рефераты бесплатно

МЕНЮ


Билеты по теории государства и права 100

(или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент; лидер

партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой

государства; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть

монарха фактически отсутствует, она является символической; законодательные

акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом,

а перед парламентом.

Примерами такой монархии можно считать - Великобританию,

Бельгию, Данию и др.

При дуалистической монархии государственная власть носит

двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между

правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от

партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при

этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет

буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в

кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Марокко.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское,

но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название

теократические (Саудовская Аравия).

23. Республика: понятие и виды.

Республика - это такая форма правления, при которой верховная

власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на

определенный срок.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

существование единоличного и коллегиального главы государства; выборность

на определенный срок главы государства и других верховных органов

государственной власти; осуществление государственной власти не по своему

велению, а по поручению народа; юридическая ответственность главы

государства в случаях, предусмотренных законом; обязательность решений

верховной государственной власти.

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского

правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства

на: парламентарные и президентские

Парламентская республика - разновидность современной формы

государственного правления, при которой верховная роль в организации

государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем

из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают

большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную

ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех

пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты

доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку,

либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения

досрочных парламентских выборов.

Как правило, глава государства в подобных республиках

избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией.

Назначение парламентом главы государства является главным видом

парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания

главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями :

обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является

верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета

министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует

возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную

исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и

контроль за исполнительной властью. К парламентарным республикам можно

отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию,

Исландию, Ирландию, Индию и др.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы

государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в

руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики:

внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы

государства. Например, США).

Характерным для всех президентских республик, несмотря на их

разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы

государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или

совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными

полномочиями : как правило, он имеет право роспуска парламента, является

верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает

законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве,

назначает членов Верховного суда.

24. Нетипичные формы правления в современном мире.

В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии действуют в виде

дуалистических монархий (например, в Марокко, Иордании и др.). Их отличие

от парламентских состоит в сосредоточении в руках монарха больших

полномочий в сфере государственной власти. Ему принадлежит не только вся

полнота Исполнительной власти, но и значительная часть власти

законодательной, выражающейся в праве налагать абсолютное вето (от дат.

veto — запрещаю) на законы, принятые парламентом. Этот не позволяет закону

вступить в силу, зато монарх в дуалистической монархии обладает

неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо

имеющих даже большую нормативную силу по сравнению с ними.

В некоторых монархических государствах (например, в Саудовской Аравии)

их глава возглавляет не только светское, но и религиозное управление

страной. Такие монархии носят название сократических.

Смешанная (полупрезидентская) республика характеризуется сочетанием

основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых,

не известных ни одному из рассмотренных выше типов республики черт.

В частности, для республик смешанного типа правления характерно

отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В

ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства,

в формально-правовом смысле оказывается отделен от руководства

исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на

правительство (характерный пример — Россия). В этом случае конституция

может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к

формируемому президентом правительству.

Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа

правления, является закрепленная в конституции страны возможность роспуска

парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае

возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти

и парламентом одного уровня (такое правомочие 'президента закреплено

конституцией не только России, но и Франции).

По окончании установленного законом срока истекают полномочия

избираемых населением органов государственной власти, и вся процедура их

формирования повторяется заново. Следовательно, республиканская форма

правления в наибольшей степени обеспечивает участие населения в

формировании высших органов государственной власти. В свою очередь,

процедура выборов и порядок деятельности избранных органов власти требуют

максимального правового регулирования, не говоря уже о том, что форма

правления и структура высших органов государственной власти получают

закрепление в конституции страны.

Характеризуя республиканскую форму правления, нельзя не сказать

несколько слов о республиках советского типа. Несмотря па то что данная

форма правления была характерна лишь для нескольких государств

"социалистического" типа и является таким же анахронизмом, как абсолютная

монархия, тем не менее, она оставила заметный след в истории отечественной

государственности и требует сегодня объективной оценки.

Характерным для формы правления данного типа было отсутствие

разделения властей, формальное полновластие Советов (или иных

представительных органов власти), формируемых по классовому или иному

недемократическому принципу. Советы представляли собой единую пирамиду

вертикально подчиненных друг другу органов государственной власти,

камуфлирующих реальное всевластие коммунистической партии, точнее, ее

руководящих органов.

