рефераты бесплатно

МЕНЮ


Билеты по теории государства и права 100

складывающиеся по поводу распоряжения и управления земельными ресурсами,

находящимися в собственности государства или в частном владении, в связи с

их использованием и охраной. В них устанавливаются компетенция федеральных

органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных

отношений, порядок предоставления, использования и изъятия земельных

участков, особенности использования земель сельскохозяйственного,

городского, промышленного и иного назначения, земель водного и лесного

фонда, порядок разрешения земельных споров.

Земельные отношения регулируются Земельным кодексом, иными

федеральными законодательными актами, указами Президента Российской

Федерации, нормативными решениями Правительства России, а также законами

субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.

Гражданское право объединяет нормы, которые определяют правовое

положение участников гражданского оборота, основания возникновения и

порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует

договорные, другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные

отношения. Участниками гражданских правоотношений выступают чаще всего

граждане и юридические лица.

В Российской Федерации имущественные отношения регулируются не только

гражданским, но и административным, финансовым и другими отраслями права. В

отличие от этих отраслей права предмет гражданского права специфичен в силу

того, что участники гражданских отношений занимают равноправное положение,

они сами (в установленных законом рамках) определяют свое поведение по

отношению друг к другу. Это, так сказать, "горизонтальные" отношения, в

которых участники не подчинены | друг другу.

Гражданское право закрепляет правовое положение государственной,

частной и иной собственности (на основе и в развитие норм государственного

права), регулирует различные имущественные сделки, вопросы наследования,

авторства, изобретательства и др.

Трудовое право объединяет систему норм, которые регулируют трудовые

отношения рабочих и служащих (работников) с предприятиями, организациями,

учреждениями. Трудовое право регулирует такие вопросы, как порядок

заключения и расторжения трудового договора, рабочее время и время отдыха,

заработная плата, трудовая дисциплина и материальная ответственность,

разрешение трудовых споров.

В трудовом праве имеется подотрасль — право социального обеспечения,

которым регулируются пенсионные отношения граждан по возрасту, в случае

утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом

случаях.

Основным актом трудового права является Кодекс законов о труде,

законы, регулирующие пенсионные отношения, и другие акты.

Природоохранительное право регулирует общественные отношения в сфере

освоения, использования и охраны обществом, государством, предприятиями,

гражданами окружающей природной среды. Основная задача данной отрасли

сводится к сохранению природных богатств и естественной среды обитания

человека, предотвращению экологически вредного воздействия хозяйственной и

иной деятельности, оздоровлению и улучшению качества окружающей природной

среды.

Нормы природоохранительного права закрепляют права граждан на здоровую

и благоприятную природную среду, устанавливают экологический и юридический

механизм ее охраны, порядок проведения государственной экологической

экспертизы и осуществления экологического контроля за соблюдением

требований природоохранительного законодательства и нормативов качества

окружающей природной среды.

Основным актом природоохранительного права является Закон РСФСР "Об

охране окружающей природной среды".

Семейное право представляет собой совокупность норм, регулирующих

отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье: порядок

вступления в брак, основания его прекращения, взаимные права и обязанности

супругов, родителей 1и детей, а также других членов семьи, условия и

порядок усыновления, установления опеки и попечительства. В основе

семейного права Российской Федерации лежит Кодекс о браке и семье.

1 Уголовное право объединяет нормы, которыми устанавливаются

основания уголовной ответственности и освобождения от нее, формулируются

понятие преступления и цели наказания, виды уголовных санкций и порядок их

применения, определяется круг общественно опасных деяний, которые

признаются преступными.

Источником уголовного права Российской Федерации является Уголовный

кодекс.

