рефераты бесплатно

МЕНЮ


Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России

предприятий, усугубляемая сложившимися хроническими неплатежами, не

позволяла предприятиям своевременно и в полном объеме рассчитываться с

бюджетами разных уровней и социальными фондами, что приводило к

дополнительным санкциям в виде пени и штрафов, что еще более уменьшало

прибыль, оставляемую в распоряжении предприятий. В 1994 году предприятиями

комплекса было уплачено экономических санкций свыше 240 млрд.рублей, что

составило почти 11% общей суммы прибыли и более 30% прибыли, оставляемой на

предприятии.

К началу 1995 года каждое пятое предприятие комплекса имело

неудовлетворительный баланс и по действующей методологии могло быть

отнесено к банкротам.

Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеэкономическая деятельность оборонного комплекса Российской

Федерации закономерно считалась важным элементом военно-политической и

хозяйственной деятельности государства.

В современных условиях в основу этого вида деятельности оборонного

комплекса должен быть положен принцип разумного сочетания экономической

выгоды и обеспечения национальной безопасности вместо доминировавшей ранее

политической и идеологической направленности.

В экономическом плане сотрудничество России с зарубежными странами в

военно-технической области наряду с экспортом энергоносителей, сырья и

промышленных товаров является одним из основных источников поступления

валюты. Экспортная политика, осуществляемая с учетом национальных интересов

и на сбалансированной основе, может сыграть важную роль в стабилизации

экономики и последующем ее подъеме. Военно-техническое сотрудничество

позволяет сгладить негативное воздействие милитаризованной экономики,

сократить дефицит федерального бюджета, повысить платежеспособность страны.

В настоящее время военно-техническое сотрудничество России нельзя

рассматривать как стабильную и эффективную деятельность. До 1989г. экспорт

военной продукции давал ежегодно государству в среднем 15 млрд.долл. (в

эквивалентном пересчете).

Начиная с 1989г., объем экспорта вооружения резко сокращается. С 1992

года экспорт вооружения и военной техники ежегодно варьировал около 2,0

млн.долларов США, львиная доля которого составляла продукция авиационной

промышленности. Показатели внешнеэкономической деятельности оборонного

комплекса в 1990 - 1993гг. приведены в табл. 1.10 и рис.1.3 / 70 /.

Рассматриваемый период характеризовался также заметным сужением

географии сотрудничества. В 1987-1990гг. СССР поставлял ВВТ в 31 страну

мира, а в 1991-1994 годах только в 15 стран.

Основными причинами спада экспорта военной продукции в 1990-1994гг.

являлись: изменение внешнеполитических ориентиров, кризисная ситуация в

экономике, неприспособленность ранее сложившейся системы торговли оружием к

новым условиям, отстраненность производителей ВВТ от их потребителей за

рубежом.

Кроме вооружения и военной техники оборонный комплекс экспортирует и

гражданскую продукцию. Однако объемы продаж невелики: около 600

млн.долларов США, причем более половины также приходится на продукцию

авиационной промышленности.

Одним из перспективных направлений развития внешнеэкономической

деятельности является совместное предпринимательство конверсируемых

предприятий оборонного комплекса с иностранными партнерами.

На 1 января 1995г. в оборонном комплексе насчитывалось около 250

совместных предприятий (СП), на которых работало более 15 тыс.чел. Эти СП

произвели продукции и услуг на сумму более 14,3 млрд.руб., что составляет

более 3% от объема произведенной продукции всеми российскими СП. В создании

и деятельности этих СП принимали участие более 250 фирм крупнейших стран.

В основном экспортировалась фото и телевизионная аппаратура / 62 /.

В целом анализ внешнеэкономической деятельности ОК свидетельствует,

что объем экспорта его продукции в зарубежные страны не вполне

соответствует реальным возможностям.

