Взаимоотношения Пермского регионального отделения фонда соц.страх РФ с ю.л. и их учет
Изложенное выше позволяет определить государственное социальное
страхование как установленную государством и регулируемую нормами права
систему социально-экономических отношений ,затрагивающих жизненные интересы
широких слоев работающего населения .В условиях переходного периода к
рыночным отношениям с его ощутимыми негативными социальными явлениями
существенно возрастает фактор социальной защиты граждан и расширяется
сфера действия государственного социального страхования .
1.2. Организация и управление государственным социальным
страхованием
В истории становления и развития обязательного социального
страхования в России можно выделить четыре основные этапа : возникновение
социального страхования (1903-1917г.г.) ;социальное страхование после
Октябрьской революции (1917-1933г.г.) ;социальное страхование и профсоюзы
(1933-1990 г.г.) ; социальное страхование в условиях перехода к рыночным
отношениям (1991-настоящее время ) .
Вот лишь некоторые исторические моменты .
1903 год-первые ростки социального страхования ,принят Закон “ О
вознаграждении потерпевших рабочих вледствие несчастных случаев “ . В этом
законе был проработан вопрос о гражданско-правовой ответственности
работодателей ,виновных в повреждении здоровья рабочих .
В 1912 г. царское правительство провело через Государственную Думу
законопроекты ,касающиеся обеспечения рабочих на случай болезни ,
страхования рабочих от несчастных случаев на производстве , об утверждении
советов и присутствий по делам страхования рабочих .
1917 год -создан специальный государственный орган-Народный
комиссариат труда (НКТ) ,призванный осуществлять программу советского
правительства в области охраны труда и социального страхования .В системе
органов НКТ было создано Центральное управление социального страхования ,а
позже и Союзный Совет социального страхования .На среднем уровне социальное
страхование осушествлялось губернскими кассами . Всю работу на местах вели
страховые кассы , формируемые профсоюзами , которые и производили выплаты
по временной нетрудоспособности , по беременности и родам , при рождении
ребенка , по безработице и пенсий по инвалидности .
В годы гражданской войны и иностранной интервенции централизация всего
народного хозяйства неизбежно коснулась и социального страхования . Было
введено всеобщее социальное обеспечение ,осуществляемое полностью прямым
финансированием государства .Характерной особенностью обеспечения была
широкая натурализация .Система социального обеспечения , финансируемая из
государственного казначейства , просуществовала до 1921 года , когда с
переходом к новой экономической политике и введением хозрасчета на
государственных предприятиях возникла необходимость возврата к системе
социального страхования , основанной на обязательных взносах предприятий ,
учреждений и хозяйств , использующих труд наемных рабочих .
В 1928 году впервые вводится обеспечение по старости как особый вид
страхования . Сначала пенсии по старости (независимо от состояния
трудоспособности ) были введены только для рабочих- текстильщиков. В 1929
году обеспечение этими пенсиями распространено на рабочих горной,
металлической промышленности,железнодорожного и водного транспорта, а в
последующие годы эти пенсии распространены на всех рабочих и инженерно-
технических работников .
Объявленная полная ликвидация безработицы в стране позволила с конца
1930 года отказаться от такого вида обеспечения как пособие по безработице
[ 2.18,с.58] .
Заметной вехой в истории социального страхования России является
передача этого института в 1933 году в управление Всероссийского
Центрального Совета профессиональных союзов (ВЦСПС) . Социальное
страхование было организовано по производственно-отраслевому принципу . При
всех Центральных комитетах и обкомах профсоюзах были созданы отраслевые
кассы социального страхования ,а на всех предприятиях и учреждениях-
выплатные пункты при фабричных заводских местных комитетах профсоюзов .
Впервые были решены вопросы ( и в этом немалая заслуга профсоюзов)
социального страхования сезонных рабочих и лиц , работающих по частному
найму , которые раньше никакими социальными гарантиями не пользовались .
Социальное законодательство этого периода носит крайне жесткий , а
порою жестокий характер. Права человека на пособия в случае болезни,
беременности и родов и в других случаях ,так великолепно сформулированные
в Конституции ,на деле реализовывались не просто и имели ряд ограничений и
изъятий . Государственное социальное страхование в нашей стране не могло
идти вне рамок общей политики огромного тоталитарного государства ,поэтому
первоначальная концепция его, провозглашенная в первые годы советской
власти , естественно ,была изменена и приспособлена к текущему моменту .
