Дипломная работа: Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций
22
апреля 2007 года были проведены спортивные состязания среди прихожан мечети
«Эй, егетлэр».
12-19
июля 2007 года организован летний загородный палаточный лагерь «Закамье-2007».
25
ноября 2007 года в физкультурно-оздоровительном комплексе «Батыр» состоялось
первенство Центральной соборной мечети по вольной борьбе среди молодых прихожан
мечети муниципального района.
В
декабре-январе 2007-2008 года проводится зимний турнир по футболу среди
мусульманских команд города Нижнекамска.
В связи
с празднованием Ураза-байрам и Курбан-байрам в Доме народного творчества,
татарском драматическом театре, концертном зале музыкального училища имени С. Сайдашева,
педагогическом училище, школах, детских дошкольных учреждениях проводились
праздничные мероприятия для детей и взрослого населения района.
В день
Курбан-байрам нуждающимся было роздано 514 кг мяса, 124 кг мяса и 30 000 рублей
были переданы в школы для проведения праздничных обедов. Денежные средства
(13000 рублей), полученные от сдачи шкур жертвенных животных также были розданы
малоимущим семьям.
В день
Ураза-байрам в качестве пожертвований было собрано 156 493 рубля, на которые
были приобретены продукты питания и отданы 454 нуждающимся, в том числе
организациям и обществам инвалидов, детскому дому центру социального
обслуживания «Милосердие».
Таким
образом, как благополучатель Центральная Соборная мечеть получает пожертвования
от физических и юридических лиц, которые используются на поддержание в рабочем
состоянии зданий и сооружений, оплату коммунальных и иных платежей, выплату
заработной платы сотрудникам и учителям, реализацию благотворительной
деятельности, тем самым мечеть выступает посредником между благотворителями и
благополучателями.
Благочинием
Нижнекамского муниципального района ведется духовно просветительская
деятельность вне культовых зданий по нескольким направлениям.
Необходимо
отметить миссионерскую деятельность в различных сферах человеческой
жизнедеятельности, таких как: силовые структуры (ГАИ, МВД), пожарные части,
сферы образования и культуры. В сфере образования в 2007 году были организованы
встречи с преподавательским составом средних школ, где обсуждались проблемы
воспитания и образования молодежи. В сфере культуры руководители православных
религиозных организаций неоднократно принимали участие в творческих вечерах с
участием творческих коллективов в разных номинациях, целью которых было
поддержание как духовного, так и материального развития детей с ограниченным
материальными и физическими возможностями.
Благочиние
несет послушание по миссионерскому служению среди осужденных ФГУ ИК № 4 ГУФСИН
РТ г. Нижнекамска. В молитвенной комнате исправительного учреждения
совершается: крещение, исповедь, причастие, панихида или молебен
водоосвящением. Так же проводятся катехизические беседы с осужденными, цель
которых является поддержать и духовно наставить на путь христианского спасения,
выпускаются газеты и листовки православного и противосектанского содержания,
организются бесплатные обеды, раздачи одежды, продуктов питания для малоимущих
граждан.
В связи
проведением православных религиозных праздников «Рождество Христово», «Пасха»,
«День Петра и Павла» ежегодно в Доме народного творчества, концертном зале
музыкального училища, в Доме культуры пос. Красный Ключ, школах и детских
дошкольных учреждениях проводятся мероприятия для детей и взрослого населения
района. Число участников ежегодно увеличивается.
Ведутся
регулярные мероприятия благотворительной, просветительской направленности,
совершаются поездки по святым местам.
Православный
бюллетень, выпускаемый при храме Святого преподобного Иоанна Кронштадского,
знакомит население с обычаями христиан, способствует формированию национального
самосознания, воспитанию толерантного отношения между людьми.
Лютеранская
община при немецком обществе «Дружба» проводит благотворительные акции по
оказанию помощи малоимущим пенсионерам и участвует в акции «Кирпичики»,
оказывая помощь в восстановлении лютеранской церкви Святой Екатерины в г.
Казани.
Религиозная
организация Христианская Евангельская церковь «Благая весть» г. Нижнекамска
оказывает благотворительную помощь детям-сиротам и детям из неблагополучных
семей, которые находятся в детской городской больнице № 2.
В целом
религиозная ситуация в Нижнекамском муниципальном районе устойчива.
Руководители религиозных организаций традиционной направленности согласуют свою
деятельность с руководителями Исполнительного комитета Нижнекамского
муниципального района и функционируют в соответствии с законами РФ и РТ «О
свободе совести» и «О религиозных объединениях», основополагающими принципами
их деятельности являются отделение религии от государства, невмешательство
религиозных объединений в дела государства и политику.
В городе
и районе случаи дискриминации и нарушения конституционных прав граждан по
национальному и межконфессиональному признаку не установлены.
