Научная работа: Сопоставление понимания смысла и счастья жизни героями рассказов Б. П. Екимова и современными подростками
Вопрос «За что я люблю
жизнь?»
Таблица важности
ценностей, построенная по убыванию значимости
№ |
Ценности |
Кол-во ответов |
1 |
за то, что она дана |
26 |
2 |
за то, что вокруг любимые и дорогие
люди |
6 |
3 |
за всё |
5 |
4 |
я ёе не люблю |
4 |
5 |
за её возможности |
3 |
6 |
за успех |
2 |
7 |
за любовь |
2 |
8 |
за то, что родился и увидел этот
свет |
2 |
9 |
за то, что ты можешь ею управлять и
прожить с удовольствием |
1 |
10 |
красота природы |
1 |
11 |
за то, что можно гулять с друзьями
по улице |
1 |
12 |
за маленькие ошибки и большие
радости |
1 |
13 |
за то, что можно узнавать что-то
новое |
1 |
14 |
за то, что дышу и существую |
1 |
15 |
потому что её нельзя не любить |
1 |
16 |
за то, что есть все, в чём нуждаюсь |
1 |
17 |
за её разные эмоции |
1 |
18 |
за то, что можно ей распоряжаться |
1 |
19 |
за то, что она трудная |
1 |
20 |
за природу, хороших людей |
1 |
21 |
за её многогранность |
1 |
22 |
за радости, за мелочи, за всё |
1 |
В ответе на последний
вопрос было много общего с младшими подростками и Екимовым. Абсолютное
большинство дали ответ: «Я люблю жизнь за то, что она дана, за её
многогранность, за радости, за мелочи, за всё». Но четыре человека ответили: «Я
её не люблю».
Обобщим данные
социологического опроса. И таблицы, и диаграммы выявляют следующее: у учащихся
7-8 классов больше схожих с екимовскими героями ответов, а в 9-11 – меньше.
Если у младших подростков единичными были ответы, направленные лично на себя,
то в 9-11 классах их уже достаточно много. В старших классах цели получения
образования, хорошей работы заслонили истинные ценности: любовь, семью, просто
саму жизнь.
Заключение
В начале нашего
исследования перед нами стояла проблема – выявить, что объединяет екимовских
героев и наше поколение, что поможет нам выйти из кризиса.
Читая и изучая рассказы
Екимова, мы выявили главные духовные ценности его героев, важные не только для
них, но и для всех нас – это истинная любовь к труду, способность отдать
другому человеку свою душу, любовь к родине, восприятие Жизни как божьего дара.
По окончании
исследовательской работы гипотеза, выдвинутая в ее начале, подтвердилась, но не
до конца. Мы предполагали, что у екимовских героев и современных подростков
будет больше различного, чем общего. Это оказалось верным для учеников 9-11
классов, но не для младших подростков. Мы сопоставили нравственные ценности и
увидели, что они изменились в старших классах в сторону усиления прагматической
и эгоистической направленности. Почему? Прагматическая направленность
объясняется тем, что реальный взгляд на мир, необходимость скоро устраиваться в
обществе, заставила некоторых учащихся изменить приоритеты.
Но, анализируя данные
социологического опроса, были установлены и точки соприкосновения, общие
нравственные ценности, которые жизненно важны и для подростков, и для героев
Бориса Екимова. Это самоценность самой Жизни, счастья любить и быть любимым,
семья, теплые и добрые отношения в ней, «деятельная доброта» - способность
дарить людям добро.
Были выявлены и отличия.
Выяснилось, что труд, работа в основном не является ценностью для подростка.
Старшие школьник писали о необходимости найти работу, иметь работу, но иметь
работу и любить ее – это разные вещи. А ведь если ты не любишь дело, которым
занимаешься, разве ты сможешь прожить жизнь по-настоящему? И еще: очень
немногие чувствуют любовь к Родине, ответственность за нее.
Напишем о личностном
значении этой работы. Читая рассказы Екимова, мы по-новому открыли для себя
жизнь, стали иначе понимать ее, может быть, даже изменились внутренне. Мы стали
другими глазами смотреть на мир, на родных: заметили заботу родителей о нас,
поняли, как они нам дороги. Мы думали, что счастье – это что-то глобальное, сверхъестественное,
то, чего ждешь. На самом же деле счастье рядом, оно вокруг нас, стоит только
присмотреться. Солнце светит – это наше счастье! Тебя любят – это тоже счастье.
