Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России
предприятий, усугубляемая сложившимися хроническими неплатежами, не
позволяла предприятиям своевременно и в полном объеме рассчитываться с
бюджетами разных уровней и социальными фондами, что приводило к
дополнительным санкциям в виде пени и штрафов, что еще более уменьшало
прибыль, оставляемую в распоряжении предприятий. В 1994 году предприятиями
комплекса было уплачено экономических санкций свыше 240 млрд.рублей, что
составило почти 11% общей суммы прибыли и более 30% прибыли, оставляемой на
предприятии.
К началу 1995 года каждое пятое предприятие комплекса имело
неудовлетворительный баланс и по действующей методологии могло быть
отнесено к банкротам.
Внешнеэкономическая деятельность
Внешнеэкономическая деятельность оборонного комплекса Российской
Федерации закономерно считалась важным элементом военно-политической и
хозяйственной деятельности государства.
В современных условиях в основу этого вида деятельности оборонного
комплекса должен быть положен принцип разумного сочетания экономической
выгоды и обеспечения национальной безопасности вместо доминировавшей ранее
политической и идеологической направленности.
В экономическом плане сотрудничество России с зарубежными странами в
военно-технической области наряду с экспортом энергоносителей, сырья и
промышленных товаров является одним из основных источников поступления
валюты. Экспортная политика, осуществляемая с учетом национальных интересов
и на сбалансированной основе, может сыграть важную роль в стабилизации
экономики и последующем ее подъеме. Военно-техническое сотрудничество
позволяет сгладить негативное воздействие милитаризованной экономики,
сократить дефицит федерального бюджета, повысить платежеспособность страны.
В настоящее время военно-техническое сотрудничество России нельзя
рассматривать как стабильную и эффективную деятельность. До 1989г. экспорт
военной продукции давал ежегодно государству в среднем 15 млрд.долл. (в
эквивалентном пересчете).
Начиная с 1989г., объем экспорта вооружения резко сокращается. С 1992
года экспорт вооружения и военной техники ежегодно варьировал около 2,0
млн.долларов США, львиная доля которого составляла продукция авиационной
промышленности. Показатели внешнеэкономической деятельности оборонного
комплекса в 1990 - 1993гг. приведены в табл. 1.10 и рис.1.3 / 70 /.
Рассматриваемый период характеризовался также заметным сужением
географии сотрудничества. В 1987-1990гг. СССР поставлял ВВТ в 31 страну
мира, а в 1991-1994 годах только в 15 стран.
Основными причинами спада экспорта военной продукции в 1990-1994гг.
являлись: изменение внешнеполитических ориентиров, кризисная ситуация в
экономике, неприспособленность ранее сложившейся системы торговли оружием к
новым условиям, отстраненность производителей ВВТ от их потребителей за
рубежом.
Кроме вооружения и военной техники оборонный комплекс экспортирует и
гражданскую продукцию. Однако объемы продаж невелики: около 600
млн.долларов США, причем более половины также приходится на продукцию
авиационной промышленности.
Одним из перспективных направлений развития внешнеэкономической
деятельности является совместное предпринимательство конверсируемых
предприятий оборонного комплекса с иностранными партнерами.
На 1 января 1995г. в оборонном комплексе насчитывалось около 250
совместных предприятий (СП), на которых работало более 15 тыс.чел. Эти СП
произвели продукции и услуг на сумму более 14,3 млрд.руб., что составляет
более 3% от объема произведенной продукции всеми российскими СП. В создании
и деятельности этих СП принимали участие более 250 фирм крупнейших стран.
В основном экспортировалась фото и телевизионная аппаратура / 62 /.
В целом анализ внешнеэкономической деятельности ОК свидетельствует,
что объем экспорта его продукции в зарубежные страны не вполне
соответствует реальным возможностям.
