рефераты бесплатно

МЕНЮ


Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России

использование выделенных средств, что послужило основанием для его

сохранения в последующие годы (с некоторыми уточнениями непринципиального

характера, направленными на ускорение прохождения финансовых средств и

укрепление связи с потребителями продукции).

Это была "конверсия - снизу", характеризующаяся началом

саморегулирующихся процессов по повышению эффективности производства на

микроуровне.

1.3 Анализ соответствия существующей системы управления

конверсией оборонного комплекса новым экономическим и

политическим условиям

К 1993 году остро встал вопрос необходимости решения на

государственном уровне ряда задач, обеспечивающих ускорение и повышение

эффективности конверсии, ее плановые основы на всех уровнях управления,

законодательное и организационное обеспечение.

Объективно выявилась потребность в оптимизации программного

планирования конверсии. Не секрет, что в 1992 году механизм управления

конверсией складывался под давлением обстоятельств и был ориентирован на

решение оперативных задач, связанных не столько с оптимизацией процесса

конверсии, сколько с сохранением жизнеспособности оборонных предприятий.

Логика развития конверсионных процессов поставила конверсию в ряд

кардинальных программ структурной перестройки экономики России. Это не

могло не найти соответствующей конкретизации в мерах по реализации

Программы углубления экономических реформ.

Необходимо было сформулировать стратегические положения конверсионной

политики, неразрывно связанные с процессом изменения структуры всей

экономики, и руководствоваться ими на всех уровнях управления

конверсионным потенциалом.

Такими положениями являются / 6 / :

создание эффективной, конкурентной, высокотехнологичной и мобильной

экономической среды на предприятиях, имеющих оборонный потенциал, в рамках

механизма рыночной экономики;

социальная ориентация конверсии и обеспечение достаточной мобильности

трудовых ресурсов;

вхождение российской экономики в мировую экономическую среду на

основе экспортного высокотехнологического потенциала оборонных предприятий.

Программно - целевой принцип управления экономикой, хорошо

зарекомендовавший себя в условиях административно-командной системы, был

использован на государственном уровне при разработке системы управления

конверсией оборонного комплекса, направленной на обеспечение

стратегических положений. Решалась сложная организационная проблема в

условиях либерализации экономики, ограниченных возможностей вмешательства

государства в процессы функционирования предприятий управлять протекающими

процессами, удерживая в определенных рамках их негативные последствия и

ускоряя проявление позитивных результатов.

Была разработана Государственная программа конверсии оборонной

промышленности на 1993-1995 годы. При подготовке Программы необходимо

было учитывать сложившийся опыт проведения конверсии, а также использовать

новые организационно-методические подходы, частично апробированные уже в

1992 году на практике.

Их суть заключалась в том, что предприятия, как это предусмотрено

Законом о конверсии, в пределах создаваемых государством равновыгодных

условий и предоставляемых централизованных средств, определяющих среду их

выживания, получают реальную возможность самим осуществлять социально-

ориентированное перепрофилирование производства, нацеленное на конкретного

потребителя, путем выбора продукции с высокими потребительскими качествами,

сокращения издержек и повышения его эффективности.

Важно было с учетом опыта 1988 - 1990 годов уйти от директивного

планирования конверсии, понимая под ним просто выдачу военной

промышленности и научным организациям заказов на изготовление гражданской

продукции, гарантированных соответствующими финансовыми и материальными

ресурсами.

Программа конверсии учитывала две важные особенности временного этапа

ее реализации:

осуществление преобразований в условиях спада промышленного

производства и отсутствия инвестиционной активности при сохранении

относительно высоких темпов инфляции;

узость внутреннего конкурентоспособного рынка товаров и капитала и

ограниченность источников ресурсов, которые можно аккумулировать и

использовать для осуществления структурных преобразований.

С учетом этого определена и основная задача Программы: при максимально

возможном сохранении численности работающих путем создания дополнительных

рабочих мест в гражданской сфере производства, а также производственного и

научно-технического потенциала оборонного комплекса и минимальных затратах

уже в ближайшие 2-3 года решить вопросы организации выпуска гражданской

продукции нового качественного уровня.

