Дипломная работа: Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций
1) безусловно, да – 13 процентов;
2) скорее да – 60 процентов
3) скорее нет – 20 процентов
4) безусловно, нет – 0 процентов
5) затрудняюсь ответить – 7 процентов
Следует
отметить высокую степень осведомленности опрошенных о нормативно – правовых
актах, касающихся взаимоотношений государства и религиозных организаций – 80
процентов.
На вопрос, что необходимо делать государству для
совершенствования восприятия населением религиозных организаций, большинство
респондентов (60 процентов) отметили, что необходимо религиозное воспитание в
детском саду, школе, институте, в семье и улучшение условий жизни религиозных
организаций. 33 процента отметили необходимость создания религиозных кружков,
организаций, клубов, проведение религиозно – культурного просвещения и 13
посчитали, что необходимо больше тем религиозной направленности в СМИ и больше
религиозных фильмов и литературы.
Необходимо отметить
абсолютное единодушие респондентов (100 процентов) в отношении необходимости
существования диалога между государством и религиозными организациями. Однако
подавляющее большинство (60 процентов) высказались против вовлечения религиозных
организаций в политические процессы, происходящие в стране.
Никто из респондентов не отметил существования
напряженной или критической межэтнической и межконфессиональной ситуации в
Республике Татарстан и в России в целом.
4.3 Нормативно-правовое обеспечение
выпускной квалификационной работы
Нормативно–правовое
обеспечение выпускной квалификационной работы составили различные правовые
акты. Традиционно в работе была использована нормативно-правовая литература,
документация трех уровней власти: федерального, регионального и местного.
Конституция
Российской Федерации – это основной закон страны, выполняющий роль
юридического фундамента и предусматривающий основы демократии. В статье 44
закреплено право участия в культурной жизни и пользования учреждениями
культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ.
Гражданский
Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 определяет правовое положение
участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления
права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной
деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных
прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные
и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и
имущественной самостоятельности участников.
Федеральный
закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации»
в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие
правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации
местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные
гарантии его осуществления.
Федеральный
закон № 125 от 26.09.97 “О свободе совести и религиозных объединениях”
регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу
совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных
объединений.
Закон
Республики Дагестан "О запрете ваххабитской и иной экстремистской
деятельности на территории Республики Дагестан" запрещает организацию и проведение
ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики
Дагестан.
Закон
Республики Дагестан "О свободе совести, свободе вероисповедания и
религиозных организациях" регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на
свободу совести и свободу вероисповедания на уровне Республики Дагестан, а
также правовое положение религиозных объединений Республики Дагестан.
Закон
Волгоградской области от 27 ноября 2001 г. "О защите прав граждан на
свободу совести и свободу вероисповедания на территории Волгоградской
области" регулирует
правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и
свободу вероисповедания на территории Волгоградской области, а также правовое
положение религиозных объединений на территории Волгоградской области.
Закон
Тюменской области от 8 февраля 2001 г. "О деятельности религиозных
объединений в Тюменской области" регулирует правовое положение религиозных объединений.
Федеральный
закон "Об альтернативной гражданской службе" регулирует отношения, связанные с
реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену
военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Указ
Президента Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 24 "О
предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу" определяет порядок предоставления
гражданам Российской Федерации отсрочки от призыва на военную службу и в связи
с сокращением срока военной службы по призыву.
4.4 Социологическое обеспечение
выпускной квалификационной работы
Программа
социологического исследования организационно–правовых аспектов взаимоотношений государства
и религиозных организаций
Обоснование проблемы исследования
Государственно-религиозные
отношения на протяжении многих веков выступают составной частью системы
общественных отношений любого общества. В силу
целого ряда специфических особенностей они могут быть отнесены к одному из
видов так называемых «синтетических» общественных отношений, которые
складываются в результате тесного взаимоотношений материальных и идеологических
связей в обществе. Эти отношения, будучи относительно самостоятельными,
находятся в тесной взаимосвязи с социально-экономическими, политическими и
нравственными отношениями. История свидетельствует, что они постоянно
развиваются и изменяются в зависимости от развития общества.
