Взаимоотношения Пермского регионального отделения фонда соц.страх РФ с ю.л. и их учет
,в т .ч. на санаторно-курортное лечение [2.17,с.24 ]. Действительно такие
нестраховые выплаты имеются . К ним относятся единовременное пособие при
рождении ребенка неработающим ( т.е. не застрахованным ) гражданам , оплата
четырех дней по уходу за ребенком -инвалидом , финансирование детско -
юношеских спортивных школ , новогодние детские подарки . Но прежде , чем
исключить эти расходы из бюджета соцстраха , надо решить , а кто же будет
их производить в дальнейшем .
Что касается санаторно-курортного лечения работников и оздоровления их
детей , то расходы на эти цели нельзя считать нестраховыми . Это
неотъемлемая часть системы государственного социального страхования , ее
профилактическое направление , цель и задачи которого заключаются в
снижении заболеваемости среди работников и их детей ,в экономии средств на
выплату пособий по временной нетрудоспособности .Полное исключение данной
статьи расходов из бюджета Фонда может привести к серьезным негативным
последствиям : росту заболеваемости , сокращению сети здравниц и
безработице среди высвобождаемых из этой сферы работников , недоступности
путевок для основной массы населения .
При всем этом можно с уверенность утверждать , что по мере преодоления
последствий социально-экономического кризиса в стране проблемы
реформирования социального страхования будут решаться в полном объеме .
1.3. Нормативно-правовое регулирование деятельности Фонда социального
страхования Российской Федерации
Фонд социального страхования -это социальный внебюджетный фонд,
который представляет собой составную часть финансовой системы РФ и обладает
рядом особенностей : запланирован органами власти и управления , имеет
строгую целевую направленность , денежные средства формируются в основном
за счет обязательных отчислений и используются для финансирования
государственных расходов , не включенных в бюджет , денежные ресурсы
являются федеральной собственностью ,не входят в состав бюджетов
соответстующих уровней , других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо
цели ,не предусмотренные законом.
Фонд социального страхования РФ управляет средствами государственного
социального страхования РФ и осуществляет свою деятельность в соответствии
с Конституцией РФ , законами РФ , указами Президента РФ .
Так , ст.39 Конституции РФ от 12.12.1993 г. закреплено право каждого
на социальное обеспечение по возрасту , в случае болезни , инвалидности ,
потери кормильца , для воспитания детей и в других случаях ,
предусмотренных законом .
Глава 16 Кодекса законов о труде РФ полностью посвящена вопросам
государственного социального страхования . В ст. 236 определен круг
трудящихся , подлежащих государственному социальному страхованию. Статьей
237 установлена обязанность уплаты взносов , а в ст.238 указаны виды
обеспечения по государственному социальному страхованию .
Правовое положение Фонда основывается на Указах Президента РФ от
07.08.1992 г. N 822 “ О Фонде социального страхования РФ “ [1.14] и от
28.09.1993 г. N 1503 “ Об управлении государственным социальным
страхованием в РФ” [1.15].С этого момента Фонд стал специализированным
финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ .
Вопросы организации и функционирования Фонда регламентирует
“Положение о Фонде социального страхования РФ” , утвержденное
постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. N 101 , в котором
закреплены основные задачи Фонда , порядок образования средств и основные
направления в их расходовании [ 1.16 ] .
Постановлением Правительства РФ от 22.11.1997г. N 1471 “О некоторых
мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования
РФ “ [1.17] внесены важные дополнения и изме -нения в Положение о Фонде ,
конкретизированы направления расходования средств соцстраха на санаторно-
курортное лечение работников и оздоровление детей . Фонду поручено
осуществлять контроль за экспертизой временной нетрудоспособности и
обеспечивать сбор средств на единый текущий счет.
В соответствии со ст.13 Налогового Кодекса РФ (часть 1) от 31.07.1998
г. N 146-ФЗ взносы в Фонд социального страхования относятся к федеральным
налогам и устанавливаются на всей территории страны [1.3].
