рефераты бесплатно

МЕНЮ


Научная работа: Сопоставление понимания смысла и счастья жизни героями рассказов Б. П. Екимова и современными подростками

Дочь и мать разом заулыбались.

- Дите, оно дите и есть, - задумчиво сказала Полина.

- Дите… - согласилась бабушка Люба, не отрывая от котенка глаз.

- Глядит.… И все ведь видит, и все разумеет. Только что не скажет.

- Ну уж, разумеет, - не поверила Полина. - Несмысленый.

- Еще какой смысленый, - убежденно сказала бабушка Люба. - Валечка, бывало, вот так-то вот вылезет.

- Какая Валечка? - не поняла Полина.

- Какая... да наша. Маленькая была Валечка, - объяснила бабушка Люба. - Тоже вот так выглядает. Еще гoдика ей не было, восемь месяцев. Первый зубик прорезался… Я eй скажу, бывало: расти, расти, Валечка, расти, моя лопота. Подрастешь, по-нашему начнешь разуметь, тогда уж мы с тобой нагутаримся. До-олгая жизнь ...

Валентина, та самая внучка, о которой шла peчь, стояла замерев и каждое слово ловила, каждое слышала. В peчax старой бабушки не было ни упрека, ни боли. Лишь в последнем: «…нагутаримся. До-олгая жизнь…» послышалось что-то.

И молодая женщина вдруг почуяла такую жалость и боль, что защемило сердце. Она отступила, тихо-тихо, чтобы не услышали ее бабушка и мать, отступила и села на крыльцо. «Господи ... - думалось ей. – Господи… Какая я дура ... Жестокая дура ... Мелочи, копеечные обиды ... Боже мой...» Слезы подступили, она не вытерла их и, легко поднявшись, в сердечном порыве кинулась к бабушке, подбежала к ней и, склонясь, целуя мягкие щеки, шептала: «Бабанечка … Бабанечка …» Потом села рядом».

И наступил мир в старом доме. Мелочи все это, а главное – беречь родных и близких людей, да и не близких тоже, дарить им свое тепло, любовь, пока это возможно, пока они живы.

Очень интересным нам показался рассказ «От огня к огню». Он не просто о том, чтобы видеть красоту окружающей тебя действительности, как увидел ее рассказчик в обычном вербовом кусте, но и о том, чтобы нести свою радость, открытие другим людям.

«Сколько в жизни нашей таких вот тёплых минут, которые уйдут, но помнятся. У каждого ― своё.

Память детства, один из обычных дней. Какое-нибудь утро ли, поздний вечер, когда склоняется к тебе мать ли, бабушка. Тёплые руки, доброе лицо. Волна любви. Она проходит, но остаётся.

А вот ― малое дитя в колыбели. Ещё несмышленое, что-то лепечет. Тянет руки к тебе, а глаза - такие счастливые ... Или - желтые листья у тополя, их мягкий ковер. Это - осень. Цветущий вербовый куст по весне. Чей-то светлый лик ...

Люди тоже могут быть огоньками и нести другим свой свет, свое тепло.

Таковы герои рассказов Бориса Екимова. Мы поняли, что главное для них ― отдавать другим свою душу, своё тепло, быть огоньками, которые помогают жить и выжить в этой жизни. Ссоры, мелкие неурядицы ― это всё мелочи, они не должны заслонять от нас живых, чувствующих людей.


Писатель Борис Екимов о счастье и смысле жизни.

Размышляя о героях рассказов Бориса Петровича Екимова, мы задумывались о том, как же понимает счастье и смысл жизни сам писатель?

16 февраля 2007года состоялась встреча литератора со школьниками, на которой мы присутствовали. Он поделился с нами своими размышлениями:

Писатель говорил нам об опыте человечества и сетовал по поводу того, что опыта жития человеческого у нас нет. В нашей стране болеют раком десять тысяч детей, каждый третий из них умрет. А в это же время кто-то из богатых на курорте за один день проживает 200000 евро. Художник слова говорил о главном в нашей жизни и мелочах. Красивые побрякушки, кольца, мобильные телефоны – все это прилагательное, все это мелочи.

«Что самое дорогое в жизни? – Жизнь!

Мне много ль надо? –

Краюха хлеба да капля молока.

Да это небо. Да эти облака.

А видим ли мы это небо? Посмотрите вокруг себя! Мы не видим ни неба, ни красивых людей, не слышим посвиста птиц.

Надо понимать, что жизнь долгая, а можно ее проворонить. Надо постараться стать человеком, понять, зачем ты пришел в мир. Если тебе не нравится мир, создай свой. Как важен мир семьи! Нигде ты не получишь столько искренности и сочувствия, и в любое время вас прикроют руки ваших близких, руки друзей. Надо дорожить этим».