Таблица 1.10

Показатели внешнеэкономической деятельности оборонного комплекса России (

млрд.долл., цены 1990 года ), по данным СИПРИ

|Показатели |1990г. |1991г. |1992г. |1993г. |

|Внешнеторговый оборот |16,6 |8,7 |4,0 |4,3 |

|Экспорт |14,1 |6,4 |2,6 |2,8 |

|в том числе: | | | | |

|ВП |9,7 |4,4 |2,0 |2,3 |

|ГП |4,4 |2,0 |0,6 |0,5 |

|Импорт |2,5 |2,3 |1,4 |1,5 |

|Удельный вес экспорта ВВТ в |32,4 |18,2 |11,1 |14,2 |

|мировой торговле, в % | | | | |

[pic]

Рис. 1.3. Сравнительные показатели внешнеэкономической деятельности

Для его увеличения есть объективные условия: спрос на рынке оружия;

высокие боевые характеристики ряда образцов нашей военной техники; низкие

(по мировым стандартам) цены; наличие в стране излишков ВВТ; возможность

создания на предприятиях ОК конкурентоспособной гражданской продукции.

Однако отсутствие протекционистской политики государства в отношении

предприятий оборонного комплекса и признанных на государственном уровне

приоритетов не создает благоприятного финансового и таможенного режима.

Поэтому сегодня, несмотря на богатейший экспортный потенциал оборонного

комплекса, внешнеэкономическая деятельность не является определяющей в

ситуации его предприятий и отраслей.

Научные организации

Критическая ситуация в оборонном комплексе еще более определяется по

состоянию научных организаций. Все трудности, присущие промышленности в

научном секторе, были усугублены следующим фактором.

Резкое сокращение ассигнований на закупку вооружений и военной

техники, предпринятое в 1992 году, объективно требовало перераспределения

военного бюджета в пользу НИОКР с тем, чтобы компенсировать количество

старого вооружения качественно новым. Однако ассигнования на военные НИОКР

также были значительно сокращены как в абсолютной величине, так и в

структуре военного бюджета.

Кроме того, научная база оборонного комплекса, обладающая большим

потенциалом, созданным за многие годы, наряду с разработкой новых видов

вооружений еще до начала конверсии активно занималась и гражданской

тематикой. Однако ухудшение общей экономической ситуации в стране резко

снизило и спрос на научные разработки со стороны промышленности, не имеющей

в условиях падения производства средств для внедрения дорогих высоких

технологий.

Замедлилось внедрение в производство и завершенных научно-

исследовательских работ (почти треть разработок не внедрено), по отдельным

разработкам сроки внедрения затягиваются и составляют 3-4 года.

В 1994 году в оборонном комплексе РФ было 686 НИИ и КБ различных форм

собственности. Объем финансирования НИОКР в 1994г. был предусмотрен в сумме

2172,4 млрд.руб., а фактически выделено - 1364,0 млрд.руб.

По сравнению с 1991 годом объем финансирования в 1992 году уменьшился

на 41%. , а к 1995 году - почти в 9 раз / 70 /.

При этом сокращение средств, выделяемых из бюджета на научно-

исследовательские работы в оборонном комплексе, в значительной мере

отразилось на объеме фундаментальных исследований, для которых государство

является единственным заказчиком. За последние три года доля этих

исследований в общем объеме НИОКР в оборонных отраслях составляла всего

лишь 2%.

Была проигнорирована очевидная взаимосвязь конверсии, позволяющей

значительно повысить конкурентоспособность отечественной продукции, с

повышением качественных параметров оснащенности Вооруженных Сил.

Практически был упущен момент комплексного использования национального

научного потенциала оборонного комплекса и для разработки новейших средств

вооруженной борьбы, и для решения других первостепенных проблем,

определяющих национальную безопасность страны в широком понимании этого

термина.

Военно-ориентированная наука, еще более сложно адаптирующаяся к

рыночной среде, нежели оборонная промышленность, из-за непродуманности

принимаемых решений практически стала "жертвой" финансовых ограничений.