А согласно “Положения о составе затрат по производству и реализации
продукции (работ,услуг) включаемых в себестоимость продукции (работ,услуг)
и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли “ , утвержденного постановлением Правительства РФ
от 05.08.1992 г. N 552 ,взносы на государственное социальное страхование
включаются в состав затрат для исчисления себестоимости продукции (работ
,услуг) [ 1.42 ].
Федеральный закон от 04.01.1999 г. N 1 “О тарифах страховых взносов в
Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ , Государственный фонд
занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на
1999 год “ установил для работодателей-организаций и граждан ( физических
лиц ) , осуществляющих прием на работу по трудовому договору , тариф- 5,4%
выплат в денежной и (или) натуральной форме , начисленных в пользу
работников по всем основаниям независимо от источников финансирования ,
т.е. была изменена база для начисления страховых взносов [ 1.5].Впервые от
уплаты страховых взносов освобождены организации любых организационно-
правовых форм в части выплат ,начисленных по всем основаниям в пользу
работников , являющихся инвалидами 1,2 3 групп и получающих пенсии по
инвалидности в соответствии с законодательством РФ.
В связи с данными изменениями постановлением Правительства РФ от
07.07.1999 г. N 765 утвержден “Перечень выплат , на которые не начисляются
страховые взносы в Фонд социального страхования РФ” и введен в действие с 1
июля 1999 года [1.18]. Данный перечень подготовлен на основе “Инструкции
о составе фонда заработной платы и выплат социального характера” ,
утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 10.07.1995 г. N 89 [1.27]. Он
наиболее полно конкретизировал виды компенсаций , пособий и льгот в
соответствии с законодательством и является теперь более унифицированным
с Перечнем Пенсионного фонда РФ.
Основой взаимодействия юридических лиц и граждан с органами Фонда
социального страхования является “Инструкция о порядке начисления, уплаты
страховых взносов , расходовании и учета средств государственного
социального страхования , утвержденная постановлением Фонда социального
страхования РФ , Министерством труда и социального развития РФ ,
Министерства финансов РФ ,Государственной налоговой службой России от
02.10.1996 г. N 162/ 2/87/07-1-07[1.20]. В ней сконцентрированы вопросы
регистрации страхователей , порядок и сроки уплаты страховых взносов ,дано
понятие , что следует понимать под уплатой страховых взносов и что
считается недоимкой . Установлено также , какие виды расходов из средств
государственного социального страхования могут осуществляться через
бухгалтерию страхователя. Инструкция определила обязанность страхователей
вести учет средств социального страхования на балансовом счете “ Расчеты по
социальному страхованию и обеспечению “ и ежеквартально , не позднее 15
числа месяца ,следующего за отчетным кварталом , представлять расчетную
ведомость (форма 4-ФСС РФ), утвержденную постановлением Фонда от
03.02.1998 г. N 5 в исполнительные органы Фонда , в котором они в
зарегистрированы . Здесь же отражены вопросы осуществления контроля за
уплатой страховых взносов и расходованием средств Фонда , ответственности
за нарушение порядка уплаты взносов и их расходовании , порядок
рассмотрения споров между страхователями и исполнительными органами Фонда .
Начиная с 6 апреля 1999 года и до конца 1999 года будет действовать
новый размер пени - 0,2% от суммы недоимки за каждый день просрочки
уплаты страховых взносов , который утвержден постановлением Фонда
социального страхования РФ от 03.06.1999 г. N 22 “ Об изменении размера
пени , начисляемых на недоимки по платежам в Фонд социального страхования
РФ” [1.24]. Данный документ принят в соответствии с Федеральным законом от
30.03.1999 г. N 56-ФЗ “ О бюджете Пенсионного фонда РФ на 1999 год “ , т.к.
