Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России
Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
экз. №
На правах рукописи
Астахов Андрей Андреевич
УДК [623.002,8:338.245.8]:339.13
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА
РОССИИ
20.01.07 - Военная экономика
Диссертация на соискание ученой степени
доктора экономических наук
Научные
консультанты:
Член-
корреспондент РАН
доктор
исторических наук
профессор
А.А.Кокошин
Член-
корреспондент АВН
доктор
экономических наук
снс
В.В.Бандурин
Москва - 1995
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ
............................................................................
.......... 4
1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА
РОССИИ В НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ
УСЛОВИЯХ
............................................................................
........ 15
1.1. Анализ итогов научно - производственной деятельности
оборонного комплекса в 1993-1995гг.
......................................... 16
1.2. Анализ основных проблем конверсии оборонной
промышленности в условиях проведения жесткой финансово-
кредитной политики
........................................................................
55
1.3. Анализ соответствия существующей системы управления
конверсией ОК новым экономическим и политическим условиям.. 69
ВЫВОДЫ
............................................................................
............ 86
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ КОНВЕРСИЕЙ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА 90
2.1. Основные цели и задачи развития системы управления
конверсией оборонного комплекса
.................................................. 90
2.2. Структура системы управления конверсией оборонного
комплекса и основные функции ее субъектов
................................ 102
2.3. Методический подход к оценке эффективности
функционирования системы управления конверсией ....................
111
2.4. Федеральная целевая программа конверсии оборонной
промышленности на 1995-1997 годы как основа совершенствования
системы управления конверсией в условиях политики финансовой
стабилизации
............................................................................
...... 119
ВЫВОДЫ
............................................................................
............. 128
3. КОНЦЕПЦИЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА ...................... 132
3.1. Финансово-кредитные методы управления развитием
оборонного комплекса
..................................................................... 133
3.2. Предложения по совершенствованию налоговой политики в
оборонном
комплексе...................................................................
.... 136
3.3. Предложения по совершенствованию кредитной политики в
оборонном
комплексе...................................................................
.... 151
3.4. Предложения по совершенствованию политики финансирования
создания и закупок
ВВТ...................................................................
156
3.5. Предложения по выбору внебюджетных источников
финансирования развития оборонного комплекса..........................
168
ВЫВОДЫ.................................................................
.......................... 180
4. КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА . ................ 185
4.1. Государственное управление конверсией - основа сохранения
научно-производственного потенциала оборонного комплекса.... 185
4.2. Организационные и институциональные преобразования в
оборонном
комплексе...................................................................
.... 196
4.2.1. Финансово - промышленные
группы...................................... 200
4.2.2. Развитие предпринимательства и государственная поддержка
малого бизнеса
............................................................................
..... 206
4.3. Повышение роли государственного управления региональной
и внешнеэкономической деятельностью конверсируемых
предприятий
............................................................................
.......... 217
ВЫВОДЫ
............................................................................
............ 225
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
............................................................................
.... 228
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................... 233
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анализ зарубежного опыта функционирования
ФПГ....................................................................
................................ 242
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Показатели финансирования оборонного
комплекса России
............................................................................
. 252
ВВЕДЕНИЕ
Комплекс оборонных отраслей промышленности всегда был интегрирован в
народное хозяйство страны. Экономика оборонных отраслей промышленности,
несмотря на некоторые льготные условия функционирования, является
органической составной частью экономики страны, выполняя три основные
макроэкономические функции /25, 27, 29, 34, 47, 49/:
экономическое обеспечение оборонной безопасности;
обеспечение ускорения научно-технического прогресса;
обеспечение товарного рынка технически сложной промышленной
продукцией гражданского назначения.
Поэтому в диссертации рассмотрены условия функционирования оборонного
комплекса (ОК) в рамках тех событий, которые происходили в предыдущие годы
и которые в основном сказались на результатах его деятельности в
современный период.
Как известно, важным этапом, обусловившим работу отраслей ОК в период
1989-1990 гг., является конверсия военного производства и перевод
экономики страны на рыночные отношения.