Таблица 1.10
Показатели внешнеэкономической деятельности оборонного комплекса России (
млрд.долл., цены 1990 года ), по данным СИПРИ
|Показатели |1990г. |1991г. |1992г. |1993г. |
|Внешнеторговый оборот |16,6 |8,7 |4,0 |4,3 |
|Экспорт |14,1 |6,4 |2,6 |2,8 |
|в том числе: | | | | |
|ВП |9,7 |4,4 |2,0 |2,3 |
|ГП |4,4 |2,0 |0,6 |0,5 |
|Импорт |2,5 |2,3 |1,4 |1,5 |
|Удельный вес экспорта ВВТ в |32,4 |18,2 |11,1 |14,2 |
|мировой торговле, в % | | | | |
[pic]
Рис. 1.3. Сравнительные показатели внешнеэкономической деятельности
Для его увеличения есть объективные условия: спрос на рынке оружия;
высокие боевые характеристики ряда образцов нашей военной техники; низкие
(по мировым стандартам) цены; наличие в стране излишков ВВТ; возможность
создания на предприятиях ОК конкурентоспособной гражданской продукции.
Однако отсутствие протекционистской политики государства в отношении
предприятий оборонного комплекса и признанных на государственном уровне
приоритетов не создает благоприятного финансового и таможенного режима.
Поэтому сегодня, несмотря на богатейший экспортный потенциал оборонного
комплекса, внешнеэкономическая деятельность не является определяющей в
ситуации его предприятий и отраслей.
Научные организации
Критическая ситуация в оборонном комплексе еще более определяется по
состоянию научных организаций. Все трудности, присущие промышленности в
научном секторе, были усугублены следующим фактором.
Резкое сокращение ассигнований на закупку вооружений и военной
техники, предпринятое в 1992 году, объективно требовало перераспределения
военного бюджета в пользу НИОКР с тем, чтобы компенсировать количество
старого вооружения качественно новым. Однако ассигнования на военные НИОКР
также были значительно сокращены как в абсолютной величине, так и в
структуре военного бюджета.
Кроме того, научная база оборонного комплекса, обладающая большим
потенциалом, созданным за многие годы, наряду с разработкой новых видов
вооружений еще до начала конверсии активно занималась и гражданской
тематикой. Однако ухудшение общей экономической ситуации в стране резко
снизило и спрос на научные разработки со стороны промышленности, не имеющей
в условиях падения производства средств для внедрения дорогих высоких
технологий.
Замедлилось внедрение в производство и завершенных научно-
исследовательских работ (почти треть разработок не внедрено), по отдельным
разработкам сроки внедрения затягиваются и составляют 3-4 года.
В 1994 году в оборонном комплексе РФ было 686 НИИ и КБ различных форм
собственности. Объем финансирования НИОКР в 1994г. был предусмотрен в сумме
2172,4 млрд.руб., а фактически выделено - 1364,0 млрд.руб.
По сравнению с 1991 годом объем финансирования в 1992 году уменьшился
на 41%. , а к 1995 году - почти в 9 раз / 70 /.
При этом сокращение средств, выделяемых из бюджета на научно-
исследовательские работы в оборонном комплексе, в значительной мере
отразилось на объеме фундаментальных исследований, для которых государство
является единственным заказчиком. За последние три года доля этих
исследований в общем объеме НИОКР в оборонных отраслях составляла всего
лишь 2%.
Была проигнорирована очевидная взаимосвязь конверсии, позволяющей
значительно повысить конкурентоспособность отечественной продукции, с
повышением качественных параметров оснащенности Вооруженных Сил.
Практически был упущен момент комплексного использования национального
научного потенциала оборонного комплекса и для разработки новейших средств
вооруженной борьбы, и для решения других первостепенных проблем,
определяющих национальную безопасность страны в широком понимании этого
термина.
Военно-ориентированная наука, еще более сложно адаптирующаяся к
рыночной среде, нежели оборонная промышленность, из-за непродуманности
принимаемых решений практически стала "жертвой" финансовых ограничений.
