания, от внутреннего духовного мира, особенностей

его психического склада.

Честь и достоинство, в частности, граждан не одинаковы, поскольку не

одинаковы их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства любого

человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной

деятельности.

Неразрывно с честью и достоинством стоит и такое понятие, как репутация.

При этом, как уже отмечалось выше, если представление о достоинстве

личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении и

их самооценки, то понятием чести, наоборот, дифференцировано оценивают

людей, что тем или иным образом находит отражение в их репутации. Следует

заметить, что понятие репутации в известном смысле совпадает с понятием

чести в ее внешнем, объективном значении.

Репутация человека зависит от него самого, так как формируется на

основе его поведения. Насколько человек дорожит своей репутацией, судят по

его поступкам.

Репутация может быть положительной или отрицательной. Она имеет

подвижный характер в зависимости от того, на какой информации она

базируется. Репутация завоевывается делом, отсюда, по всей видимости, было

введено такое понятие, как деловая репутация.

Деловая репутация - понятие, подвергшееся в настоящее время

реанимации. Его возрождение естественно, и более того - необходимо. Однако

необязательно привязывать этот процесс только к коммерциализации общества,

поскольку сама тенденция к коммерциализации не обуславливает появления

подобных тонких во всех смыслах элементов внутри взаимоотношений субъектов

общества, но лишь готовит необходимую базу для их рождения и полнокровного

развития.

Необходимо выявить отличие понятий честь и достоинство от понятия

деловая репутация. Можно выделить три отличия.

Первое - это субъективный состав правоотношений. Носителем деловой

репутации может быть только субъект - производитель материальных благ

(товаров, услуг, работ):

- гражданин-предприниматель;

- гражданин работающий по договору (общегражданскому). В данном

случае не имеет значение то, насколько систематичен такой труд и

какую роль играют для гражданина доходы от такой деятельности

(последние могут быть минимальными). Важна именно известность

работника в среде потребителей продуктов его деятельности;

- гражданин, работающий по контракту;

- юридическое лицо.

Хоть деловая репутация - термин общегражданский и не относится только к

коммерческому праву, он обозначает весьма конкретное понятие. Носителем же

чести и достоинства может быть любое лицо.

Второе отличие состоит в том, что деловая репутация не является личным, а

лишь связанным с личным благом. Честь - это оценка личности обществом,

достоинство - внутренняя самооценка личности. Они появляются с

возникновением субъекта, который автоматически их приобретает. Деловая

репутация - создавшееся с течением времени мнение публики. Обладая деловой

репутацией в каком-либо секторе хозяйственной деятельности, субъект не

будет автоматически обладать похожей деловой репутацией в другой области

общественного производства.

Третье отличие заключается в том, что нарушение деловой репутации должно

строится на элементах нематериального состава хозяйствующих субъектов,

которые являются предметом его репутации в конкретной области и в

конкретный момент деятельности, а не подвергать опорочиванию общую оценку,

данную хозяйствующему субъекту обществом.

В связи с выше сказанным уместно было бы привести такой пример. Концерн

носит имя своего генерального директора, одного из учредителей, господина

П. Рекламные компании часто строятся на выступлениях генерального директора

и т.д., так что у публики складывается ощущение неотделимости доброго имени

господина П. и доброго имени концерна. Но при этом сложно все же

отождествлять нарушение чести, достоинства и деловой репутации господина П.

с таким нарушением как умаление деловой репутации предприятия, носящего то

же имя. Вероятно, в подобной ситуации можно констатировать только нарушение

чести и достоинства господина П., но не деловой репутации предприятия.

На защиту своей репутации вправе рассчитывать и педагоги, и адвокаты, и

врачи, и многие другие. Но содержание такой репутации является оценка не

предпринимательских, а профессиональных и служебных качеств гражданина. Эту

репутацию справедливо было бы назвать профессиональной или служебной,

поэтому высказываются предложения расширить понятие деловой репутации,

включив в нее и профессиональную, и служебную.

