рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций

Экстремизм - явление политическое, угрожающее всей структуре общества. Работа по борьбе с этим злом должна вестись по всем направлениям всем обществом: государственными органами, религиозными и общественными организациями, научной интеллигенцией. Ведя борьбу с религиозным экстремизмом, государство в то же время строго соблюдает принципы свободы совести, провозглашенные в конституции и законах страны.

Республика Дагестан служит примером обеспечения полной свободы вероисповедания граждан. По сведениям Комитета Правительства РД по делам религий, в Дагестане функционируют 1594 мечети: 909 - Джума-мечетей, 571 - квартальная мечеть, 45 мечетей в селах, где не читают джума, 69 - молитвенных домов. В целом по республике приблизительно 170-180 тысяч мусульман регулярно посещают пятничные молитвы в мечетях. Религиозным обучением в республике охвачено около 14 тысяч человек.

В Дагестане действуют 17 исламских вузов. Во всех мусульманских вузах республики обучаются более двух с половиной тысяч юношей и девушек, а в 44-х их филиалах - почти столько же. 132 медресе и 245 начальных религиозных школ дают начальное и среднее религиозное образование дагестанской молодежи [51, с.32].

Таким образом, верующие Дагестана имеют возможность реализовать свои права на свободу вероисповедания в полном объеме и без ограничений, что является одним из важнейших признаков движения республики в направлении построения демократического правового общества.

3.2 Программа мероприятий по совершенствованию взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций

Конституция Российской Федерации среди других прав и свобод закрепила право каждого на свободу совести. В 1997 году был принят Федеральный закон N 125 "О свободе совести и о религиозных объединениях", закрепивший новые принципы отношений между государством и религиозными объединениями и гарантировавший равные права, связанные со свободой вероисповедания. При этом в указанном законе установлен приоритет международных договоров над внутренним законодательством в вопросах законодательства о свободе вероисповедания и религиозных объединениях.

Несмотря на прогрессивное законодательство, постсоветский опыт реальных государственно-конфессиональных отношений может быть охарактеризован не только с позитивной стороны. Период достаточно высокого уровня обеспечения религиозной свободы в первые годы независимости сменился периодом преимущественно ограничительной правоприменительной практики в религиозной сфере, попытками возврата к советским принципам отношений между государством и религиозными структурами, доминирования контрольно-разрешительных моментов в деятельности государственных органов. Общий рост религиозности населения и количества религиозных объединений самой различной вероисповедной направленности доставляет определенные проблемы государственным органам, которые плохо ориентируются в новой религиозной ситуации и стремятся решать возникающие проблемы испытанными административными инструментами [52, с.12].

Одна из причин отхода от демократических принципов в сторону ужесточения контроля государства за деятельностью религиозных объединений заключается в том, что до сегодняшнего момента не определен статус религии в современном обществе, сфера и границы её влияния на общественные процессы. Религия и религиозные организации, несмотря на признание их социальной и индивидуальной значимости, продолжают нередко рассматриваться как нечто чуждое и временное [53, с.5].

В республике и обществе отсутствуют ясно определенное видение роли религии в современном обществе, концептуальные основы государственной политики в религиозной сфере, что создает многочисленные проблемы и в законодательстве и в реальной практике отношений между государством и религиозными объединениями.

Республика Татарстан является многоконфессиональным образованием, местом проживания верующих и деятельности религиозных объединений самой различной вероисповедной направленности.

Граждане Республики Татарстан, других республик и государств и лица без гражданства равны перед законом по всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни независимо от их вероисповедной принадлежности и отношения к религии.

В Татарстане не существует государственной религии или государственного религиозного объединения. В соответствии с провозглашенным в законодательстве принципом равенства религиозных объединений, государство не отдает предпочтения какой-либо религии или религиозному объединению. Никакие религии, верующие или религиозные объединения не могут пользоваться привилегиями, льготами по сравнению с другими по причине их вероисповедной принадлежности.

Вероисповедная принадлежность не может быть причиной дискриминации граждан и религиозных объединений в реализации предоставленных им прав, доступе к социальным благам, судопроизводстве. Лица и организации, нарушающие принцип равноправия граждан, ограничивающие права или устанавливающие какие-либо преимущества в зависимости от отношения к религии, должны привлекаться к ответственности.