Руководители
религиозных организаций Нижнекамского муниципального района ведут
целенаправленную работу в сфере противодействия распространению наркомании:
систематически посещают Нижнекамский наркологический диспансер,
лечебно-исправительные учреждения №1, №4, проводят проповеди с больными
наркоманией и алкоголизмом.
В
мусульманских молебных комнатах лечебно-исправительных колоний №1 и №4, и
православной молитвенной комнате исправительного учреждения ФГУ ИК №4 ГУФСИН РТ
среди осужденных проводится регулярная разъяснительная работа о вреде
наркотиков и аморального образа жизни.
Деятели духовенства принимают активное участие в
антинаркотических мероприятиях, проводимых в Нижнекамском муниципальном районе.
Например, в рамках реализации «Программы профилактики наркотизации и
формированию здорового образа жизни населения Нижнекамского муниципального
района в 2007 году» проводился антинаркотический проект «Мы - здоровое
поколение». В реализации данного проекта принимал участие настоятель храма
Иоана Кронштадского пос. Красный Ключ отец Георгий Святоключинский. Он выступал
перед молодежью города и сельских поселений, призывая к ведению здорового
образа жизни и отказу от вредных привычек.
Религиозные деятели регулярно встречаются со
старшеклассниками и студенчеством Нижнекамского муниципального района.
Наркозависимые больные ежегодно приглашаются на благотворительные обеды в дни
мусульманских праздников.
Необходимо
отметить те мероприятия, которые проводятся центральной соборной мечетью
направленные на борьбу и профилактику распространения наркомании:
-
молодежным
отделом соборной мечети регулярно проводятся собрания, встречи, беседы, где
пропагандируется здоровый образ жизни без наркотиков, спиртных напитков и
курения;
-
с этой же целью
организовываются однодневные семейные инедельные выезды на природу;
-
проводятся летние
духовно-нравственные лагеря для детейреспублики, где обучаются здоровому образу
жизни без вредныхпривычек;
-
сотрудничество с
наркодиспансером г. Нижнекамска, где проводятся встречи и беседы с пациентами
диспансера о вреде наркомании для души и тела;
-
приглашение
наркозависимых на благотворительные обеды в днимусульманских праздников [49].
Итак, на
сегодняшний день в Нижнекамском муниципальном районе сложилась устойчивая
система взаимоотношений в сфере этноконфессиональных отношений. Все религиозные
объединения и группы находятся в поле зрения Совета по взаимоотношению с
религиозными объединениями при Исполнительном комитете Нижнекамского
муниципального района.
На
территории города и района функционируют 43 религиозных организации и групп. Из
них мусульманских – 21, православных – 13 и протестантских – 9.
В
муниципальном районе создаются необходимые условия, способствующие строительству
культовых объектов традиционных конфессий, что, на наш взгляд, открывает новые
возможности для духовного возрождения общества.
Религиозным
организациям и верующим со стороны Исполнительного комитета муниципального
района оказывается всесторонняя помощь по проведение религиозных праздников.
В целом
религиозная ситуация в Нижнекамском муниципальном районе устойчива.
Руководители религиозных организаций согласуют свою деятельность с
руководителями Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района и
функционируют в соответствии с законами РФ и РТ «О свободе совести» и «О
религиозных объединениях», основополагающими принципами их деятельности
являются отделение религии от государства, невмешательство религиозных
объединений в дела государства и политику.
3. Направления совершенствования взаимоотношений
государства и религиозных организаций
3.1 Опыт
совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций на
примере республики Дагестан
Начало полному разделению церковных и государственных
институтов в Дагестане было положено 23 января 1918г., когда вскоре после
Октябрьской революции был принят Декрет СНК РСФСР "Об отделении церкви от
государства и школы от церкви". Декрет покончил с неравенством религий,
существовавшим в дореволюционной России, делением их на "высшие" и
"низшие", провозгласил отделение школы от церкви.
В центральной России отделение церкви от государства
прошло относительно быстро и безболезненно. Однако в Дагестане, как и в других
регионах страны, где традиционно был распространен ислам, осуществление
принципов, провозглашенных в декрете, шло более медленными темпами и
сопровождалось местной спецификой.
До революции в Дагестане было более 2000 мечетей, в
среднем приблизительно по одной мечети на каждый аул, считая и карликовые, с
несколькими дворами. Для сравнения, в центральных районах России одна церковь
приходилась на 10-12 тысяч человек. Мечетям в Дагестане принадлежало свыше
13700 десятин вакуфной земли. В 740 мусульманских школах училось 7500 детей, не
считая охваченных другими видами религиозного обучения. Дагестан был сложным в
этноконфессиональном плане краем. Помимо ислама, который исповедовали все
коренные национальности, кроме татов-иудеев, в Дагестане функционировали
десятки православных церквей, синагог, армяно-григорианских церквей.
