рефераты бесплатно

МЕНЮ


Билеты по теории государства и права 100

регулирования общественных связей и установления единого для всей страны

правопорядка. На этой почве сложились ранние концепции юридического

позитивизма (далее ЮП), для которых были характерны идеи верховенства

закона как источника права, отождествление правовых норм с предписаниями

государственной власти. ЮП пришел на смену доктринам естественного права,

господствовавшим в правовой мысли Западной Европы XVII — XVIII вв.

Начало теоретическому обоснованию ЮП положил английский юрист Джон

Остин (1790—1859), последователь утилитаризма И. Бентама. В 1832 г. он

опубликовал книгу «Определение предмета юриспруденции» — первую часть своих

лекций, прочитанных в Лондонском университете. Полностью его «Лекции по

юриспруденции. или философии позитивного права» были изданы посмертно, в

1863 г. Под влиянием работ Остина в правовой науке Англии и США

сформировалась школа. получившая название аналитической юриспруденции. К

ней принадлежали Э.Ч. Кларк, Т. Холланд, В. Маркой, Дж. Сальмонд, М. Амос и

др.

Предметом юриспруденции, по Остину. является позитивное право. Остин

не отрицал естественное право и оценочный подход к законам, действующим в

государстве, но вывел эти проблемы за рамки юридической науки. Согласно его

взглядам, существует несколько видов законов: а) божественные законы

(данный термин представлялся ему более точным, чем естественное право); б)

законы позитивной морали, основанные на мнениях (например, законы чести):

в) позитивные законы, установленные политической властью. Эти законы,

соответственно, изучают такие науки, как этика или деонтология (к ее

ведению относятся вопросы критики позитивных законов с точки зрения

божественного права), наука морали и юриспруденция. Задачу юридической

науки Остин видел в том, чтобы построить систему взаимосвязанных правовых

понятий — источника права, юридической обязанности, правонарушения, санкции

и т.д. — путем анализа их содержания и логического объема.

Остин стремился отделить правоведение от смежных областей знания,

исключить из юридической науки проблемы этико-философского порядка.

Юриспруденция, писал он, «имеет дело с позитивными законами, или законами в

строгом смысле слова, без рассмотрения того, хороши они или плохи».

Впоследствии эти идеи широко использовались сторонниками ЮП, выступавшими

за разграничение теории права и науки политики права как самостоятельных

юридических дисциплин.

По учению Остина. позитивное право состоит из императивных велений или

приказов суверенной государственной власти. Право есть «совокупность норм,

установленных политическими верхами». Его источник — воля суверена (в

Англии суверенитет принадлежит королю, пэрам и электорату палаты общин).

Как подчеркивал Остин. суверен не связан принятыми законами, так как в

любой момент может их изменить — в противном случае он не суверен.

Ограничениями государственной власти в действительности служат божественное

право и мораль. В концепции Остина были разработаны основы императивной

теории права, согласно которой законы государства обращены исключительно к

подвластным и не способны ограничить волю суверена. Международное право, по

этой теории, содержит лишь нормы морали, поскольку в нем нет императивных

предписаний.

В первой половине XIX в. идеи ЮП получили распространение во Франции,

где была проведена наиболее полная для того времени кодификация права.

Господствующее положение во французском правоведении занимали тогда

концепции экзегезов — комментаторов Кодекса Наполеона (А. Дюрантон. Ш.

Тулье, Ф. Лоран, Ш. Демоломб и др.). Отождествив право с законом, экзегезы

свели задачи юридической науки к формально-догматическому описанию и

комментированию действующего законодательства. Результатом их творчества

явились многотомные постатейные комментарии к Гражданскому кодексу (А.

Дюрантон написал «Курс французского права в последовательности статей

Гражданского кодекса» в 19 томах; I Ш. Демоломб — «Курс Кодекса

Наполеона» — 31 том). Экзегезы уделяли много внимания анализу правовых норм

приемам и способам толкования законов, но крайне редко обращались к

общетеоретическим и методологическим) проблемам правовой науки.

