рефераты бесплатно

МЕНЮ


Учебное пособие: Сущность и функции финансов предприятия

В рыночной экономике развитие и выживание предприятия во многом зависят от внешних факторов, конъюнктуры рынка. Отсюда необходимы постоянные изменения и обновления производства - технологические, организационные, экономические и т.п., которые укрепят позиции на внутреннем и внешнем рынке. Эти все мероприятия могут быть осуществлены за счет прибыли.

Рынок предъявляет жесткие требования к деятельности хозяйствующего субъекта, через механизм конкуренции здесь происходит отбор наиболее эффективных форм производства. Поэтому каждое предприятие (фирма, компания) стремится к тому, чтобы иметь устойчивый рост дохода, а следовательно, возможность развиваться дальше. Отсутствие прибыли и возможностей постоянного совершенствования производства ведут к финансовой несостоятельности, банкротству.

Только рост прибыли обеспечивает финансовую устойчивость предприятия, его платежеспособность, регулярную выплату дивидендов по акциям и другим ценным бумагам.

Финансовый результат от реализации продукции, работ, услуг

Поступление выручки на денежные счета организации завершает кругооборот средств. Дальнейшее использование поступивших средств — это начало нового кругооборота. Одновременно происходит распределение чистого дохода в интересах предприятия, физических лиц, государства, других заинтересованных лиц.

Расходы и доходы организаций

Выручка используется в первую очередь на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей для ремонта, топлива, энергии. Из выручки выплачивается заработная плата, возмещается износ внеоборотных активов, формируется прибыль предприятия.

Немалое значение для предприятия имеют и доходы от реализации имущества, в частности основных фондов. Доходы от реализации имущества отражаются как операционные доходы, а остаточная стоимость и расходы, связанные с реализацией, — как операционные расходы.

Если организация считает сдачу в аренду или лизинг своего имущества основной деятельностью, то арендная плата и лизинговые платежи являются выручкой от основной деятельности. В остальных случаях получение арендной платы или результата от продажи имущества считается выручкой от инвестиционной деятельности.

Финансовая деятельность приносит организации выручку в виде эмиссионного дохода и средств от размещения акций или облигаций.

Влияние учетной политики на финансовый результат деятельности организации

На финансовый результат существенное влияние оказывает учетная политика организации. Поскольку прибыль — это разница между доходами и расходами, то выбор метода признания доходов и расходов увеличивает или уменьшает конечный финансовый результат. В отношении доходов влияние оказывает факт признания дохода в результате реализации. В некоторых случаях доход может не признаваться как реализация, если не подписан акт о выполнении работы, работа принята и ее результатами пользуется заказчик. Товары ш продукция могут не признаваться реализованными, если не вы-полнены все условия договора (например, товары не оплачены).

В отношении расходов влияние учетной политики на прибыль существенно выше. Это связано с тем, что расходы могут учитываться различными методами. Оценка стоимости затрат также может существенно варьироваться в зависимости от выбранной учетной политики. Это касается стоимости товаров, материальных запасов, оценки амортизируемого имущества, методов исчисления амортизации, оценки ценных бумаг, прочих расходов. Например, амортизация внеоборотных активов может начисляться несколькими способами. Одни из них равномерно переносят стоимость амортизируемого имущества (линейный метод), другие — позволяют существенно увеличить размер амортизационных отчислений в первые годы эксплуатации активов, что приведет к уменьшению прибыли. Выбор метода оценки стоимости материально-производственных запасов (ФИФО, ЛИФО, средней стоимости) позволяет увеличивать или уменьшать прибыль отчетного года. Грамотное, взвешенное применение различных способов управления прибылью с помощью учетной политики позволяет планировать такие показатели, как рентабельность, ликвидность, доходность.

3.1 Функции прибыли

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций.

Во-первых, прибыль служит критерием и показателем эффективности деятельности предприятия. Иными словами, сам факт прибыльности уже свидетельствует об эффективной деятельности предприятий, однако будет ли это свидетельство необходимым и достаточным для собственника и кредитора? По-видимому, нет, поскольку предприятию нужна не вообще какая-нибудь прибыль, а конкретная ее величина для удовлетворения потребностей всех заинтересованных лиц: собственников предприятия, его работников и кредиторов. Размер прибыли связан со многими факторами, некоторые из них зависят от усилий предприятий, другие не зависят. Подробнее факторы роста прибыли будут рассмотрены в следующем параграфе.

