рефераты бесплатно

МЕНЮ


Контроль и ревизия

- использования служебного положения в корыстных целях;

- преждевременное разглашение материалов ревизии.

2.3. Ревизия как одна из форм финансово-хозяйственного контроля, ее

виды и характеристика

Ревизия (от лат. revisio — просмотр) — основная форма контроля.

Ревизия — форма документального контроля за финансово-хозяйственной

деятельностью предприятия, соблюдением законодательства по финансовым

вопросам, достоверностью учета и отчетности; способ документального

выявления недостач, растрат, присвоений или краж средств и материальных

ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений. Ревизия — это

разносторонняя проверка деятельности предприятия для установления

законности, целесообразности и эффективности действий. В словосочетании

«контроль и ревизия» первое понятие является общим и абстрактным, а второе

— отдельным и конкретным.

Если экономический контроль связан с общим регулированием

общественных отношений, то ревизия выступает конкретной формой такого

регулирования как в пространстве, так и во времени. Ревизиям подлежат

конкретные низовые участки народного хозяйства (организации, предприятия,

учреждения) или органы хозяйственного управления после осуществления ими

хозяйственных операций. Результаты ревизии объявляются и обсуждаются в

коллективе субъекта хозяйствование, после чего обязательно применяются

соответствующие мероприятия (принимаются решения), что дает возможность

повсеместно обеспечить действенность ревизии.

В отличие от других форм контроля, ревизия имеет четкий правовой

статус, который закрепляет границе ее распространения, сроки проведения,

права и обязанности должностных лиц, порядок оформления и рассмотрения

результатов. Ревизия является наиболее распространенной формой

экономического контроля. А потому судебно-следственные органы из всех форм

экономического контроля применяют как процессуальное средство выявления

состава преступления только ревизии.

Основные причины необходимости ревизий:

- низкое сознание отдельных работников относительно бережливости и

сохранения общественной собственности;

- не всегда эффективный предыдущий и текущий контроль со стороны

руководителей, бухгалтеров и специалистов соответствующих областей

деятельности;

- недостатки в отборе кадров материально-ответственных лиц, некачественная

инвентаризация, несовершенство системы материальной ответственности и т.

п.

Поэтому во время ревизии вместе с проведением инвентаризаций

ценностей и расчетов следует организовать предоставление отпусков с полной

передачей ценностей тем материально-ответственным лицам, которые не

пользовались ими больше года, и осуществить окончательный расчет с

уволенными материально-ответственными лицами, за которыми числились

непереданные ценности, ликвидировать отсталость в разнесении учетных данных

по отдельным бухгалтерским счетам и т. п.

Ревизии исследуют финансово-хозяйственную деятельность предприятий и

предпринимателей с целью выявления отрицательных явлений, их ликвидации и

избежания в будущем. Ревизии активно влияют на выявление причин

бесхозяйственности, нарушений законодательства и нормативных актов,

оказывают содействие возмещению причиненных конкретными лицами убытков. С

этой целью ревизоры используют законодательные и нормативные акты по

вопросам финансово-хозяйственного контроля, первичные учетные документы,

регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность субъектов

предпринимательской деятельности (баланс, отчет о финансовых результатах,

отчете о движении денежных средств, отчет о собственном капитале).

Ревизия также изучает субъект предпринимательской деятельности в

статике, ретроспективно, то есть после завершения хозяйственных процессов.

Результаты ревизии основываются на документально достоверных

доказательствах. Во время ревизии конкретно устанавливают размер убытков,

потерь, недостатков, обосновывая это системой доказательств (первичными

документами, данными инвентаризаций, объяснительными записками

ответственных лиц и т. п.).

Ревизия проводится в соответствии с законодательством о предприятиях.

При этом собственник (государство или консолидированный собственник) ставит

перед ревизией цель установить, как назначенный им руководитель предприятия

выполняет его задания в предпринимательской деятельности. Ревизия оказывает

содействие повышению эффективности деятельности, но не выполняет прогнозной

функции.

Ревизии различаются по таким признакам.

По признаку ревизующих органов ревизии бывают вневедомственные и

внутриведомственные. Вневедомственные ревизии осуществляют органы других

министерств или ведомств: Министерство экономики, Государственный комитет

статистики, Антимонопольный комитет и т.п. Внутриведомственные ревизии

назначаются распоряжением руководителя вышестоящей организации или

учреждения.

По признаку полноты проверки различают ревизии полные и частичные.

Полная ревизия охватывает проверкой все виды финансово-хозяйственной

деятельности предприятия, частичная — лишь отдельные виды деятельности или

хозяйственных операций (кассовые, расчетные, товарные, производственные и

т. п.).

По организационному признаку ревизии бывают плановыми и внеплановыми.

Ревизии, которые проводятся за определенный период времени (одних, два или

три года) и охватывают проверкой все виды финансово-хозяйственной

деятельности (полные ревизии), считаются плановыми и предполагаются в

планах проведения ревизий. К внеплановым принадлежат ревизии, которые

проводятся в отдельных случаях и по разным причинам (в случае выявления

недостатков, при наличии сигналов о недостатках в работе, нарушениях и

злоупотреблениях, с целью контроля за качеством ревизии и т.п.).