Почему же мы живем и не видим этого?
Занимаясь
исследовательской работой, мы многое узнали о писателе Б. П. Екимове, глубоко
проникли в мир его героев и ощутили гордость за то, что в нашем городе живет
замечательный писатель, один из лучших в России.
Сделаем вывод, какие же
нравственные ценности необходимы нам, молодому поколению, в современной жизни?
Это понимание
самоценности Жизни, способности любить и быть любимым, семья, дружба, настоящая
человечность, здоровье, познание (образование), подлинная любовь к труду и
родной земле, на которой ты живешь.
Литература
1. Арсеньева Н. Невидимый
свет серебряной звезды. Урок – семинар по повести Б. Екимова «Пастушья звезда»
//Литература. – 2001. - № 46. – С. 2-3 (прил. к газ. «Первое сентября»)
2. Басинский П. Как
сердцу высказать себя?: О русской прозе 90-х годов // Новый мир. ― 2000.
– №4. – С. 185-192.
3. Богатко И. «Серьёзнее
некуда – жизнь» // Богатко И. Предчувствие: Лит. – критич. ст. и очерки. – М.,
1990. – С. 291-302.
4. Васильев В. Высота
Бориса Екимова //Васильев В. Достоинство слова: Лит. ст. и заметки о сов.
поэзии и прозе. – М., 1988. – С. 150-154.
5. Великанова И. Одна
большая книга // Отчий край. – 1998. - №4. – С. 185 – 192.
6. Великанова И. В.
Противовес разладу // Отчий край. -1999. - № 2. – С. 211 – 213.
7. Великанова И. В.
Пейзаж как форма выражения авторского сознания в рассказах Б. Екимова //
Природа и человек в русской литературе: Материалы Всерос. науч. конф. ВолГУ. –
Волгоград, 2000. – С. 74 – 78.
8. Горловский А. По праву
любви //Лит. обозрение. – 1985. - № 3. – С. 44 – 47.
9. Долженко Л. В. Тема
детства в рассказах Б. Екимова 80-х годов //Вопросы краеведения: Материалы
краевед. чтений. Вып. 2. – Волгоград. - С. 202-205.
10. Екимов Б. П. Избранное.
В 2 т. – Волгоград: Комитет по печати и информации. - 1998. Т. 1. – 608 с.
11. Екимов Б. П.
Родительская суббота. Рассказы разных писателей //Роман-газета. – 2006. - № 15.
12. Екимов Б. П.
Сочинения: В 3 т. – Волгоград: ГУ «Издатель», 2000. Т. 2 .– 624 с.
13. Иванова Н. Испытание
правдой: [Журнальная проза в 1986 году] // Знамя. - № 1. – С. 210.
14. Компанеец В. Мир
Бориса Екимова //Отчий край. – 1986. - №3. – С. 210-212.
15. Лифанов Ю. Мастер
негероического эпоса //Волгогр. правда. – 1997. – 4 окт. – С. 8.
16. Немзер А. Взгляд на
русскую прозу в 1996 году //Дружба народов. – 1997. – № 2. – С. 174 – 176.
17. Новиков Вл. Ощущение
жанра: Роль рассказа в развитии современной прозы //Новый мир. – 1987. - № 3. –
С. 244.
18. Панков А. Среди
«своих» и «чужих» //Наш современник. – 1976. - № 6. – С. 187 – 189.
19. Питляр И. Достоинство
человека //Новый мир. – 1985. № 8. – С. 250 – 254.
20. Сердюченко В. Русская
проза на рубеже третьего тысячелетия //Вопросы
литературы. – 2000. - №4.
– С.95
21. Скарлыгина Е. Всё на
свете – живое // Знамя. – 1987. - № 12. – С. 228 –230
22. Смирнов, В. Б.
Новеллистка Бориса Екимова В. Б. Смирнов //Время рассудит: Литерат. критич.
статьи. – Волгоград, 2001. – С. 134 – 149.
23. Суворова С. Е.
Исцеление добротой. Урок в 11-м классе по рассказам Бориса Екимова //
Литература. – 2004. – № 45. – С. 15 – 18
24. Сычева Л. Обещание
//Учит. газ. – 1997. – 11 нояб. (№ 45). – С. 20.
25. Удин Я. О прозе
Бориса Екимова //Волга. – 1988. - № 3. – С. 130 – 141.
|