Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России
предложений и участие в федеральных, в том числе и конверсионных
программах;
создании условий для развития малого и среднего предпринимательства;
создании конкурентной рыночной среды на основе рациональной
демонополизации крупных конверсируемых предприятий.
На региональный уровень должны быть делегированы права введения (в
рамках местных бюджетов) налоговых преференций для промышленных
предприятий, в соответствии с региональными приоритетами промышленной
политики.
В свою очередь, центральные органы государственного управления должны
активно взаимодействовать с региональными органами управления по:
обеспечению региональных структур необходимой информацией о
перспективах промышленного развития, о реализуемой промышленной политике;
оказанию помощи регионам в формировании и реализации промышленных
проектов и программ, а также интеграции федеральных и региональных программ
промышленного развития;
оказанию помощи в организации использования научного потенциала для
решения региональных проблем в области конверсии;
содействию процессу обучения специалистов;
содействию развития инновационной деятельности;
содействию привлечению инвестиций в региональную промышленность;
созданию информационного обеспечения выполнения программ конверсии и
региональных информационных банков данных.
Развитие сотрудничества в области конверсии
со странами ближнего зарубежья
Как уже отмечалось в первом разделе, распад СССР нарушил
технологическую структуру оборонного комплекса России. В бывшем СССР
региональный аспект не учитывался при формировании технологической
структуры, а также при оценке ее надежности и способности к выживанию в
экстремальных условиях.
При образовании суверенных государств России в наследство
достались технологии и элементы производственного цикла, которые не могут
существовать самостоятельно и развиваться без смежных предприятий и
сопряженных технологий. Более половины грузооборота страны обеспечивается
через порты "ближнего зарубежья".
В подобной ситуации одним из основных элементов государственного
управления конверсией оборонного комплекса становится восстановление и
развитие сотрудничества России со странами СНГ, Балтии и бывших членов СЭВ
на основе дву- и многосторонних межправительственных соглашений, а также
Соглашения об экономическом союзе СНГ.
Экономический союз может нормально функционировать только в
условиях однородного экономического пространства при согласованности
стратегии реформ, координации внутренней политики и национальных
хозяйственных механизмов.
Основными направлениями его деятельности должны стать:
выработка механизма реализации существующих соглашений;
согласование финансовой, денежно-кредитной и валютной политики;
совершенствование системы взаимных расчетов и платежных отношений;
совместная инвестиционная деятельность;
проведение согласованной антимонопольной политики;
взаимодействие в области охраны интеллектуальной собственности;
защита окружающей среды в рамках общего техногенного и экологического
пространства;
совершенствование законодательной базы по всему комплексу вопросов,
охватывающих промышленную сферу.
В целях обеспечения государственных нужд в важнейших видах
продукции и взаимовыгодности в торговле следует использовать механизм
эквивалентных поставок на сбалансированной основе, расчет по которым
должен осуществляться исходя из уровня цен мирового рынка.
Координации и стабилизации технологических связей, реализации
инвестиционных проектов будут способствовать транснациональные объединения,
в том числе ФПГ. Базовым нормативно-правовым документом по их созданию
является “Соглашение о содействии в создании и развитии производственных,
коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных
объединений”, подписанное рядом правительств от 15 апреля 1994г. На основе
этого документа подписаны соглашения об основных принципах создания ФПГ
Правительства России с правительствами следующих стран: Украины (30 декабря
1994г.), Узбекистана (17 марта 1995г.), Казахстана (28 марта 1994г.),
Беларуси (6 января 1995г.). В соглашениях определены совместные сферы
деятельности, перспективные для формирования транснациональных ФПГ, а также
цели их создания.
Проведенные исследования /9, 23, 24 / показали, что реализация в ФПГ
инвестиционных проектов может быть в основном направлена на создание и
освоение конкурентоспособной на мировом рынке продукции военного и
гражданского назначения.
Инвестиционная деятельность подобных организаций должна
осуществляться в соответствии с законодательством того государства, в
котором она проводится, в соответствии с договорами о сотрудничестве в
области инвестиций и о взаимной защите капиталовложений, включая
деятельность с привлечением капитала из третьих стран.
Постепенная интеграция промышленного производства стран СНГ будет
стимулировать согласованные совместные действия и создание общего рынка для
свободного перемещения товаров, капиталов и услуг.
Аналогичная политика может проводиться и по отношению к странам
бывшего СЭВ, с учетом иного уровня кооперационных связей.
