рефераты бесплатно

МЕНЮ


Научная работа: Сопоставление понимания смысла и счастья жизни героями рассказов Б. П. Екимова и современными подростками


Вопрос  «За что я люблю жизнь?»

Таблица важности ценностей, построенная по убыванию значимости

Ценности Кол-во ответов
1 за то, что она дана 26
2 за то, что вокруг любимые и дорогие люди 6
3 за всё 5
4 я ёе не люблю 4
5 за её возможности 3
6 за успех 2
7 за любовь 2
8 за то, что родился и увидел этот свет 2
9 за то, что ты можешь ею управлять и прожить с удовольствием 1
10 красота природы 1
11 за то, что можно гулять с друзьями по улице 1
12 за маленькие ошибки и большие радости 1
13 за то, что можно узнавать что-то новое 1
14 за то, что дышу и существую 1
15 потому что её нельзя не любить 1
16 за то, что есть все, в чём нуждаюсь 1
17 за её разные эмоции 1
18 за то, что можно ей распоряжаться 1
19 за то, что она трудная 1
20 за природу, хороших людей 1
21 за её многогранность 1
22 за радости, за мелочи, за всё 1

В ответе на последний вопрос было много общего с младшими подростками и Екимовым. Абсолютное большинство дали ответ: «Я люблю жизнь за то, что она дана, за её многогранность, за радости, за мелочи, за всё». Но четыре человека ответили: «Я её не люблю».

Обобщим данные социологического опроса. И таблицы, и диаграммы выявляют следующее: у учащихся 7-8 классов больше схожих с екимовскими героями ответов, а в 9-11 – меньше. Если у младших подростков единичными были ответы, направленные лично на себя, то в 9-11 классах их уже достаточно много. В старших классах цели получения образования, хорошей работы заслонили истинные ценности: любовь, семью, просто саму жизнь. 


Заключение

В начале нашего исследования перед нами стояла проблема – выявить, что объединяет екимовских героев и наше поколение, что поможет нам выйти из кризиса.

Читая и изучая рассказы Екимова, мы выявили главные духовные ценности его героев, важные не только для них, но и для всех нас – это  истинная любовь к труду, способность отдать другому человеку свою душу, любовь к родине, восприятие Жизни как божьего дара.

По окончании исследовательской работы гипотеза, выдвинутая в ее начале, подтвердилась, но не до конца. Мы предполагали, что у екимовских героев и современных подростков будет больше различного, чем общего. Это оказалось верным для учеников 9-11 классов, но не для младших подростков. Мы сопоставили нравственные ценности и увидели, что они изменились в старших классах в сторону усиления прагматической и эгоистической направленности. Почему? Прагматическая направленность объясняется тем, что реальный взгляд на мир, необходимость скоро устраиваться в обществе, заставила некоторых учащихся изменить приоритеты.

Но, анализируя данные социологического опроса, были установлены и точки соприкосновения, общие нравственные ценности, которые жизненно важны и для подростков, и для героев Бориса Екимова. Это самоценность самой Жизни, счастья любить и быть любимым, семья, теплые и добрые отношения в ней, «деятельная доброта» - способность дарить людям добро.

Были выявлены и отличия. Выяснилось, что труд, работа в основном не является ценностью для подростка. Старшие школьник писали о необходимости найти работу, иметь работу, но иметь работу и любить ее – это разные вещи. А ведь если ты не любишь дело, которым занимаешься, разве ты сможешь прожить жизнь по-настоящему? И еще: очень немногие чувствуют любовь к Родине, ответственность за нее.

Напишем о личностном значении этой работы. Читая рассказы Екимова, мы по-новому открыли для себя жизнь, стали иначе понимать ее, может быть, даже изменились внутренне. Мы стали другими глазами смотреть на мир, на родных: заметили заботу родителей о нас, поняли, как они нам дороги. Мы думали, что счастье – это что-то глобальное, сверхъестественное, то, чего ждешь. На самом же деле счастье рядом, оно вокруг нас, стоит только присмотреться. Солнце светит – это наше счастье! Тебя любят – это тоже счастье. Почему же мы живем и не видим этого?

