Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России
являются различные формы государственной и организационной поддержки:
прямое целевое финансирование;
государственное льготное кредитование;
дифференцированное налогообложение.
Нормативно-правовое обеспечение конверсии
Необходимым условием реализации государственных и региональных
программ конверсии является нормативно-правовое и научно-методическое
обеспечение, регламентирующие / 7, 11, 37-40, 52/ :
права и обязанности конверcируемых предприятий, НИИ и КБ;
порядок взаимодействия конверcируемых предприятий с генеральными
заказчиками, органами управления и потребителями гражданской продукции;
формы государственной поддержки производственно-технологической и
финансовой кооперации на базе акционерных обществ, корпораций, ассоциаций
(в том числе с участием иностранных фирм, предприятий и компаний),
создаваемых в интересах реализации конверсии, особенно по приоритетным
направлениям;
правила и методы подготовки конверсионных проектов и программ
проведения конверсии, а также анализа ее хода и результатов;
экономическое стимулирование выполнения государственных и
региональных целевых программ путем их непосредственного финансирования и
оказание помощи валютными средствами для разработок и подготовки
производства, создание системы льготного кредитования и налогообложения,
приоритетного материально-технического обеспечения.
Социальная поддержка конверсии
Важное место в управлении конверсией должны занимать меры по
обеспечению социальной эффективности конверсии, включая:
трудоустройство высвобождаемого персонала с учетом квалификации
работников;
недопущение снижения уровня доходов работников конверcируемых
предприятий;
переподготовку и повышение квалификации работников, переводимых на
производство гражданской продукции.
Достижение социальных целей конверсии предполагает создание в
оборонном комплексе специальных служб трудоустройства, а также объединение
усилий кадровых служб конверcируемых предприятий.
Должна быть расширена сеть учебных заведений по переподготовке
специалистов и рабочих в рамках становления рынка труда оборонного
комплекса.
Мероприятия, необходимые для эффективной
реализации конверсии
1. В связи с резким снижением объема НИОКР по гражданской тематике
выделить часть конверсионного кредита (12-15%) научно-исследовательским и
проектным организациям на проведение гражданских НИОКР по конверсионной
тематике; определить порядок выбора заказчика этих НИОКР и порядок
проведения конкурса на получение заказа.
2. Поощрять конверсионные программы, направленные на освоение
новейших зарубежных технологий, отстающих или отсутствующих в России.
Стимулировать привлечение к решению этой задачи зарубежных фирм путем
экономического протекционизма (снижение налогов, отмена таможенных пошлин,
страхование инвестиций).
Предоставить оборонным предприятиям право направления валютной прибыли
без каких-либо ограничений целевым назначением для закупки новейших
технологий и оборудования, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной
гражданской продукции (по отдельным спискам).
3. Привести в соответствие темпы сокращения оборонного заказа с
темпами конверсии предприятий, чтобы не допускать нерационального
перерасхода бюджетных средств (что имело место в 1992 - 1994гг.). Найти
оптимальные темпы освоения этих средств по отраслям и по годам.
4. Разработать Программу работ по нормативно-правовому, нормативно-
техническому и методическому обеспечению конверсии оборонной
промышленности до 1997г.
5. Разработать методические рекомендации по созданию страховых
инвестиционных фондов и фондов внебюджетной поддержки конверсионных
программ коммерческими структурами, иностранными банками и фирмами.
6. В целях координации работ по формированию и реализации федеральной
и региональных программ конверсии ввести в практику заключение генеральных
соглашений между Госкомоборонпромом РФ и властными структурами субъектов
федерации.
2.2. Структура системы управления конверсией оборонного
комплекса и основные функции ее субъектов
В современных условиях перехода экономики России на рыночные
отношения основным субъектом формирования и реализации конверсионной
политики в оборонном комплексе является государство. Свои стратегические
функции оно реализует при одновременном обеспечении развития экономического
и научно-технического потенциала предприятий государственного и
негосударственного секторов экономики, децентрализации принятия
хозяйственных решений и ориентации предприятий на усиливающуюся
конкуренцию / 21, 31, 47, 50/.
С точки зрения участия в формировании и реализации конверсионной
политики в сложной иерархической системе управления конверсией оборонного
комплекса можно выделить три уровня (рис. 2.2) /14/.
Первый уровень, представляющий высший эшелон государственной власти.
Он включает органы законодательной и исполнительной власти России,
ведающие вопросами обеспечения обороноспособности и безопасности страны:
Президент Российской Федерации, Совет безопасности, соответствующие
комитеты и комиссии Федерального Собрания Российской Федерации, а также
Правительство Российской Федерации.
Основные функции этих органов:
1. Определение, с точки зрения государственных интересов, целей,
задач, основных принципов и направлений, а также модели конверсионной
политики в ОК.
2. Определение государственного механизма реализации промышленной
политики и конверсии ОК.
