Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России
развитием оборонного комплекса как для переходного периода экономики, так
и для стабильного сбалансированного рынка.
При решении этих проблем в диссертационной работе разработаны и
предложены:
1. Методологические основы совершенствования и развития системы
управления конверсией, в том числе с использованием финансово-кредитного
механизма, позволившие сформулировать:
основные цели, задачи и принципы построения возможных структур системы
управления и выявить требуемые условия ее функционирования при максимальной
эффективности вложенных финансовых средств;
методический аппарат, включающий обоснование и выбор критериев и
показателей эффективности функционирования системы управления
конверсией. Разработанный аппарат позволяет оценить эффективность
функционирования системы , выработать рекомендации и предложения по ее
рациональному структурному построению, основным направлениям
совершенствования и развития.
Совокупность полученных теоретических результатов, разработанных
методических подходов создает концептуальные и методологические основы
функционирования системы управления развитием оборонного комплекса,
позволяющие Правительству Российской Федерации, руководству Министерства
финансов Российской Федерации и Госкомоборонпрому России сформировать
комплексные меры и мероприятия по ее совершенствованию и развитию с учетом
специфических особенностей оборонных отраслей и проводимой финансово-
кредитной политики в стране.
2. Концепция финансово-кредитного управления развитием оборонного
комплекса, отличающаяся:
логической взаимосвязью финансово-кредитных методов государственного
управления конверсией и создания высокоэффективной продукции военного и
гражданского назначения;
обоснованностью финансового, налогового и кредитного механизмов,
обеспечивающих формирование среды, в которой предприятия оборонного
комплекса заинтересованы в выполнении государственного оборонного заказа в
условиях рынка, и позволяющих государству эффективно управлять их
деятельностью в интересах сохранения научно-технического потенциала и
рабочих мест в условиях конверсии военного производства;
анализом действующего налогового и кредитного управления деятельностью
конверсионных предприятий и предложением основных направлений их
совершенствования, не противоречащих государственной финансово-кредитной
политике;
глубоким анализом и практическими предложениями по дополнительным
источникам финансирования развития оборонного комплекса и порядку
использования внебюджетных средств, в том числе Государственного фонда
конверсии.
3. Концепция государственного управления конверсией оборонного
комплекса, отличающаяся:
комплексным подходом к формированию структуры оборонного комплекса в
условиях конверсии, включающим перестройку системы государственного
управления, реорганизацию существующих предприятий и создание новых
институтов (казенных предприятий, финансово-промышленных групп, холдингов,
предприятий малого бизнеса и др). Основной задачей государственного
управления конверсией является создание нового типа хозяйствующих
субъектов, адаптированных к новым экономическим условиям, заинтересованных
в повышении эффективности производства и выпуске конкурентоспособной на
мировом рынке продукции.
Кроме этого, в диссертации получены следующие научные результаты:
1. Проведен анализ влияния экономической ситуации в стране на
состояние оборонного комплекса. Выявлены причины, факторы и проблемы,
оказывающие дезинтегрирующее влияние на его способность устойчиво и
эффективно функционировать в условиях проведения жесткой финансово-
кредитной политики.
2. На основе проведенного анализа существующей системы управления
конверсией оборонного комплекса определены основные недостатки, проблемы
и начальные условия, которые необходимо учесть и обеспечить в
процессе ее совершенствования и развития в период реформирования экономики.
3. Определены основные факторы, влияющие на эффективность
функционирования системы управления конверсией оборонного комплекса,
выбраны интегральные критерии и показатели, сформулирован критерий
эффективности и получены условия, обеспечивающие рациональность построения
системы в зависимости от сценарного развития экономических реформ в стране.
4. Проведена оценка эффективности функционирования различных вариантов
построения систем управления конверсией оборонного комплекса и выбраны
рациональные в зависимости от сценариев развития реформ.
Предложены основные направления и мероприятия по совершенствованию и
развитию существующей системы, включая принятие Федеральной целевой
программы конверсии оборонной промышленности на 1995 - 1997 годы и
создание Государственного фонда конверсии.
5. Проанализированы и определены основные методы финансово-кредитного
управления развитием оборонного комплекса и предложен механизм,
обеспечивающий формирование экономической среды высокоэффективного
функционирования конверсируемых предприятий.