Законы и иные
нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие
реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также
деятельность религиозных объединений, должны соответствовать Федеральному
закону "О свободе совести и о религиозных объединениях". В случае
противоречия Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания
и по вопросам деятельности религиозных объединений действует Федеральный закон.
Это конкретизирует
применительно к предмету настоящего Федерального закона требования статей 71 и
72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми в ведении
Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и
гражданина, а в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации - только защита указанных прав и свобод. В то же время в области прав
человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания действуют и
другие федеральные законы.
В этой связи
представляется очень важным, чтобы принятие федеральных законов, действующих в
данной сфере, не порождало коллизий в самом федеральном законодательстве. С
другой стороны, не менее важной является проблема реализации федерального
законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях в субъектах
Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Право человека и
гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено
федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты
основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных
интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности
государства. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации
в зависимости от отношения к религии не допускается.
Подчеркнем, что на уровне муниципального образования “Нижнекамский
муниципальный район” не существует острых проблем в вопросах взаимодействия
государства и религиозных организаций, однако необходимость совершенствования
взаимодействия муниципальных органов власти и религиозных организаций существует
и в рамках Нижнекамского муниципального района.
Объект исследования: религиозные организации и связанные с ними государственные и муниципальные учреждения, находящиеся в рамках муниципального образования “Нижнекамский муниципальный район”. Предмет исследования: процесс формирования взаимоотношений государства и религиозных организаций.
Цель исследования: проанализировать организационно –
правовые аспекты взаимоотношений государства и религиозных организаций и
сформировать предложения по совершенствованию взаимоотношений.
Гипотеза исследования основывается на том, что в современной России, а также в большинстве регионов, отсутствует устойчивое, основанное на нормативно-правовых актах, взаимоотношение государства и религиозных организаций, а нередко подобное взаимоотношение выходит за рамки законодательства. Существующие федеральные законы и нормативно-правовые акты не всегда учитывают региональную специфику и зачастую не способствуют нормализации межконфессионадьных отношений.
Для утверждения или опровержения
гипотезы автор работы ставит следующие задачи:
- провести анализ федерального и регионального законодательства, касающегося различных аспектов деятельности религиозных объединений; - рассмотреть организационно-правовые аспекты взаимоотношений государства и религиозных организаций; - рассмотреть опыт совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций; - провести исследование взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций на примере Республики Татарстан; - выработать предложения по совершенствованию взаимоотношений государства и религиозных организаций.
Рабочий план исследования
представлен в таблице 2.
Основными методами сбора
информации являются анализ статистических данных, экспертный опрос, вторичный
анализ данных социологических исследований.
Таблица 1
Календарный план работы
Вид работы
|
Срок
|
1. Выбор темы и
составление библиографии |
с 5.01.08
по 27.01.08 |
2. Изучение состояния
разработанности проблемы в литературе |
с 27.01.08
по 10.02.08 |
3. Сбор фактического
материала |
с 26.01.08
по 22.03.08 |
4. Уточнение цели,
задач и обоснование концепции работы |
с 10.03.08
по 30.03.08 |
5. Обработка собранного
материала |
с 30.03.08 по
7.04.08 |
6. Подготовка текста
первой главы |
с 7.03.08
по 24.03.08 |
7. Подготовка текста
второй главы |
с 24.03.08
по 7.04.08 |
8. Подготовка текста
третьей главы |
с 7.04.08
по 21.04.08 |
9. Подготовка текста
четвертой главы |
с 21.04.08 по
5.05.08 |
10. Оформление работы |
с 15.05.08 по
05.06.08 |
Таблица 2
Рабочий
план подготовки и проведения социологического исследования
Наименование мероприятия |
Сроки выполнения |