На государственном уровне не были решены вопросы:
разработки перспективных планов, предусматривающих варианты двойного
использования материально-технических, интеллектуальных, информационных и
организационных ресурсов, составляющих основу научного сектора оборонного
комплекса, на цели как связанные с созданием новейших образцов оружия, так
и для народнохозяйственного потребления;
организации государственной сети трудоустройства кадров ученых, а
также другого высококвалифицированного персонала, высвобождаемого при
сокращении военных НИОКР, и создания на этой основе системы сохранения
научного потенциала.
В результате к сегодняшнему периоду значительная часть научного
потенциала России утрачена. Это уже сейчас является фактором, тормозящим
научно-технический прогресс, увеличивающим сроки разработки конечной
продукции, замедляющим темпы создания научно-технического задела под
перспективные разработки.
Кроме сокращения в плановом порядке объемов финансирования НИОКР
отрицательным фактором являлось несвоевременное и неполное выделение
средств на научные разработки из федерального бюджета в связи с
трудностями его формирования.
В определенной мере сказалось и отсутствие должной координации
финансирования НИОКР и взаимоувязки между различными государственными
структурами, особенно в области фундаментальных, поисковых и прикладных
исследований. В настоящее время финансированием этих исследований
занимаются Академия наук, высшая школа, управления Госкомоборонпрома
России, Министерство обороны РФ и Секция прикладных проблем при Президиуме
АН. Как следствие возникает разрыв цикла исследование-производство,
параллелизм и дублирование работ и, следовательно, снижение эффективности
использования и без того незначительных средств.
Появляются заказчики на проведение НИОКР из коммерческих структур,
взаимоотношения с которыми вообще не регламентированы. Не лучше положение и
в области разработок технологий двойного применения. Отсутствие
законодательных актов в этой области приводит к потерям паритетов в научно-
техническом заделе по разработке перспективных видов вооружений.
Анализ выделяемых объемов финансирования НИОКР оборонным отраслям
промышленности свидетельствует о недостаточной обоснованности распределения
финансирования. На развитие электроники- базовой отрасли научно-
технического прогресса страны выделяется 7-10%, а основным потребителям
продукции электронной промышленности - радиопромышленности и промышленности
средств связи - 25 % от общего объема финансирования.
Потеря высококвалифицированных специалистов оборонными НИИ и КБ и
резкое сокращение набора молодых и талантливых приводит к необратимым
последствиям как для науки оборонного комплекса, так и в целом научного
потенциала России.
Из изложенного следует: требуется принятие экстренных мер по
сохранению научного потенциала оборонного комплекса России и изменению
государственной политики по отношению к научно-техническому прогрессу.
Ситуация в оборонном комплексе в 1995 году
Как известно, официальные прогнозные оценки социально-экономического
положения России по данным за отчетный период 1995 года свидетельствуют об
относительном улучшении основных макроэкономических показателей. Динамика
выпуска промышленного производства в целом по России может
свидетельствовать о закреплении тенденции его стабилизации, обозначившейся
с середины 1994 года. При этом отмечается значительное замедление спада
выпуска продукции относительно соответствующего месяца предыдущего года (с
20% в сентябре 1994г. по 2% в июне 1995г.). Обследование деловой активности
промышленных предприятий показывает, что прекратилось падение средней
загрузки производственных мощностей в промышленности, остановившись на
уровне 45%. Ожидается значительное замедление темпов инфляционных
процессов.
Таким образом, сбывается второй - оптимистический вариант прогноза
правительственной программы реформирования экономики в 1995-1997 годах.
Однако макроэкономические показатели вряд ли отражают всю остроту
положения, которое сложилось в оборонных отраслях промышленности.
"Стабилизация" обеспечивается в основном за счет увеличения
производства и экспорта нефти, газа, черных, цветных и редких металлов и
некоторых других видов сырья и материалов, то есть отраслей сырьевых и
добывающих.