На государственном уровне не были решены вопросы:

разработки перспективных планов, предусматривающих варианты двойного

использования материально-технических, интеллектуальных, информационных и

организационных ресурсов, составляющих основу научного сектора оборонного

комплекса, на цели как связанные с созданием новейших образцов оружия, так

и для народнохозяйственного потребления;

организации государственной сети трудоустройства кадров ученых, а

также другого высококвалифицированного персонала, высвобождаемого при

сокращении военных НИОКР, и создания на этой основе системы сохранения

научного потенциала.

В результате к сегодняшнему периоду значительная часть научного

потенциала России утрачена. Это уже сейчас является фактором, тормозящим

научно-технический прогресс, увеличивающим сроки разработки конечной

продукции, замедляющим темпы создания научно-технического задела под

перспективные разработки.

Кроме сокращения в плановом порядке объемов финансирования НИОКР

отрицательным фактором являлось несвоевременное и неполное выделение

средств на научные разработки из федерального бюджета в связи с

трудностями его формирования.

В определенной мере сказалось и отсутствие должной координации

финансирования НИОКР и взаимоувязки между различными государственными

структурами, особенно в области фундаментальных, поисковых и прикладных

исследований. В настоящее время финансированием этих исследований

занимаются Академия наук, высшая школа, управления Госкомоборонпрома

России, Министерство обороны РФ и Секция прикладных проблем при Президиуме

АН. Как следствие возникает разрыв цикла исследование-производство,

параллелизм и дублирование работ и, следовательно, снижение эффективности

использования и без того незначительных средств.

Появляются заказчики на проведение НИОКР из коммерческих структур,

взаимоотношения с которыми вообще не регламентированы. Не лучше положение и

в области разработок технологий двойного применения. Отсутствие

законодательных актов в этой области приводит к потерям паритетов в научно-

техническом заделе по разработке перспективных видов вооружений.

Анализ выделяемых объемов финансирования НИОКР оборонным отраслям

промышленности свидетельствует о недостаточной обоснованности распределения

финансирования. На развитие электроники- базовой отрасли научно-

технического прогресса страны выделяется 7-10%, а основным потребителям

продукции электронной промышленности - радиопромышленности и промышленности

средств связи - 25 % от общего объема финансирования.

Потеря высококвалифицированных специалистов оборонными НИИ и КБ и

резкое сокращение набора молодых и талантливых приводит к необратимым

последствиям как для науки оборонного комплекса, так и в целом научного

потенциала России.

Из изложенного следует: требуется принятие экстренных мер по

сохранению научного потенциала оборонного комплекса России и изменению

государственной политики по отношению к научно-техническому прогрессу.

Ситуация в оборонном комплексе в 1995 году

Как известно, официальные прогнозные оценки социально-экономического

положения России по данным за отчетный период 1995 года свидетельствуют об

относительном улучшении основных макроэкономических показателей. Динамика

выпуска промышленного производства в целом по России может

свидетельствовать о закреплении тенденции его стабилизации, обозначившейся

с середины 1994 года. При этом отмечается значительное замедление спада

выпуска продукции относительно соответствующего месяца предыдущего года (с

20% в сентябре 1994г. по 2% в июне 1995г.). Обследование деловой активности

промышленных предприятий показывает, что прекратилось падение средней

загрузки производственных мощностей в промышленности, остановившись на

уровне 45%. Ожидается значительное замедление темпов инфляционных

процессов.

Таким образом, сбывается второй - оптимистический вариант прогноза

правительственной программы реформирования экономики в 1995-1997 годах.

Однако макроэкономические показатели вряд ли отражают всю остроту

положения, которое сложилось в оборонных отраслях промышленности.

"Стабилизация" обеспечивается в основном за счет увеличения

производства и экспорта нефти, газа, черных, цветных и редких металлов и

некоторых других видов сырья и материалов, то есть отраслей сырьевых и

добывающих.

