рефераты бесплатно

МЕНЮ


Контроль и ревизия

основу моделирования, которое применяется в контроле.

Моделирование — прием научного познания, основывающийся на замене

исследуемого объекта его аналогом, моделью, имеющей важные приметы

оригинала. В контроле применяют организационные модели проведения

контрольного процесса — стандарты, нормативы, тарифы.

Абстрагирование (от лат. abstrah — отрываю) — прием отвлечения.

Методом абстрагирования переходят от конкретных объектов к общим понятиям

(например, проверяют состояние трудовой дисциплины в отдельных

подразделениях предприятия и, абстрагируясь, строят заключения в целом по

предприятию).

Конкретизация (от лат. concretus — густой, твердый) — исследование

объектов в всей разносторонности их реальной, а не абстрактной

действительности.

Системный анализ — изучения объекта исследования как совокупности

элементов, которые образуют систему. Этот прием в контроле предусматривает

оценку поведения объектов как системы с всеми факторами, которые влияют на

его функционирование.

Функционально-стоимостный анализ — изучения объектов на стадии

инженерной подготовки производства, что включает проектирования и синтез

сложных систем в процессе исследования их функционирования (оценка

экономической эффективности технологических процессов).

Изучая предмет, проверяющие (ревизоры) используют различные способы и

приемы познания: наблюдение и эксперимент, единичное и общее, причину и

следствие и тому подобное.

На практике в контрольно-ревизионной работе используют специфические

приемы и способы контроля.

Инвентаризация — способ фактической проверки наличия товарно-

материальных ценностей и денежных средств, а также контроля за их

сохранением. Большинство случаев недостатков, краж, растрат обнаруживается

с помощью инвентаризации.

Экономический анализ показателей производственной и финансово-

хозяйственной деятельности предприятий во время ревизии в особенности

необходимый. Только с помощью глубокого анализа можно выяснить причины

невыполнения задания по реализации продукции, по прибыли, установить

факторы, которые влияют на увеличение или уменьшение затрат и тому

подобное.

Контрольный запуск сырья и материалов в производство или контрольный

раскрой материалов осуществляется с целью проверки фактического

расходования сырья и материалов в производстве, выхода готовой продукции,

отходов производства, производительности оснащения, а также установление

реальности разработки и применения норм расходования сырья и материалов,

топлива и тому подобное. Этот способ контроля является эффективным

средством выявления случаев необоснованного списания сырья и материалов на

выпуск продукции как по завышенными нормами, так и свыше установленных

норм. Результаты контрольного запуска оформляются актом, которые

подписывают ревизор, технолог и работники предприятия. Если во время

ревизии возникает потребность в заключении специалиста по вопросам качества

товарно-материальных ценностей, готовых изделий или доброкачественности

проектно-сметной документации на строительство или ремонт какого-то

объекта, то специалист приглашается с согласия руководителя ревизующей

организации или организации, подлежащей ревизии.

Сырье, материалы, готовая продукция и тому подобное могут быть

направлены ревизором на экспертизу или лабораторный анализ для определения

качества.

Методом контрольного обмера фактический объем выполненных работ на

отдельных участках сопоставляется с объемом работ, оформленных документами,

на основании которых осуществлены начисления заработной платы и списания

материалов, а также с объемом работ, предусмотренных проектно-сметной,

нормативной и технологической документацией. Кроме того, с помощью

контрольного обмеру можно установить факты завышения выполненных или

незапроцентованных работ. При выявлении завышенной стоимости выполненных

работ не допускается зачет стоимости выполненных, но не включенных в акты

приемки работ.

По результатам контрольного обмера ревизор составляет акт и сведение

перерасчета стоимости работ. Эти документы подписывают ревизоры,

представители заказчика и подрядчика.

Анализ ежедневного или пооперационного изменения остатков товарно-

материальных ценностей и денежных средств характерен тем, что вследствие

хронологического анализа хозяйственных операций есть возможность выявить

отклонение от нормального оборота материальных ценностей или денежных

средств и, как следствие, установить искажение данных об остатках,

определенных после осуществления каждой операции. Максимальный эффект этот

прием дает в случаях, когда материально ответственное лицо несвоевременно

делает записи в кассовой книге, карточках складского учета или лимитно-

заборной карте.

Проверка выполнения принятых решений является одним из способов

фактического контроля. Метод проверки выполнения законов, указов,

постановлений, положений, инструкций, распоряжений, приказов органично

соединяется как в фактическом, так и в документальном контроле.

Письменные объяснения материально ответственных и должностных лиц

нужны для выявления причин допущенных нарушений и виновных лиц. Объяснения

оказывают содействие вспомогательному выяснению обстоятельств и условий

нарушений и недостатков, реальности хозяйственных операций и достоверности

фактов злоупотреблений.

Вопросы для самоконтроля

Сущность контроля как функции управления.

Основное задание финансово-хозяйственного контроля.

Функции финансово-хозяйственного контроля.

