Дипломная работа: Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций
По вопросу,
касающемуся предоставления священнослужителям отсрочки от призыва на военную
службу, действуют Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2002 г. N
24 "О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную
службу" и Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января
2003 г. N 51 "Об утверждении Положения о предоставлении священнослужителям
отсрочки от призыва на военную службу".
В частности,
Президент Российской Федерации своим Указом в соответствии со ст. 24
Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и ст. 3
Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"
постановил предоставлять по просьбам религиозных организаций отсрочку от
призыва на военную службу священнослужителям (до 300 человек), получившим в
установленном в конфессиях порядке духовный сан (звание) и занимающим в
религиозных организациях соответствующие должности, при условии, что
религиозные организации не имеют возможности заменить их на этих должностях
иными лицами на время исполнения обязанностей священнослужителя. Правительство
Российской Федерации в соответствии с настоящим Указом определяет порядок
предоставления отсрочки от призыва на военную службу священнослужителям [29,
с.71].
В соответствии с
Законом никто не обязан сообщать о своем отношении к религии, и не может быть
подвергнут принуждению при определении своего отношения к религии, к
исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в
богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности
религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних
в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле
и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих [30, с.12].
Запрет на
вовлечение в религиозные объединения и обучение религии малолетних
(несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, ст. 28 Гражданского кодекса
Российской Федерации) вопреки их воле и без согласия их родителей согласуется с
положениями ст. 26 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.,
согласно которой родители имеют право приоритета в выборе вида образования для
своих малолетних детей; ст. 5 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и
дискриминации на основе религии или убеждений от 25 ноября 1981 г., в
соответствии, с которой каждый ребенок имеет право на доступ к образованию в
области религии или убеждений в соответствии с желанием его родителей или в
соответствующих случаях законных опекунов и не принуждается к обучению в
области религии или убеждений вопреки желаниям его родителей или законных
опекунов, причем руководящим принципом являются интересы ребенка [31, с.20].
Принципы,
провозглашенные в Итоговом документе Венской встречи представителей государств
- участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 15 января
1989 г. (п. 16.7), обязывают уважать среди прочего свободу родителей обеспечивать
религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими
собственными убеждениями. Эти принципы закреплены в ряде других международных
правовых актов об уважении права родителей и лиц, их заменяющих, воспитывать
детей в соответствии со своими собственными убеждениями и своим отношением к
религии.
В случае если
родители по-разному относятся к религии, договоренность по вопросу о
религиозном воспитании детей является внутрисемейным делом. Вместе с тем если
ребенок добровольно участвует в богослужениях с одним из родителей без согласия
другого, то определяющим является желание ребенка и отсутствие принуждения.
Воспрепятствование
осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе
сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан
в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с
уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких
действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом.
Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений,
оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного
почитания запрещаются.
В соответствии со
ст. 148 Уголовного кодекса Российской Федерации незаконное воспрепятствование
деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо
исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех
месяцев [32].
Так, например
тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к
ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали
известны ему из исповеди. Это соответствует ст. 51 Конституции Российской
Федерации, часть 2 которой предусматривает установление Федеральным законом
иных случаев освобождения от обязанности давать свидетельские показания, кроме
указанных в самой Конституции. Данное положение нашло отражение и в статье 56
Уголовно-процессуального кодекса РФ, в соответствии с которой священнослужитель
не подлежит допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему
известными из исповеди.
Под запретом
оскорбления религиозных чувств граждан необходимо понимать оскорбление граждан
в связи с их отношением к религии, с их религиозными чувствами. Не имеют
юридического содержания понятия "религиозные чувства граждан" и их
"оскорбление", так как, с одной стороны, экстремистски настроенные
религиозные деятели и фанатично верующие люди могут объявить оскорбляющими их
религиозные чувства любые мероприятия, тексты и изображения, не вытекающие из
их вероучения или расходящиеся с ним, а с другой стороны, могут быть
предприняты попытки истолковать это положение закона так, будто нельзя
оскорблять религиозные чувства граждан только вблизи объектов религиозного
поклонения, а в других местах это допустимо.