Государственная программа конверсии на 1993-1995 годы (рис.1.4)

содержала 14 приоритетных программ (подпрограмм), в том числе: развития

гражданской авиационной техники, средств связи и информатики, электроники,

возрождения Российского флота, развития производства оборудования для ТЭК,

перерабатывающих отраслей АПК, легкой промышленности, общепита, разработки

и производства новых видов медицинской техники, развития производства и

насыщения рынка высококачественными товарами длительного пользования, а

также программы "Конверсия - экологии" и конверсии предприятий Минатома

России и др.

| |

|Государственная программа конверсии |

| |

|оборонной промышленности на 1993-1995 |

|гг |

| | |

| | |

|Государственные целевые конверсионные|программы ( подпрограммы ) |

| | |

| |Программа развития гражданской | | |Программа возрождения | |

| |авиационной техники | | |Российского флота | |

| | | | | | |

| |Программа создания и развития | | |Программа создания и развития | |

| |машин и | | | | |

| |оборудования для жилищного | | |производства для отраслей АПК | |

| |и дорожного строительства | | | | |

| | | | | | |

| |Программа развития производства | | |Программа создания и развития | |

| |оборудования для торговли и | | |производства оборудования для | |

| |общественного питания | | |легкой промышленности | |

| | | | | | |

| |Программа разработки и | | |Программа производства комплекса| |

| |производства | | |машин | |

| |новых видов медтехники | | |для ЛПК | |

| | | | | | |

| |Программа развития оборудования | | |Программа развития средств связи| |

| |для | | |и | |

| |ТЭК | | |информатики | |

| | | | | | |

| |Программа развития | | |Программа насыщения рынка | |

| | | | |товарами | |

| |электроники России | | |длительного пользования | |

| | | | | | |

| |Программа | | |Программа конверсии предприятий | |

| |“Конверсия - экологии” | | |Минатома России | |

| | | | | | |

| | | | | | |

| |

|Конверсионные программы предприятий |

Рис. 1.4. Структура Государственной программы конверсии оборонной

промышленности на 1993-1995 годы

В указанных программах определены основные направления и перспективы

развития производства соответствующей гражданской продукции, расчетные

объемы финансирования НИОКР, прогнозируемые объемы производства продукции,

а также затраты на реализацию программ.

Каждое направление имеет своего конкретного заказчика и потребителя.

Предполагалось, что структура и наполнение Программы должны были

побудить принятие управленческих решений двуединого свойства -

содержательного и организационного.

Одна сторона - содержательная - была реализована выбором приоритетов

структурной перестройки оборонного комплекса, которые, как указывалось,

были четко прописаны в Программе.

Другая сторона - организационная - практически осталась за пределами

Программы.

В Программе не нашли отражение:

вопросы изменения организационно - правовых форм собственности

предприятий,

предпосылки закрытия неэффективных производств;

необходимость снятия различного рода ограничений, свойственных

оборонной промышленности;

координация конверсионных мероприятий на федеральном и региональном

уровнях.

Часть этих вопросов затронута очень поверхностно, часть - не упомянута

совсем.

Но самое главное, предусмотрев в Программе приоритетные направления с

учетом целей социально-экономического развития общества, технологических

возможностей предприятий оборонного комплекса, и определив заказчиков этих

программ по приоритетам в лице федеральных органов исполнительной власти, в

стороне остался вопрос платежеспособного спроса на эту продукцию реальных

потребителей.

Общеизвестно, что в сегодняшних условиях платежеспособный спрос

формируется по двум направлениям: во-первых, как результат функционирования

в рыночной среде предприятий - потребителей (или населения), во-вторых,

через финансово-экономическую поддержку государства в виде бюджетного

финансирования, кредитования, льготного налогообложения, таможенного

режима и пр.

В этой связи с точки зрения платежеспособного спроса продукция

оборонных отраслей промышленности, выпускаемая на конверсионных мощностях,

делится на продукцию, платежеспособный спрос на которую создается:

государственными вложениями в смежные отрасли народного хозяйства

(транспорт, здравоохранение, наука и др.), предусматривающими оснащение

этих отраслей техникой и оборудованием, выпускаемым оборонным комплексом;

государственными вложениями в базовые отрасли промышленности

(нефтяную, газовую, лесную);

непосредственно самими покупателями, функционирующими на основе

рыночных отношений - торговля, легкая и пищевая промышленность, частично

АПК;

заработной платой и реальными доходами населения;

внешним рынком.

Именно недоучет фактора платежеспособного спроса явился одной из

основных причин крайне медленной окупаемости использованных на

Государственную программу конверсии бюджетных средств (на возвратной

основе).

Производство продукции без учета спроса либо ведет к росту запасов

готовой продукции на складе, либо к недоиспользованию потенциальных

возможностей производственного аппарата.

Например, подавляющее большинство предприятий электронной

промышленности в настоящее время используют созданные производственные

мощности на 15-20% из-за отсутствия платежеспособного спроса, при этом

такое использование энергоемких мощностей приводит к убыточности изделий

электронной техники.

