Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России
сохранения государственного контроля в следующих случаях:
А. Высокорентабельное конверсируемое предприятие, производящее
экспортную продукцию. С учетом размеров внешнего долга России
целесообразно сохранить за государством все 100% активов.
Б. Сохранение производства социально-значимой продукции. В этом
случае целесообразно выпустить "Золотую акцию", уступив в частные руки
практически весь пакет акций.
В. Конверсируемое предприятие представляет собой совокупность
производств, неразрывно связанных единым технологическим процессом или
неразделяемых территориально. При этом большая часть мощностей производит
обычную гражданскую продукцию, а меньшая - оборонную продукцию, выпуск
которой требует постоянного контроля со стороны государства по
соображениям секретности, взрывоопасности, экологии и т.п. Здесь также
целесообразно выпустить "Золотую акцию", сохранив за государством пакет
акций в соответствии с долями видов производимой продукции.
Данные предложения требуют уточнения подходов к тактике акционирования
предприятий оборонного комплекса и перехода от типовых массовых процедур
приватизации к индивидуальным решениям, учитывающим специфику каждого
достаточно крупного конверсируемого промышленного предприятия.
В связи с тем, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ
от 12 августа 1994г. № 908 процесс придания государственным предприятиям
статуса "казенных" заводов, либо преобразования их в акционерные общества
займет достаточно длительное время, необходимо повысить управляемость ими
со стороны органов федеральной исполнительной власти.
В настоящее время с целью повышения эффективности функционирования
конверсионных предприятий в законодательном порядке необходимо закрепить
следующие положения /9-11, 58/:
право полного хозяйственного ведения (владение, пользование,
распоряжение имуществом) принадлежит собственнику имущества;
собственник единолично, самостоятельно или через своих уполномоченных,
осуществляет управление деятельностью предприятия;
прибыль от хозяйственной деятельности принадлежит собственнику;
участие трудового коллектива в управлении предприятием должно
осуществляться только в той степени, в которой коллектив владеет пакетом
голосующих акций.
Проведенные исследования показали, что основные направления
организационных преобразований в оборонном комплексе связаны с
формированием финансово-промышленных групп и поддержкой
предпринимательства и малого бизнеса /1, 9, 23, 24, 35/.
4.2.1. Финансово-промышленные группы
В рамках концепции государственного управления конверсией оборонного
комплекса создание финансово-промышленных групп (ФПГ) рассматривается
как основной его структурообразующий элемент.
Анализ зарубежного опыта, приведенный в приложении 1, показал, что под
ФПГ понимают достаточно широкий круг организационно - правовых форм
интеграции промышленных, банковских, инвестиционных, страховых, научных,
маркетинговых и иных структур, в том числе национальных и транснациональных
корпораций (например, ИБМ, Самсунг), а также зачастую не имеющих четкой
формы, но де-факто существующих (например, империя Рокфеллеров).
По данным ООН, в настоящее время в мире насчитывается более 35 тысяч
крупных интегрированных финансово - промышленных структур, половина которых
приходится на США, Японию, Германию и Швейцарию. Под их контролем находится
от 30 до 50% промышленного производства, более половины внешней торговли,
более 75% патентов и лицензий на высокие технологии и “ноу-хау”. Причем 100
наиболее крупных ФПГ контролировали в 1994 году около 20% мирового объема
производительных активов / 9 /.
Практически процесс реального продвижения к формированию современных
форм ФПГ в России проявился в 1991 - 1992 годах, когда стали действовать
крупные коммерческие и холдинговые структуры, такие как Российское
акционерное общество “Газпром”, Межгосударственная акционерная корпорация
“Вымпел” и другие. Однако этот процесс нуждался в осуществлении
целенаправленной долговременной государственной политики, адекватной
современным внутренним и внешним экономическим и политическим условиям.
Поэтому, в соответствии с Положением о финансово-промышленных группах
и порядке их создания, утвержденным Указом Президента Российской Федерации
от 5 декабря 1993г. № 2096, ФПГ стали формироваться с соблюдением
антимонопольного законодательства в сферах, определяющих научный,
производственный, оборонный и экспортный потенциал Российской Федерации, а
также отвечающих приоритетным направлениям государственной промышленной
политики.
Основными принципами создания ФПГ являются /9, 23, 24/:
1. Первоочередное создание групп на базе технологически и
кооперационно связанных промышленных предприятий, выпускающих продукцию,
обеспеченную платежеспособным спросом и конкурентоспособную на внешнем и
внутреннем рынках.
2. Использование холдинговых или трастовых (доверительных) отношений
как основы для организационно - экономического взаимодействия участников
группы с головной финансово-промышленной компанией.
3. Предотвращение негативных монополистических тенденций в связи с
концентрацией капиталов, что предполагает целенаправленное формирование
ряда ФПГ на одном отраслевом (региональном) товарном рынке или наличие на
нем конкурентов по соответствующим видам продукции.