Сфера распространения ЮП значительно расширилась во второй половине

XIX в., когда позитивистские доктрины утвердились в правоведении

европейских стран. К тому же времени относится зарождение ЮП в России.

Виднейшими его представителями являлись: в Германии — Карл Бергбом

(1849—1927). во Франции — Аремар Эсмен (1848— 1913). в России— Габриэль

Феликсович Шершеневич (1863—1912).

ЮП претерпел в этот период ряд изменений. Во-первых, позитивисты конца

XIX — начала XX в. стремились расширить философско-методологическое

обоснование своих концепций, в том числе за счет положений, воспринятых из

позитивистской философии и социологии (например. Г.Ф. Шершеневич

социологические методы исследования ставил в один ряд с догмой права). Это

обстоятельство породило непрекращающуюся до сих пор дискуссию о соотношении

ЮП с философским позитивизмом О. Конта. Г. Спенсера и др. (ранний ЮП не

имел связей с позитивистской философией — ее влияние на догматическую

юриспруденцию прослеживается лишь с конца XIX в.). Во-вторых, на рубеже

XIX—XX вв. последователи ЮП отказались от многих положений императивной

теории права и разработали концепцию правового самоограничения государства.

Согласно последней, нормы "позитивного права обращены к самому государству.

ЮП. приобрел тем самым более последовательный характер. В нем появляются

доктрины, полностью отрицающие естественное право (К. Бергбом), выделяются

идеи создания «чистой теории права» (Э. Рогэн, Бельгия}. В связи с этим

наметилась тенденция к сближению ЮП с концепциями правового государства и

господства права. В-третьих. принципы ЮП с конца XIX в. получают

распространение в науке международного права, что приводит к отказу от

прежних учений, отождествлявших право с законами государства. Со временем в

ЮП утверждаются идеи так называемого монистического подхода к праву, т.е.

трактовка международного права и национальных правовых систем как

структурных элементов единого правопорядка.

Развитие ЮП в XX в. главным образом было связано с такими доктринами,

как нормативизм и лингвистическая теория Г. Харта.

52. Социологическая школа права: основные направления.

Предтечей этой теории явилась «школа свободного права»,

представители которой (Эрлих и др.) выступали за «живое право народа»,

основанное не на законе, а на свободном усмотрении судей.

Социологическая школа права, как одно из основных направлений

буржуазной правовой науки, внешне противоположное абстрактно-нормативному и

выступающее с его критикой, сложилась в первой трети XX в. первоначально в

Европе, а затем получила наибольшее распространение в США. Представители

этого направления, пронизанного философией прагматизма и распадающегося на

ряд течений (Дж. Дьюи, Р. Паунд, Д. Фрэнк, Левеллин и др.), эклектически

охватывают собирательным понятием «право» административные акты, судебные

решения и приговоры, обычаи, правосознание судей и иных должностных лиц,

правоотношения, а также и юридические нормы, значение которых среди

названных правовых средств воздействия на поведение людей всячески

принижается.

В представлениях сторонников социологической теории право должно

рассматриваться не иначе, как в «действии», в процессе применения. «Право,

— по утверждению Джона Дьюи, — есть деятельность, посредством которой можно

осуществлять вмешательство в другую деятельность». Что касается правовой

нормы, то она лишена сколько-нибудь активной роли: «глас вопиющего в

пустыне», «клочок бумаги», «голый стандарт», наполняемый содержанием в

каждом конкретном случае посредством издания индивидуальных

административных или судебных актов. Способностью творить право наделяются

судьи: «право состоит из норм, которые устанавливает суд, определяя права и

обязанности сторон». При этом подчеркивается значение психического

переживания судьей того, что есть право, при разрешении конкретного дела.

Несмотря на различные модификации, общее во взглядах юристов-

«социологов» на право состоит в том, что все они, так или иначе, понимают

под ним совокупность «правовых» отношений, возникающих и существующих

независимо от норм; сложившийся в жизни «социальный порядок» или

«правопорядок», а в конечном счете «фактический образ деятельности

правительства, судов и других государственных органов и его должностных

лиц».