Обладая равными правами, все религиозные объединения имеют равные обязанности вне зависимости от вероисповедания и несут равную ответственность за совершаемые ими правонарушения на основаниях и в порядке установленных законом.

Республика одинаково относится к религиозным объединениям в вопросах государственной регистрации, получения разрешений на строительство, реконструкцию зданий, выделения земельных участков, предоставления возможностей проведения благотворительной и культурно-просветительской деятельности, религиозной деятельности, в том числе в отдельных государственных организациях (тюрьмах, больницах), доступа к средствам массовой информации и т.д. Запрещаются любые формы пропаганды религиозного превосходства в государственных средствах массовой информации. Государство и его органы способствуют тому, чтобы представители возможно большого количества религиозных объединений привлекались к проведению как общенациональных, так и местных общественных, культурных мероприятий. При этом следует исключать факты участия в крупных общественно-значимых событиях представителей лишь отдельных религий, тем самым нарушая принцип равенства религиозных объединений.

Республика также привлекает большое количество религиозных объединений для обсуждения нормативных правовых актов, касающихся вопросов религии.

Республика Татарстан принимает дальнейшие меры по развитию законодательства о свободе вероисповедания и деятельности религиозных объединений с целью последовательного обеспечения реализации данной свободы и создания правового режима существования религиозных объединений, позволяющего как удовлетворять религиозные потребности, так и заниматься социально - полезной деятельностью, сотрудничать с государством в решении социальных и иных проблем, стоящих перед обществом. Законодательство Республики Татарстан в области вероисповедания, на наш взгляд, должно строиться в соответствии с международно-правовыми актами, принципами и нормами международного права.

По мнению автора, в связи с изменяющимися социально – экономическими и правовыми условиями, необходимо периодически вносить изменения в действующий Закон 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях", с целью обеспечения дальнейших гарантий реализации права на свободу вероисповедания. В ходе подготовки изменений должна быть учтена специфика религиозных объединений как субъектов правовых отношений. В частности, следует пересмотреть типологию религиозных объединений, снизить сумму регистрационного сбора, более четко решить вопросы религиозного и связанного с религиозным образования. Республиканские власти допускают деятельность незарегистрированных религиозных объединений, при условии соответствия ее законодательству Республики Татарстан и осуществляет меры по созданию механизма учета как зарегистрированных, так и незарегистрированных объединений в регионе.

Правительством Республики Татарстан, по нашему мнению, должны быть предприняты меры по подготовке закона "Об альтернативной воинской службе", одной из целей которого должно быть согласование религиозных убеждений граждан и интересов государства.

Необходимо также подготовить новые нормативные акты и изменения действующих нормативных актов об упрощенных таможенных процедурах при получении и отправлении предметов религиозного культа и благотворительной (гуманитарной) помощи для религиозных объединений.

Республике необходимо и в дальнейшем придерживаться положения, что ограничения религиозных прав и свобод граждан могут предусматриваться только законом и только в той мере, в какой это необходимо в демократическом обществе в целях охраны общественного порядка и безопасности, жизни, здоровья, нравственности или прав и свобод других граждан и устанавливать эти ограничения в соответствии с международными стандартами в области свободы религии и убеждений.

По нашему мнению, в настоящий момент является актуальным формирование основных концепций региональной политики в области взаимоотношений государства (в лице республиканских и муниципальных органов власти) и религиозных организаций. Нами предлагаются следующие основные направления.

1. Республиканская политика в вопросах религиозного образования

Республике необходимо придерживаться принципа отделения государственной системы образования и воспитания от религиозных объединений и осуществления светского характера образования.

По нашему мнению, не следует допускать преподавание религиозных дисциплин в государственных образовательных учреждениях. При организации отдельных встреч и мероприятий (например, оказание благотворительной помощи) с представителями конфессий, администрации государственных учреждений образования следует принимать меры по недопущению религиозной пропаганды, оскорбления верующих и неуважительного отношения к другим конфессиям во время таких встреч.