постановлением Верховного Совета РФ от 09.07.1993 г. N 5357-1
(пункт 5) “ О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ , Фонд
социального страхования РФ и Государственный фонд занятости населения РФ на
второе полугодие 1993 года “ при нарушении порядка уплаты взносов в Фонд
социального страхования применяются финансовые санкции , установленные
Пенсионным фондом РФ .
Опираясь на Федеральный Закон от 30.04.1999 г. N 83-ФЗ “ О бюджете
Фонда социального страхования на 1999 год “ [1.5] и постановление Фонда
социального страхования РФ от 17.06.1999 г. N 29 “О порядке
реструктуризации задолженности по обязательным платежам в Фонд социального
страхования РФ в 1999 году “ [1.22] Фонд проводит реструктуризацию
задолженности бюджетных организаций - по задолженности , образовавшейся в
результате перечисления денежных средств из бюджетов всех уровней ;
сельскохозяйственных организаций ; предприятий и организаций - по
задолженности , образовавшейся в результате задержек оплаты работ по
государственному заказу , в т.ч. оборонному (работ, услуг) ,финансируемому
из федерального бюджета , организаций угольной промышленности . Фонд
проводит списание пени организациям , погасившим просроченную задолженность
по страховым взносам в Фонд по состоянию на 1 апреля 1999 г . и
осуществляющим текущие платежи в полном объеме , а также списание пени и
штрафов за просрочку уплаты обязательных платежей сельскохозяйственными
товаропроизводителями , предприятиями и организациями агропромышленного
комплекса , сложившихся по состоянию на 1 января 1999 года .
Нельзя не упомянуть и такой важный документ ,как Федеральный закон от
12.08.1998 г. N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний” [1.8]. С
его принятием вводится еще один вид социального страхования . Главная его
особенность в том ,что он предусматривает переход от возмещения
непосредственно работодателями вреда гражданам , получившим трудовое увечье
, профессиональное заболевание или иное повреждение здоровья в связи с
выполнением трудовых обязанностей , к возмещению вреда на принципах
социального страхования. То есть выплаты будут производиться единым
страховщиком за счет страховых взносов , направляемых ему заранее всеми
работодателями. Аккумуляцией страховых взносов , начислением , назначением
страховых выплат будет заниматься непосредственно Фонд социального
страхования РФ ,определенный Правительством РФ в качестве единственного
страховщика . В настоящее время проводится большая организационная работа
на федеральном , региональном уровне , а также непосредственно на
предприятиях и в организациях . Разрабатываются такие нормативные правовые
акты ,как правила назначения ,исчисления и осуществления страховых выплат ;
правила начисления и расходования , учета и отчетности по средствам
обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве
и профзаболеваний ; установления скидок и надбавок к страховым тарифам и
другие правовые документы . В регионах решаются вопросы автоматизации
процесса регистрации и учета страхователей , проведения расчетов по
страховым выплатам . На предприятиях наводится должный порядок в личных
делах потерпевших и лиц , имеющих право на возмещение вреда .
В связи с принятием 31.07.1998 г. Федерального закона N 148 -ФЗ
“О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности “
[1.9] в Пермской области был принят и вступил в силу с 1июля 1999 года
Закон “ О едином налоге на вмененный доход для определенных видов
деятельности на территории Пермской области “ от 07.04.1999 г . N 351-47
[1.31]. Таким образом ряд организаций Пермской области стали обязаны
уплачивать этот самый единый налог , который предусматривает замену уплаты
всей совокупности налогов , сборов и обязательных платежей . Ставка единого
налога -20% вмененного дохода , в Фонд социального страхования - 3,425 %
суммы единого налога .Переход на уплату единого налога не освобождает
налогоплательщика от обязанности вести учет и отчетность по средствам
государственного социального страхования .
Федеральный закон от 20.11.1999 г. N 197-ФЗ “ О тарифах страховых
взносов в Пенсионный фонд РФ,Фонд социального страхования РФ, Госу-
дарственный Фонд занятости населения Рф и в фонды обязательного
медицинского страхования на 2000 год” [1.7] утвердил тариф , действую-щий в
1999 году, и закрепил для страхователей ,перешедших на уплату единого
налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, страхо-вые
взносы по ставкам и в порядке ,которые установлены Федеральным законом “
О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” .