Интеграция России в мирохозяйственные связи
В сфере интеграции России в мирохозяйственные связи необходимо
сосредоточить усилия на реализации конкурентных преимуществ оборонного
комплекса страны, к которым относятся /61, 62 /:
пониженная стоимость рабочей силы в сочетании с достаточно высоким
уровнем ее квалификации;
низкая капиталоемкость сектора НИОКР;
долговременное присутствие российской продукции военного и
гражданского назначения на ряде страновых рынков, главным образом в
третьем мире;
значительные масштабы накопленных основных производственных фондов и
фондов универсального обрабатывающего оборудования в промышленности, что
позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производств;
высокая степень энергетической и ресурсной независимости страны;
наличие уникальных передовых технологий в ряде секторов оборонной
промышленности, опирающихся на достижения российской фундаментальной и
прикладной науки.
К числу стратегических слабостей оборонного комплекса страны, во
многом блокирующих реализацию конкурентных преимуществ, относятся:
неразвитость финансовой, организационной и информационной
инфраструктуры международного делового сотрудничества;
усиление сырьевой направленности российского экспорта и потеря
традиционных рынков сбыта продукции военного и гражданского назначения;
сложности в преодолении протекционистской политики ряда западных
стран;
трудности адаптации к условиям массового производства и требованиям
экономической эффективности конкурентных по своим характеристикам высоких
технологий, сосредоточенных прежде всего в оборонном комплексе и
предназначенных для малосерийного или единичного производства;
низкая эффективность производства и чрезвычайно высокие удельные
материальные затраты даже в передовых секторах оборонной промышленности.
Анализ показал, что в рамках существующих ограничений может быть
осуществлен ряд мер по реализации конкурентных преимуществ России и ее
оборонного комплекса, а также интеграции ее в мирохозяйственные связи.
1. Стабилизация традиционного экспорта продукции военного и
гражданского назначения.
2. Развитие инвестиционного сотрудничества с зарубежными странами в
приоритетных направлениях таких, как энергетика (в том числе атомная),
космическая и авиационная промышленность, реконструкция, расширение и
модернизация ранее построенных за рубежом предприятий.
3. Использование относительно низкой стоимости основных факторов
производства, что предполагает:
размещение в России на конверсируемых предприятиях производств
машиностроительной продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе
за счет привлечения иностранных инвестиций, с ее последующим экспортом;
диверсификация конверсируемых предприятий путем создания сборочных
производств из ввозимых в Россию компонентов;
размещение в оборонном комплексе заказов на выполнение
технологических разработок, прикладных научных исследований, создание либо
отладку программного обеспечения, а также другие виды наукоемких услуг в
областях, где Россия располагает высококвалифицированными кадрами
специалистов и достижениями, отвечающими мировому уровню.
4. Использование уникальных высоких российских технологий.
Среди важнейших мер государственной поддержки экспорта
промышленной продукции оборонного комплекса должны быть следующие:
кредитование экспортеров конкурентоспособной на мировом рынке
продукции военного и гражданского назначения;
пролонгация межправительственных соглашений с платежеспособными
странами традиционного сотрудничества и выделение под них кредитов;
динамическая и взаимно согласованная корректировка экспортных и
импортных тарифов.
Предоставление помощи экспортерам должно быть обусловлено направлением
инвестиций в конкретные проекты технологической модернизации производства
конверсионных предприятий. Кредиты должны предоставляться на основе тендера
инвестиционных проектов, первоначальный отбор которых необходимо
осуществлять с учетом выявленных потенциально конкурентоспособных
участников.
Важное значение, особенно в настоящее время, имеет конверсия
принадлежащих России долговых обязательств развивающихся стран в реальные
активы построенных при ее участии предприятий, в первую очередь тех из
них, которые обладают значительным экспортным потенциалом.
Одним из направлений инвестиционного сотрудничества может стать
разработка предложений по видам, размерам и порядку предоставления
экономических и других льгот конверсионным предприятиям оборонного
комплекса - поставщикам продукции и услуг для сооружения объектов за
рубежом. а также государственным гарантиям по указанным контрактам,
обязательствам и порядку финансирования.
Выводы
1. Формирование структуры оборонного комплекса, соответствующей
сложившимся экономическим условиям, связано с институциональными
преобразованиями, охватывающими:
перестройку системы государственного управления конверсией оборонного
комплекса;
реорганизацию существующих предприятий и создание новых институтов
(казенных предприятий, финансово-промышленных групп, холдингов и др.).
Основной задачей государственного управления в оборонном комплексе
является создание нового типа хозяйствующих субъектов, адаптированных к
новым экономическим условиям и заинтересованных в повышении эффективности
производства.
2. В нынешней макроэкономической ситуации выживание
конкурентоспособных производств требует вертикально, а нередко и
горизонтальных высокоинтегрированных структур с максимально легким
перетоком технологий, кадров и капитала. Организационным оформлением таких
структур могли бы стать финансово-промышленные группы, акционерные
общества, холдинговые компании и т.п., которые:
заинтересованы в поддержке существующих технологических цепочек и
способны генерировать стимулы к их модернизации;
гарантируют определенный приток инвестиций в том числе и иностранных в
сферу производства;
обеспечивают экономию транснациональных издержек.
