Научная работа: Сопоставление понимания смысла и счастья жизни героями рассказов Б. П. Екимова и современными подростками
Вопрос «Быть человеком
значит …»
Таблица важности
ценностей, построенная по убыванию значимости
№ |
Ценности |
Кол-во ответов |
1 |
Чувствовать. |
9 |
2 |
Уважать людей. |
5 |
3 |
Жить. |
4 |
4 |
Быть понимающим. |
3 |
5 |
Творить добро. |
3 |
6 |
Быть умным. |
2 |
7 |
Радоваться жизни. |
2 |
8 |
Быть счастливым. |
2 |
9 |
Не быть эгоистом. |
2 |
10 |
Верить в себя |
1 |
11 |
Иметь друзей. |
1 |
12 |
Иметь нравственные принципы. |
1 |
13 |
Быть честным. |
1 |
14 |
Относиться к людям по-человечески. |
1 |
При ответе на вопрос «Что
значит быть человеком?» нас очень интересовало, будет ли в определениях
екимовская деятельная доброта? Да, такие ответы были: «Творить добро», «Не быть
эгоистом», «Уважать людей», «Относиться к людям по-человечески», «Быть
понимающим». Ответ «Быть умным» удивил нас своей инфантильностью.
Вопрос «За что я люблю
жизнь?»
Таблица важности
ценностей, построенная по убыванию значимости
№ |
Ценности |
Кол-во ответов |
1 |
За то, что она есть. |
10 |
2 |
Загадочность, непредсказуемость. |
4 |
3 |
За радости. |
4 |
4 |
Красота. |
3 |
5 |
Есть близкие люди. |
3 |
6 |
Я живу в России. |
1 |
Жизнь младшие подростки
любят, как и Екимов, за то, что она есть, за радости, красоту, за то, что рядом
близкие люди. И очень обрадовал ответ одного ученика, который любит жизнь за
то, что живет в России.
9-11
классы
По результатам ответов
учеников 9-11 классов была также построена диаграмма. Было обнаружено
следующее: больше всего точек соприкосновения с екимовскими героями в ответах
на 1, 5, 6, 7, 9, 10 вопросы. Другие взгляды старшеклассники имеют на вопрос
«Для чего я живу?»
Вопрос «В чём я вижу
смысл жизни?»
Таблица важности
ценностей, построенная по убыванию значимости
№ |
Ценности |
Кол-во ответов |
1 |
в получении образования |
17 |
2 |
в получении хорошей работы |
12 |
3 |
в достижении своих целей |
11 |
4 |
в семье |
8 |
5 |
в создании семьи |
7 |
6 |
в любви |
7 |
7 |
в продолжение своего рода |
4 |
8 |
в самой жизни |
4 |
9 |
в детях |
4 |
10 |
в деньгах |
4 |
11 |
дарить добро, радость |
4 |
12 |
в друзьях |
3 |
13 |
в наслаждении |
3 |
14 |
в счастье |
3 |
15 |
в муже |
2 |
16 |
в самореализации |
2 |
17 |
в здоровье |
2 |
18 |
найти самого себя |
2 |
19 |
в большой зарплате (для себя и
детей) |
1 |
20 |
в покупке квартиры |
1 |
21 |
в том, чтобы все люди уважали тебя |
1 |
22 |
в том, чтобы человек был не одинок |
1 |
23 |
в занятии спортом |
1 |
24 |
понимание всех окружающих |
1 |
25 |
жить без алкоголя, без курения |
1 |
26 |
в том, чтобы дарить радость близким |
1 |
27 |
в успехе |
1 |
28 |
быть хорошим человеком, которого
помнили |
1 |
29 |
приносить пользу окружающим |
1 |
30 |
в окружающих тебя близких, которые
счастливы |
1 |
31 |
жить и радоваться каждому дню |
1 |
32 |
в общении |
1 |
33 |
в творчестве |
1 |
34 |
в своём существовании |
1 |
35 |
Мыслить |
1 |
36 |
Развиваться |
1 |
37 |
чтоб у каждого человека было много
родных |
1 |
Анализируя ответы
старшеклассников, мы видим, что приоритеты изменились. Обращает на себя
внимание то, что если в 7-8 классах ученики видят смысл в самой жизни, то в 9-11
многие из них определяют его в получении образования, хорошей работы, достижении
своих целей. Это объединяет их с некоторыми из младших подростков и резко
отличает от екимовских героев. Только после этих ценностей идут семья, любовь,
продолжение рода, сама жизнь. Если для учащихся 7-8 классов работа на последнем
месте, то для старших школьников, уже выбирающих профессию, самоопределяющихся
в жизни, она важна. Здоровье, как ценность, тоже возникает в ответе на этот
вопрос. А вот и деятельная доброта: «дарить добро, радость». Есть ребята,
которые видят смысл жизни в самореализации, в общении, в творчестве, но
появились и антагонисты екимовских героев. Их смысл жизни в деньгах, в большой
зарплате, в покупке квартиры.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|