Свою финансово-хозяйственную деятельность Фонд осуществляет в
соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 г . N 129-ФЗ
“ О бухгалтерском учете “ с изменениями , внесенными в редакции от
23.07.1998 г . N 123-ФЗ [ 1.10] , который устанавливает единые правовые и
методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ.
Основными целями законодательства о бухгалтерском учете являются:
-обеспечение единообразного ведения учета имущества,обязательств и
хозяйственных операций ,осуществляемых организациями;
- составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации
об имущественном положении организаций ,их доходах и расходах,необходимой
пользователям бухгалтерской отчетности.
Следующим нормативным актом в области бухгалтерского учета является
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности
“,утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998 г. N 34-Н [
1.32 ].Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского
учета , составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими
лицами по законодательству РФ ,независимо от их организационно-правовой
формы , а также взаимоотношения организации с внешними потребителями
бухгалтерской информации.
На основе требований “Положения по бухгалтерскому учету “Учетная
политика организации “ (ПБУ 1/ 98 ) , утвержденного Приказом Минфина РФ
от 09.12.1998 г. N 60н [1.33 ] , формируется учетная политика
исполнительных органов Фонда ,под которой понимается принятая Фондом
социального страхования РФ совокупность способов ведения бухгалтерского
учета .Утверждены : рабочий план счетов бухгалтерского учета , содержащий
применяемые в отделениях Фонда счета, необходимые для ведения
синтетического и аналитического учета ; порядок проведения инвентаризации
имущества и обязательств ; правила документооборота и технология обработки
учетной информации , а также специализированные формы бухгалтерской
отчетности для организации своей системы .
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-
хозяйственной деятельности предприятий ,утвержденного приказом Минфина
СССР от 01.11.1991 г. N 56 с последующими изменениями и дополнениями [
1.34], разработан Рабочий план счетов бухгалтерского уче- та финансово-
хозяйственной деятельности Фонда и Инструкция по его применению ,которые
также утверждены Постановлением Фонда социального страхования РФ от
26.09.1995 г. N 94 и согласованы с Министерством Финансов Рф 11.07.1995
г. N 16-00-16с-03 [1.36 ]. Ряд сче-тов Рабочего плана счетов полностью
или частично отражают специфику бухгалтерского учета средств Фонда .
Преобладающая часть средств государственного социального страхования
используется непосредственно на предприятиях , учреждениях и организациях
по исполнению следующих Федеральных законов и Постановлений Правительства
РФ :
- Федеральный закон “ О государственных пособиях гражданам, имеющим
детей “ N 81-ФЗ от 19.05.1995 г .[1.11] с последующими изменениями и
“Положение о порядке назначения и выплат государственных пособий
гражданам,имеющим детей “ ,утвержденное постановлением Правительства РФ от
24.09.1995 г. N 883 [ 1.38].
- Федеральный закон “ О погребении и похоронном деле “ от 12.01.1996
г . N 8-ФЗ с изменениями на 28.06.1997 г.[ 1.12] .
- Федеральный закон “О внесении изменений в ст.163/1 КЗОТ РФ “ от
15.02.1995 г. N 14-ФЗ [ 1.13 ] и Разъяснение “О порядке предоставления и
оплаты четырех дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих
родителей “, утвержденное постановлением Министерством труда и
социального развития РФ и Фондом социального страхования РФ от 19.07.1995
г. N 40/48 [ 1.47] .
Расходование средств социального страхования на выплату пособий по
временной нетрудоспособности при заболевании (травме) , связанном с утратой
трудоспособности ,при санаторно-курортном лечении , при болезни члена семьи
в случае необходимости ухода за ним , при карантине ,при временном переводе
на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профессиональным
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|