рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций

22 апреля 2007 года были проведены спортивные состязания среди прихожан мечети «Эй, егетлэр».

12-19 июля 2007 года организован летний загородный палаточный лагерь «Закамье-2007».

25 ноября 2007 года в физкультурно-оздоровительном комплексе «Батыр» состоялось первенство Центральной соборной мечети по вольной борьбе среди молодых прихожан мечети муниципального района.

В декабре-январе 2007-2008 года проводится зимний турнир по футболу среди мусульманских команд города Нижнекамска.

В связи с празднованием Ураза-байрам и Курбан-байрам в Доме народного творчества, татарском драматическом театре, концертном зале музыкального училища имени С. Сайдашева, педагогическом училище, школах, детских дошкольных учреждениях проводились праздничные мероприятия для детей и взрослого населения района.

В день Курбан-байрам нуждающимся было роздано 514 кг мяса, 124 кг мяса и 30 000 рублей были переданы в школы для проведения праздничных обедов. Денежные средства (13000 рублей), полученные от сдачи шкур жертвенных животных также были розданы малоимущим семьям.

В день Ураза-байрам в качестве пожертвований было собрано 156 493 рубля, на которые были приобретены продукты питания и отданы 454 нуждающимся, в том числе организациям и обществам инвалидов, детскому дому центру социального обслуживания «Милосердие».

Таким образом, как благополучатель Центральная Соборная мечеть получает пожертвования от физических и юридических лиц, которые используются на поддержание в рабочем состоянии зданий и сооружений, оплату коммунальных и иных платежей, выплату заработной платы сотрудникам и учителям, реализацию благотворительной деятельности, тем самым мечеть выступает посредником между благотворителями и благополучателями.

Благочинием Нижнекамского муниципального района ведется духовно просветительская деятельность вне культовых зданий по нескольким направлениям.

Необходимо отметить миссионерскую деятельность в различных сферах человеческой жизнедеятельности, таких как: силовые структуры (ГАИ, МВД), пожарные части, сферы образования и культуры. В сфере образования в 2007 году были организованы встречи с преподавательским составом средних школ, где обсуждались проблемы воспитания и образования молодежи. В сфере культуры руководители православных религиозных организаций неоднократно принимали участие в творческих вечерах с участием творческих коллективов в разных номинациях, целью которых было поддержание как духовного, так и материального развития детей с ограниченным материальными и физическими возможностями.

Благочиние несет послушание по миссионерскому служению среди осужденных ФГУ ИК № 4 ГУФСИН РТ г. Нижнекамска. В молитвенной комнате исправительного учреждения совершается: крещение, исповедь, причастие, панихида или молебен водоосвящением. Так же проводятся катехизические беседы с осужденными, цель которых является поддержать и духовно наставить на путь христианского спасения, выпускаются газеты и листовки православного и противосектанского содержания, организются бесплатные обеды, раздачи одежды, продуктов питания для малоимущих граждан.

В связи проведением православных религиозных праздников «Рождество Христово», «Пасха», «День Петра и Павла» ежегодно в Доме народного творчества, концертном зале музыкального училища, в Доме культуры пос. Красный Ключ, школах и детских дошкольных учреждениях проводятся мероприятия для детей и взрослого населения района. Число участников ежегодно увеличивается.

Ведутся регулярные мероприятия благотворительной, просветительской направленности, совершаются поездки по святым местам.

Православный бюллетень, выпускаемый при храме Святого преподобного Иоанна Кронштадского, знакомит население с обычаями христиан, способствует формированию национального самосознания, воспитанию толерантного отношения между людьми.

Лютеранская община при немецком обществе «Дружба» проводит благотворительные акции по оказанию помощи малоимущим пенсионерам и участвует в акции «Кирпичики», оказывая помощь в восстановлении лютеранской церкви Святой Екатерины в г. Казани.

Религиозная организация Христианская Евангельская церковь «Благая весть» г. Нижнекамска оказывает благотворительную помощь детям-сиротам и детям из неблагополучных семей, которые находятся в детской городской больнице № 2.

В целом религиозная ситуация в Нижнекамском муниципальном районе устойчива. Руководители религиозных организаций традиционной направленности согласуют свою деятельность с руководителями Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района и функционируют в соответствии с законами РФ и РТ «О свободе совести» и «О религиозных объединениях», основополагающими принципами их деятельности являются отделение религии от государства, невмешательство религиозных объединений в дела государства и политику.

В городе и районе случаи дискриминации и нарушения конституционных прав граждан по национальному и межконфессиональному признаку не установлены.