3. Координация конверсионной политики в ОК с государственной
промышленной политикой, структурной перестройкой экономики, требованиями
военной доктрины, другими государственными программами, странами СНГ.
4. Утверждение Государственной программы конверсии оборонного
комплекса.
5. Координация разработки и принятия требуемого законодательного
обеспечения.
Второй уровень - средний эшелон государственной исполнительной власти.
Он включает министерства и ведомства, заказывающие военную продукцию
( Минобороны РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, МЧС РФ и др.) и гражданскую
продукцию( МПС РФ, Минсвязи РФ, Госкомпром РФ, Минатом РФ, Минздрав РФ,
Минсельхоз РФ и др.).
Основные функции этих субъектов системы: формирование Государственной
программы конверсии и госзаказа по приоритетным направлениям, формирование
тактико-технических требований к изготовляемой продукции и уровню качества.
В этот уровень включаются также функциональные и обеспечивающие
министерства и ведомства: Минэкономики РФ, Минфин РФ, Центральный банк РФ,
Госстрой РФ, Миннауки РФ, РАН, Госкомимущество РФ, ГКАП РФ и др.
Основные функции: экономическое, финансовое, денежно-кредитное и
научное обеспечение реализации промышленной политики; увязка промышленной
политики с процессами конверсии, приватизации, акционирования и
демонополизации в оборонном комплексе.
Субъекты второго уровня подготавливают предложения для первого
уровня, а также организуют осуществление практических мер по реализации,
координации и контролю установок высшего эшелона государственной власти в
части стратегии государственного регулирования промышленной политики и
конверсии ОК.
Третий уровень - непосредственные субъекты промышленной политики.
Он включает предприятия и организации ОК.
Основные функции: практическая реализации конверсионной политики.
Организационные структуры этого уровня подготавливают
соответствующие предложения для второго уровня (включая разработку
концепции и программ конверсионной политики), осуществляют практические
меры по реализации, координации, контролю и анализу результатов
конверсионной политики, с учетом установок субъектов второго уровня.
Они осуществляют также непосредственный анализ и научно-методическое
обеспечение конверсионной политики с учетом отраслевых особенностей.
Следует отметить, что в работе структур вышеперечисленных уровней
госрегулирования принимают участие в качестве субъектов и региональные
представительные и исполнительные структуры: республиканские и областные
главы администраций, территориальные организации и ведомства,
заинтересованные в разработке и реализации конверсионной политики.
Их функции - осуществление разработки конверсионной политики с учетом
особенностей регионов; подготовка с учетом своего статуса
соответствующих предложений для вышеуказанных трех уровней; оказание
практической помощи объектам, находящимся в регионе, в реализации этой
политики.
Рассмотрим отличительные особенности объектов конверсионной
политики / 47, 50 /.
Первая особенность - объекты конверсионной политики входят в сферу
разработки, производства и сбыта промышленной продукции ОК (ВВТ, ГП,
НТНП). К ним относятся государственные научные организации (НИИ, КБ, НПО,
АО и т.д.) и промышленные предприятия (заводы, ПО, АО и т.д.).
Сюда также входят коммерческие организации рыночной инфраструктуры
(банки, инвестиционные фонды, страховые и торговые компании и т.д.) и
предприятия системы малого бизнеса.
Вторая особенность - приоритетные объекты промышленной политики
составляют основу научно-технического и производственного потенциала ОК. С
позиции ВВТ - это казенные предприятия и предприятия, обеспечивающие их
работу. Они должны отвечать определенным критериям и иметь обязательную
государственную поддержку.
Третья особенность - в условиях рыночной экономики объекты
конверсионной политики должны быть дееспособными, саморазвивающимися
организациями.
Оборонный комплекс представляет уникальные возможности для
немедленного формирования саморазвивающихся в условиях рынка промышленных
компаний и финансово-промышленных групп, аналогичных известным во всем мире
финансово-промышленным группам Японии, Германии, Испании и Южной Кореи,
обеспечивших устойчивый экономический подъем в этих странах. С учетом
наших реалий можно взять за основу схему глубоко диверсифицированных
крупных промышленных компаний, включающих в свою структуру банки,
инвестиционные фонды, страховые и торговые компании и большое число малых,
средних и крупных предприятий.
Необходимо сформировать по каждому из высокотехнологичных направлений
"технологическую корпорацию" таким образом, чтобы предприятия и
организации, в нее входящие, обеспечивали единый технологический цикл
разработки, отработки, серийного производства, и при необходимости,
продажу высокотехнологичной наукоемкой продукции.
При этом за базу должны быть приняты такие НПО, головные предприятия
разработчиков или существующие корпорации, которые уже на деле
продемонстрировали свою жизнеспособность, способность к саморазвитию.