4. Социально-экономическая обоснованность проектов создания групп,
предполагающая использование при их формировании соответствующей
экспертизы и системы количественных оценок потенциальной эффективности
будущей совместной деятельности (оценки рынка продукции, экономической
эффективности инвестиционных проектов, занятости, экологической
безопасности создаваемых производств);
5. Добровольность вхождения предприятий (организаций) в состав групп,
предполагающая, как правило, собственную инициативу предприятий в
разработке проекта ФПГ и подбор участников совместной деятельности с
учетом экономических интересов всех сторон. Исключением могут быть случаи
формирования ФПГ по решению Правительства.
6. Юридически взаимоотношения между ФПГ и государством должны
регулироваться различными видами договоров, определяющих взаимные
обязательства, гарантии и ответственность ФПГ, с одной стороны, и
Правительства Российской Федерации или по его представлению федерального
органа исполнительной власти, с другой.
7. Включение представителей органов государственного управления в
структуру управления ФПГ.
Проведенные исследования показали, что в России возможно создание ФПГ
трех видов: транснациональные с участием предприятий и организаций ближнего
и дальнего зарубежья, межрегиональные и собственно региональные группы. По
данным Госкомпрома России в течение 1995 -1996 годов прогнозируется
создание 20 сверхмощных ФПГ и 100 -130 обычных. Как ожидается, они охватят
все зоны экономики, более 40 подотраслей / 9 /.
В настоящее время предусматривается государственная поддержка создания
и функционирования ФПГ, обеспечивающих эффективную структурную перестройку
промышленности и реализацию новых механизмов инвестиционной
деятельности, в том числе передача в их доверительное, трастовое управление
части принадлежащих государству акций, предоставление государственных
гарантий для привлечения инвестиционных ресурсов, зачет задолженности
предприятий, акции которых реализуются на инвестиционных конкурсах и т.д.
В развитие Указа Президента Российской Федерации от 5 декабря 1993
года № 2096 подготовлен и принят ряд документов, регламентирующих процессы
создания и функционирования ФПГ, в том числе:
а) Постановлением Правительства РФ от 23 мая 1994г. № 508 установлен
порядок рассмотрения, регистрации и экспертизы проектов создания финансово-
промышленных групп в Российской Федерации;
б) Постановлением Правительства РФ от 19 июня 1994г. № 707 утверждено
положение о порядке ведения регистра ФПГ Российской Федерации, определены
требования к составу проектов ФПГ,
Вопросы формирования ФПГ отражены в "Государственной Программе
содействия формированию финансово-промышленных групп”, принятой
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995г. №
48.
Программа направлена на реализацию основных положений
государственной промышленной политики и устанавливает:
основные (концептуальные) положения деятельности по созданию ФПГ;
комплекс адресных мероприятий по организации ФПГ и обеспечению
эффективности процессов становления групп в приоритетных направлениях
развития промышленности.
В процессе выполнения заданий Программы предстоит в течение 1995-
1997гг. разработать более 20-ти нормативных и методических документов,
направленных на упорядочение формирования и функционирования ФПГ.
По состоянию на апрель 1995г. было рассмотрено и одобрено 11 проектов
ФПГ, в том числе 4 в оборонном комплексе.
Опыт работы по формированию первых ФПГ выявил наличие ряда
серьезных трудностей и проблем. Основными из них являются следующие:
создание ФПГ пока идет в русле регистрации традиционных акционерных
обществ, не всегда способных обеспечить экономическую управляемость и
ответственность предприятий внутри группы, в то время как решение о
целесообразности той или иной формы интеграции капитала в промышленности
должно приниматься отдельно в каждом конкретном случае;
недостаточные (в силу сложившейся экономической ситуации) стимулы
для переориентации банковских структур на инвестиционную деятельность.
Следует отметить, что положения Указа Президента Российской
Федерации "О доверительной собственности" от 24 декабря 1993 г.
№ 2296 не в полной мере учитывают приоритетность российских ФПГ для подъема
промышленности, а именно: не позволяют передавать в траст головной
финансово-промышленной компании акции предприятий-участников группы; не
предусматривают механизма согласования решений заинтересованных ведомств по
данному вопросу.
Действующее временное Положение о холдингах (утверждено Указом
Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992г. №1392) не
предусматривает развитие соответствующего механизма для приватизированных
предприятий и нуждается в существенной доработке с учетом специфики ФПГ.
