рефераты бесплатно

МЕНЮ


Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России

государственный заем учитывается в показателе внутреннего государственного

долга, размеры его ограничены макроэкономическими и бюджетными

показателями.

Кроме того, к настоящему моменту государство уже отработало систему

эмитирования государственных ценных бумаг. Выпуск и обращение облигаций

федерального государственного займа должен осуществляться в соответствии с

генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов,

утвержденными Правительством Российской Федерации (постановление от

15.05.95 № 458). Эмитентом облигаций выступает в этом случае Минфин России,

права и функции которого определены в этом документе.

Это предопределило принципиально новые подходы к привлечению

внебюджетных долгосрочных инвестиций на основе выпуска ценных бумаг

участниками специально создаваемого Консорциума банков, обеспеченных и

гарантированных ими, с направлением средств, привлеченных в результате

эмиссии, исключительно на финансирование конверсионных программ и проектов,

структурную перестройку оборонных отраслей промышленности, сохранение и

развитие их научно-производственного потенциала.

Общая схема займа предполагает эмиссию ценных бумаг участниками

Консорциума, размещаемую среди юридических и физических лиц на срок до 10

лет, сериями и выпусками. Объемы, сроки и доходность каждой серии и выпуска

определяются участниками Консорциума в соответствии с договором между ними

и по согласованию с Минфином России.

Условия выпуска облигационного займа предусматривают создание

залогового фонда, в который вносятся высоколиквидные активы, недвижимое

имущество государственных и негосударственных предприятий и организаций.

Участие государства сведено в основном к обеспечению соблюдения

действующих норм при эмиссии и обращении данного вида облигаций, подбору

наиболее привлекательных инвесторов, разработке условий участия частного

капитала в инвестировании проектов и контроля за их соблюдением.

Гарантии по ценным бумагам реализуются в следующем порядке:

в случае невыполнения в определенный срок эмитентом-участником

Консорциума обязательств перед приобретшими ценные бумаги эмитентов

физическими и юридическими лицами (инвесторами), они вправе представить

эмитенту требования на бесспорное списание средств с его счета в

соответствии с законодательством Российской Федерации;

если денежных средств эмитента недостаточно для бесспорного исполнения

обязательств перед инвестором, эмитент вправе обратиться к Минфину как

участнику гарантийного соглашения с требованием выполнения обязательств;

Минфин в предусмотренный договором срок обязан исполнить

обязательства, после чего к нему переходят все права требования к эмитенту

по исполненному обязательству.

Схема построена на предоставлении участниками Консорциума государству

ответной гарантии (в том числе в виде залогового фонда) на сумму эмиссии за

вычетом объема страхового фонда в виде гарантийных долговых обязательств,

обеспеченных гарантийным фондом, создаваемым участниками Консорциума.

Оценка активов, предоставляемых участниками Консорциума в качестве

гарантий, производится на основе их действительной рыночной стоимости.

Первую эмиссию "оборонного" займа намечено произвести в 1 полугодии

1996 года. В настоящее время разрабатывается конкретный механизм реализации

оборонного займа, его параметры и организация залогового фонда.

Предполагается, что этот источник финансирования конверсии оборонного

комплекса в значительной мере позволит сбалансировать в перспективе

поставленные цели и финансовые возможности по их реализации.

Выводы

1. Задачи достижения стабилизации производства и начала экономического

роста не могут быть решены без совершенствования экономических методов

управления конверсией оборонного комплекса, среди которых основное место

занимают налоговые и кредитные.

2. Нынешняя налоговая система разрабатывалась в сжатые сроки и уже по

этой причине не могла быть совершенной. В результате проведения налоговой

реформы, основные направления которой сформулированы в Программе

Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики

в 1995-1997 годах", и принятия Налогового кодекса Российской Федерации

предполагается существенно снизить номинальное налоговое бремя на

предприятия, что крайне важно учитывать при налоговом регулировании

экономики оборонного комплекса.

3. В целях стимулирования деятельности конверсионных предприятий

предлагается использовать следующие методы налогового регулирования:

изменение массы налоговых поступлений (инвестиционный налоговый

кредит);

дифференциация ставок налога;

применение налоговых льгот и скидок;

изменение сфер распространения налога.

применение ускоренной амортизации.

4. Целесообразно в условиях специфического положения оборонных

предприятий использование нетрадиционного механизма предоставления

налоговых льгот, проходящего апробацию в качестве эксперимента по созданию

территориально - производственных безналоговых зон на предприятиях

Нижегородской области.

5. В области кредитных методов управления целесообразно установить

отраслевые приоритеты: прибыль банков от инвестирования капитала в

высокотехнологичные, наукоемкие отрасли (по специальному перечню) следует

освобождать от уплаты налога на прибыль.