Именно в этот период с молчаливого согласия профсоюзов на больного
человека стали смотреть через совсем другую призму .Размер пособия по
временной нетрудоспособности ставится взависимости от отрасли народного
хозяйства , от членства в профсоюзе ,а также уменьшился его нижний предел
до 50% заработка .Сократилась продолжительность отпуска по беременности и
родам до 35 дней до родов и 28 дней после родов против уже действующих в
общей сложности 112 дней.Работники , уволенные с работы по собственному
желанию , получали право на пособие по временной нетрудоспособности после
того , как проработают на новом месте не менее 6 месяцев .
Процесс закрепления работника на рабочем месте оказал серьезное
влияние на изменения в законодательных актах по государственному
социальному страхованию .
В 1937 году было произведено окончательное размежевание функций в
части обеспечения за счет страховых взносов работодателей между органами
социального страхования , пенсионного обеспечения и здравоохранения. Отныне
органы социального обеспечения ( в части неработающих пенсионеров) и
органы здравоохранения в полном объеме финансировались только из средств
бюджета . Государство , наконец , взяло на себя все финансовые тяготы и
заботы о гарантиях ряда социальных прав трудящихся (социальное обеспечение
и здравоохранение).
В 1938 году бюджет социального страхования ,ранее утверждаемый
отдельно , был включен в состав единого государственного бюджета СССР. С
этого момента социальное страхование все более теряет свой страховой
характер и во многом трансформируется в социальное обеспечение . Оно
становится инструментом распределения средств государственного бюджета на
социальные нужды по остаточному принципу.
Нельзя обойти вниманием и распространение социального страхования на
колхозников . Вначале ( в 1964 году) право на государственное социальное
страхование получили ведущие колхозные кадры : председатели , специалисты,
механизаторы, главные бухгалтеры .В 1970 году введена система социального
страхования членов колхозов, построенная на принципах государственного
социального страхования , но она имела ряд особенностей по видам и нормам
обеспечения, порядку исчисления и выплаты пособий . Отдельная “ колхозная”
система просуществовала до 1991 года ,когда она была объединена с
государственной . Тогда колхозники были полностью приравнены к рабочим и
служащим в области социального страхования и пенсионного обеспечения.
С переходом страны к рыночным отношениям начинает меняться и система
государственного социального страхования .Самым важным достижением ее
первоначального реформирования является создание самостоятельного
автономного фонда со своим бюджетом и новой моделью управления .Фонд
социального страхования РФ (далее именуется Фонд ) начал действовать с
01.01.1991 г. и находился в ведении Федерации независимых профсоюзов Росcии
и только с изданием Указа Президента РФ от 07.08.1992 г. N 822 “ О Фонде
социального страхования “ [ 1.14] стал самостоятельным государственным
финансово-кредитным учреждением и управление им осуществляется
Правительством страны при участии общероссийских объединений профсоюзов .
Основными задачами Фонда являются :
- обеспечение гарантированных
пособий по временной нетрудоспособности по болезни , беременности и родам ,
женщинам , вставшим на учет в ранние сроки беременности , при рождении
ребенка , по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет ,
социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного
перечня ритуальных услуг , санаторно-курортное обслуживание работников и их
детей , а также оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-
инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
- участие в разработке и реализации
государственных программ охраны здоровья работников , мер по
совершенствованию социального страхования ; - осуществление мер ,
обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда ; - разработка совместно с
Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ
предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное
социальное страхование; -
организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для
системы государственного социального страхования , разъяснительной работы
среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
- сотрудничество с аналогичными фондами (службами ) других государств
и международными организациями по вопросам социального страхования .
Средства Фонда , образуемые за счет страховых взносов работода- телей
, граждан ,занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью , также
осуществляющих трудовую деятельность на других условиях в соответствии с
законодательством , доходов от инвестирования части временно свободных
средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады
, добровольных взносов граждан и юридических лиц ,ассигнований из
федерального бюджета РФ и прочих поступлений (возмещаемых страхователем
расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов и не принятых
расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие
трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по
обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций ,предусмотренных
законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки ,
приобретенные страхователем за счет средств Фонда ) используются только на
целевое финансирование мероприятий в соответствии с задачами Фонда.
Денежные средства и иное имущество , находящееся в оперативном
управлении Фонда , а также имущество , закрепленное за подведомственными
Фонду санаторно-курортными учреждениями , является федеральной
собственностью .
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом
, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты
об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются
председателем Фонда .
В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные
органы :
- региональные отделения , управляющие средствами государ-ственного
социального страхования на территории субъектов РФ;
- центральные отраслевые отделения , управляющие средствами госу -
дарственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства ;
- филиалы отделений , создаваемые региональными и центральными
отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.
Для обеспечения деятельности Фонда создан центральный аппарат Фонда ,
а в региональных и центральных отраслевых отделениях - аппараты органов
Фонда . При Фонде образуется правление , а при региональных и центральных
отраслевых отделениях - координационные советы .