Уголовно-процессуальное право составляют нормы, регламентирующие

порядок производства по уголовным делам. Данная отрасль права регулирует

деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и

суда при расследовании и разрешении уголовных дел. Нормы уголовно-

процессуального права определяют цели и задачи уголовного судопроизводства,

правовое положение участников уголовного процесса, права и обязанности

правоохранительных органов в этом процессе, регламентируют порядок

проведения дознания и предварительного следствия, сбора и оценки

доказательств, разрешения уголовных дел судебными органами, обжалования и

опротестования судебных приговоров, их исполнения. В основе уголовно-

процессуального права Российской Федерации лежит Уголовно-процессуальный

кодекс. Нормы гражданского процессуального права определяют цели и

задачи гражданского судопроизводства, подведомственности и подсудности

рассматриваемых споров, устанавливают круг и правовое положение участников

процесса, порядок сбора и оценки [доказательств по гражданским делам,

регламентируют порядок судебного разбирательства общими и арбитражными

судами, порядок вынесения и обжалования решений по гражданским делам, а

также исполнения вынесенных и вступивших в законную силу решений.

Источником процессуального права являются Гражданский процессуальный

кодекс и Арбитражный процессуальный кодекс. В системе права Российской

Федерации обособленное положение занимает международное право. Оно не

входит в систему какого-либо внутригосударственного права, поскольку

устанавливается не отдельным государством, а соглашениями разных государств

и регулирует взаимоотношения этих государств и иных субъектов

международного права.

Международное право подразделяется на международное публичное право,

которым регулируются отношения между государствами, и международное частное

право, регулирующее гражданско-правовые отношения с участием иностранных

физических или юридических лиц либо по поводу имущества, находящегося за

границей. Нормы международного права содержатся в конвенциях, актах,

уставах международных организаций, международных договорах и обычаях.

70. Система права и система законодательства.

Система права и система законодательства — тесно взаимосвязанные, но

самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же

сущности — права. Они соотносятся между собой как содержание и форма.

Система права как его содержание — это внутренняя структура права,

соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система

законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников,

т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне

законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим

базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее

элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль,

институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально

учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и

динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и

совершенствованием общественных процессов, актуальность которых

способствует появлению новых правовых институтов и отраслей.

Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с

достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства

с внешней формой права — системой законодательства. Законодательство —

форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им

определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные

правовые акты. Но система законодательства — это не просто совокупность

таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах

субординации и скоординированное ее структурных компонентов. Взаимосвязь

между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых

является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном,

комплексном построении источников права.

Однако система права и система законодательства не тождественны. Между

ними имеются существенные различия и несовпадения, которые позволяют

говорить об их относительной самостоятельности.

Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права

является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает

нормативно-правовой акт.

Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем

материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения,

которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные

программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).

В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет

и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются

высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя

определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету

регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли

законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем,

и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с

внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура

системы законодательства строится в соответствии с юридической силой

нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе

субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства

непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской

Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское

законодательство.

В-пятых, если система права носит объективный характер, то система

законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и

зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права

объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами

общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо

она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными

социально-экономическими процессами.

Необходимость проведения различия между системой права и системой

законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации

законодательства, т.е. деятельностью государственных органов, направленной

на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную

систему.

71. Правовая система: понятие и структура.

Правовая система — широкая реальность, охватывающая собой всю

совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных

юридических средств (явлений), с помощью которых официальная власть

оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на

общественные отношения, поведение людей (закрепление, регулирование,

дозволение, связывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование

и ограничения, превенция, санкция, ответственность и т.д.).

Это комплексная, интегрирующая категория, отражающая всю правовую

организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому

выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система — это

«вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений». Он отмечает,

что юридическая социология прибегает к понятию «правовая система» для того,

чтобы охватить весь спектр явлений, изучаемых ею. Если бы выражение

«правовая система» было лишь простым синонимом объективного (или

позитивного) права, то его значение было бы сомнительным'.

Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и

цементирующее звено. По характеру права в данном обществе легко можно

судить о сущности всей правовой системы этого общества, правовой политике и

правовой идеологии государства. Помимо права как стержневого элемента

правовая система включает в себя множество других слагаемых:

правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные,

правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные

права и обязанности, правовые учреждения (суды, прокуратура, адвокатура),

законность, ответственность, механизмы правового регулирования,

правосознание и др.

Исчерпывающий их перечень дать затруднительно, поскольку правовая

система — сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и

динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и

подсистемы, узлы и блоки. Многие ее составляющие выступают в виде связей,

отношений, состояний, режимов, статусов, гарантий, принципов,

правосубъектности и других специфических феноменов, образующих обширную

инфраструктуру или среду санкционирования правовой системы.

Если говорить о ее блоках, то можно выделить такие, как нормативный,

правообразующий, доктринальный (научный), статистический, динамический,

блок прав и обязанностей и др. Между ними существуют многочисленные

горизонтальные и вертикальные связи и отношения. Все это отражает сложный

правовой уклад данного общества.

Категория правовой системы относительно новая в нашей литературе, она

вошла в научный обиход лишь в 80-е годы и раньше практически не

использовалась, хотя зарубежные исследователи, особенно французские и

американские, уже давно и активно оперируют этим понятием. Сама эта

конструкция почти не представлена в учебных программах и курсах по теории

государства и права, другим дисциплинам.

Ценность понятия правовой системы заключается в том, что оно дает

дополнительные (и немалые) аналитические возможности для комплексного

анализа правовой сферы жизни общества. Это новый, более высокий уровень

научной абстракции, иной срез с правовой действительности и, следовательно,

иная плоскость ее рассмотрения. Преимущество названного подхода состоит в

том, что, будучи предельно широким, он призван отразить в целостном виде

общую панораму правового пространства — тот сложный юридический мир, в

котором постоянно находятся, вращаются участники социального общения.

Входящие в правовую систему компоненты неодинаковы по своему значению,

юридической природе, удельному весу, самостоятельности, степени воздействия

на общественные отношения, но в то же время они подчинены некоторым общим

закономерностям, характеризуются единством.

Понятия правовой системы и правовой надстройки очень близки, но не

идентичны, не взаимозаменяемы. Правовая система более гибко и полно

отражает структуру правовой материи, все ее мельчайшие связи, «капилляры»,

в то время как правовая надстройка традиционно понимается как единство трех

компонентов: взглядов, отношений, учреждений.

Правовая система и правовая надстройка различаются по своему

содержанию, элементному составу, гносеологическим функциям, социальному

назначению, роли в общественной жизни, характеру детерминации материальными

и иными факторами, генезису. Правовая система — более дробная и более

дифференцированная категория; она многоэлементна, полиструктурна,

иерархична.

Право, как уже подчеркивалось, — эпицентр правовой системы.

Юридические нормы, будучи обязательными эталонами общественно необходимого

поведения, опираясь на возможность государственного принуждения, выступают

интегрирующим и цементирующим началом. Это своего рода каркас, несущие

конструкции правовой системы, без которых она могла бы превратиться в

простой конгломерат элементов, не связанных между собой единым нормативно-

волевым началом. Согласованность и координация между ними оказались бы в

значительной мере ослабленными.

Особенно это касается конституционных норм, играющих в правовой

системе опорную приоритетную роль. Сама Конституция венчает собой все

законодательство, выступает правообразующим ядром, устанавливает виды

юридических актов, их соотношение, субординацию, способы разрешения

коллизий между ними, служит главным ориентиром в деле организации правового

регулирования в стране2.

Нормы права вместе с порождаемыми ими правоотношениями — это

необходимые крепления, связки правовой системы. Но право — тоже система, и

притом наиболее устойчивая и дисциплинирующая, содержащая в себе четкие

оценочные критерии. Это — базовая система в системе. Являясь первичными

клеточками правовой системы, юридические нормы и составляют ее первооснову,

придают ей жизненные силы. Именно через эти нормы достигаются прежде всего

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.