Не существует и
юридически определенного содержания термина "вблизи". Необходимо
исходить из того, что на ограде церкви, внутри церковной ограды или в самом
храме, безусловно, нельзя. На практике за оскорбительными мероприятиями,
текстами и изображениями чаще всего стоят действия конкурирующих религиозных
организаций. Поэтому вряд ли разумно в непосредственной близости друг от друга
размещение молитвенных зданий таковых религиозных организаций.
К тому же, разрешение коллизий
должно основываться на равенстве прав как верующих различных вероисповеданий,
так и нерелигиозных граждан. Следует отметить, что и нерелигиозные граждане
могут усматривать посягательство на их свободу совести в нарочитом размещении
религиозных текстов и изображений вблизи светских культурных центров и
объектов, в активной до навязчивости деятельности миссионеров, попытках проникновения
пропагандистов той или иной религии в жилище и приставании к прохожим на
улицах, в стремлении религиозных объединений воздействовать на людей,
работающих на государственных предприятиях или в организациях [33, с.26].
Итак, в общем виде
к нормативно-правовой базе регулирования деятельности религиозных организаций
можно отнести Конституцию Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005),
Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994,
Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от
26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 29.06.2004), который регулирует правоотношения в
области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу
вероисповедания, правовое положение религиозных объединений, а также
принимаемые в соответствии с ними иные нормативно-правовые акты Российской
Федерации и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.
Целесообразно
подчеркнуть, что право человека выбирать, иметь и менять убеждения не
ограничено ничем и предусматривает право относить себя к любой религии,
состоять в любом религиозном объединении, в которое его примут, переходить из
одного религиозного объединения в другое. В соответствии с Законом никто не
обязан сообщать о своем отношении к религии, и не может быть подвергнут принуждению
при определении своего отношения к религии.
2. Анализ организационно-правовых аспектов
взаимоотношений государства и религиозных организаций
2.1 Система взаимоотношений государства и религиозных
организаций в России
В настоящее время
в России одним из основных направлений развития государственно-конфессиональных
отношений является сотрудничество государства и религиозных объединений.
Некоторые религиозные организации, особенно русская православная церковь (далее
- РПЦ), приобрели немалое политическое влияние и особый статус, несмотря на
положения статьи 14 Конституции России о равенстве религиозных объединений. И
именно с ними государство наиболее тесно сотрудничает в разных областях – от
благотворительности и просвещения до разрешения социальных и политических
конфликтов. Такое сотрудничество дает и свои положительные результаты, но
нередко оно выходит за рамки законодательства [34, с.36].
Необходимо
отметить положительное значение социального служения религиозных объединений.
Их социальная работа – одно из важных направлений восстановления находящейся в
глубоком упадке социальной сферы. Религиозные объединения вносят свой вклад в
восстановление и приумножение культурного наследия России, связанного с
религиозной традицией. Возрождение национальных обычаев народов России также во
многом связано с осмыслением и возрождением их религиозных традиций.
Отмечая позитивный
вклад религиозных объединений в развитие российского государства и общества, мы
не можем игнорировать негативные аспекты религиозного возрождения в России.
Сложившиеся к настоящему времени государственно-конфессиональные отношения
привели к клерикализации государства и общества, размыванию принципа светского
государства, нарушениям права граждан на свободу совести.
Одним из основных
принципов регулирования государственно-конфессиональных отношений в России
является разделение религиозных объединений на "традиционные" и
"иные", хотя юридически такая классификация в российском
законодательстве не установлена [35, с.78].
В России твердо
укоренилась традиция "разностатусности" религиозных объединений. Во
все периоды истории в нашей стране существовал "табель" статуса
религиозных объединений, законодательно утвержденный (до 1917 года) либо
неофициально установленный властью (с 1917 года). Этот табель менялся в разное
время, но обязательно присутствовал. В настоящее время на федеральном уровне
устоялся перечень "традиционных конфессий". Этот перечень включает
РПЦ – наиболее влиятельное религиозное объединение, а также исламские и иудейские
объединения и Традиционную буддийскую сангху России.