3. Государственная поддержка функционирования ФПГ в оборонном
комплексе должна предусматривать:
эффективное использование имеющихся в распоряжении государства
невыкупленных пакетов акций для контроля за важными технологическими
цепочками по выпуску конкурентоспособной продукции;
реализацию государственных пакетов акций на конкурсной основе через
инвестиционные торги консорциума финансовых структур и производителей;
передачу госпакетов акций в траст специально создаваемым на основе
существующих министерств и ведомств отраслевым инвестиционным фондам;
законодательное и информационное обеспечение условий функционирования
ФПГ;
первоочередное предоставление государственных гарантий ФПГ в целях
получения иностранных и льготных кредитов, способствующих развитию научно-
производственного потенциала оборонного комплекса;
зачет задолженности предприятий, акции которых реализуются на
инвестиционных конкурсах для ФПГ - покупателя и др.
4. Важнейшей задачей государственного управления конверсией
оборонного комплекса является создание благоприятных условий для развития
малого бизнеса, способствующего поддержанию конкурентного тонуса в
экономике и обладающего значительным инновационным потенциалом.
Поддержка малого бизнеса в оборонном комплексе возможна по двум
направлениям:
интеграция малых предприятий и фирм в производственные сети более
мощных экономических структур, способных выступить в роли экспортных
таранов (франчайзинги, лизинги и т.п.);
самостоятельное завоевание рыночных ниш предприятиями малого бизнеса.
Инструментом государственной поддержки малого бизнеса может быть:
создание специализированных государственных фондов по страхованию
инвестиционных рисков;
установление агентских отношений с коммерческими банками, которые под
гарантии государства будут осуществлять мониторинг конкурентоспособных
предприятий малого бизнеса и кредитования их оборотного капитала и
инвестиционных проектов;
отладка гибких механизмов сертификации продукции малых предприятий и
фирм и распространение информации о мировых стандартах на выпускаемую ими
продукцию.
5. Государственное управление региональной конверсией базируется на
основных направлениях государственной промышленной политики, включая
структурную перестройку, инвестиционную политику, сохранение и развитие
научно-технического потенциала. При этом государственным органам управления
необходимо:
обеспечить региональные структуры информацией о перспективах
промышленного развития страны и региона, о реализуемой промышленной
политике;
оказать помощь регионам в формировании и реализации конверсионных
проектов и программ, а также интеграции федеральных и региональных программ
промышленного развития;
содействовать привлечению инвестиций в региональную промышленность.
6. Среди важнейших мер государственной поддержки конверсионных
предприятий оборонного комплекса должны быть следующие:
кредитование экспортеров конкурентоспособной на мировом рынке
продукции военного и гражданского назначения;
пролонгация межправительственных соглашений с платежеспособными
странами традиционного сотрудничества и выделение под них кредитов;
динамическая и взаимосогласованная корректировка экспортных и
импортных тарифов и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние 8-10 лет российская экономика находилась в состоянии
глубокого кризиса, проявляющегося прежде всего в технологическом
торможении, снижении темпов экономического роста, нечувствительности
экономической системы к инновациям и т.п. Становилась все более очевидной
необходимость системных изменений в экономических отношениях в государстве.
Возникли серьезные проблемы социально - экономического развития
страны, которые полностью перешли на оборонный комплекс, а именно:
резкое сокращение оборонных расходов и финансового обеспечения
конверсионных процессов;
деградация основных фондов оборонного комплекса;
спад наукоемких отраслей промышленности, утечка умов и резкое
снижение научно-технического потенциала;
распад сложившихся кооперационных связей;
нарушение функционирования крупных стратегически важных для России
систем вооружения, потеря вооружения на территории ближнего и дальнего
зарубежья;
система перспективного планирования развития Вооруженных Сил РФ и
обеспечения их вооружением и военной техникой практически перестала
функционировать, многие нормативные акты и документы по вопросам
функционирования оборонного комплекса не удовлетворяли изменившейся
ситуации в стране и т.п.
Таким образом, существующая система управления развитием оборонного
комплекса, базирующаяся на сложившихся в государстве законодательных,
экономических, организационных и других отношениях, практически перестала
удовлетворять новым экономическим и политическим условиям. Особенно
остро обозначились финансово-кредитные проблемы управления. Возникли
серьезные противоречия между объективными потребностями государства в
военной и гражданской продукции и финансовой базой их удовлетворения.
Это обусловило необходимость проведения глубоких исследований по
определению комплекса рациональных действий и принятия соответствующих мер
государством по совершенствованию финансово-кредитного управления
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
|