Исполнитель |
Примечания |
1 Составление и утверждение
программы социологического исследования |
Январь |
Дипломант совместно с научным
руководителем |
|
2 Подготовка методического
инструментария |
Февраль |
Дипломант |
Тиражирование анкет в количестве 15
экземпляров |
3 Проведение социологического
исследования |
Март |
Дипломант совместно с научным
руководителем |
|
4 Подготовка анкеты для обработки |
Март |
Дипломант
|
|
5 Обработка собранной информации на
компьютере |
Март |
Дипломант |
|
6 Анализ результатов исследования |
Апрель |
Дипломант |
|
7 Обсуждение результатов
исследования |
Апрель |
Дипломант совместно с научным
руководителем |
|
8 Оформление отчета о проведении
исследования |
Апрель |
Дипломант |
|
Таблица 3
Логическая
структура инструментария
Операциональные понятия |
Индикаторы |
Тип шкалы измерения |
Номер вопроса в
анкете
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Оценка необходимости размещения
информации |
Факт необходимости |
ранговая |
1 |
Оценка необходимости религиозного
воспитания молодежи |
Факт необходимости |
ранговая |
2 |
Осведомленность респондента о
нормативно-правовых актах |
Оценка осведомленности |
номинальная |
3,4 |
Влияние религиозных организаций на
общество |
Степень влияния |
ранговая |
5 |
Оценка необходимости совершенствования взаимодействия
|
Факт взаимодействия |
номинальная |
6 |
Оценка необходимости диалога
государства и религиозных организаций |
Факт необходимости |
ранговая |
7 |
Формы диалога государства и
религиозных организаций |
Формы диалога |
номинальная |
8 |
Вовлечение религиозных организаций
в политические процессы |
Факт вовлечения |
ранговая |
9 |
Оценка межэтнических и
межконфессиональных отношений |
Характер отношений |
номинальная |
10 |
Проблемы разжигания межнациональной
напряженности |
Наличие напряженности |
ранговая |
11 |
Оценка активности государства по
урегулированию конфликтов |
Факт регулирования |
ранговая |
12 |
Оценка активности религиозных
организаций |
Наличие деятельности |
номинальная |
13 |
Пол |
Пол |
номинальная |
14 |
Возраст |
Число лет |
интервальная |
15 |
Образование |
Уровень образования |
ранговая |
16 |
Таблица 4
Логический анализ основных понятий
Интерпретация понятий |
Операционализация понятий |
Религия (от лат religo -
связывать, привязывать, заплетать) - это догматическая обрядовая система,
отражающая мировоззренческие позиции некоторого сообщества людей. |
Формы и методы воздействия на общество,
взаимоотношение с государственными организациями. Нормативно – правовая база
регулирования. |
Гражданин - лицо, принадлежащее на правовой
основе к определенному государству. По своему правовому положению гражданин
конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без
гражданства. Только гражданам принадлежат политические права и свободы. |
Нормативно – правовые акты
регулирования свободы вероисповедания. Противоречие международных,
федеральных и региональных законов о свободе совести и вероисповедания. |
Мировоззрение - это совокупность
идей о наиболее общих закономерностях и о наиболее общих проблемах жизни. Эту
совокупность идей можно называть также мировоззренческой информацией. |
Сущность, функции и способы
формирования мировоззрения. Роль государственных образовательных и
религиозных учреждений в формировании мировоззрения. |
Клерикализация -
общественно-политическое учение, требующее усиления роли церкви в
политической и духовной жизни общества, предполагающее ее права и возможности
предписывать обществу свои правила и нормы. |
Формы и способы взаимоотношений
государства и религиозных организаций, влияние региональных и исторических
особенностей на процесс взаимоотношений. |
Свобода совести - духовное и
юридическое право человека на выбор формы своего отношения к религии,
выражающееся в праве свободно выбирать и исповедывать ту или иную веру,
отправлять религиозные культы, распространять свои религиозные взгляды
индивидуально или совместно. |
ФЗ № 125 от 26.09.97 “О свободе
совести и религиозных объединениях”. Свобода прессы, отделение церкви от
государства и свобода религии. Федеральный и региональные законы. |
Религиозное объединение -
добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и
на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации,
образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и
обладающее соответствующими этой цели признаками. |
Способы и законность вовлечения в
религиозные объединения. Характеристика и классификация объединений. |
4.5 Компьютерное
обеспечение выпускной квалификационной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|