Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России
проведение единой технической политики, направленной на обеспечение
конкурентоспособности техники, создаваемой в оборонных отраслях
промышленности, эффективное использование их научно-технического и
производственного потенциала, в том числе прогрессивных технологий и
продукции двойного назначения.
Теперь обратимся к функциям Министерства экономики Российской
Федерации (Минэкономики России). Положение об этом Министерстве,
утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26
августа 1994г. № 844, предусматривает участие "в осуществлении
государственной политики в области конверсии военного производства", а
также осуществление организационно-методического руководства и координации
работ по формированию и реализации федеральных целевых программ.
Таким образом, за Минэкономики закреплена функция методолога,
координатора и "участника" осуществления конверсионной политики, а
реализацией этой политики должен заниматься Госкомоборонпром.
Налицо двойственность положения ответственности за проведение
конверсии.
При этом на Минэкономики России возложена функция государственного
заказчика проведения конверсии в России, а Госкомоборонпром России курирует
реализацию конверсионных мероприятий через предприятия.
Министерство финансов России (Минфин России) в рамках единой
государственной финансовой политики, бюджетного процесса занимается
вопросами разработки инвестиционной политики, подготовки предложений по
осуществлению инвестиционной и инновационной деятельности за счет средств
федерального бюджета, включая их предоставление на возвратной основе.
Минфин заключает от имени Правительства Российской Федерации
соглашения с Центральным банком о предоставлении ему кредитов, несет
ответственность за своевременное его погашение и уплату процентов за
кредит, осуществляет контроль за целевым использованием предоставленных
кредитов.
Сложившаяся система управления конверсией на федеральном уровне и
уровень ее скоординированности наглядно характеризуются схемой
предоставления дотаций на конверсию.
Порядок предоставления дотаций из бюджетного фонда конверсии,
направляемых на оплату труда и содержание социальной инфраструктуры,
уникального оборудования и испытательных стендов НИИ и КБ предприятиям и
организациям, реализующим программы конверсии, предусматривает
предоставление средств малорентабельным и убыточным предприятиям,
обеспечивающим выполнение сокращенного оборонного заказа, а также
предприятиям под утвержденную программу перепрофилирования на выпуск
гражданской продукции с конкретными сроками ее реализации при обязательном
первоочередном направлении на расходы, связанные с конверсией, собственных
доходных источников.
Для расчета и обоснования дотаций предприятия предоставляют в
министерства (ведомства) по принадлежности следующие материалы:
сводные экономические показатели (объем производства, численность
персонала, заработная плата, прибыль) в разрезе кварталов и с
распределением на производство военной и гражданской продукции;
расчет потерь прибыли в связи с конверсией военного производства;
расчет высвобождаемой численности персонала с распределением на
"переквалифицирующихся для гражданских производств" и "нуждающихся в
трудоустройстве";
справка о конверсионных программах и расходах на конверсию с указанием
сроков реализации программы, вводе мощностей, приросте объемов производства
гражданской продукции, распределение расходов на конверсию по источникам -
централизованные средства, собственные средства, кредиты банков.
Отраслевые министерства (ведомства) рассматривают материалы
предприятий и представляют в Минфин и Минэкономики перечни дотируемых
предприятий и организаций с соответствующими обоснованиями размеров
дотаций.
Критериями отбора являются глубина конверсии, наличие
монопроизводства, финансовое положение, а также является ли предприятие
градообразующим и в каком географическом районе расположено.
Минфин и Минэкономики рассматривают заявки министерств и в пределах
выделенных из бюджета средств распределяют их. При этом "наиболее
нуждающиеся " получают дотации в соответствии с расчетами, а между
остальными предприятиями оставшиеся средства распределяются, как правило,
пропорционально заявке.
Средства Минфином перечисляются основному распорядителю кредитов -
федеральному отраслевому министерству (ведомству), которое затем согласно
распределению перечисляет средства предприятиям.
Представленная схема по существу полностью соответствует механизму
бюджетного финансирования командно-административной системы управления.
Полностью сохранен круг задач и раньше входивших в компетенцию министерств.
Рассмотрим более подробно схему взаимодействия федеральных органов и
предприятий в процессе предоставления бюджетных (кредитных) средств на
возвратной основе для осуществления конверсионных программ.
В соответствии с Положением о предоставлении кредитов предприятиям,
осуществляющим конверсию военного производства, утвержденным Председателем
Правительства Российской Федерации, объектом кредитования выступает
программа конверсии военного производства отдельного предприятия.
Предоставляемые средства используются на следующие цели:
перепрофилирование производственных мощностей, освобождаемых от
военного производства, включая реконструкции цехов, приобретение
недостающего оборудования;
проведение НИОКР, связанных с разработкой новых образцов гражданской
продукции;
проведение мероприятий по подготовке производства для выпуска
гражданской продукции;
завершение строительства и ввод мощностей.