Вместе с тем администрация и педагогический состав государственных учреждений образования должны уважать религиозные чувства учеников (воспитанников) и не могут заниматься антирелигиозной пропагандой, навязыванием атеистических убеждений, нарушать права учеников (воспитанников) и их родителей в зависимости от религиозных убеждений.

В республиканской системе образования и воспитания следует допускать преподавание дисциплин, связанных с религией, однако такое преподавание должно иметь не теологическую, а религиоведческую и культурологическую направленность и не может сопровождаться выполнением религиозных обрядов или пропагандой религиозной исключительности.

В негосударственной системе образования и воспитания целесообразно допускать преподавание и изучение религиозных и религиоведческих дисциплин на добровольных началах (за исключением негосударственных учреждений образования, созданных религиозными объединениями, в которых изучение религиозных и религиоведческих дисциплин может являться обязательным).

Религиозные объединения могут создавать учреждения образования как для предоставления светского образования, так и для подготовки религиозных служителей и предоставления религиозного образования. В первом случае они должны отвечать государственным стандартам, иметь лицензию и соблюдать другие правила, установленные в сфере образования. В случае создания учебного заведения исключительно для подготовки религиозных служителей и предоставления религиозного образования, деятельность такого заведения не будет лицензироваться государством, хотя учебное заведение обязано соблюдать определенные правила, установленные государством для общественных учреждений.

Религиозные объединения, на наш взгляд, должны иметь возможность создания воскресных школ, курсов, семинаров и других форм религиозного обучения, не требующих государственной регистрации и лицензирования, отправлять учеников (воспитанников) на обучение в соответствующие учебные заведения других стран. Государственные органы с привлечением органов (должностных лиц) по связям с религиозными объединениями будут иметь право в порядке, установленном законом, осуществлять проверки образовательной деятельности религиозных объединений, не вмешиваясь непосредственно в эту деятельность.

Государство должно уважать права родителей воспитывать детей в соответствии со своими убеждениями, равно как право ребенка иметь собственные религиозные или атеистические убеждения, отличные от убеждений родителей. Действия по принудительному привлечению детей к религии, сопряженные с физическим или иным противоправным воздействием, наказываются в соответствии с законодательством Республики. Родители могут приобщать детей к религии как в частном порядке, в том числе совместно с другими родителями, так и в различных заведениях, созданных религиозными объединениями, а также отправлять их для обучения в религиозные учебные заведения других стран.

2. Взаимоотношение государства и религиозных объединений в сфере благотворительности

Принцип отделения религиозных объединений от государства не означает полной изоляции государственных и религиозных институтов. Одной из сфер возможного сотрудничества двух социальных субъектов является благотворительность. Благотворительная деятельность является одним из важнейших видов деятельности любого религиозного объединения и государство признает значительный позитивный социальный потенциал религиозных организаций в делах благотворительности и социальной опеки.

Различные конфессиональные структуры имеют огромный опыт работы с людьми и организациями, требующими повышенного общественного внимания, в том числе с детьми и престарелыми, лицами страдающими различными заболеваниями, включая алкоголизм и наркоманию, бездомными и малоимущими. Даже сравнительно небольшой постсоветский период деятельности религиозных организаций показал огромную активность религиозных организаций в сфере благотворительности. Большинство религиозных объединений Республики Татарстан проводят благотворительные программы в различных формах.

С другой стороны, государственные органы в силу различных причин не всегда эффективно действуют в сфере благотворительности и социальной защиты. Таким образом, существует объективная потребность во взаимоотношении государственных и религиозных структур в вопросах благотворительности.

На наш взгляд, должны быть предприняты меры по предоставлению религиозным организациям больших организационно-правовых возможностей для осуществления благотворительной деятельности. В частности, в законодательстве необходимо закрепить право проводить такую деятельность как самостоятельно, так и через создаваемые ими структуры, а также в сотрудничестве с различными государственными и негосударственными организациями. В налоговом законодательстве следует закрепить льготы для организаций, занимающихся благотворительностью.

Государственным органам различных видов и уровней рекомендуется использовать возможности религиозных объединений в сфере благотворительности и при этом исключить любые проявления административного нажима и принуждения к такой деятельности. Позитивный опыт сотрудничества государства и религиозных объединения должен найти свое отражение в средствах массовой информации.