Свыше одной трети оборонных предприятий, по заверениям руководителей,

намеревались увеличивать выпуск конверсионной продукции, в то время как

повышение платежеспособного спроса на нее ожидалось лишь у 8% предприятий /

6 /.

Круг вполне определенных проблем, не решенных в рамках механизма

реализации Государственной программы конверсии, выявил явные недостатки

действовавшей системы управления конверсией, не позволившие адаптировать

протекавшие в оборонных отраслях промышленности процессы к новым

экономическим и политическим условиям.

Эти недостатки сказались в:

заниженной роли Правительства Российской Федерации и федеральных

органов в решении фундаментальных и текущих задач;

определении задач федеральных органов власти и овладение ими

механизмом целереализации;

создании инфраструктуры конверсии, развитие вневедомственных структур

и участие банковской сферы;

организации территориального управления конверсией и разграничении

полномочий;

становлении новых, ассоциативных форм совместной деятельности

предприятий и объединений;

совершенствовании структуры управления предприятием.

При этом применительно к системе управления под конверсией следовало

бы понимать прежде всего переориентацию ресурсных потоков. В связи с этим

правильный выбор структурной схемы управления предполагает оптимальную

организацию движения финансовых, материальных, трудовых ресурсов для

достижения основной цели конверсии - при ограниченных затратах получить

максимальный эффект.

Рассмотрим каждое направление более подробно.

Законодательной властью и Правительством Российской Федерации был

принят целый ряд законодательных и нормативно-правовых актов, направленных

на осуществление перспективных, среднесрочных и первоочередных мер по

конверсии предприятий, обеспечению социальной защищенности их работников,

созданию новых рабочих мест в гражданской сфере производства. Это прежде

всего Законы Российской Федерации "О конверсии оборонной промышленности в

Российской Федерации", "Об обороне" /36-44, 76/.

Вместе с тем, действительность диктовала необходимость дополнительных

решений, позволяющих не только реализовать мероприятия, предусмотренные в

этих законах, но и создавать условия функционирования предприятий

оборонного комплекса в последующие годы. Правительство должно было

подготовить для внесения в законодательный орган 4 закона и принять 8

постановлений, причем почти все они касались порядка и условий разработки и

выпуска вооружений и военной техники. Однако все эти документы не

родились, ввиду несогласованности заинтересованных федеральных органов не

только по существу рассматриваемых проблем, но и по вопросу принципиальной

целесообразности выпуска этих документов. Так было с намечаемым законом "О

разработке, производстве и поставке вооружения и военной техники", с

проектом Положения о военном контракте и др.

В то же время рассмотрение вопросов стимулирования гражданского

производства и создания благоприятного финансового режима конверсионным

предприятиям Программой не предусматривалось, поэтому при внесении

изменений в налоговое и таможенное законодательство они в Правительстве не

обсуждались.

Роль Правительства в управлении конверсией при реализации Программы

была сведена к дежурным функциям утверждения Перечня программ стоимостью

свыше 5 млрд.рублей, подлежащих льготному кредитованию, ежеквартального

распределения по министерствам и отраслям сумм дотаций из федерального

бюджета на конверсию.

Кроме того, Правительство "ускоряло" рассмотрение федеральными

органами конверсионных программ отдельных предприятий, а также выделение

Минфином России средств (кредитов и дотаций) предприятиям по их

ходатайствам, то есть занималось текущей работой, переложенной на него

слабой организацией этих процедур прежде всего в отраслевом органе

управления.

Крайне несистемно и непоследовательно проходила в Правительстве работа

по реализации конверсионной политики при прохождении бюджетного процесса.

Вплоть до 1995 года в бюджете не было специальной строки, определяющей

средства на осуществление конверсионных программ на возвратной основе.

Не было должной координации и согласованности в вопросах организации

конверсии между федеральными органами управления.

Так, в соответствии с Положением о Государственном комитете Российской

Федерации по оборонным отраслям промышленности (Госкомоборонпроме России)

реализация совместно с федеральными органами исполнительной власти

конверсионной политики относится к одной из основных задач этого органа.

Комитет должен осуществлять следующие функции, направленные прямо или

опосредованно на решение этой задачи:

разработка и организация исполнения государственных программ

конверсии, участие в разработке проектов федеральных программ структурной

перестройки в оборонных отраслях промышленности, подготовка предложений по

созданию, реорганизации, перепрофилированию и упразднении государственных

организаций и предприятий, а также предложений и рекомендаций по учету

отраслевых особенностей приватизации этих предприятий;

содействие предприятиям и организациям в подготовке, переподготовке и

повышении квалификации кадров;

координация и государственное регулирование деятельности находящихся в

его ведении предприятий;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.