По кругу вопросов, которые подлежат проверке, ревизии бывают сквозные

и тематические, комплексные и некомплексные.

Сквозные ревизии проводят для проверки взаимосвязанных хозрасчетных

организаций и предприятий.

Тематические — это ревизии преимущественно по отдельному вопросу

(теме). Они охватывают максимальное количество предприятий (проверка

состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности).

Комплексные ревизии включают все виды контроля и охватывают

производственную и хозяйственно-финансовую деятельность предприятий, при

этом осуществляются документальная ревизия, экономический анализ, проверку

оперативной работы и т.п. Такие ревизии проводит бригада, которая состоит

из ревизоров, бухгалтеров, экономистов, менеджеров и других специалистов.

Некомплексные ревизии проводятся в небольших по объему работы

предприятиях, а также во время частичных ревизий с участием одного или двух

ревизоров. Например, ревизия в детском учреждении, школе.

Перечисленные виды ревизий при умелой, рациональной их организации

обеспечивают сохранение средства, предупреждения фактов злоупотреблений,

повышение эффективности работы субъектов предпринимательской деятельности.

2.4. Последовательность ревизионного процесса, его планирования и

процедуры осуществления

Ревизионный процесс состоит из целого ряда последовательных этапов.

Каждый из этапов имеет свое содержание, функциональное назначение и отделен

по времени.

В теории и практике контрольно-ревизионной деятельности есть такие

этапы:

- планирования ревизии;

- подготовка к ревизии;

- составления задачи (программы) проведения ревизии;

- организация работы на месте (объекте) ревизии;

- документальная и фактическая проверка;

- систематизация материалов ревизии и составления акта, выводов и

предложений;

- согласования и обсуждения следствий ревизии на предприятии;

- утверждения материалов ревизии;

- контроль за выполнением решений, принятых по материалам ревизии.

Министерства, ведомства, концерны, ассоциации, акционерные

производственные объединения, которые имеют в своем составе контрольно-

ревизионный аппарат, составляют перспективные и текущие планы проведения

ревизий и тематических проверок в подведомственных предприятиях,

учреждениях и организациях.

Перспективные планы составляют преимущественно на пять лет, текущие —

на следующий календарный год. Следует учесть, что Указом Президента Украины

«О мероприятиях по повышению эффективности контрольно-ревизионной работы» №

1031/2000 предусмотрена периодичность проведения государственной контрольно-

ревизионной службой плановых ревизий и проверок использования средств

бюджетов и внебюджетных фондов не реже однажды на трех года. Каждая ревизия

может охватывать период, который начинается со дня окончания предыдущей

ревизии и завершается датой составления баланса, проверкой которого

заканчивается запланированная ревизия.

Соответственно Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок

государственной контрольно-ревизионной службой в Украине, утвержденной

приказом Главного контрольно-ревизионного управления Украины от 03.10.97 №

121, ревизии и проверки проводятся на основе полугодичных планов:

- Главного контрольно-ревизионного управления, утвержденных его коллегией;

- контрольно-ревизионных управлений в Автономной Республике Крым, областях,

городах Киеве и Севастополе, утвержденных Главным контрольно-ревизионным

управлением Украины;

- контрольно-ревизионных отделов в районах, городах и районах в городах,

утвержденных контрольно-ревизионными управлениями в Автономной Республике

Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.

Соответственно Положению «Про государственную контрольно-ревизионную

службу в Украине», утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины

от 05.07.93 № 515, планирование контрольно-ревизионной работы, в

соответствии с доказанными управлением задачами, проводится руководителем

ревизионного органа с учетом установленной периодичности ревизий.

Планы ревизий в системе министерств и ведомств составляются

контрольно-ревизионными управлениями (отделами) и утверждаются

руководителями вышестоящих организаций. План проведения ревизий и проверок

сохраняется у руководителя контрольно-ревизионного органа и не подлежит

разглашению с целью обеспечения внезапности каждой ревизии или проверки. В

планах указывается: на какую дату обревизованы предприятия, вид ревизии,

затраты времени в днях, за который период может проводиться ревизия, время

проведения, и делается отметка о выполнении. Срок проведения ревизий

определяется в зависимости от объемов деятельности и особенностей

предприятий, которые ревизуются. Объем ревизии может измеряться оборотом

продукции, количеством предприятий и дел, которые подлежат ревизии.

Продление установленного срока, в порядке исключения, допускается с

разрешения органа, который назначил ревизию.

За каждым ревизором закрепляются объекты ревизии на следующий год с

таким расчетом, чтобы не меньше 2/3 рабочего времени отводилось на ревизии,

отчет и подготовку к следующей ревизии. Вместе с тем следует

зарезервировать время для выполнения внеплановых ревизий (например, по

требованию судейско-следственных органов).

При планировании комплексных ревизий следует решить ряд

организационных вопросов. В связи с этим планированию ревизий должно

предшествовать глубокое изучение подведомственных предприятий, которое даст

возможность правильно установить последовательность и порядок проведения

ревизий.