Во-вторых, прибыль выполняет стимулирующую функцию. Выступая конечным финансово-экономическим результатом предприятий, прибыль приобретает ключевую роль в рыночном хозяйстве. За ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от ( величины прибыли, так и от принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложение.

Прибыль — основной источник прироста собственного капитала. В условиях рыночных отношений, собственники и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимых предприятием с учетом перспектив его развития.

В рыночной экономике прибыль служит движущей силой и источником обновления производственных фондов и выпускаемой продукции.

И наконец, прибыль является источником социальных благ для членов трудового коллектива. За счет прибыли, остающейся на предприятии после уплаты налога, выплаты дивидендов и других первоочередных отчислений (например, на создание резервных фондов), осуществляются материальное поощрение работников и предоставление им социальных льгот, содержание объектов социальной сферы.

В-третьих, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке.

Таким образом, прибыль предприятия — основной фактор его экономического и социального развития. Этот вывод вытекает из цели предпринимательской деятельности. Современные западные экономисты формулируют цели акционерной компании (являющейся наиболее распространенной формой предпринимательской деятельности в развитых странах) таким образом: цели компании обычно включают во-первых, максимизацию акционерной собственности; во-вторых, максимизацию прибыли; в-третьих, максимизацию управленческого вознаграждения; в-четвертых, поведенческие цели и в-пятых, социальную ответственность. Современная западная управленческая теория финансов действует на основе предположения о том, что первичная цель бизнеса заключается в увеличении материальной заинтересованности акционеров, т.е. максимизации биржевого курса обыкновенной акции фирмы. Другие цели, указанные выше, также влияют на политику компании, но они менее важны, чем первая.

Такая постановка цели для современного уровня развития западной экономики вполне логична. Максимизация прибыли представляет собой краткосрочную задачу, решение которой рассчитана сравнительно небольшой период времени, в то время как максимизация акционерной собственности — долгосрочная цель, поскольку акционеры заинтересованы как в будущих, так и в сегодняшних прибылях . Максимизация прибыли может быть достигнута в короткие сроки за счет долгосрочной рентабельности. К примеру, предприятие в целях получения краткосрочной прибыли может отложить проведение ремонтных работ, рискуя в долгосрочной перспективе потерять больше средств на восстановительных работах.

В современных условиях российским предприятиям пока еще приходится решать краткосрочные задачи. Это обусловлено кризисным финансовым положением, вызванным недостатком прибыли.

3.2 Планирование прибыли

Правильное установление плановой прибыли зависит от выбранного метода ее начисления. Общий размер плановой прибыли определяется по ее отдельным частям:

от реализации товарной продукции (работ, услуг);

от прочей реализации;

от внереализационных операций.

Применяются два основных метода планирования прибыли от реализации продукции: метод прямого расчета и аналитический метод.

Метод прямого расчета означает, что размер плановой прибыли от реализации товарной продукции исчисляется по каждому виду изделия как разность между выручкой от реализации товарной продукции по оптовым, действующим ценам и плановой себестоимостью этих изделий. Полученная прибыль по каждому виду реализуемой продукции суммируется в целом по предприятию. Расчет плановой прибыли от реализации товарной продукции составляется по следующей примерной форме (табл):

Таблица

 Показатель  Сумма

1.  Плановый объем продаж:

а) по отпускным ценам предприятия

б) по полной себестоимости

313075

199858

2.  Доходы от внереализационных операций, в т.ч.:

доходы по ценным бумагам

доходы от долевого участия в деятельности других предприятий

610

510

3.  Операционные доходы:

от прочей реализации

арендные платежи

500

800

4.  Операционные расходы:

по прочей реализации

амортизация и обслуживание имущества, сданного в аренду

89

200

 5.Внереализационные доходы:

поступления в возмещение причиненных предприятию убытков

курсовые разницы

2000

2500

 6.Внереализационные расходы:

курсовые разницы

налог на имущество

налог на рекламу

1700

500

100

1-й шаг

Рассчитаем прибыль от продажи (реализации) продукции:

Прибыль = Выручка - Себестоимость = 313 075 - 199858 = 113 217 тыс. руб.

2-й шаг

Подсчитаем прибыль (убыток) планируемого года:

Прибыль (убыток) = Прибыль от продажи + Операционные доходы - Операционные расходы + Внереализационные доходы -

- Внереализационные расходы = 113 217 + (500 + 800) -

- (89 + 200) + (2000 + 2500) - (1700 + 500 + 100) =

= 116 428 тыс. руб.