Руководители религиозных организаций Нижнекамского муниципального района ведут целенаправленную работу в сфере противодействия распространению наркомании: систематически посещают Нижнекамский наркологический диспансер, лечебно-исправительные учреждения №1, №4, проводят проповеди с больными наркоманией и алкоголизмом.

В мусульманских молебных комнатах лечебно-исправительных колоний №1 и №4, и православной молитвенной комнате исправительного учреждения ФГУ ИК №4 ГУФСИН РТ среди осужденных проводится регулярная разъяснительная работа о вреде наркотиков и аморального образа жизни.

Деятели духовенства принимают активное участие в антинаркотических мероприятиях, проводимых в Нижнекамском муниципальном районе. Например, в рамках реализации «Программы профилактики наркотизации и формированию здорового образа жизни населения Нижнекамского муниципального района в 2007 году» проводился антинаркотический проект «Мы - здоровое поколение». В реализации данного проекта принимал участие настоятель храма Иоана Кронштадского пос. Красный Ключ отец Георгий Святоключинский. Он выступал перед молодежью города и сельских поселений, призывая к ведению здорового образа жизни и отказу от вредных привычек.

Религиозные деятели регулярно встречаются со старшеклассниками и студенчеством Нижнекамского муниципального района. Наркозависимые больные ежегодно приглашаются на благотворительные обеды в дни мусульманских праздников.

Необходимо отметить те мероприятия, которые проводятся центральной соборной мечетью направленные на борьбу и профилактику распространения наркомании:

-    молодежным отделом соборной мечети регулярно проводятся собрания, встречи, беседы, где пропагандируется здоровый образ жизни без наркотиков, спиртных напитков и курения;

-    с этой же целью организовываются однодневные семейные инедельные выезды на природу;

-    проводятся летние духовно-нравственные лагеря для детейреспублики, где обучаются здоровому образу жизни без вредныхпривычек;

-    сотрудничество с наркодиспансером г. Нижнекамска, где проводятся встречи и беседы с пациентами диспансера о вреде наркомании для души и тела;

-    приглашение наркозависимых на благотворительные обеды в днимусульманских праздников [49].

Итак, на сегодняшний день в Нижнекамском муниципальном районе сложилась устойчивая система взаимоотношений в сфере этноконфессиональных отношений. Все религиозные объединения и группы находятся в поле зрения Совета по взаимоотношению с религиозными объединениями при Исполнительном комитете Нижнекамского муниципального района.

На территории города и района функционируют 43 религиозных организации и групп. Из них мусульманских – 21, православных – 13 и протестантских – 9.

В муниципальном районе создаются необходимые условия, способствующие строительству культовых объектов традиционных конфессий, что, на наш взгляд, открывает новые возможности для духовного возрождения общества.

Религиозным организациям и верующим со стороны Исполнительного комитета муниципального района оказывается всесторонняя помощь по проведение религиозных праздников.

В целом религиозная ситуация в Нижнекамском муниципальном районе устойчива. Руководители религиозных организаций согласуют свою деятельность с руководителями Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района и функционируют в соответствии с законами РФ и РТ «О свободе совести» и «О религиозных объединениях», основополагающими принципами их деятельности являются отделение религии от государства, невмешательство религиозных объединений в дела государства и политику.


3. Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций

3.1 Опыт совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций на примере республики Дагестан

Начало полному разделению церковных и государственных институтов в Дагестане было положено 23 января 1918г., когда вскоре после Октябрьской революции был принят Декрет СНК РСФСР "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". Декрет покончил с неравенством религий, существовавшим в дореволюционной России, делением их на "высшие" и "низшие", провозгласил отделение школы от церкви.

В центральной России отделение церкви от государства прошло относительно быстро и безболезненно. Однако в Дагестане, как и в других регионах страны, где традиционно был распространен ислам, осуществление принципов, провозглашенных в декрете, шло более медленными темпами и сопровождалось местной спецификой.

До революции в Дагестане было более 2000 мечетей, в среднем приблизительно по одной мечети на каждый аул, считая и карликовые, с несколькими дворами. Для сравнения, в центральных районах России одна церковь приходилась на 10-12 тысяч человек. Мечетям в Дагестане принадлежало свыше 13700 десятин вакуфной земли. В 740 мусульманских школах училось 7500 детей, не считая охваченных другими видами религиозного обучения. Дагестан был сложным в этноконфессиональном плане краем. Помимо ислама, который исповедовали все коренные национальности, кроме татов-иудеев, в Дагестане функционировали десятки православных церквей, синагог, армяно-григорианских церквей.