6. Одним из направлений правительственной кредитной политики,

нацеленной на обеспечение и оживление производственного сектора экономики,

должно быть создание условий для восстановления оборотных средств

предприятий.

Для этого необходимо принять меры по повышению доступности кредитов на

эти цели - как через снижение процентной ставки, так и через расширение

разнообразия форм предоставления целевых кредитов на пополнение оборотных

средств.

Назрела также необходимость снижения процентной ставки по

инвестиционным кредитам через открытие специальных инвестиционных кредитных

линий, проводимых через уполномоченные коммерческие банки.

7. Экономическая ситуация на предприятиях оборонного комплекса во

многом обусловлена неэффективным механизмом финансирования разработок и

закупок ВВТ, характеризующимся неритмичным и в заниженных объемах

поступлением средств государственным заказчикам, отсутствием их адекватного

и своевременного индексирования с учетом реального роста цен по сравнению с

суммами, утвержденными в бюджете.

В ближайшей перспективе целесообразно использовать программно-целевой

принцип финансирования производства ВВТ применительно к порядку реализации

федеральных целевых программ, предусматривающий наряду с бюджетным

финансированием привлечение внебюджетных источников и целевых кредитов

банков под государственные гарантии.

8. Для повышения эффективности механизма финансирования разработок

ВВТ, устранения распыленности ресурсов и дублирования затрат при создании

однотипных систем вооружения, а также сокращения стоимости и сроков

осуществления проектов целесообразно использовать контрактные отношения с

учетом следующих особенностей:

необходимость стимулирования развития конкретных направлений НИОКР;

прямая финансовая поддержка фундаментальных рисковых исследований в

перспективных областях науки и техники;

выделение государственных средств для расширения научно-

исследовательской базы с целью достижения уровня, достаточного для

обеспечения обороноспособности страны;

отказ от использования неявной формы субсидирования гражданского

сектора науки через военный бюджет на разработки технологий "двойного

применения", выделение в бюджете средств на эти цели отдельной строкой под

утвержденные в установленном порядке комплексные федеральные программы,

включающие этапы от разработки до серийного изготовления продукции

"двойного применения".

9. В условиях ограниченных финансовыми возможностями страны средств

федерального бюджета на конверсию необходимо привлечение внебюджетных

источников, которые могут быть децентрализованными и централизованными.

Основное место по финансированию конверсионных программ среди

централизованных источников должен занимать Государственный фонд конверсии

оборонной промышленности, создание которого продекларировано в Законе "О

конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации" и закреплено в

программе Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской

экономики в 1995-1997 годах".

В качестве основных внебюджетных источников финансирования работ по

конверсии оборонной промышленности могут быть использованы:

собственные средства государственных и негосударственных

предприятий и организаций;

средства иностранных инвесторов на приемлемых для них условиях;

средства из Государственного фонда конверсии.

Концентрация в Государственном фонде конверсии оборонной

промышленности бюджетных и внебюджетных источников, использование

долгосрочного займа и инвестиции на основе выпуска государственных ценных

бумаг позволят обеспечить непрерывность финансирования программ конверсии,

а также станут связующим звеном по стабилизации и развитию оборонного

комплекса России.

4. КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА

В период проведения радикальной экономической реформы сохранение

управляемости государственного сектора оборонного комплекса приобретает

исключительно важное значение, поскольку именно на его предприятия даже в

условиях обвальной конверсии падает основная нагрузка по обеспечению

национальной безопасности и обороноспособности страны, поддержанию базисных

народнохозяйственных пропорций и воспроизводству основных ресурсов. Кроме

того, как показали первые годы приватизации, еще в течение достаточно

продолжительного времени государство будет концентрировать в своих руках

значительные пакеты акций приватизируемых конверсионных предприятий.

Учитывая глубокие различия в правовом статусе находящейся на

государственном балансе собственности конверсированных предприятий

оборонного комплекса, представляется целесообразным рассмотреть методы

управления и контроля за конверсией со стороны государства.

4.1. Государственное управление конверсией - основа сохранения

научно-производственного потенциала оборонного комплекса

Проведенный выше анализ показал, что проблемы деградации оборонного

комплекса, угрожающие развалом ядра российской экономики, снижением

жизненного уровня населения, ростом безработицы, становятся ключевым

препятствием на пути реформ.

Реализация целенаправленной конверсии оборонного комплекса требует

четкой координации управления процессами приватизации и демонополизации,

привлечения инвестиций, закупок для государственных нужд, управлением

госсобственностью не только на уровне выработки принципиальных подходов, но

и при их реализации.