Благотворительная деятельность религиозных объединений будет осуществляться с уважением к религиозным или нерелигиозным чувствам граждан.

3. Обеспечение прав на свободу вероисповедания верующих, находящихся в учреждениях пенитенциарной системы и в Вооруженных Силах

Конституционным правом на свободу совести обладает каждый, находящийся на территории Республики Татарстан, включая лиц, чьи права и свободы в силу различных причин ограничены по сравнению с большинством населения Республики.

Одна из таких категорий граждан - лица, приговоренные к различным видам наказания, связанным с изоляцией от общества. Государство признает, что осужденные также имеют права на свободу совести и вероисповедания. Для обеспечения этого права государственным органам следует разрешать гражданам, находящимся в изоляции, получать и пользоваться религиозной литературой и предметами религиозного назначения, осуществлять религиозные обряды.

Администрация пенитенциарных учреждений будет устанавливать контакты с религиозными объединениями на соответствующей территории и при необходимости приглашать представителей этих объединений для отправления религиозных обрядов или церемоний. При этом должно сохраняться равное отношение к любым религиозным убеждениям осужденных. При достаточно большом количестве верующих одного вероисповедания на территории учреждения могут быть построены или приспособлены здания или помещения для религиозных служб.

Одной из задач пенитенциарных учреждений будет сотрудничество с религиозными объединениями, использование нравственного и духовного потенциала служителей различных религий, большого опыта работы религиозных объединений по исправлению и перевоспитанию осужденных. В рамках этого сотрудничества администрация и религиозные объединения будут проводить совместные мероприятия, включая благотворительные, просветительские, образовательные акции.

Специфика содержания лиц, изолированных от общества, требует учета режимных правил при отправлении религиозных обрядов осужденными и деятельности религиозных объединений. Однако режимные правила, ограничивающие права на свободу вероисповедания, должны применяться только там и тогда, где и когда это вызвано действительной необходимостью.

В соответствии с Конституцией Республики Татарстан, защита Республики Татарстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина и подавляющее большинство верующих достойно несут эту обязанность. При этом государство относится с уважением и пониманием к религиозным убеждениям верующих-военнослужащих, что проявляется в предоставлении возможностей отправления религиозных обрядов, пользования предметами культа и религиозной литературой с учетом особенностей несения военной службы и воинских уставов. Командование воинских частей и соединений не должно препятствовать акциям религиозных объединений, проводимым в руководимых ими подразделениях и направленных на патриотическое воспитание, укрепление морального духа военнослужащих, искоренение недостатков в межуставных отношениях. Там, где это вызвано необходимостью, командование воинских частей и соединений будет приглашать служителей религиозных объединений для отправления культа.

Вместе с тем, командирам следует с высокой степенью ответственности относиться к приглашению духовенства для освящения различной деятельности или объектов или для присутствия на воинских мероприятиях, учитывая разнообразные религиозные убеждения военнослужащих. Одна из задач командиров состоит в создании толерантной обстановки в воинских подразделениях, недопущении конфликтов на религиозной почве.

Государство осознает, что среди его граждан есть верующие, чьи убеждения не позволяют брать в руки оружие. Для согласования интересов государства и религиозных убеждений граждан, на наш взгляд, необходимо внести соответствующие поправки в закон об альтернативной военной службе, который позволит верующим исполнить свой гражданский долг без ущемления своих религиозных чувств. На период подготовки поправок к этому закону необходимо объявить мораторий на привлечение к уголовной ответственности за уклонение от военной службы.

4. Совершенствование деятельности государственных органов в отношениях с религиозными объединениями и верующими

В условиях, когда религиозные объединения признаются неотъемлемой и стабильной частью социальной структуры общества, а верующие - полноправными гражданами, для деятельности государственных органов принципиально важен перенос акцентов с односторонне-властных, надзорно-разрешительных функций на отношения сотрудничества и взаимопомощи. В современных условиях религиозные объединения должны рассматриваться как социальные партнеры, коллективная форма удовлетворения религиозных потребностей, а не как образования, чуждые социальному строю, за деятельностью которых требуется пристальное наблюдение. При этом государственные органы оставляют за собой право на применение властных функций в случаях правонарушений со стороны религиозных объединений и верующих.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.