С теми или иными
отличиями данный перечень воспроизводится на региональном уровне. В регионах,
где сильны исламские традиции (Республики Татарстан и Башкортостан, республики
Северного Кавказа), наибольшее влияние имеют епархия РПЦ и исламские
объединения. В регионах с традициями буддизма (Калмыкия, Тува, Бурятия) власти
отдают приоритет РПЦ и буддистам. В субъектах Российской Федерации, где
традиционно проживали немцы и старообрядцы, как правило, не возникает проблем с
властями у лютеран и старообрядцев[36, с.28].
В настоящее время
в обязательном порядке во многих регионах России в светских государственных и
муниципальных школах вводятся основы православной культуры. Не менее чем в 20
субъектах Российской Федерации к 2002 году по инициативе и за счет региональных
властей было введено преподавание православного вероучения в светских школах.
Особый статус РПЦ
выражается и в том, что органы государства и местного самоуправления оказывают
ей финансовую поддержку. Основные формы такой поддержки в центральной России
таковы:
-
прямые дотации храмам;
-
финансирование администрациями субъектов Российской Федерации
православных изданий и учебных заведений, в том числе совместное учредительство
региональными государственными органами и соответствующими епархиями
официальных областных газет;
-
содействие государственных органов деятельности фондов по
сбору средств на воссоздание храмов, в том числе прямое участие региональных
властей в таких фондах в качестве соучредителей [37, с.17].
Особый статус
наиболее влиятельных религиозных объединений находит свое отражение в
действующих нормативно-правовых актах. Так, Постановлением Правительства России
от 4 января 2000 года № 2 Патриарху Московскому и Всея Руси, руководителям
Центрального духовного управления мусульман России и Совета муфтиев России, а
также Главному раввину России – Председателю Объединения раввинов СНГ, было
предоставлено право устанавливать на служебные легковые автомашины особые
государственные регистрационные знаки. Это право предоставлено им наряду с
высшими государственными чиновниками и руководителями учреждений и организаций,
тесно сотрудничающих с государством, таких, как РАО "ЕЭС России" и
"Газпром". С принятием 17 сентября 2005 года Постановления
Правительства России № 482 подобное право было предоставлено и главе буддийской
традиционной сангхи России Дамбе Аюшееву.
Значительные
привилегии имеют РПЦ и иные крупнейшие религиозные объединения России во
взаимоотношенийх с силовыми структурами. Нередко военкоматы сотрудничают с
православными священниками, а в некоторых регионах и с мусульманскими
священнослужителями и вводят их в состав призывных комиссий. В частности, такая
практика сложилась в Кемеровской области. В последнее время в ритуал принесения
присяги вносится религиозная составляющая.
Очень часто
нарушается пункт 4 статьи 4 Закона "О свободе совести", в
соответствии с которым должностные лица органов государственной власти, других
государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие
не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного
отношения к религии. Если, например, командир части предлагает солдатам принять
присягу по православному обычаю, то в рамках армейской дисциплины это нередко
является приказом [38, с.21].
Иногда
предлагается юридически легализовать такой статус избранных религиозных
организаций, закрепив в законодательстве понятие "традиционные религиозные
организации". "Прорывом" в обосновании данного предложения был
2001 год [25]. С середины 1990-х годов периодически соответствующие
законопроекты вносятся в Государственную Думу Российской Федерации. В 2002 году
подобные проекты внесли депутаты С.Ю. Глазьев и А.В. Чуев. Правда, ни один из
предложенных проектов не имел серьезных шансов на принятие. Их основным итогом
до сих пор является только продвижение идеи введения в правовое поле названного
понятия.
Введение в
правовое поле понятия традиционных религиозных объединений нацелено на
получение дополнительных прав ведущих религиозных объединений. Оно нарушает
конституционный принцип равенства религиозных объединений (статья 14
Конституции России) и непосредственно связанные с ним положения Конституции
России о праве каждого на свободу совести (статья 28) и равенстве прав и свобод
человека независимо от отношения к религии (статья 19), поскольку поставят в
неравное положение приверженцев различных религиозных учений.
Отчасти указанные
законопроекты преследуют благую цель – создать благоприятные условия для
социального служения церкви, выполнения ею общественно-полезных программ и
проектов. Эта цель заслуживает поддержки, но необходимо выбрать оптимальные
формы ее достижения. По нашему мнению, возможно предложить и иные, приемлемые в
светском государстве пути достижения цели.