Высокая степень религиозности дагестанского
населения имела свои исторические корни. Помимо причин социально-экономического
характера, объективно способствовала укреплению позиций ислама арабо-язычная
направленность культуры Дагестана. Одновременно с огромным отставанием светской
культуры грамотность населения досоветского Дагестана на основе арабской
графики и ее арабоязычная культура заслуживали самых высоких оценок.
Немаловажную роль в огромном влиянии религии на все
стороны жизни дагестанцев сыграла социальная природа самой мусульманской
религии, ее особенности: ни в одной из мировых и национальных религий
сакрализация бытовых отношений не достигла такой высокой степени, как в исламе.
Шариат представляет собой не только религиозное и каноническое право, но и
полный свод законов, включающий публичное, частное, личное и вещное право:
гражданское, уголовное и семейное право и даже санитарию и гигиену. Таким
образом, было много причин объективного и субъективного характера, способствовавших
глубокой религиозности дагестанского населения.
Вопрос об отделении церкви от государства и школы от
церкви в Дагестане был впервые поставлен на областной партийной конференции в
конце ноября 1921 г. После острых дискуссий и всестороннего обсуждения
конференция признала своевременным издание декрета об отделении церкви от
государства и школы от церкви и поручила СНК ДАССР издать его и проводить в
жизнь умело и поэтапно.
Выполнение этого решения шло в Дагестане непросто,
сопровождалось рядом особенностей и имело немало отличий от общего процесса,
происходившего в центральной России при осуществлении декрета СНК РСФСР
"Об отделении церкви от государства и школы от церкви". Принцип
отделения церкви от государства впервые был закреплен в первой Конституции
ДАССР, принятой Первым Вседагестанским учредительным съездом Советов рабочих,
крестьянских, батрацких, красноармейских и матросских депутатов 5 декабря 1921
г. Пункт 7 Конституции ДАССР полностью соответствовал статье 13 Конституции
РСФСР и гласил: "В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы
совести, церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода
религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами".
Конституция провозгласила отделение церкви от государства,
а на практике осуществление этого акта растянулось на годы и шло поэтапно,
через ряд промежуточных решений и постановлений. Формы, методы и темпы
конституционно-правового обеспечения свободы совести в первые годы советской
власти существенно отличались от таковых в центральной России. Первым же своим
пунктом провозгласив отделение церкви от государства, декрет СНК от 23 января
1918г. разграничил сферу государственной и религиозной деятельности. [50,
с.11].
Так же постепенно введение актов гражданского
состояния мусульманской части населения Дагестана было передано из ведения
духовенства советским отделам записи актов гражданского состояния. В первые
годы советской власти в силу ряда причин в Дагестане оставались
ненационализированными вакуфные земли и имущество, являвшиеся экономической
опорой мечети. До революции в Дагестане мечети принадлежало свыше 13 тысяч
десятин вакуфных земель, и это при остром земельном голоде. Эти земли сдавались
в аренду крестьянам и приносили мечети огромный доход. В 1926 - 1927 гг. доходы
дагестанского духовенства от вакуфов и закиятов (ежегодных взносов верующих
мечети) составили 1,5 млн. руб. Для сравнения: единый сельскохозяйственный
налог за этот год по всему Дагестану исчислялся лишь в 538 тыс. руб., т.е. в 3
раза меньше.
Декрет "О земле" и декрет "Об
отделении церкви от государства и школы от церкви" еще в 1917-1918 годах
однозначно решили вопрос национализации церковных земель. Однако только 23
января 1927 года ЦИК и СНК ДАССР приняли постановление "О национализации
вакуфного имущества". Имущество, имеющее историко-художественное значение,
подлежало передаче народному комиссариату просвещения, имущество простого
материального характера подлежало передаче как в непосредственную эксплуатацию
АОВ (аульских обществ взаимопомощи), так и через последние - малоземельным и
безземельным трудовым хозяйствам сельских обществ. К ноябрю 1927 года в целом
по Дагестану было изъято вакуфного имущества на общую сумму 212702 руб., а
также 6958 десятин земельных угодий, 42 мельницы, 88 домов и здания 5 медресе.
5500 десятин были распределены среди бедноты. Процесс изъятия вакуфного
имущества продолжался и после 1927 года.
Мероприятия советской власти по национализации
вакуфов многочисленное дагестанское духовенство встретило открытым сопротивлением.
Оно скрывало вакуфные земли и имущество, организовывало массовые выступления
против изъятия вакуфов. Органы ЧК в Дагестане к 1928 году зарегистрировали до
150 таких выступлений. Нередко при этом причиной являлись многочисленные ошибки
и перегибы, допускавшиеся при конфискации вакуфного имущества местными
органами.