Право на честь и достоинство является одним из основных естественных прав

личности. Право граждан на защиту чести, достоинства и деловой репутации

является конституционным правом, а деловая репутация юридических лиц -

одним из условий их успешной деятельности.

Пункт 1 ст. 152 ГК РФ устанавливает, что «Гражданин вправе требовать по

суду опровержения порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию

сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они

соответствуют действительности». Пункт 5 той же статьи устанавливает, что

гражданин вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения

убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

Ст. 152 ГК адресована в первую очередь гражданам, но в части защиты

деловой репутации применяется и к юридическим лицам. Формула защиты,

предусмотренная данной статьей, крайне узка - речь идет о сведениях,

которые либо не соответствуют действительности, и тогда они будут

опровергнуты, либо потерпевшему суд откажет в защите, если будет доказано

соответствие их действительности.

Сведения считаются порочащими, если они содержат утверждение о нарушении

гражданином или организацией действующего законодательства или моральных

принципов (о совершении нечестного поступка, неправильного поведения в

коллективе, в быту) и другие сведения, которые умаляют их честь и

достоинство в общественном мнении или мнении отдельных граждан.

Измышления, которыми задеты честь, достоинство, деловая репутация,

подлежат опровержению независимо от того, изложены ли они в грубой,

оскорбительной форме или достаточно пристойно.

В юридической литературе существуют понятия «порочащие» и «позорящие»

сведения. Между этими понятиями, в ряде случаев, трудно определить границу.

И те, и другие сказываются на репутации индивида и организации, но степень

этого влияния неоднозначна. Всякое позорящее сведение будет и порочащим, и

наоборот.

Для того, чтобы требования истца о защите чести, достоинства, деловой

репутации были удовлетворены, необходимо также, чтобы эти сведения не

соответствовали действительности.

Соответствие действительности следует понимать в двух аспектах:

1) соответствие сообщения тому, что происходило в действительности, то

есть как правильность сообщения о фактах;

2) как адекватность моральной оценки фактов.

Такое понимание, выработанное правовой наукой, поддерживается и судебной

практикой.

В юридической литературе и в судебной практике встречаются случаи

обманутого доверия. При стечении тех или иных обстоятельствах лицо,

действительно совершившее неблаговидный поступок, строго конфиденциально

сообщает об этом другому лицу с просьбой о сохранении тайны и надеется на

это. Тем не менее, факт предосудительного поступка становится достоянием

окружающих. При таких обстоятельствах суд не удовлетворит иск к лицу,

обманувшему доверие, так как опровержение сведений соответствующих

действительности, нормой закона не предусматривается.

Обязанность доказывать соответствие действительности распространенных

сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать лишь сам факт

распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск.

Кроме того, необходимо, чтобы эти сведения были распространены. Под

распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан и

организаций, следует понимать опубликование таких сведений в печати,

трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных

программах и других средствах массовой информации, изложение в служебных

характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных

должностным лицам, или сообщение в иной, в том числе устной, форме

неопределенно широкому кругу лиц, нескольким и хотя бы одному лицу.

Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться

их распространением. Сообщивший эти сведения практически не имеет

возможности предотвратить их дальнейшее распространение.

Даже при таких обстоятельствах, когда порочащие сведения не стали

достоянием широкой гласности, а известны на определенном этапе лишь одному

постороннему лицу, имеются основания ставить вопрос об их опровержении (при

условии несоответствия их действительности). В подобных случаях важно

своевременно пресечь неправомерные действия, чтобы измышления не получили

своего дальнейшего распространения.

Сообщение сведений только тому лицу, которого они касаются, не является

распространением сведений. В этом случае можно ставить вопрос о привлечении

виновного к ответственности за оскорбление или клевету, если к этому есть

основания.

Также не является распространением сведений, когда индивид сообщает

посторонним лицам порочащие сведения о самом себе, так как он сам

способствует формированию общественного мнения о своей личности.

Ст. 152 Гражданского кодекса РФ устанавливает специальный порядок

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.