Высокая степень религиозности дагестанского населения имела свои исторические корни. Помимо причин социально-экономического характера, объективно способствовала укреплению позиций ислама арабо-язычная направленность культуры Дагестана. Одновременно с огромным отставанием светской культуры грамотность населения досоветского Дагестана на основе арабской графики и ее арабоязычная культура заслуживали самых высоких оценок.

Немаловажную роль в огромном влиянии религии на все стороны жизни дагестанцев сыграла социальная природа самой мусульманской религии, ее особенности: ни в одной из мировых и национальных религий сакрализация бытовых отношений не достигла такой высокой степени, как в исламе. Шариат представляет собой не только религиозное и каноническое право, но и полный свод законов, включающий публичное, частное, личное и вещное право: гражданское, уголовное и семейное право и даже санитарию и гигиену. Таким образом, было много причин объективного и субъективного характера, способствовавших глубокой религиозности дагестанского населения.

Вопрос об отделении церкви от государства и школы от церкви в Дагестане был впервые поставлен на областной партийной конференции в конце ноября 1921 г. После острых дискуссий и всестороннего обсуждения конференция признала своевременным издание декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви и поручила СНК ДАССР издать его и проводить в жизнь умело и поэтапно.

Выполнение этого решения шло в Дагестане непросто, сопровождалось рядом особенностей и имело немало отличий от общего процесса, происходившего в центральной России при осуществлении декрета СНК РСФСР "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". Принцип отделения церкви от государства впервые был закреплен в первой Конституции ДАССР, принятой Первым Вседагестанским учредительным съездом Советов рабочих, крестьянских, батрацких, красноармейских и матросских депутатов 5 декабря 1921 г. Пункт 7 Конституции ДАССР полностью соответствовал статье 13 Конституции РСФСР и гласил: "В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести, церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами".

Конституция провозгласила отделение церкви от государства, а на практике осуществление этого акта растянулось на годы и шло поэтапно, через ряд промежуточных решений и постановлений. Формы, методы и темпы конституционно-правового обеспечения свободы совести в первые годы советской власти существенно отличались от таковых в центральной России. Первым же своим пунктом провозгласив отделение церкви от государства, декрет СНК от 23 января 1918г. разграничил сферу государственной и религиозной деятельности. [50, с.11].

Так же постепенно введение актов гражданского состояния мусульманской части населения Дагестана было передано из ведения духовенства советским отделам записи актов гражданского состояния. В первые годы советской власти в силу ряда причин в Дагестане оставались ненационализированными вакуфные земли и имущество, являвшиеся экономической опорой мечети. До революции в Дагестане мечети принадлежало свыше 13 тысяч десятин вакуфных земель, и это при остром земельном голоде. Эти земли сдавались в аренду крестьянам и приносили мечети огромный доход. В 1926 - 1927 гг. доходы дагестанского духовенства от вакуфов и закиятов (ежегодных взносов верующих мечети) составили 1,5 млн. руб. Для сравнения: единый сельскохозяйственный налог за этот год по всему Дагестану исчислялся лишь в 538 тыс. руб., т.е. в 3 раза меньше.

Декрет "О земле" и декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" еще в 1917-1918 годах однозначно решили вопрос национализации церковных земель. Однако только 23 января 1927 года ЦИК и СНК ДАССР приняли постановление "О национализации вакуфного имущества". Имущество, имеющее историко-художественное значение, подлежало передаче народному комиссариату просвещения, имущество простого материального характера подлежало передаче как в непосредственную эксплуатацию АОВ (аульских обществ взаимопомощи), так и через последние - малоземельным и безземельным трудовым хозяйствам сельских обществ. К ноябрю 1927 года в целом по Дагестану было изъято вакуфного имущества на общую сумму 212702 руб., а также 6958 десятин земельных угодий, 42 мельницы, 88 домов и здания 5 медресе. 5500 десятин были распределены среди бедноты. Процесс изъятия вакуфного имущества продолжался и после 1927 года.

Мероприятия советской власти по национализации вакуфов многочисленное дагестанское духовенство встретило открытым сопротивлением. Оно скрывало вакуфные земли и имущество, организовывало массовые выступления против изъятия вакуфов. Органы ЧК в Дагестане к 1928 году зарегистрировали до 150 таких выступлений. Нередко при этом причиной являлись многочисленные ошибки и перегибы, допускавшиеся при конфискации вакуфного имущества местными органами.