6. Проведен анализ внебюджетных источников финансирования конверсии
оборонного комплекса и разработаны предложения по их использованию, в
том числе из Государственного фонда конверсии, созданного в соответствии с
программой Правительства Российской Федерации “Реформы и развитие
российской экономики в 1995 - 1997 годах”.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абросимов В.А. Формирование ФПГ с участием оборонных предприятий.
Экономика и коммерция, сер. 9, вып. 2, ЦНИИ “Электроника”, 1995.
2. Анализ проблем развития и совершенствования государственной
системы заказов ВВТ с учетом зарубежного опыта. Отчет о НИР “Вершина”. ЦНИИ
ЭК, инв. № 24, 1994.
3. Артюхов В.И. Экономика и конверсия военного производства. М., ГНМЦ,
1992.
4. Артюхов В.И., Воронова А.А. Проблемы сохранения научно-технического
потенциала оборонного комплекса России. Вопросы экономики и конверсии,
спец. вып. 1, ЦНИИ ЭК, 1994.
5. Астахов А.А. Государственная программа конверсии оборонной
промышленности на 1995-1997 годы как основа совершенствования системы
управления конверсией России. Финансы, № 12, 1995.
6. Астахов А.А. Анализ соответствия существующей системы управления
конверсией новым экономическим и политическим условиям. Вопросы экономики и
конверсии, вып. 3-4, Госкомоборонпром, ЦНИИ ЭК, 1995.
7. Астахов А.А. Конверсия в финансовом измерении. Финансы, № 10,
1992.
8. Астахов А.А. О финансовой ситуации в оборонном комплексе. Финансы,
№ 2, 1995.
9. Астахов А.А., Бандурин В.В. Финансово-промышленные группы в
оборонном комплексе России. М., Финансы, 1995.
10. Астахов А.А. Расходы на национальную оборону в 1995 году должны
быть защищены законом. Красная звезда, сентябрь 1995.
11. Астахов А.А. Финансовые проблемы конверсии: государство вынуждено
строить свои отношения с предприятиями на жестких условиях кредита. Деловые
люди, № 8, 1994.
12. Астахов А.А., Бандурин В.В. Особенности создания финансово -
промышленных групп в оборонном комплексе России. М., РЖ, сер.Б, №
4(33), ЦВНИ МО РФ, 1995.
13. Астахов А.А. К вопросу об экономических методах управления
конверсией оборонного комплекса. Сб. трудов XVI -й НТК, 45 ЦНИИ МО РФ,
1995.
14. Астахов А.А. О совершенствовании структуры системы управления
конверсией оборонной промышленности России. Сб. трудов XVI - й НТК, 45 ЦНИИ
МО РФ, 1995.
15. Астахов А.А. Российский опыт конверсии: состояние и проблемы. М.,
Финансы, 1996.
16. Астахов А.А. и др. Программа курса “Финансы промышленности”. М.,
ВЗФЭИ, 1991.
17. Астахов А.А., Бандурин В.В. К оценке эффективности
функционирования системы управления конверсией оборонного комплекса России.
Проблемы военной науки № 3, ЦВНИ МО РФ, 1995.
18. Астахов А.А. Выбор внебюджетных источников финансирования
конверсии оборонного комплекса России. М., Проблемы военной науки № 3,
ЦВНИ МО РФ, 1995.
19. Астахов А.А. Основы совершенствования управления конверсией в
России. Финансы, № 2, 1996.
20. Баканов М.И., Шеремет А.Д.. Теория экономического анализа. М.
Финансы и статистика, 1993.
21. Бандурин В.В. Система реализации военно-технической политики в
условиях перехода к рынку. Диссертация на соискание уч. степени ДЭН, 46
ЦНИИ МО РФ, 1995.
22. Бандурин В.В. Налоги не должны подавлять выполнение оборонного
заказа. РЭЖ, № 2, 1994.
23. Баумгартен Л.В. ФПГ, принципы и этапы формирования, особенности
деятельности в отраслях оборонной промышленности. Экономика и коммерция,
сер. 9, вып. 1, ЦНИИ “Электроника”, 1995.
24. Везиров В.Н., Котов А.П. О создании финансово-промышленных групп
в оборонном комплексе. Вопросы экономики и конверсии, вып. 4, ЦНИИ ЭК,
1994.
25. Викулов С.Ф. Военно-экономическая эффективность затрат на
укрепление боевого потенциала и повышение боевой готовности войск. М., ВФЭФ
при МФИ, 1986.
26. Викулов С.Ф. Статистический анализ в финансово-экономической
практике. М., МФИ, 1989.