Целесообразно принять решение о том, что запрет на перекрестное
владение акциями среди участников групп не распространяется на:
формирование уставного капитала учреждаемого головного акционерного
общества (финансово-промышленной компании) за счет консолидации пакетов
акций предприятий, входящих в группу (путем покупки этих акций или внесения
их в качестве взноса в уставный капитал учреждаемого акционерного
общества);
взаимный обмен акциями между предприятиями (организациями) -
участниками группы (не являющимися головной финансово-промышленной
компанией) в случае, если в перекрестном владении находится не более 10%
акций соответствующих предприятий;
передачу пакетов акций предприятий (организаций) - учредителей
создаваемого акционерного общества (финансово-промышленной компании) в
доверительное управление данному акционерному обществу;
приобретение головной финансово-промышленной компанией (учрежденным
акционерным обществом) акций предприятий-участников группы на
инвестиционных конкурсах;
долевое участие одних предприятий группы в уставных капиталах других
ее участников, если последние по своему статусу не относятся к акционерным
обществам.
Комплексно разрешать вопросы системы государственной поддержки и
регулирования процесса создания и функционирования ФПГ позволит Закон "О
финансово-промышленных группах", который принят в настоящее время Советом
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В законе “О ФПГ” рассматриваются следующие основные цели:
создание системы эффективных стимулов для объединения
производственного, торгового и финансового капиталов;
установление четких и устойчивых правил формирования и прекращения
деятельности ФПГ;
государственное регулирование деятельности ФПГ таким образом, чтобы
не допустить нового витка монополизации экономики на другой основе и в то
же время не создать неоправданных ограничений свободы их хозяйственной
деятельности.
Однако закон не может заменить собой весь комплекс нормативных актов,
регулирующих деятельность этих промышленных образований, поэтому в нем
наряду с нормами прямого действия достаточно широко используются
отсылочные нормы на действующее законодательство .
4.2.2. Развитие предпринимательства и государственная
поддержка малого бизнеса
В соответствии с Федеральным Законом “О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской Федерации” от 14 июня 1995г. № 88
- ФЗ, развитие предпринимательства и поддержка малого бизнеса является
одним из основных направлений экономической реформы, повышения
эффективности функционирования оборонного комплекса и связано с решением
ряда социальных вопросов, в т.ч. созданием дополнительных рабочих мест,
формированием широкого слоя предпринимателей, насыщением потребительского
рынка товарами и услугами, а также способствует развитию конкуренции в
оборонном комплексе.
В целях обеспечения развития и государственной поддержки малого
предпринимательства на этапе перехода к рыночным отношениям и в
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от
11.05.1993 г. № 446 "О первоочередных мерах по развитию малого
предпринимательства в Российской Федерации" разработана Федеральная
программа государственной поддержки малого бизнеса.
Главной целью Программы является создание на федеральном уровне
экономических, правовых и организационных условий для формирования в России
развитой инфраструктуры малого предпринимательства, обеспечивающей его
эффективный рост. Реализация этой цели в сочетании с мероприятиями
регионального и отраслевого уровня должна повысить значение малого бизнеса
в народном хозяйстве, что приведет к определенным качественным
изменениям в структуре экономики и результатах ее развития. Правительство
Российской Федерации ежегодно перед представлением федерального бюджета
вносит на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект
федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.
В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на
ее реализацию.
В Программе учитывается тот факт, что деятельность предприятий малого
бизнеса ориентирована главным образом на решение региональных проблем.
Однако приоритетными направлениями развития предприятий малого бизнеса в
том числе определены:
производство комплектующих для предприятий, выпускающих финальные
образцы ВВТ;
производство промышленной продукции военного и гражданского
назначения;
оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
строительство объектов жилищного, производственного и социального
назначения;
инновационная деятельность.
В условиях становления рыночного хозяйства и отказа от
административного вмешательства в работу промышленных предприятий должна
быть создана действенная система государственной поддержки
предпринимательства и малого бизнеса.
В своей основе она должна предусматривать:
нормативно-правовое обеспечение, включая внесение дополнений и
изменений в действующее налоговое законодательство;
формирование финансовой инфраструктуры поддержки малого бизнеса,
включая систему кредитных, финансовых, инвестиционных и страховых структур
и совершенствование системы налогообложения;
развертывание работы Фонда поддержки предпринимательства и развития
конкуренции по реализации целевых и региональных программ;
создание льготных условий использования субъектами малого
предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и
информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и
технологий;
установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого
предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации
выпускаемой продукции, предоставления государственной статистической и
бухгалтерской отчетности;
создание сети информационных центров и консультационных организаций
для обслуживания интересов малого предпринимательства, а также для
принятия управленческих решений на федеральном и региональном уровнях в
целях поддержки, стимулирования и регулирования деятельности малых
предприятий;
поддержку в области внешнеэкономической деятельности, охватывающей
тарифное регулирование, экспортно-импортные операции, валютный контроль и
привлечение иностранных инвестиций;
содействие в организации торгово-промышленных палат, ассоциаций и
объединений, представляющих интересы предпринимателей и малого бизнеса;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
|