Характеристика предыдущего, текущего (оперативного) и последующего

(ретроспективного) контроля.

Органы государственного контроля и их характеристика.

Специализированные органы государственного контроля.

Муниципальный контроль и его характеристика.

Независимый контроль и его характеристика.

Контроль собственника.

Контроль по формам осуществления.

Ревизия как форма экономического контроля.

Характеристика предмета контроля.

Объекты контроля.

Метод и методические приемы финансово-хозяйственного контроля.

Тема 2

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РАЗНЫХ ФОРМ

СОБСТВЕННОСТИ

2.1. Организация контрольно-ревизионной работы, ее состояние и

перспективы развития в условиях разных форм собственности

В условиях рыночной экономики роль контрольно-ревизионной работы

значительно возрастает, поскольку борьба с экономической преступностью

невозможна без участия профессионально и компетентно подготовленных

работников государственной контрольно-ревизионной службы. При этом рынок

требует достоверной учетной и отчетной информации о деятельности субъектов

предпринимательской деятельности с разными формами собственности

(государственных, частных, коммунальных и других предприятий, ассоциаций,

концернов, акционерных и общих обществ и т. п.). Только объективная учетно-

аналитическая информация о деятельности субъектов хозяйствование дает

возможность проверить соответствие деятельности предприятий действующим

законодательным и другим нормативно-правовым актам, которые ее регулируют.

Многообразие экономики и наличие разных форм собственности

(государственной, частной, кооперативной, коллективной, смешанной) требуют

использования разных организационных форм контрольно-ревизионной работы.

В условиях административно-командной системы хозяйствования функция

финансово-хозяйственного контроля ограничивалась проверкой использования

предприятиями предоставленных государством фондовых ресурсов. Нередко

убытки предприятий от бесхозяйственности покрывались за счет средств

государственного бюджета. Руководители предприятий не были заинтересованы в

поиске источников создания товарных запасов, в рынках сбыта

неконкурентоспособной продукции.

Рыночная экономика основывается на материальных интересах ее

участников, она также оказывает содействие развитию и активизации

контрольно-ревизионной работы.

Вместе с тем повышается ответственность предпринимательских структур

за результаты деятельности, которая нацеливает предпринимателя на усиление

предыдущего контроля за осуществлением хозяйственных операций.

С выходом Указа Президента Украины «О мероприятиях по повышению

эффективности контрольно-ревизионной работы» принципиально изменились

функции государственного контрольно-ревизионного аппарата, усиливается

контроль за соблюдением финансовой дисциплины, целевым и эффективным

использованием средств всеми субъектами хозяйствования.

Перестройка хозяйственного механизма предопределяет необходимость

соответствующей перестройки контрольно-ревизионной работы, выдвигает к ней

новые требования. Ревизии и проверки должны направляться на выявление

недостатков и нарушений, обнаружение внутрихозяйственных резервов, на

борьбу за экономию и бережливость.

Система контроля, которая существовала по сей день, была построена на

основе административных методов управления, сориентирована на выполнение

плана ревизий, проверок, обследований, что привело к формализму и снижению

эффективности контрольно-ревизионной работы. Ревизии и проверки разных

органов контроля (государственного, специализированного, вневедомственного)

дублировали друг друга. Как следствие, практика организации контроля

вступила в противоречие с принципами перестройки хозяйствования на основе

развития демократии и самоуправление на производстве, предусмотренных

Законом «О предприятиях в Украине».

Для достижения положительных результатов ревизий и проверок следует

усилить взаимодействие государственного контрольно-ревизионного аппарата с

налоговыми, банковскими, финансовыми, статистическими, правоохранительными,

специализированными и другими органами контроля. Вместе с тем следует

повысить уровень координации всей системы контроля (согласования планов

ревизий), создать координационного совета в отдельных регионах страны.

Только четко организованная система контроля за производством и

распределением общественного продукта, другими сферами общественной жизни

дает возможность своевременно обнаружить и устранить факторы, которые

создают преграды для эффективного ведения производства и достижения

поставленной цели. Хорошо организованный контроль формирует у работников

всех участков управления деловитость, компетентность и оперативность,

являющиеся важным фактором решения задач экономического и социального

развития общества.

2.2. Функции ревизионного аппарата государственной контрольно-

ревизионной службы. Права, обязанности и ответственность ревизоров

В рыночных условиях хозяйствования, в период широкого использования

автоматизированных систем управления и компьютеризации и при наличии разных

форм собственности значительно повышается роль контроля, усиливаются

функции и задача государственной контрольно-ревизионной службы.

Статус государственной контрольно-ревизионной службы, ее функции и

правовые основы деятельности определяет Закон Украины «Про государственную

контрольно-ревизионную службу в Украине» от 26 января 1993 г. № 2939-ХП.

Государственный контроль осуществляется в форме ревизий и проверок.

По результатам ревизии составляется акт, а проверки — справка или докладная

записка. Государственная контрольно-ревизионная служба в своей деятельности

руководствуется Конституцией Украины, вышеуказанным Законом, другими

законодательными актами, актами Президента и Кабинета Министров Украины.