Надежда на решение этих проблем на основе саморегуляции в еще не

созданной рыночной экономике в условиях тяжелого структурного кризиса

без активного влияния государства на экономические процессы в оборонном

комплексе является нереалистичной. Поэтому система государственного

управления конверсией должна учитывать, что в оборонном комплексе уже

существуют три основные группы предприятий, выступающих в роли объектов

государственного регулирования /9, 85/:

Первая. Полностью государственные, "казенные", предприятия, не

подлежащие акционированию и находящиеся в прямом административном

подчинении соответствующих ведомств. К ним относятся предприятия:

выпускающие продукцию для обеспечения национальной безопасности;

требующие высокой мобилизационной готовности;

экологически особо опасные или выпускающие особо опасную

продукцию;

осуществляющие государственную монополию в отдельных секторах

промышленности.

В силу узкоотраслевого характера этих предприятий, вмешательство

государственных органов в их текущее управление должно быть максимальным, а

ответственность государства по их обязательствам- полной.

Вторая. Предприятия с государственным участием (как в размерах

контрольного пакета акций, так и с меньшей долей). К этой группе

относятся предприятия, за которыми признано важным сохранить постоянно или

временно государственный контроль по соображениям национальной

безопасности, антимонопольного регулирования, социальной политики. Это

предприятия с особым юридическим статусом, гарантирующим невозможность их

банкротства. Управление этой группой предприятий осуществляется путем

участия представителей государства в наблюдательных советах и назначения их

руководителей. При этом руководитель обязан заключить с курирующим

государственным органом целевой срочный контракт, в соответствии с которым

устанавливаются обязательства в отношении увеличения стоимости реальных

активов предприятия, стратегии его развития, уровня занятости, инвестиций,

цен и оплаты труда против соответствующих обязательств государства в

поддержку их планов.

Анализ зарубежного опыта показал, что многие проблемы, связанные с

принципами управления государственными конверсированными предприятиями,

отпадают сами собой при организации управления на основе института

наблюдательного совета. В состав совета входят представители

Госкомимущества и различных государственных ведомств, курирующих

деятельность предприятия, а также его деловых и финансовых партнеров (

банки, предприятия - поставщики и потребители его продукции), профсоюзов и

администрации.

Подобные отношения являются не только имущественными, но и

производственно - финансовыми, поэтому наблюдательный совет становится

органом согласования различных интересов на микро- и макроуровнях, а в

перспективе стать институтом стратегического социального партнерства.

Третья. Предприятия, являющиеся полностью негосударственными,

деятельность которых регулируется только экономическими методами.

Как отмечалось во втором разделе, управление конверсией оборонного

комплекса не может осуществляться без скоординированной совместной

работы министерств и ведомств с объединениями и ассоциациями

товаропроизводителей. Развитая система предпринимательских союзов является

необходимым звеном государственного регулирования конверсии, представляя

собой основного контрагента государственных органов по разработке и

реализации экономической политики государства. Среди функций этих союзов

следует выделить участие на консультативно - совещательной основе в работе

органов государственного управления и заключение с ними как формальных,

так и неформальных договоров с целью выработки и проведения в жизнь

согласованных решений. Одновременно необходимо тесное взаимодействие

правительственных органов со структурами, представляющими интересы всех

категорий потребителей оборонной продукции, поскольку, в конечном счете,

политика в области конверсии должна обеспечивать удовлетворение их

потребностей.

Важным элементом системы принятия решений центральными органами

федеральной исполнительной власти в области конверсии является экспертиза

проектов и программ, требующих государственной поддержки. Однако в

настоящее время в силу ряда причин целостная система экспертизы еще не

работает и не обеспечивает всестороннюю оценку эффективности конверсионных

программ и проектов.

В связи с изложенным предлагается:

установить порядок, в соответствии с которым предварительным условием

рассмотрения крупных конверсионных программ и проектов, требующих

государственной поддержки федеральными органами исполнительной власти,

является наличие положительного экспертного заключения;

разработать и реализовать меры по формированию системы

вневедомственной (независимой) экспертизы, призванной осуществлять

первичный анализ конверсионных программ и проектов, исключая при этом

ведомственный подход к их оценке.

Результаты исследований /31, 47, 50/ показали, что необходимо изменить

механизм формирования системы приоритетов промышленной политики

государства, которые должны определяться на основе прогнозов социально-

экономического развития страны. Такие прогнозы должны быть неотъемлемой

частью обоснования ежегодного бюджетного послания Президента РФ. В

связи с этим необходимо ускорить рассмотрение проекта закона "Об

индикативном планировании и прогнозировании". Указанный закон должен

предусматривать порядок и критерии выбора приоритетных направлений развития

промышленного производства государства и оборонного комплекса, порядок и

формы предоставления преференций товаропроизводителям.

Исходя из системы приоритетов должны осуществляться структурные

преобразования в оборонном комплексе, определяться пути и формы

государственной поддержки предприятий, санации, перепрофилирования и

закрытия отдельных производств.

В настоящее время особую актуальность приобретает поддержание

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.