Составим расчет валовой прибыли:

Таблица.

 Показатель  Сумма

1.  Плановый объем продаж:

а) по отпускным ценам

б) по полной себестоимости

313075

199858

 2. Прибыль(убыток) от продажи 113217

 3.Доходы от внереализационных операций, в т.числе:

доходы по ценным бумагам

доходы от долевого участия в деятельности других предприятий

610

510

 4.Операционные доходы:

от прочей реализации

арендные платежи

500

800

5.  Операционные расходы:

по прочей реализации

амортизация и обслуживание имущества, сданного в аренду

89

200

 6.Внереализационные доходы:

поступления в возмещение причиненных предприятию убытков

курсовые разницы

2000

2500

 7.Внереализационные расходы:

курсовые разницы

налог на имущество

налог на рекламу

1700

500

100

 8. Прибыль(убыток) планируемого года 116428

По предприятиям с большой номенклатурой изделий (на крупных комбинатах, объединениях, в АО и т.д.) плановую прибыль можно исчислить исходя из выпуска товарной продукции в оптовых, действующих ценах и по полной себестоимости с корректировкой на сумму остатков продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планируемого года. В этом случае определяются прибыль от выпуска товарной продукции; прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планируемого года. Для расчета общей суммы прибыли от реализации товарной продукции можно использовать следующую формулу:

ПР = Пн + ПТ-ПК,

где Пр — прибыль от реализации товарной продукции;

Пн — прибыль в товарных остатках на начало планируемого года;

Пт — прибыль от выпуска товарной продукции;

Пк — прибыль в товарных остатках на конец планируемого года.

Прибыль от прочей реализации продукции (т.е. основных средств, имущества, услуг подсобных и обслуживающих производств) определяется исходя из объема (в денежном выражении) этой продукции, услуг и их себестоимости.

В состав прочей реализации могут входить работы и услуги непромышленного характера, например, вырабатываемая электроэнергия, пар и т.д. для населения. Так, в рыбной промышленности предприятия отдаленных районов (Дальнего Востока, Сибири и др.) снабжают население электроэнергией, топливом. По другим элементам прибыли от прочей реализации, например, финансовый результат по жилищно-коммунального хозяйству предприятия исчисляется обычно из опыта прошлых лет.

Расходы по эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства предприятия превышают, как правило, доходы от него, что уменьшает общую сумму планируемой прибыли. Например, если расходы на содержание ЖКХ предполагаются в сумме 195 тыс. руб., а величина доходов не превышает 129 тыс. руб., то в планируемом году убытки от эксплуатации заводского жилого фонда составят 66 тыс. руб.

При расчете плановой прибыли от внереализационных операций следует проанализировать состав этой прибыли в базисном году с тем, чтобы учесть дополнительные накопления только от систематически повторяющихся операций и связанных с нормальными условиями деятельности предприятий. При этом поступление штрафов, пени и неустоек не планируется, а учитывается в составе фактической прибыли.

Внереализационные доходы от долевого участия в работе других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды и проценты по ценным бумагам планируются на основе прогнозов развития предпринимательской деятельности данного предприятия. Допустим, доходы по ценным бумагам составят 26 тыс. руб., а отрицательная курсовая разница по валютным счетам - 16 тыс. руб., т.е. по этим внереализационным операциям предприятие будет иметь прибыль в сумме 10 тыс. руб. (26-16).

Таким образом, общая сумма планируемой прибыли по предприятию будет складываться из следующих элементов:

Прибыль от реализации товарной продукции

-Убытки от прочей реализации продукции (услуг) - 66

+Прибыль от внереализационных операций +10

Преимуществом метода прямого расчета прибыли является то, что все исчисление прибыли построено на прямом подсчете себестоимости продукции и выручки от ее реализации по каждому ассортименту продукции. Этим обеспечивается точность расчетов, их простота и ясность. Метод прямого расчета был широко распространен при административно-командной системе, так как были фиксированные цены, закрепленные покупатели, государственные заказы на продукцию. В условиях рынка, когда меняются цены, затраты и т.п., этот метод трудно применять при перспективном планировании.

Аналитический метод расчета прибыли применяется в основном в тех случаях, когда в момент составления финансового плана еще не определен ассортимент выпуска продукции или отсутствуют плановые калькуляции на отдельные изделия. Этот метод используется также при определении общей прибыли по большому ассортименту продукции по министерству, концерну, акционерному обществу, а также при проверке правильности расчета методом прямого счета, прогнозах, используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции, при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.