В обрабатывающих производствах, к которым относятся машиностроение,

электроника, приборостроение и другие высокотехнологичные отрасли,

признаков стабилизации нет. Иными словами, деградация промышленной

структуры национальной экономики продолжается.

За 8 месяцев 1995 года спад производства в оборонных отраслях

промышленности составил 22,2% , причем снижение объемов производства

отмечено во всех отраслях / 19/.

Кризисные явления продолжают иметь место как в гражданском секторе

производства, так и в военном.

Производство военной продукции, снизившееся за 8 месяцев 1995 года на

22,9%, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, продолжает

находиться под неослабевающим влиянием следующих факторов:

установление объемов оборонного заказа ниже экономически и технически

целесообразного уровня;

позднее принятие государственного оборонного заказа (на

правительственном уровне - в июне 1995 года, доведение его до предприятий и

заключение договоров с государственными заказчиками по ряду позиций и

предприятий не завершено по состоянию на 1 октября 1995 года);

крайне неудовлетворительное финансирование соответствующих расходов из

федерального бюджета;

отсутствие авансирования работ с длительным циклом изготовления;

неопределенность ситуации на предприятиях с размерами мобилизационных

мощностей;

отсутствие экономического стимулирования выполнения государственного

оборонного заказа.

Уровень бюджетного финансирования в текущем году практически не

позволяет до конца года даже погасить задолженность отдельным предприятиям

за продукцию, поставленную по государственному оборонному заказу на 1994

год.

Так, по состоянию на 1 октября 1995 года Минобороны России выделено на

закупки вооружения и военной техники лишь 45% годовых назначений, на

военные НИОКР - 27%. Недопустимо низкий уровень финансирования и

затянувшийся процесс погашения долгов за 1994 год не позволяют обеспечивать

авансирование отдельных образцов вооружения и военной техники с длительным

циклом изготовления, что практически при отсутствии собственных источников

приобретения оборотных средств (сырья, материалов, комплектующих и т.д.)

лишает предприятия возможности вести работы.

При формировании доходов федерального бюджета за отчетный период (по

данным Госналогслужбы России на уровне 118%) такой уровень финансирования

расходов на оборонную промышленность и науку свидетельствует:

во-первых, об отсутствии в реальной правительственной структурной

политике приоритета высокотехнологичных отраслей;

во - вторых, о нарушении законодательных норм исполнения федерального

бюджета. Так, практически произведен секвестр этих расходов не в результате

недопоступления доходов в федеральный бюджет, а в пользу иных расходов, что

не предусмотрено в федеральном законе "О федеральном бюджете на 1995 год" и

иными законодательными актами, регламентирующими бюджетный процесс в

России.

Положение усугубляется и факторами стратегического характера. В

частности, до настоящего времени у предприятий отсутствует определенность

на перспективу в уровне потребности в производстве вооружения и военной

техники. Этот фактор с 1995 года становится серьезным препятствием на пути

движения предприятий в рыночную среду и институциональных преобразований на

базе развития гражданских производств и полной переориентации на требования

свободного рыночного пространства.

Тяжелым бременем на предприятия в условиях хронического

недофинансирования легло несоответствие реального роста цен на продукцию

оборонного назначения индексам-дефляторам, учтенным при формировании

бюджетных ассигнований на эту цель.

Розничные цены в 1995 году по уточненному прогнозу Минэкономики

вырастут в 2,5 раза. В прогнозе Минэкономики, на основе которого

разрабатывался и принимался бюджет, рост цен на 1995 год предусматривался

несоизмеримо ниже, чем имеет место в действительности. При этом, как

известно, бюджетное финансирование было определено не только исходя из в

два раза более низких цен, но и в качестве основного принципа (отличие от

1992-1994г.) был провозглашен отказ от эмиссионного финансирования бюджета.

Эксперты еще накануне принятия бюджета отмечали, что заложенные в прогнозе

темпы инфляции многократно занижены.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.