Нередко в качестве
перспективного пути развития правовой основы социального партнерства
государства и религиозных объединений в России рассматривается развитие системы
соглашений государственных органов и религиозных объединений. Однако в
настоящее время в России в значительной мере именно соглашения определяют
развитие государственно-конфессиональных отношений, и недостатки такой системы
уже выявились на практике.
В современной
России широко распространилась практика заключения договоров и соглашений
религиозных организаций с государственными органами как на федеральном, так и
на региональном уровнях. Сотрудничество государственных органов и воинских
структур с православными, мусульманскими и изредка протестантскими религиозными
организациями оформляется заключением соглашений. Подобные соглашения с
участием неправославных религиозных объединений заключаются гораздо реже. В
отношении РПЦ можно говорить о том, что сложилась система таких соглашений.
Когда нет четкого
правового регулирования, государственные органы в соглашениях обязуются
содействовать религиозной организации в посещении исправительных учреждений,
подготовке образовательных программ и т. п.; законность подобных положений
вызывает сомнение с точки зрения равенства религиозных объединений. Некоторым
религиозным организациям при заключении соглашений предоставляются гарантии
реализации их прав, а другим такие гарантии не предоставляются. В связи с этим
заключение соглашений государственных органов с крупнейшими религиозными
организациями о сотрудничестве создает более благоприятные условия для
деятельности наиболее влиятельных из них, что не соответствует статье 14
Конституции России, гарантирующей равенство всех религиозных объединений [39,
с.66].
Нередко в
результате соглашений государственных органов и религиозных объединений права и
обязанности появляются у третьих лиц, например, у администраций школ, на
которых возлагается основная нагрузка в деле реализации соглашений в области
образования [40, с.32]. Но соглашение о сотрудничестве, заключаемое между
органом власти и религиозным объединением, в российской системе права не
признается источниками норм права, обязательными для третьих лиц. Поэтому оно
не является обязательным для исполнения третьими лицами, что снижает его
ценность как основания для сотрудничества государства и религиозного
объединения [41, с.55].
В 1996 году
Минздрав России заключил соглашение с РПЦ о борьбе с "тоталитарными
сектами" и издал инструкцию о направлении жертв последних для реабилитации
в православные храмы[33]. Министерство образования России в соответствии с п.
1.3.9 договора с Московской Патриархией РПЦ обязалось сотрудничать с РПЦ в
"противодействии осуществления в образовательных учреждениях и средствах
массовой информации деятельности тоталитарных и деструктивных сект и культов"[34].
Подобные положения и их практическое воплощение представляются некорректными не
только с точки зрения обеспечения права на свободу совести тех, кто исповедует
не православие, но и с точки зрения соблюдения принципа светского государства.
Государство фактически отстаивает позицию одного из равных по законодательству
религиозных объединений в ущерб правам иных объединений [42, с.22].
Пока
сотрудничество государства и церкви остается вне правовых рамок и основывается
на политическом консенсусе власти и иерархов, любая перемена политического
курса способна существенно повлиять на государственно-конфессиональные
отношения. И, если эти перемены будут негативны для религиозных организаций,
последние не будут иметь возможности защитить свои права. Так, в Архангельской
области после губернаторских выборов 2000 года, во время которых местная
епархия РПЦ дистанцировалась от действующего губернатора, разрушилась система
особых отношений региональной власти и РПЦ, и власти потеряли интерес к
сотрудничеству с РПЦ. Аналогичная ситуация сложилась в Курской области, когда в
2000 году, после переизбрания А. Руцкого, новый губернатор, представляющий
Компартию России, отказался продолжить сотрудничество с РПЦ[43]. Можно
вспомнить и пример Украины, когда новый Президент Украины, Виктор Ющенко, сразу
после победы упразднил комитет по делам религии, через который многие конфессии
рассчитывали решать свои проблемы, в том числе и межконфессиональные споры. И
большинство религиозных лидеров, строивших свои отношения с государством и религиозными
конкурентами не через право, а пытаясь наладить отношения с государством,
оказались к этому не готовы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|