Господство партийно-бюрократического руководства обеспечивалось

непрофессиональным характером деятельности Советов: их депутаты за редким

исключением не порывали связей со своей основной работой, а сами Советы

созывались на периодические заседания, а не работали постоянно.

Сочетание республик советского типа с недемократическим политическим

режимом приводило в ряде случаев к выхолащиванию смысла принципа

республиканского государственного устройства, поскольку в истории СССР

известны случаи, когда сессии Советов не созывались в течение длительного

времени и не проводились перевыборы их состава (в годы Великой

Отечественной войны).

25. Форма правления современного российского государства.

При подготовке новой Конституции России отчетливо высветились многие

проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о

форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или

парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране. Однако

сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях

градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение

элементов различных форм правления, возникают смешанные, "гибридные" формы.

Данные процессы отражают новые тенденции современного политического

развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень

управляемости государства, придать большую самостоятельность и стабильность

органам исполнительной власти.

Форма правления, т.е. порядок организации и взаимоотношений высших

органов государства, зависят от многих факторов: соотношения социально-

политических сил, уровня правовой и политической культуры и т.д.

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная

напряженность обусловили тот факт, что |в Российской Федерации в качестве

формы правления установлена президентская республика, но обладающая по

сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.

Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в

частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма

имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики,

состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие

Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).

Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной и президентской

властью, существенный перевес последний, что в какой-то мере нарушает

необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом.

Наконец, в-третьих, уникальность России как федерации не может не быть

отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что

в ряде ее республик также существует институт президентства.

26. Форма государственного устройства: понятие и виды.

Форма государственного устройства - это национальное и

административно-территориальное строение государства, которое раскрывает

характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными

и местными органами государственного управления, власти.

В отличии от форм правления организация государства

рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и

государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между

составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает: из каких частей

состоит внутренняя структура государства; какого правовое положение этих

частей и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между

центральными и местными государственными органами; в какой государственной

форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно

подразделить на три основные группы :

- унитарное;

- федеративное;

- конфедеративное.

3.1 Унитарное государство

Унитарное государство - это единое цельное государственное

образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые

подчиняются центральным органам власти и признаками государственной

независимости не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие

исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют

верховное руководство соответствующими органами; на территории унитарного

государства действует одна конституция, единая система законодательства,

одно гражданство; составные части унитарного государства (области,

департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не

обладают; унитарное государство, на территории которого проживают небольшие

по численности национальности, широко допускает национальную и

законодательную автономию; все внешние межгосударственные сношения

осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на

международной арене; имеет единые вооруженные силы, руководство которыми

осуществляется центральными органами государственной власти.

Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее

самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для

большинства федеративных государств.

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных

субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.

2. В союзном государстве верховная исполнительная,

законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным

органам.

3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции,

имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы

4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и

гражданство федеральных единиц.

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется

палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в

федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально

представляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США, Бразилия,

Индия, ФРГ и др.).

Федерации строятся по территориальному и национальному

признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание,

структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным

ограничением государственного суверенитета субъектов федерации.

Национальные федерации характеризуются более сложным государственным

устройством. Основное различие между территориальной и национальной

федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов.

Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по

отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное

государство ограничивается суверенитетом национальных государственных

образований.

27. Проблема суверенитета в федеративном государстве.

Государство как официальный представитель народа в состоянии выражать

волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объёме только

тогда, когда оно является суверенным. Под суверенитетом государства

понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей

страны и по отношению к другим государствам. Как важнейшее свойство

государственной власти суверенитет является качественным признаком самого

государства.

Суверенитет государства исходит из суверенитета народа. Народ является

создателем и носителем суверенитета государства, волеизъявление народа

порождает государственную власть. В то же время народ выступает как

своеобразный гарант государственного суверенитета, ибо любое ущемление

независимости государства, умаление верховенства власти означает нарушение

коренных интересов народа, создает источники внутренних или международных

конфликтов.

Верховенство государственной власти — это, прежде всего, ее

неограниченность ничем, кроме Конституции, естественного права и законов.

Оно также выражается в том, что на территории государства нет другой,

конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей права и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.