Фонд , его региональные и центральные отраслевые отделения являются
юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием , текущие
,валютные и иные счета в банках. Местонахождение Фонда -г.Москва.
Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем .
Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством РФ .
Председатель Фонда :
- руководит деятельностью Фонда и несет персональную ответственность
за выполнение возложенных на него задач;
- вносит проект бюджета Фонда на утверждение в Правительство РФ ,а
также после рассмотрения правлением утверждает бюджеты региональных и
отраслевых органов Фонда;
-утверждает сводный финансовый отчет об использовании средств
государственного социального страхования;
-представляет интересы Фонда во всех организациях, без доверенности
действует от имени Фонда;
- определяет направления международного сотрудничества в пределах
компетенции Фонда и др.
Правление Фонда является коллегиальным органом . Заседания правления
проводятся по мере необходимости .Состав правления Фонда численностью 29
человек формируется из лиц, входящих в него по должности ( председатель
Фонда и его заместители), представительствую-щих на постоянной основе ( два
представителя от Министерства труда и социального развития РФ и по одному
от Министерства финансов РФ,Министерства здравоохранения РФ ,
Государственной налоговой службы, Центрального банка РФ, центрального
комитета профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ ) и
представительствующих на основе ротации ( 7 представителей от
общероссийских объединений профсоюзов , 1 - от организаций , деятельность
которых связана с защитой интересов семей работников, по 3 представителя от
работодателей и региональных ,центральных отраслевых отделений фондов, 1
-от общероссийских общественных объединений инвалидов ). Ротация членов
правления осуществляется не чаще одного раза в год .
Члены правления Фонда , представленные председателем Фонда на
основании предложений соответстующих министерств ,ведомств, органов
профессиональных союзов и организаций, утверждаются Правительством РФ.
Работа членов правления Фонда не является платной .Расходы членов правления
Фонда , связанные с работой в правлении (командировочные и другие)
,оплачиваются за счет средств Фонда.
Обособленное функционирование Фонда социального страхования РФ
позволило оперативно реагировать на экономическую обстановку , обеспечить
строго целевое использование средств и не только сохранить , но даже и
несколько повысить уровень обеспечения застрахованных отдельными пособиями
.Увеличены сроки выплаты пособий по беременности и родам , по уходу за
больными детьми , по болезни - при благоприятном клиническом и трудовом
прогнозе . Для всех работников Севера пособие по болезни установлено в
размере 100 % заработка . Увеличен нижний предел пособия по временной
нетрудоспособности с 50 до 60 % заработка , что соответствует требованиям
Конвенции Международной организации труда . Кроме того сняты противоречащие
страховым принципам и международной практике ограничения при назначении
пособий работникам , не состоящим членами профсоюза .
В настоящее время Фонд принимает активное участие в подготовке целого
пакета законодательных актов по социальному страхованию . Имеются ввиду
проекты следующих федеральных законов :
- “ О Фонде социального страхования РФ “ ;
- “ О государственном социальном страховании по временной
нетрудоспособности , материнству и на случай смерти “ , разрабатываемый по
поручению Правительства РФ и заинтересованными министерствами и ведомствами
.
На пути реформирования социального страхования встречается и немало
трудностей . Вот уже несколько лет предпринимаются попытки консолидировать
средства Фонда в федеральном бюджете . Это означало бы отступление от
достигнутого положения о самостоятельности Фонда . Под угрозой окажется
давно сложившаяся и хорошо зарекомендовавшая себя зачетная система . К этой
же категории предложений относится идея об объединении двух фондов
-социального и медицинского страхования , которые коренным образом
различаются по своим функциям , задачам , формам и методам работы
[2.2,с.16].Если для фонда социального страхования основной функцией
является материальное обеспечение работающих граждан в виде пособий и
других выплат , то для медицинского -предоставление медицинской помощи
всему населению . В фонде социального страхования средства , в своей основе
, расходуются непосредственно на предприятиях , в другом -централизуются на
уровне территориальных медицинских фондов . Данное мнение поддерживает и
доктор экономических наук , заведующий сектором НИФИ Ю. В. Пешехонов: : “
Именно в свете накопленного международного опыта представляются
недальновидными попытки укрупнения социальных внебюджетных фондов , в
частности объединения Фонда социального страхования и Фонда обязательного
медицинского страхования . В интересах перспективного развития нужно
сохранить самостоятельное существование этих фондов “ [ 2.14,с.46] .
Вносятся также предложения о существенном сокращении тарифа страховых
взносов , об исключении из бюджета Фонда так называемых нестраховых выплат
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|