В обрабатывающих производствах, к которым относятся машиностроение,
электроника, приборостроение и другие высокотехнологичные отрасли,
признаков стабилизации нет. Иными словами, деградация промышленной
структуры национальной экономики продолжается.
За 8 месяцев 1995 года спад производства в оборонных отраслях
промышленности составил 22,2% , причем снижение объемов производства
отмечено во всех отраслях / 19/.
Кризисные явления продолжают иметь место как в гражданском секторе
производства, так и в военном.
Производство военной продукции, снизившееся за 8 месяцев 1995 года на
22,9%, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, продолжает
находиться под неослабевающим влиянием следующих факторов:
установление объемов оборонного заказа ниже экономически и технически
целесообразного уровня;
позднее принятие государственного оборонного заказа (на
правительственном уровне - в июне 1995 года, доведение его до предприятий и
заключение договоров с государственными заказчиками по ряду позиций и
предприятий не завершено по состоянию на 1 октября 1995 года);
крайне неудовлетворительное финансирование соответствующих расходов из
федерального бюджета;
отсутствие авансирования работ с длительным циклом изготовления;
неопределенность ситуации на предприятиях с размерами мобилизационных
мощностей;
отсутствие экономического стимулирования выполнения государственного
оборонного заказа.
Уровень бюджетного финансирования в текущем году практически не
позволяет до конца года даже погасить задолженность отдельным предприятиям
за продукцию, поставленную по государственному оборонному заказу на 1994
год.
Так, по состоянию на 1 октября 1995 года Минобороны России выделено на
закупки вооружения и военной техники лишь 45% годовых назначений, на
военные НИОКР - 27%. Недопустимо низкий уровень финансирования и
затянувшийся процесс погашения долгов за 1994 год не позволяют обеспечивать
авансирование отдельных образцов вооружения и военной техники с длительным
циклом изготовления, что практически при отсутствии собственных источников
приобретения оборотных средств (сырья, материалов, комплектующих и т.д.)
лишает предприятия возможности вести работы.
При формировании доходов федерального бюджета за отчетный период (по
данным Госналогслужбы России на уровне 118%) такой уровень финансирования
расходов на оборонную промышленность и науку свидетельствует:
во-первых, об отсутствии в реальной правительственной структурной
политике приоритета высокотехнологичных отраслей;
во - вторых, о нарушении законодательных норм исполнения федерального
бюджета. Так, практически произведен секвестр этих расходов не в результате
недопоступления доходов в федеральный бюджет, а в пользу иных расходов, что
не предусмотрено в федеральном законе "О федеральном бюджете на 1995 год" и
иными законодательными актами, регламентирующими бюджетный процесс в
России.
Положение усугубляется и факторами стратегического характера. В
частности, до настоящего времени у предприятий отсутствует определенность
на перспективу в уровне потребности в производстве вооружения и военной
техники. Этот фактор с 1995 года становится серьезным препятствием на пути
движения предприятий в рыночную среду и институциональных преобразований на
базе развития гражданских производств и полной переориентации на требования
свободного рыночного пространства.
Тяжелым бременем на предприятия в условиях хронического
недофинансирования легло несоответствие реального роста цен на продукцию
оборонного назначения индексам-дефляторам, учтенным при формировании
бюджетных ассигнований на эту цель.
Розничные цены в 1995 году по уточненному прогнозу Минэкономики
вырастут в 2,5 раза. В прогнозе Минэкономики, на основе которого
разрабатывался и принимался бюджет, рост цен на 1995 год предусматривался
несоизмеримо ниже, чем имеет место в действительности. При этом, как
известно, бюджетное финансирование было определено не только исходя из в
два раза более низких цен, но и в качестве основного принципа (отличие от
1992-1994г.) был провозглашен отказ от эмиссионного финансирования бюджета.
Эксперты еще накануне принятия бюджета отмечали, что заложенные в прогнозе
темпы инфляции многократно занижены.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
|