В некоторых местах вместе с вакуфным отбирали и
культовое имущество мечетей. Это не могло не вызвать недовольства людей. В
1928-29 гг. вакуфная кампания вступила в завершающую стадию. В ноябре 1929 г.
был проведен месячник по изъятию вакуфного имущества - его было изъято на 1.5
млн. руб. Окончательно вакуфное землевладение было ликвидировано при
осуществлении земельно-водной реформы в конце 20-х годов.
Вопрос о массовой атеистической работе в Дагестане
был поставлен на объединенном пленуме ДК и ДКК в феврале 1928 г., впервые
специально обсуждавшем вопрос о мусульманском духовенстве. С этого времени
атеистическая пропаганда стала носить всеохватывающий характер. Допускалось все
больше и больше ошибок и искривлений в религиозном вопросе. Стали
игнорироваться местные особенности, методы административные пришли на смену
идейной работе. Сама идея необходимости учета местной специфики при решении
религиозного вопроса стала подвергаться гонениям. А те дагестанские партийные и
советские работники, которые поддерживали эту идею, были позднее репрессированы
и объявлены врагами народа.
К концу 20-х годов религиозный актив в Дагестане был
по-прежнему очень велик. По данным Дагестанского областного Совета СВБ (Союза
воинствующих безбожников), в 1930г. в республике было: мечетей - 2000, мулл -
2500, муталимов - 2000, а также несколько десятков тысяч мюридов во главе с
шейхами. Кроме того, в Дагестане действовали 8 еврейских синагог, 1 польский
костел, 2 армянские церкви, 1 немецкий молитвенный дом и 19 православных
церквей. В отдельных районах, особенно в отдаленных аулах, продолжали
действовать религиозные школы, где муллы обучали за плату Корану и арабскому
языку. В Дербентском районе существовали также хейдеры для обучения еврейских
детей.
Такое положение дел никак не совмещалось со
сложившимся к 30-м годам у большинства партработников мнением о безусловной
вредности религии как пережитка буржуазного общества, и необходимости
быстрейшего ее изживания. Поэтому с этого времени начинается форсирование
антирелигиозной работы.
Со второй половины 30-х годов начался неоправданно
быстрый рост количества закрывающихся мечетей и других молитвенных домов. Страх
подвергнуться преследованиям, репрессиям не позволяли людям выступать против
решения о закрытии того или иного молитвенного здания, хотя они и не были
согласны с ним. Отсюда - подписи в протоколах общих сходов и голосование
"за" закрытие мечетей. Например, только на одном заседании комиссии
по делам культов при Президиуме ЦИК ДАССР (действовала с июля 1931 г.) 25
ноября 1936 года было заслушано и удовлетворено ходатайство Акушинского
райисполкома о закрытии сразу 39 (!) мечетей.
В результате усиленной кампании к началу Великой
Отечественной войны в Дагестане, согласно официальным источникам, не осталось
ни одной действующей мечети. По данным ЦГА РД, в 1937 году в Дагестане было
закрыто 101 молитвенное здание, в 1938 г. - 136, в 1939 - 125, в 1940 - 33, в
1941 - 9. На 30-е годы приходится наиболее активная антирелигиозная пропаганда
среди дагестанского населения.
Лишь с началом Великой Отечественной войны отношение
к церкви, мечети претерпело некоторые изменения. Патриотическую позицию,
занятую практически всеми религиозными организациями страны, их помощь в организации
отпора врагу невозможно было игнорировать, и руководство страны пошло на
некоторые шаги по улучшению положения религиозных организаций и нормализации
государственно-церковных отношений. Шагом навстречу верующим во время войны
было воссоздание старых и создание новых религиозных центров, в том числе и
ДУМСКа - Духовного управления мусульман Северного Кавказа.
В мае 1944 г. в г. Буйнакск состоялся съезд
представителей мусульманских объединений Северного Кавказа, на котором был
разработан и утвержден устав внутреннего устройства ДУМСКа, определявший его
структуру и компетенцию.
До 1945 г. в Дагестане не было официально
зарегистрированной действующей мечети. Все недействующие молитвенные здания
были заняты под клубы, склады, школы, а то и просто пустовали. Данные ЦГА РД
свидетельствуют, что лишь в 1945 году начали открываться первые молитвенные
здания. На 1 января 1951 года в Дагестане действовали уже 28 молитвенных
зданий. Из них 26 мечетей и 2 синагоги. Обслуживали их 57 служителей культа. За
короткий промежуток времени восстанавливались мечети, безбоязненно стали
исполняться религиозные обряды.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|