Начальным импульсом для осуществления конверсии военного производства
было объявленое в конце 1988 г. в ООН решение об одностороннем сокращении
военного бюджета СССР на 14,5%, закупок ВВТ - на 19,5%, численности ВС на
500 тыс. человек. Масштабы и глубина конверсии установлены были Указом
Президиума ВС СССР от 21.03.1989г, определившим сокращение расходов на
оборонный комплекс в течение 1989-1990 гг. Происходившие в этот период в
СССР процессы конверсии являлись отражением этих решений /80, 81/.
Общая логика происходивших в то время в ОК процессов была такова. В
результате шагов по сокращению военных расходов и заказов на производство
ВВТ происходит высвобождение производственных мощностей и основных
фондов, других материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Таким образом,
создаются предпосылки к переключению ресурсов ОК на мирные цели,
освоению гражданской продукции и существенному наращиванию ее производства.
Указанные процессы в соответствии с традиционными подходами
плановой экономики были отражены в заданиях Государственного плана
экономического и социального развития СССР на 1990 г. и Государственной
программы конверсии оборонной промышленности до 1995 г.
Хронологически конверсия ОК совпала с процессами перехода народного
хозяйства страны к рыночной экономике. Это не случайно.
Во-первых, шаги по одностороннему сокращению ВВТ явились важным
проявлением нового мышления в военно-политической области, в направлении
разрядки международной напряженности и уменьшении конфронтации военных
блоков.
Во-вторых, конверсия ОК рассматривалась как один из немногих
реальных источников ресурсов для стоящих перед страной социально-
экономических проблем.
Однако при планировании конверсии необходимо было учесть
отечественный и зарубежный опыт в этой области, выявить преимущества и
недостатки различных вариантов конверсии, реализовать первые и избежать
вторых. Сейчас можно с уверенностью сказать, что это сделано не было.
Отсюда и проистекают все проблемы и беды современной конверсии / 3, 4, 6,
56, 77, 91/.
Как уже говорилось, конверсия в ОК совпала по времени с началом
перехода экономики страны к рынку, а также распадом СССР. Ряд прежних
органов государственного управления, связанных с планированием и
обеспечением конверсии и выполнением оборонного заказа, оказались
ликвидированными. От методов административно-командного управления стали
переходить к экономическим, не подкрепленным конкретным механизмом их
реализации.
Система перспективного планирования конверсии и развития ВВТ перестала
функционировать. Кроме этого, дестабилизация финансово-кредитной сферы в
условиях перехода к рыночным отношениям резко усугубила положение оборонных
предприятий, особенно конверсируемых. Специфические особенности и особое
положение предприятий ОК не в полной мере нашли отражение в
законодательных актах Верховного Совета РФ, документах Правительства РФ и
указах Президента РФ, осуществляющих концепцию перехода к рыночной
экономике.
Характерными особенностями работы законодательных органов
государственного управления по подготовке и введению в действие
основополагающих актов по преобразованию системы экономических отношений в
стране были постоянное запаздывание, отсутствие системности в достижении
цели, разрыв по срокам введения, противоречивость, несогласованность. Это
может быть отнесено к законодательным и нормативным актам о предприятиях и
предпринимательской деятельности, о собственности, о налоговой системе, о
конверсии, об акционерных обществах и т.д.
Процесс суверенизации бывших союзных республик привел к распаду
сложившихся кооперационных связей, что существенно сузило научно-
производственную базу создания ВВТ и конверсии, поставило под угрозу срыва
многие программы вооружения и конверсии.
Период 1992-93 гг. для оборонных предприятий, как и для экономики
страны в целом, характеризовался началом реальных экономических реформ,
выражающихся в правительственной политике либерализации экономики,
стабилизации финансов и денежной системы, приватизации и развития
предпринимательства, структурной перестройки экономики.
Однако значительная часть мероприятий по либерализации и стабилизации,
осуществленная в первые месяцы 1992 года, не была достаточно
последовательной и взвешенной.
Жесткость стабилизационных мероприятий способствовала возникновению
кризиса взаимных неплатежей.
В 1993-1995гг. продолжался дальнейший спад производства.