Контрольные цифры бюджетных (кредитных) ресурсов определяются Минфином
России и Минэкономики России одновременно с формированием показателей
федерального бюджета, распределяются по целевым программам и приоритетным
направлениям и сообщаются Госкомоборонпрому России и другим министерствам и
ведомствам, предприятия которых осуществляют конверсию, как ориентир на
период предварительного рассмотрения конверсионных программ предприятий.
Министерства и ведомства осуществляют ведомственный конкурсный отбор
программ, формируют рабочие перечни конверсионных программ и представляют
их в Минэкономики.
Главным условием является участие данной программы в реализации одного
или нескольких направлений конверсии военного производства, приоритетность
которого определена Государственной программой конверсии 1993-1995 годов.
Преимущественное право в получении целевого кредита имеют предприятия,
осуществляющие выполнение программ, обеспечивающих:
создание импортозамещающих производств для снижения валютных затрат и
улучшения платежного баланса;
разработку и внедрение энерго- и ресурсосберегающих техники и
технологий;
перепрофилирование производств с использованием передовой технологии,
новых материалов;
увеличение разработок и производства техники и технологий двойного
назначения;
развитие экспортных возможностей предприятия.
Минэкономики рассматривает рабочие перечни с учетом контрольных цифр и
представленных заключений министерств и ведомств и готовит перечень
программ для конкурсного рассмотрения и утверждения на межведомственной
рабочей комиссии (МВРК ), состав которой определен правительственным
решением и включает представителей Минэкономики, Минфина, министерств -
заказчиков по направлениям, представителей уполномоченных коммерческих
банков.
На основании заключения МВРК Минэкономики формирует перечни
конверсионных программ и представляет их на утверждение в зависимости от
стоимости проекта либо в Правительство, либо в Минфин (с 1994 года).
Утвержденные перечни направляются в Минфин и коммерческие банки,
осуществляющие кредитование программ. По мере получения перечней банки и их
филиалы заключают кредитные договора с предприятиями.
Включение в перечни переходящих конверсионных программ предприятий
осуществляется МВРК на основании заключений кредитующих коммерческих банков
и расчетов предприятий.
Вопросы, связанные с порядком перечисления Минфином уполномоченным
коммерческим банкам кредитных средств на финансирование конверсионных
программ, их возвратом, возмещение банками процентной ставки за пользование
кредитом регулируются заключенными между Минфином России и коммерческими
банками соглашениями.
Контроль за реализацией программ конверсии предприятий, целевым и
эффективным использованием выделяемых кредитных средств возлагается на
Минэкономики, Минфин, отраслевые министерства и ведомства - заказчики
программ по направлениям и коммерческие банки, обслуживающие указанные
кредиты.
В течение года ежеквартально банки направляют в МВРК информацию об
использовании кредитов предприятиями, отчетность представляется банками в
Минфин и в оперативном порядке. Сведения об использовании кредитов
представляют и предприятия.
Предусмотрено также, что министерства и ведомства не позднее 20 января
каждого года представляют в Минэкономики и Минфин доклады об использовании
кредитов и их эффективности. При этом ответственности за фактические
результаты осуществления программ они не несут.
Реализация такой схемы предоставления кредитов в условиях
бесперебойного финансирования из бюджета достаточно эффективна с точки
зрения движения финансовых потоков и эффективности использования и контроля
за выделенными средства. Однако единственным рыночным элементом такого
механизма является конкурсная основа отбора программ,
Практика 1993-1994 годов показала, что при ограниченных бюджетных
средствах и сложившемся общем механизме финансирования государственных
расходов (на основании месячных лимитов, в меру поступающих в федеральный
бюджет доходов и т.п. ограничений) выявляется ряд отрицательных моментов,
которые снижают эффективность системы управления конверсией на всех уровнях
/6/ :
конверсионные программы предприятий в течение 6-ти и более месяцев
согласовываются в шести инстанциях (отраслевой орган, Минэкономики, Минфин,
уполномоченные банки, МВРК, Правительство РФ). Из этих инстанций реально
заинтересованы в успешном выполнении программ и возвратности кредитов
только уполномоченные банки и Минфин;
ограниченные бюджетные средства рассыпаются по неоправданно большому
количеству программ, значительная часть которых разбалансирована по
финансовым источникам, и , следовательно, не обеспечивает достижения
планируемых результатов;
схема не предполагает долевого участия в финансировании программ
частного предпринимательского сектора и иностранных инвестиционных
институтов;
отсутствует вневедомственная система управления конверсией, не
определено участие в конкурсах и включение в перечни конверсионных программ
вневедомственных структур ( АО, холдингов, консорциумов и пр.).
Существующая система управления конверсией на практике не учитывает
необходимости координации конверсионных мероприятий федерального и
регионального уровней. Зачастую на одном предприятии из федеральных
источников и средств региональных фондов финансируются разные программы,
что в условиях недостаточности средств вызывает затягивание сроков ведения
работ и сдерживает конечные результаты по программам.