На вопрос: «Что вас в сегодняшней жизни радует и удивляет?» Борис Петрович Екимов ответил: «Жизнь! Жизнь во всех проявлениях!»

И когда кто-то из преподавателей отметил трагичность его рассказов, писатель возразил: «О счастье я пишу. О счастье жить!»

Обобщим все сказанное выше. Счастье и смысл жизни героев рассказов Бориса Екимова и самого писателя в самой жизни, деятельной любви к людям, природе, родной земле, способности чувствовать и понимать её красоту, трудиться на её благо.

Понимание счастья и смысла жизни современными подростками в сравнении с героями рассказов Б. П. Екимова

Для выяснения того, как понимают счастье и смысл жизни современные подростки, в школе №98 был проведен социологический опрос среди учащихся 7-11 классов. В опросе участвовало 118 человек, из них 7-8 классы – 47 человек, 9-11 классы – 71 человек. Ребятам были предложены вопросы:

1.  В чем я вижу смысл жизни?

2.  Для чего я живу?

3.  Что такое для меня счастье?

4.  Наивысшая радость – это …

5.  Самая большая беда – это …

6.  Главное в жизни – это …

7.  Мелочи жизни – это …

8.  Радости жизни – это …

9.  Быть человеком – значит …

10.    За что я люблю жизнь?

На некоторые вопросы не все ученики дали ответы. Нами были проанализированы отдельно ответы учащихся 7-8 классов и 9-11.

Эти же вопросы по телефону мы задали писателю Б. П. Екимову. Он сказал: «Всё в моих рассказах, я в них ответил на все вопросы», но всё же согласился дать краткие ответы:

1.  В жизни.

2.  Для того, чтобы жить.

3.  Жизнь.

4.  Жизнь.

5.  Смерть близких.

6.  Жить.

7.  Все, кроме самой жизни.

8.  Их много. Всех не перечислишь. Радости приносит каждый день. Близкие люди, природа, многое другое.

9.  Быть Человеком.

10.  За то, что это жизнь человеческая.

Мы сравнивали, конечно, не только с этими лаконичными ответами, но и с высказываниями писателя в прессе и с пониманием счастья и смысла жизни его героями.

7-8 классы

Нас интересовало, есть ли общее в понимании смысла жизни учащимися 7-8 классов и екимовскими героями.

Мы построили диаграмму и сравнили процент ответов, отличающихся от понимания смысла жизни героями Екимова с процентом ответов, схожих с ними. Результат нас удивил: по девяти из десяти вопросов больше было общих ответов.

Давайте же рассмотрим, какие ценности на первом месте у младших подростков, и в чем именно они совпадают или не совпадают с ценностями героев произведений Екимова.  Проанализируем, в чем смысл жизни, для чего они живут, что такое для них счастье.

Анализируя ответы на вопросы учащихся 7-8 классов, мы получили следующие результаты:


Вопрос «В чем я вижу смысл жизни?»

Таблица важности ценностей, построенная по убыванию значимости

Ценности Кол-во ответов
1 Жить. Радоваться жизни 11
2 Достижение своих целей. 10
3 Получить образование. 9
4 Жениться (выйти замуж). 5
5 Любить. 3
6 Помогать другим людям. 3
7 Построить дом, посадить дерево и вырастить ребенка. 2
8 Работа. 2
9 Уважать тех, кто отдал жизнь за нас. 1
10 Беречь все лучшее. 1
11 Помогать родине. 1
12 Приносить радость людям. 1
13 Найти себя. 1
14 Чтобы тебя уважали. 1
15 Раскрыть талант. 1
16 Вырасти. 1
17 Счастье, благополучие и здоровье своей семьи. 1
18 Быть честным и справедливым человеком. 1
19 Радоваться обычным вещам. 1
20 Оставить какой-то след в мире. 1
21 Поиск открытий и познаний. 1

Смысл жизни, во-первых, ученики видят в самой жизни, в том, чтобы радоваться ей. Это абсолютное совпадение с Екимовым. Во-вторых, в достижении своих целей, в-третьих, в получении образования – это отличие. Только несколько человек увидели смысл жизни в том, чтобы любить, помогать людям, то есть, в деятельности не для себя, а для других. Были единичные ответы: «Приносить радость людям», «Помогать родине». Именно они близки деятельной доброте екимовских героев. Работу же в качестве смысла жизни определили всего 2 человека из 47, в то время как труд был одной из высших ценностей в произведениях Екимова.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.