Государственная контрольно-ревизионная служба действует при

Министерстве финансов Украины и подчиняется нему.

Она координирует свою деятельность с местными Советами народных

депутатов и органами исполнительной власти, финансовыми органами,

государственной налоговой службой, другими контролирующими органами,

органами прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности.

Основные функции государственной контрольно-ревизионной службы такие.

Главное контрольно-ревизионное управление Украины и контрольно-

ревизионные управления (КРУ) на местах:

1) организуют работу контрольно-ревизионных подразделений в Автономной

Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе по проведению

ревизий и проверок, обобщают следствия документальных ревизий и проверок

в случаях, предусмотренных законодательством, сообщают о них органам

законодательной и исполнительной власти;

2) проводят ревизии и проверки финансовой деятельности, состояния хранения

средств и материальных ценностей, достоверности учета и отчетности в

министерствах, ведомствах, государственных комитетах и других органах

государственной исполнительной власти, в государственных фондах, в

бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и организациях, которые

получают средства из бюджета и из государственных валютных фондов;

3) проводят ревизии и проверки правильности расходования государственных

средств на удержание местных органов государственной исполнительной

власти, учреждений и организаций, которые действуют за границей и

финансируются за счет государственного бюджета;

4) проводят ревизии и проверки полноты оприходования, правильности

расходования и сохранение валютного средства;

5) осуществляют контроль за устранением недостатков и нарушений, выявленных

предыдущими ревизиями и проверками;

6) разрабатывают инструктивные и прочие нормативные акты относительно

проведения ревизий и проверок;

7) осуществляют методическое руководство и контроль за деятельностью

подчиненных контрольно-ревизионных подразделов, обобщают опыт проведения

ревизий и проверок и распространяют его среди контрольно-ревизионных

служб, разрабатывают предложения относительно усовершенствования

контроля.

Контрольно-ревизионные отделы (КРО) выполняют вышеуказанные функции

за исключением пунктов 1 и 7.

Кроме этого, органы контрольно-ревизионной службы рассматривают

письма, заявления и жалобы граждан о фактах нарушения законодательства по

финансовым вопросам.

Права, обязанности и ответственность ревизоров следующие.

Права:

- ревизовать и проверять денежные и бухгалтерские документы, отчеты, сметы

и прочие документы, которые подтверждают поступление и расходования

средства и материальных ценностей, проводить проверки фактического

наличия ценностей;

- иметь беспрепятственный доступ на склады, в хранилища, производственные и

другие помещения для их обследования;

- привлекать на договорных началах квалифицированных специалистов для

проведения контрольных обмеров строительных, монтажных и ремонтных работ,

контрольных запусков сырья и материалов, других проверок с оплатой за

счет специально предусмотренных на эту цель средства;

- требовать от руководителей объектов, которые ревизуются, проведения

инвентаризаций основных фондов, товарно-материальных ценностей, денег и

расчетов, опечатывать кассы, составы, архивы, а в случае выявления

подделок — изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и

копии или реестры изъятых документов;

- получать от банков необходимые сведения, копии документов, справки о

банковских операциях и остатках средства;

- получать от служебных и материально ответственных лиц письменные

объяснения;

- предъявлять руководителям, другим должностным лицам требования

относительно устранения выявленных нарушений;

- взимать в доход государства средства предприятий, полученные по

незаконным соглашениям и с нарушением действующего законодательства;

- накладывать на руководителей и других служебных лица административные

взыскания;

- применять к предприятиям финансовые санкции, предусмотренные п. 7 ст. 11

Закона «О государственной налоговой службе в Украине».

Обязанности:

- строго придерживаться Конституции Украины, Законов Украины;

- в случаях выявления злоупотреблений и нарушений действующего

законодательства передавать правоохранительным органам материалы ревизий

и сообщать о выявленных злоупотреблениях и нарушении государственным

органам.

При изъятии документов в связи с их подделкой ревизор обязан сообщить

об этом правоохранительным органам. Изъятые документы сохраняются к

окончанию ревизии или проверки. Ревизоры должны обеспечивать соблюдение

коммерческой и служебной тайн.

Кроме того, ревизор обязан:

- владеть комплексом способов и приемов контрольно-ревизионной работы;

- объективно излагать выявленные факты нарушений и злоупотреблений;

- предоставлять помощь работникам ревизуемого предприятия в устранении

выявленных недостатков;

- принимать участие в разработке мероприятий по устранению выявленных

недостатков;

- докладывать руководству подконтрольного предприятия о результатах

ревизии;

- проверять полноту и своевременность выполнения рекомендаций по

результатам предыдущей ревизии.

Ревизор несет ответственность за:

- своевременность, надлежащее качество ревизии;

- объективность преподавания ее результатов;

- полное или частичное утаивание выявленных нарушений и злоупотреблений или

их занижения;

- правильность и обоснованность выводов по результатам ревизии;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.