Не трудно заметить, что подобное понимание права, с одной стороны,

приближает его к реальной жизни, юридической практике, на что ссылаются

представители социологической школы права, а с другой — теоретически

обосновывает и оправдывает административный и судебный произвол.

53. Сущность права.

Сущность— главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее

уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к

правильному выводу о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в

случае, когда оно получило достаточное развитие, в основном сформировалось.

Применительно к праву это положение имеет первостепенное значение. По

мнению С. С. Алексеева, "на первых фазах развития человеческого общества (в

азиатских теократических монархиях, в рабовладельческих и феодальных

государствах) существовали, как правило, неразвитые правовые системы'". С

этим мнением следует согласиться. Действительно, в период

рабовладельческого и феодального строя право было традиционным, или обычным

(исключение — древнеримское частное право). Неразвитость традиционного

права, прежде всего, состояла в том, что оно выполняло лишь охранительную

функцию и выступало частью единой системы социального регулирования, в

которой регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи.

Сейчас уже можно констатировать, что государство и право возникли

намного раньше, чем общество разделилось на классы. Возникшее вместе с

государством право длительное время лишь дополняло укоренившуюся систему

социального регулирования. Определяющей чертой появившегося традиционного

права была государственная принудительность, а не классовость.

Дальнейший ход экономического и социального развития повлек за собой

классовое деление общества, вызвал к жизни антагонистические противоречия.

Однако и при рабовладельческом строе, и при феодализме право по-прежнему

оставалось традиционным, обычным и не играло существенной роли в системе

социального регулирования. Следовательно, классовую сущность имела

регулятивная система в целом, в которой право было еще чужеродным и

слаборазвитым образованием.

Только с утверждением буржуазного экономического и социального строя и

соответствующей ему системы духовных ценностей право как регулятор

общественных отношений вышло на первый план. Появившееся и ставшее во

многих развитых странах господствующим юридическое мировоззрение не имеет

ничего общего с классовой идеологией, основывается на идеях равенства,

свободы, разума, прав человека.

Право построено на трех "китах". Это нравственность, государство,

экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод

регулирования; государство придает ему официальность, гарантированность,

силу;

экономика — основной предмет регулирования, первопричина возникновения

права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою

несостоятельность.

Нравственность, государство и экономика — внешние условия, вызвавшие

право к жизни как новое социальное явление. Специфика права состоит в том,

что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и

потребностями, его свобода. Конечно, свобода человека исторически

подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его сфер —

духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и через право

свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой

организации.

Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную

сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает

организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных

связей.

Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это

значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут

действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном

плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как

меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях,

общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом,

право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств,

защищенная свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится

нормой, жизни, зло — нарушением этой нормы.

54. Принципы права: понятие и классификация, роль в правовом

регулировании.

Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание

права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают

закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы,

которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются

на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо

выводятся из общего смысла законов.

Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм,

выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются

связующим звеном между основными закономерностями развития и

функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам правовая

система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и

общества, становится совместимой с ними.

Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом

(общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных

отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип

индивидуализации наказания в уголовном праве, к межотраслевым - принцип

состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном

праве.

К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся

принципы ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей.

Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно.

Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей

степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску

компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом,

гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между

действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и

его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание.

Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.

Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные,

прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы

государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и

свободы являются высшей ценностью.

Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан,

т.е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. В ч.

2 ст. 19 Конституции Российской Федерации говорится: "Государство

гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от

пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и

должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,

принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной,

расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности".

Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст.

15 Конституции РФ, "Конституция Российской Федерации имеет высшую

юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории

Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской

Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы

государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане

и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и

законы".

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в

судебной порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: "Каждому

гарантируется судебная защита его прав и свобод".

55. Функции права: понятие и классификация.

Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они

отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и

поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику "работы"

юридических норм.

Прежде всего, право воздействует на различные сферы жизни общества —

экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные

функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует

вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими

средствами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.