27. Военная экономика. Часть первая. Общие основы военной экономики,
М., ВАГШ, 1992.
28. Военная экономика капиталистических государств (теория и
практика научных исследований). В/ч 54726, вып. 1782, 1991.
29. Военный энциклопедический словарь. Издание 2-е, М., Воениздат,
1986.
30. Воинова Л.Н. Система финансирования военного производства США. М.,
ЦИВТИ, вып. 1520, 1987.
31. Глазьев С.Ю., Львов Д.С., Петров Ю.А. Основные направления
экономической политики государства. Деловой мир, 20-26 июня 1994.
32. Гусев Н.Ф., Матяш И.Н. Конверсия и мобилизационные возможности
оборонного комплекса. Вопросы экономики и конверсии, вып. 1, ЦНИИ ЭК, 1995.
33. Джексон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. М.,
Советское радио, 1971.
34. Жуков Г.П., Викулов С.Ф.. Военно-экономический анализ и
исследование операций. М., Воениздат, 1987.
35. Заикин П.В. Вопросы формирования холдинговых компаний на
современном этапе. Экономика и коммерция, сер. 9, вып. 1, ЦНИИ
“Электроника”, 1995.
36. Закон РСФСР от 20.12.1991г. “Об инвестиционном налоговом
кредите”.
37. Закон РФ от 24.09.1992 г. № 3531-1 "Об обороне".
38. Закон РФ от 20.03.1992 г. N 2552-1 "О конверсии оборонной
промышленности в Российской Федерации".
39. Закон РФ от 20.05.1993 г. N 4992-1 "Об оружии".
40. Закон РСФСР "Об арбитражном суде" с изменениями и дополнениями,
внесенными Законом РФ от 24.06.1992 г. N 3118-1.
41. Федеральный Закон от 31.03.1995г. № 39-ФЗ “О федеральном бюджете
на 1995 год”.
42. Федеральный Закон от 13.12.94г. № 60 - ФЗ “О поставках
продукции для федеральных государственных нужд”.
43. Федеральный Закон от 30.11.95г. № 190 - ФЗ “О финансово-
промышленных группах”.
44. Федеральный Закон от 27.12.95г. № 213 - ФЗ “О
государственном оборонном заказе”.
45. Калачанов В.Д. Ресурсное обеспечение деятельности научных
организаций в новых условиях хозяйствования. Л., ЛФЭИ, 1991.
46. Кириленко Г.В. Экономика США - основная военно-промышленная база
НАТО. М., ВАГШ СССР, 1986.
47. Кокошин А.А.. Противоречия формирования и пути развития военно-
технической политики России. Военная мысль, № 2, 1993.
48. Кормов Ю.Ф. и др. Методические рекомендации по определению
экономической эффективности сотрудничества на основе прямых связей
советских хозяйственных организаций с партнерами из социалистических
стран. М., ВНИИВС, 1989.
49. Королев В.Д. Повышение эффективности общественного производства в
СССР и укрепление экономической базы обороны страны. Диссертация на
соискание уч.степени ДЭН, ВПА, 1987.
50. Котов А.П. Экономические проблемы развития оборонного
комплекса России в условиях перехода к рынку. Диссертация на соискание уч.
степени ДЭН, ЦНИИ ЭК, 1994.
51. Котов А.П., Богданов Б.М. Микроэкономический анализ и прогноз
развития оборонного комплекса России в период с 1990г. по 1997г. Вопросы
экономики и конверсии, вып. 3-4. Госкомоборонпром. ЦНИИ ЭК, 1995.
52. Котов А.П. и др. Нормативно-техническое обеспечение конверсии
оборонной промышленности. Вопросы экономики и конверсии, вып. 1, ЦНИИ ЭК,
1994.
53. Котов А.П., Лазинцев Ю.Н. Анализ основных путей регулирования
инвестиционной деятельности конверсионных предприятий оборонного комплекса.
Вопросы экономики и конверсии, вып. 2, Госкомоборонпром. ЦНИИ ЭК, 1995.
54. Красавина Л.Н. Денежное обращение и кредит капиталистических
стран. М., Финансы и статистика, 1989.
55. Крышталев В.К. Экономический механизм повышения эффективности
работы предприятий отраслей радиоэлектроники и связи при переходе к
рыночным отношениям. М., Радио и связь, 1991.