Одновременно с созданием финансово-промышленных групп представляется
целесообразным создание федеральных и региональных научно -
производственных центров для максимального использования научно-
технического потенциала ОК.
С организационно - производственной точки зрения можно выделить два
уровня объектов:
первый уровень - крупные объекты, так называемые флагманы
промышленности ОК. Сюда включаются финансово-промышленные группы,
научно-производственные центры, крупные акционерные общества и предприятия;
второй уровень - предприятия среднего и малого бизнеса.
С точки зрения степени диверсификации производства в результате
влияния конверсии можно выделить три уровня объектов промышленной политики
:
первый уровень - казенные предприятия;
второй уровень - предприятия и акционерные общества, обеспечивающие
работу казенных предприятий (выпускающие как военную, так и гражданскую
продукцию);
третий уровень - глубоко конверсированные предприятия и предприятия,
не выпускающие военную продукцию, независимо от формы собственности.
Остановимся более подробно на функциях в области конверсионной
политики местных органов власти и управления.
Местные органы государственной власти и управления:
оказывают необходимую помощь в выполнении оборонными предприятиями и
организациями оборонного заказа;
предусматривают в местном бюджете необходимые средства на проведение
возложенных на них законодательством РФ и республик мероприятий в области
обороны и безопасности;
оказывают содействие предприятиям и организациям, выполняющим
оборонный заказ, в решении возникающих социальных вопросов;
участвуют в реализации федеральных программ конверсии применительно к
местным условиям и содействуют развитию горизонтальных кооперационных
связей между предприятиями и организациями.
Местные органы управления включают в себя:
координационные советы;
научно-технические центры конверсии;
промышленно-экономические управления, отделы администрации по
оборонной промышленности.
Координационные советы включают в себя представителей президента,
администрации и научно-технических центров конверсии и обеспечивают
выполнение региональных программ конверсии, а также общие направления
развития оборонных предприятий.
Научно-технические центры конверсии:
формируют региональные программы конверсии;
осуществляют координацию деятельности конверсируемых предприятий;
содействуют разработке планов конверсии на уровне предприятий.
Промышленно-экономические управления, отделы администрации
осуществляют общее руководство функционированием оборонных предприятий,
включая разработку и производство ВВТ, продукции гражданского назначения,
обеспечения мобподготовки и т.п.
Государственные казенные предприятия составляют ядро оборонного
комплекса и финансируются только из государственного бюджета .
Негосударственные оборонные предприятия составляют рыночный сектор
военной экономики, базируются в основном на частной собственности и
являются самостоятельными и независимыми субъектами рынка. Размещение
военных заказов среди них организуется на конкурсной основе.
Межгосударственные акционерные общества (финансово-промышленные
группы, корпорации) образуются на основе соглашений между РФ и странами-
членами СНГ в области кооперированных поставок для производства ВВТ.
Коммерческие структуры, включающие банки, товарные и фондовые биржи,
создаются на добровольной основе оборонными предприятиями и хозяйственными
объединениями различных форм собственности и обеспечивают реализацию
соответствующих функций в интересах своих учредителей с учетом требований
антимонопольного законодательства.
В целях регламентации взаимоотношения субъектов системы управления
конверсией с учетом необходимости выполнения государственного оборонного
заказа важно разработать или уточнить ряд нормативно - правовых документов,
без которых процесс конверсии не может быть скоординирован с системой
размещения и исполнения государственного оборонного заказа ( табл. 2.1).
Таблица 2.1
Нормативно-правовые документы, регламентирующие взаимоотношения субъектов
системы управления конверсией при выполнении ГОЗ
|Этапы прохождения |Основные нормативно-правовые документы, |
|( выполнения ) ГОЗ |регламентирующие взаимоотношения субъектов |
| |системы управления конверсией |
|1. Определение |1. Закон РФ “О государственной программе развития|
|потребностей ВС в ВВТ и|вооружения и военной техники” |
|разработка программ |2. Закон РФ “О мобилизационной подготовке |
|вооружения |народного хозяйства” |
| |3. Закон РФ “О конверсии оборонной промышленности|
| |РФ” |
| |4. Закон РФ “ Об индикативном планировании и |
| |прогнозировании” |
| |5. Положение о Директоратах комплексных целевых |
| |программ создания ВВТ |
|2. Формирование ГОЗ на |1. Закон РФ “О Государственном оборонном заказе” |
|очередной бюджетный год|2. Закон РФ “Об оборонных расходах” |
| |3. Закон РФ “о поставках продукции для |
| |федеральных государственных нужд” |
| | 4. Закон РФ “О каталогизации и стандартизации |
| |предметов снабжения ВС РФ” |
| |5. Положение о формировании контрактных цен на |
| |оборонную продукцию |
|3. Размещение ГОЗ |1. Положение о Государственном оборонном заказе |
| |2. Положение о проведении конкурсов при |
| |размещении ГОЗ |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
|