В некоторых местах вместе с вакуфным отбирали и культовое имущество мечетей. Это не могло не вызвать недовольства людей. В 1928-29 гг. вакуфная кампания вступила в завершающую стадию. В ноябре 1929 г. был проведен месячник по изъятию вакуфного имущества - его было изъято на 1.5 млн. руб. Окончательно вакуфное землевладение было ликвидировано при осуществлении земельно-водной реформы в конце 20-х годов.

Вопрос о массовой атеистической работе в Дагестане был поставлен на объединенном пленуме ДК и ДКК в феврале 1928 г., впервые специально обсуждавшем вопрос о мусульманском духовенстве. С этого времени атеистическая пропаганда стала носить всеохватывающий характер. Допускалось все больше и больше ошибок и искривлений в религиозном вопросе. Стали игнорироваться местные особенности, методы административные пришли на смену идейной работе. Сама идея необходимости учета местной специфики при решении религиозного вопроса стала подвергаться гонениям. А те дагестанские партийные и советские работники, которые поддерживали эту идею, были позднее репрессированы и объявлены врагами народа.

К концу 20-х годов религиозный актив в Дагестане был по-прежнему очень велик. По данным Дагестанского областного Совета СВБ (Союза воинствующих безбожников), в 1930г. в республике было: мечетей - 2000, мулл - 2500, муталимов - 2000, а также несколько десятков тысяч мюридов во главе с шейхами. Кроме того, в Дагестане действовали 8 еврейских синагог, 1 польский костел, 2 армянские церкви, 1 немецкий молитвенный дом и 19 православных церквей. В отдельных районах, особенно в отдаленных аулах, продолжали действовать религиозные школы, где муллы обучали за плату Корану и арабскому языку. В Дербентском районе существовали также хейдеры для обучения еврейских детей.

Такое положение дел никак не совмещалось со сложившимся к 30-м годам у большинства партработников мнением о безусловной вредности религии как пережитка буржуазного общества, и необходимости быстрейшего ее изживания. Поэтому с этого времени начинается форсирование антирелигиозной работы.

Со второй половины 30-х годов начался неоправданно быстрый рост количества закрывающихся мечетей и других молитвенных домов. Страх подвергнуться преследованиям, репрессиям не позволяли людям выступать против решения о закрытии того или иного молитвенного здания, хотя они и не были согласны с ним. Отсюда - подписи в протоколах общих сходов и голосование "за" закрытие мечетей. Например, только на одном заседании комиссии по делам культов при Президиуме ЦИК ДАССР (действовала с июля 1931 г.) 25 ноября 1936 года было заслушано и удовлетворено ходатайство Акушинского райисполкома о закрытии сразу 39 (!) мечетей.

В результате усиленной кампании к началу Великой Отечественной войны в Дагестане, согласно официальным источникам, не осталось ни одной действующей мечети. По данным ЦГА РД, в 1937 году в Дагестане было закрыто 101 молитвенное здание, в 1938 г. - 136, в 1939 - 125, в 1940 - 33, в 1941 - 9. На 30-е годы приходится наиболее активная антирелигиозная пропаганда среди дагестанского населения.

Лишь с началом Великой Отечественной войны отношение к церкви, мечети претерпело некоторые изменения. Патриотическую позицию, занятую практически всеми религиозными организациями страны, их помощь в организации отпора врагу невозможно было игнорировать, и руководство страны пошло на некоторые шаги по улучшению положения религиозных организаций и нормализации государственно-церковных отношений. Шагом навстречу верующим во время войны было воссоздание старых и создание новых религиозных центров, в том числе и ДУМСКа - Духовного управления мусульман Северного Кавказа.

В мае 1944 г. в г. Буйнакск состоялся съезд представителей мусульманских объединений Северного Кавказа, на котором был разработан и утвержден устав внутреннего устройства ДУМСКа, определявший его структуру и компетенцию.

До 1945 г. в Дагестане не было официально зарегистрированной действующей мечети. Все недействующие молитвенные здания были заняты под клубы, склады, школы, а то и просто пустовали. Данные ЦГА РД свидетельствуют, что лишь в 1945 году начали открываться первые молитвенные здания. На 1 января 1951 года в Дагестане действовали уже 28 молитвенных зданий. Из них 26 мечетей и 2 синагоги. Обслуживали их 57 служителей культа. За короткий промежуток времени восстанавливались мечети, безбоязненно стали исполняться религиозные обряды.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.