После утверждения планов ревизий начинается подготовка к проведению

ревизии. Кроме того, проведению ревизии передует изучения имеющихся в

организации, которая назначила ревизию, финансовых, банковских и других

органах отчетных и статистических данных, материалов предыдущей ревизии и

тематических проверок и другой текущей информации, которая характеризует

хозяйственную деятельность и финансовое состояние предприятия, которое

подлежит ревизии. Используются также данные анализа по материалам

финансовой отчетности, акты предыдущих ревизий и т.п.

Ревизоры ознакомляются с Законами Украины по вопросам

налогообложения, расчетно-платежной и финансовой дисциплины, работы и

заработной платы, с другими нормативными актами, выясняют, как выполнен

предложения по результатам предыдущей ревизии. Такое предыдущее изучение

дает возможность ревизору заранее определить наиболее неблагополучные

участки в работе этого предприятия, и таким образом, очертить основное

направление работы во время ревизии.

Перед выездом на объект руководитель вышестоящей организации, от лица

которой проводится ревизия, выдает ревизору (руководителю бригады)

распоряжения на право проведения ревизии, в котором указываются название

предприятия, которое подлежит ревизии, дата начала и окончания ревизии.

Распоряжения регистрируется в журнале учета ревизий, который содержит почти

все те же реквизиты, что и распоряжение.

На основании изучения данных про минувшую финансово-хозяйственную

деятельность предприятия и с учетом поставленных в распоряжении задач,

руководитель ревизионной группы (ревизор) составляет программу ревизии.

Программа включает перечень конкретных вопросов, которые подлежат проверке,

период, за который может быть проведенная ревизия, а также описание

процедуры его осуществления.

Программа ревизии утверждается руководителем контрольно-ревизионного

аппарата организации, которая назначила ревизию. Один экземпляр программы

вручают руководителю ревизионной группы (ревизору), а второй остается в

делах организации и служит для контроля выполнения.

Руководитель ревизионной бригады должен ознакомить всех членов

бригады с содержанием программы и распределить задачи между ними. Затем

члены бригады (ревизор) составляют рабочие планы проведения ревизии,

которые утверждаются руководителем ревизионной группы (бригадиром).

Рабочий план включает перечень работ, которые подлежат выполнению во

время ревизии, сроки их выполнения и способ проверки (сплошной,

выборочный), срок окончания ревизии. Прибыв на объект, ревизор

(руководитель ревизионной группы) вместе с руководством предприятия

организовывают проведения внезапных инвентаризаций кассы, материальных

ценностей. Руководитель ревизионной группы (ревизор) устанавливает связь с

местными органами (государственной налоговой администрацией, банком,

Пенсионным фондом, антимонопольным комитетом, инспекцией по делам защиты

прав потребителей, прокуратурой и т.п.).

После окончания организационной работы на предприятии ревизор

начинает документальную и фактическую проверки (см. раздел 1, п. 2). На

протяжении ревизии на отдельных листах бумаги (или в рабочей тетради или

журнале) ревизор систематизирует материалы ревизии, регистрирует факты

нарушений, злоупотреблений, группируя их за однородными признаками и

соответственно структуре основного акта ревизии, то есть по его разделам.

Рабочий план проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности шахты

«Великомостівська» за период с 1 марта 200_ г. по 1 февраля 200_ г.

ревизором І палач. Мельничук В.П.

|№ |Название работы |Способ проведения |Срок выполнения |

| | |ревизии (сплошной, | |

| | |выборочный) | |

| | | |по плану |фактически |

|1 |Ревизия кассовых |Сплошной |5–10 марта |5–11 марта |

| |операций | |200_ г. |200_ г. |

|2 |Ревизия операций за |Сплошной |11–15 марта|11–15 марта|

| |счетами в банках | |200_ г. |200_ г. |

|3 |Ревизия расчетов с |Сплошной |16–18 марта|16–17 марта|

| |подотчетными лицами | |200_ г. |200_ г. |

|4 |Ревизия основных |Выборочный |18–23 марта|18–25 марта|

| |средств | |200_ г. |200_ г. |

Следствия ревизии оформляются актом. Акты ревизии делятся на основные

и промежуточные.

Основной акт ревизии — это документ, где в обобщенном виде

фиксируются выявленные нарушения и недостатки в деятельности предприятия,

которое ревизуется. Основанием для включения фактов выявленных нарушений

или недостатков в основной акт ревизии являются сведения нарушений,

справки, промежуточные акты и т.п.

Промежуточные акты — это разовые документы, которые отображают

результаты проверки отдельных участков или объектов проверки. За

выявленными фактами нарушений от должностных лиц необходимо взять

письменные объяснения.

Результаты ревизии обсуждаются на общих сборах коллектива

предприятия, на которые принимаются соответствующие решения. Основная форма

реализации результатов ревизии — это приказ по ее результатам. Он выдается

как в том предприятии, где проводилась ревизия, так и в той организации,

которая назначила ревизию.

Последний этап ревизии — контроль за выполнением решений, принятых по

материалам ревизии. Выполнения принятых решений по результатам ревизии

контролируется путем получения информации от проверенного предприятия об

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.