56. Куличков Е.Н., Артюхов В.И., Котов А.П. О концепции конверсии
оборонного комплекса РФ. Вопросы экономики и конверсии, №1, ЦНИИ ЭК, 1993.
57. Куличков Е.Н., Дорошевич Е.Н.. Царев Ю.М. Производственная
деятельность оборонных отраслей промышленности России во время реформ 1992-
1993гг. Вопросы экономики и конверсии , вып. 2, ЦНИИ ЭК, 1994.
58. Куличков Е.Н., Судариков Ю.А., Волков А.Г. Об отдельных актуальных
проблемах военного производства, конверсии оборонной промышленности и
мобилизационной подготовки анродного хозяйства. Вопросы экономики и
конверсии, вып. 3, ЦНИИ ЭК, 1994.
59. Куличков Е.Н., Калачанов В.Д. Анализ производственно-хозяйственной
деятельности предприятий оборонных отраслей промышленности в условиях
конверсии военного производства. Вопросы экономики и конверсии, вып. 1,
ЦНИИ ЭК, 1994.
60. Лаврушин О.И. Организация и планирование кредита. М., Финансы и
статистика, 1991.
61. Лазинцев Ю.Н. Международное научно-техническое сотрудничество
оборонного комплекса как фактор стабилизации экономики России. Вопросы
экономики и конверсии, спец. вып. 1, ЦНИИ ЭК, 1994.
62. Лазинцев Ю.Н. и др. Совместное предпринимательство в оборонном
комплексе России. Вопросы экономики и конверсии, вып. 4, ЦНИИ ЭК, 1994.
63. Макаров М.И. и др. Теория выбора и принятия решений. М., Наука,
1982.
64. Макгуайр М. Моделирование при решении экономико- стратегических
проблем. М., Сов. радио, 1972.
65. Макиев Ю.Д. и др. Некоторые вопросы совершенствования системы
планирования унификации промышленной продукции. Организация общественного
производства и ее воздействие на хозяйственный механизм. М., Институт
экономики АН СССР, 1982.
66. Никольский П.С. Финансы в системе хозяйственного механизма
управления промышленностью. М., Финансы и статистика, 1982.
67. Никонов А.М. Экономическое обеспечение стратегических
действий Вооруженных Сил в войне, М., ВАГШ, 1992г.
68. Организация приобретения МО США крупных систем оружия и военной
техники. В/ч 54726, вып. 1223, 1985.
69. Основы теории вооружения. Под редакцией А.Г. Фунтикова. М.,
Воениздат, 1993г.
70. Оценка научно-технического и производственного потенциалов
оборонного комплекса и его возможностей по реализации государственной
программы развития ВВТ. Отчет о НИР “Прогресс -10-2”, ЦНИИ ЭК, инв. 1029,
1995.
71. Павлова Л.П. Финансирование и кредитование промышленности. М.,
Финансы и статистика, 1989.
72. Пансков В.Г. Заложить основу стабилизации финансов. М., Финансы,
№ 1, 1995.
73. Подиновский В.В. Математическая теория выработки решений в сложных
ситуациях. М. , МО СССР, 1991.
74. Пожаров А.И. Военная экономика. М., ВФЭФ при МФИ, 1985.
75. Постановление Правительства РФ от 12.04.1994г. № 315 "О порядке
образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ".
76. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995г. № 594 "О реализации
Федерального Закона "О поставках продукции для федеральных
государственных нужд".
77. Прохожев А.А. Организация управления экономикой и государством в
Японии. М., Наука, 1977.
78. Саати Т. Математические модели конфликтных ситуаций. М., Сов.
радио, 1977.
79. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М., Радио
и связь, 1993.
80. Самсонов К.П. Экономические проблемы конверсии. Известия АН СССР,
М.: Серия экономическая, № 3, 1989.
81. Самсонов К.П. Проблемы планирования конверсии. М., Институт США и
Канады АН СССР, 1989.
82. Система финансирования военных приготовлений Великобритании, ФРГ,
Франции и Италии. В/ч 54726, вып. 1658, 1989.
83. Тропин Ю.А. Военно-экономические основы ценообразования на новую
военную технику. М., ВФЭФ при МФИ, 1990.
84. Указ Президента РФ от 07.08.1992г. № 826 "О мерах по формированию
федеральной контрактной системы".
85. Указ Президента РФ от 19.08.1993г. № 1267 "Об особенностях
приватизации и дополнительных мерах государственного регулирования
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
|