Кроме того, такая ситуация может привести к возникновению дублирующих
производств, что в условиях низкого платежеспособного спроса чревато
отсутствием сбыта. Так, например, получилось с мотоблоками, выпуск которых
предусматривался в рамках Государственной программы конверсии на одних
предприятиях, а в рамках региональных программ - на других.
Развитие новых форм и видов территориальной рационализации
производства и кооперации в условиях формирования рынка может явиться
основой коренного преобразования всей структуры управления конверсией -
осуществления перехода от вертикальных связей (Правительство - министерство
- предприятие ) к горизонтальным (местные власти - предприятие - смежник -
финансово-банковские организации).
Таким образом, несмотря на коренные политические и экономические
изменения в стране, до сих пор при решении проблем конверсии реализуется
старая административно-командная схема: провозглашаются достаточно
обоснованные цели и приоритеты, под них заявляются крупные государственные
ассигнования и льготные кредиты, которые "выколачиваются" всеми
средствами, включая лоббирование на высшем правительственном уровне.
Далее средства поступают предприятиям и съедаются текущими финансовыми
трудностями.
Решение указанных проблем видится, с одной стороны, в решительном
улучшении использования государственных средств за счет сужения
приоритетов и концентрации области их применения. Федеральная программа
конверсии должна освобождаться от долгосрочных, неэффективных и
неактуальных проектов.
С другой стороны, необходимо существенное расширение
самостоятельности самих предприятий и на этой основе оптимизация
производства и системы управления на микроуровне. Возникает необходимость
скорейшего проведения разгосударствления и приватизации предприятий,
дальнейшее содержание которых в госсекторе нецелесообразно как с точки
зрения экономических интересов государства, так и с учетом факторов,
определяющих уровень безопасности страны. Это даст хозяйственную
самостоятельность производителю и будет способствовать созданию рыночной
системы, предполагающей свободное перемещение материальных ресурсов и
рабочей силы, развитие фондового рынка, образование финансово-
промышленного капитала.
Выводы
1. В результате политико-экономического распада бывшего Союза на
территории России осталось 67% предприятий промышленности и 73% научных
организаций оборонного комплекса, что с точки зрения потенциальных
возможностей позволяет обеспечить выполнение государственных задач по
разработке и производству ВВТ с высоким качеством и в количестве,
достаточном для обеспечения обороноспособности страны.
Однако за последние годы наблюдается постоянный спад общего объема
производства в оборонных отраслях, который составлял по сравнению с
предыдущим годом: в 1992г. - 18%, в 1993г.- 16%, в 1994г.- 35%. При
этом произошел структурный сдвиг в продукции оборонного комплекса: в
1990г. выпуск военной продукции составлял 60%, гражданской - 40%, а в
1994г. - соответственно 32% и 68%.
Основными причинами такого состояния оборонного комплекса
являются:
общие трудности, характерные для экономики России (рост цен на
энергоресурсы, материалы, комплектующие, несовершенство налоговой системы
и др.);
разрыв хозяйственных связей с поставщиками и покупателями как в
России, так и в ближнем зарубежье;
потеря со стороны государства функций управления предприятиями,
находящимися в государственной собственности;
отсутствие стабильного государственного оборонного заказа и
стратегической программы развития оборонного комплекса;
общий кризис неплатежеспособности, а следовательно, взаимные долги
предприятий, несвоевременная оплата произведенной продукции, низкая
покупательная способность большой части населения;
сокращение финансовых возможностей поддержания научно-технического
потенциала;
отсутствие стабильной государственной поддержки конверсируемых
предприятий, недостаточное и несовершенное финансирование конверсионных
проектов;
неэффективное использование ассигнований, направляемых на нужды
конверсии оборонных предприятий.
2. Конверсия оборонной промышленности, проводимая в беспрецедентных
в мировой практике масштабах и темпах, с момента ее начала и до
настоящего времени не обеспечивает эффективное преобразование оборонного
комплекса и его переориентацию на гражданские нужды. Одна из главных задач
конверсии - сохранение и развитие научно-технического и производственного
потенциалов оборонного комплекса - практически не решается.
Основными проблемами конверсии оборонной промышленности являются:
кризисное состояние экономики страны;
отсутствие стабильной оборонной политики, основанной на Основных
положениях военной доктрины РФ, концепции развития ВВТ, государственной
программе развития ВВТ, государственном оборонном заказе, а также идеологии
мобилизационной подготовки;
отсутствие обоснованных прогнозов уровня развития ВВТ и ассигнований
на оборону;
незавершенность создания нормативно-правовой базы, регламентирующей
эффективное функционирование оборонного комплекса в складывающихся
политических и экономических условиях;
отсутствие необходимого информационно-аналитического обеспечения
процесса конверсии;
наличие излишних и неиспользуемых товарно-материальных ценностей;
отток из оборонного комплекса высококвалифицированных кадров узкой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
|