Занимаясь исследовательской работой, мы многое узнали о писателе Б. П. Екимове, глубоко проникли в мир его героев и ощутили гордость за то, что в нашем городе живет замечательный писатель, один из лучших в России.

Сделаем вывод, какие же нравственные ценности необходимы нам, молодому поколению, в современной жизни?

Это понимание самоценности Жизни, способности любить и быть любимым, семья, дружба, настоящая человечность, здоровье, познание (образование), подлинная любовь к труду и родной земле, на которой ты живешь.


Литература

1. Арсеньева Н. Невидимый свет серебряной звезды. Урок – семинар по повести Б. Екимова «Пастушья звезда» //Литература. – 2001. - № 46. – С. 2-3 (прил. к газ. «Первое сентября»)

2. Басинский П. Как сердцу высказать себя?: О русской прозе 90-х годов  // Новый мир. ― 2000. – №4. – С. 185-192.

3. Богатко И. «Серьёзнее некуда – жизнь» // Богатко И. Предчувствие: Лит. – критич. ст. и очерки. – М., 1990. – С. 291-302.

4. Васильев В. Высота Бориса Екимова //Васильев В. Достоинство слова: Лит. ст. и заметки о сов. поэзии и прозе. – М., 1988. – С. 150-154.

5. Великанова И. Одна большая книга // Отчий край. – 1998. - №4. – С. 185 – 192.

6. Великанова И. В. Противовес разладу // Отчий край. -1999. - № 2. – С. 211 – 213.

7. Великанова И. В. Пейзаж как форма выражения авторского сознания в рассказах Б. Екимова // Природа и человек в русской литературе: Материалы Всерос. науч. конф. ВолГУ. – Волгоград, 2000. – С. 74 – 78.

8. Горловский А. По праву любви //Лит. обозрение. – 1985. - № 3. – С. 44 – 47.

9. Долженко Л. В. Тема детства в рассказах Б. Екимова 80-х годов //Вопросы краеведения: Материалы краевед. чтений. Вып. 2. – Волгоград. - С. 202-205.

10. Екимов Б. П. Избранное. В 2 т. – Волгоград: Комитет по печати и информации. - 1998.  Т. 1. – 608 с.

11. Екимов Б. П. Родительская суббота. Рассказы разных писателей //Роман-газета. – 2006. - № 15.

12. Екимов Б. П. Сочинения: В 3 т. – Волгоград: ГУ «Издатель», 2000. Т. 2 .– 624 с. 

13. Иванова Н. Испытание правдой: [Журнальная проза в 1986 году] // Знамя. - № 1. – С. 210.

14. Компанеец В. Мир Бориса Екимова //Отчий край. – 1986. - №3. – С. 210-212.

15. Лифанов Ю. Мастер негероического эпоса //Волгогр. правда. – 1997. – 4 окт. – С. 8.

16. Немзер А. Взгляд на русскую прозу в 1996 году //Дружба народов. – 1997. – № 2. – С. 174 – 176.

17. Новиков Вл. Ощущение жанра: Роль рассказа в развитии современной прозы //Новый мир. – 1987. - № 3. – С. 244.

18. Панков А. Среди «своих» и «чужих» //Наш современник. – 1976. - № 6. – С. 187 – 189.

19. Питляр И. Достоинство человека //Новый мир. – 1985. № 8. – С. 250 – 254.

20. Сердюченко В. Русская проза на рубеже третьего тысячелетия //Вопросы

литературы. – 2000. - №4. – С.95

21. Скарлыгина Е. Всё на свете – живое // Знамя. – 1987. - № 12. – С. 228 –230 

22. Смирнов, В. Б. Новеллистка Бориса Екимова В. Б. Смирнов //Время рассудит: Литерат. критич. статьи. – Волгоград, 2001. – С. 134 – 149.

23. Суворова С. Е. Исцеление добротой. Урок в 11-м классе по рассказам Бориса Екимова // Литература. – 2004. – № 45. – С. 15 – 18

24. Сычева Л. Обещание //Учит. газ. – 1997. – 11 нояб. (№ 45). – С. 20.

25. Удин Я. О прозе Бориса Екимова //Волга. – 1988. - № 3. – С. 130 – 141.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.