Либерализация стимулировала предприятия к увеличению своих доходов за счет
роста цен. Инфляция привела к угнетению стимулов производства и
накопления, к дезориентации предприятий.
Суммируя сказанное, можно кратко сформулировать основные факторы,
повлиявшие на особенности работы оборонных отраслей промышленности в
период 1991-1995гг.:
В области политико-правовой среды:
курс на разоружение и конверсию военного производства;
курс на переход к рыночной экономике;
процессы активного законотворчества, не в полной мере учитывающие
специфические особенности предприятий оборонного комплекса;
кризис исполнительной власти;
ликвидация системы централизованного планирования;
В области экономической среды:
резкое сокращение ассигнований на ВВТ;
общий спад производства;
распад хозяйственных связей;
непоследовательные меры по реформированию ценового, налогового и
кредитного механизмов;
инфляция.
В области социальной среды:
падение уровня жизни работников ОК;
дифференциация доходов;
проблемы занятости.
Таким образом, сложившаяся с учетом этих факторов система финансово-
кредитного управления развитием оборонного комплекса практически
перестала удовлетворять новым экономическим и политическим условиям,
характеризующим вхождение российской экономики в качественно новый этап
развития.
Оборонный комплекс России - это целостная организационно-
экономическая система отраслей, промышленных и научных предприятий и
организаций, предназначенная для выполнения исследований, разработок,
производства и поставок ВВТ. Она представляет собой наиболее качественный
компонент экономики народного хозяйства страны.
Здесь сосредоточен крупный научно-технический потенциал, дающий 40%
всех научных и конструкторских разработок, высококвалифицированные кадры
рабочих, инженеров и ученых.
Для России более рациональное в современных условиях использование
такого потенциала - это, с одной стороны, крупнейший шанс перестройки и
модернизации народного хозяйства, один из решающих факторов успешного
преодоления стоящих перед страной экономических и социальных проблем, с
другой стороны - гарантия обеспечения ее национальной безопасности.
Масштабы военного и гражданского производства в России, трудности
финансово-экономического обеспечения, несовершенство организации и
управления конверсией порождают ряд проблем, решение которых позволит
повысить эффективность общественного производства.
Целью диссертации является решение научной проблемы разработки
теоретических и методологических основ совершенствования финансово-
кредитного управления развитием оборонного комплекса России в условиях
рыночных преобразований.
В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие
задачи:
комплексный анализ состояния и проблем развития оборонного комплекса
России в условиях проведения жесткой финансово-кредитной политики;
анализ соответствия существующей системы управления конверсией
оборонного комплекса новым экономическим и политическим условиям;
разработка методологических основ развития системы управления
конверсией военного производства с учетом коммерциализации создания ВВТ;
разработка концепции финансово-кредитного управления развитием
оборонного комплекса с учетом специфических особенностей производства
ВВТ;
разработка предложений по совершенствованию налоговой и кредитной
политики в оборонном комплексе;
разработка предложений по совершенствованию политики финансирования
создания и закупок ВВТ;
разработка предложений по выбору внебюджетных источников
финансирования конверсии оборонного комплекса России;
разработка концепции государственного управления конверсией
оборонного комплекса на этапе реализации политики финансовой стабилизации;
разработка предложений по совершенствованию государственного
управления развитием оборонного комплекса на основе организационных и
институциональных преобразований;
разработка предложений по повышению роли государственного управления
региональной и внешнеэкономической деятельностью конверсируемых
предприятий.
М е т о д ы и с с л е д о в а н и я.
Методы исследования, применяемые в диссертации, основываются на
методологии военно-экономического и финансового анализа, включают
системный анализ и синтез, методы исследования операций.
Н а у ч н а я н о в и з н а р а б о т ы.
В диссертации на основе системного подхода:
1. Предложено комплексное решение основных методологических,
экономических, организационных и других проблем совершенствования финансово-
кредитного управления развитием оборонного комплекса России в условиях
перехода к рыночным отношениям.
2. Выполнен комплексный анализ состояния существующей системы
управления конверсией и ее соответствия новым экономическим и политическим
условиям.
3. Сформулированы методологические основы совершенствования системы
управления конверсией оборонного комплекса на этапе реализации политики
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
|