рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпаргалка: Финансовые отношения

Виды кризисов:

Циклический кризис перепр-ва охватывает все сферы и отрасли экономики: вытесняет морально устаревшее оборудование, снижает издержки пр-ва, обновляет структуру пр-ва и приводит к созданию нового равновесия при более эффективном производстве. Ц.к. дают начало новому циклу, в ходе которого эк-ка последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса.

Промежуточный кризис отличается от циклического тем, что не дает начала новому циклу, а прерывает на определенное время течение фазы подъема или оживления. Промежуточный к. является временной реакцией на возникающие диспропорции в экономике. Он менее глубок, продолжителен по сравнению с циклическим кризисом и носит локальный характер.

Частичный кризис охватывает только одну сферу экономики. Может произойти как на фазе подъема, так и на фазе оживления и депрессии.

Отраслевой кризис затрагивает какую-либо отрасль национальной экономики. Причины появления: диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, рост цен на сырье и др.

Структурный кризис порождается глубокими диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей пр-ва. Носит длительный характер. Охватывает несколько циклов. Предполагает преобразование структуры пр-ва на новой технологической основе.


11. Инфляция и ее виды. Воздействие инфляции на экономику

Инфляция – процесс обесценивания денег, проявляющийся во всеобщем повышении цен.

Уровень инфляции выражает процентное изменение цен и определяется по формуле:

π = индекс цен текущего периода – индекс цен прошлого периода/ индекс цен прошлого периода.

Косвенными показателями инфляции, которые могут служить индикаторами ее появления, выступают высокий прирост денежной массы в процентах, рост номинальной ставки процента, наличие и размеры золотых и валютных резервов, соотношение валютных резервов и денежной массы.

В зависимости от степени гос-венного регулирования цен различают открытую и скрытую инфляцию.

Открытая инфляция имеет место в условиях свободных цен, которые формируются под влиянием рыночных факторов. Она характеризуется постоянным повышением цен.

Подавленная или скрытая инфляция возникает в условиях жесткого регулирования гос-вом цен и доходов. Она проявляется не в повышении цен, а в появлении и обострении товарного дефицита, сопровождающегося снижением качества продукции, скрытым повышением цен и спекуляцией, увеличением пр-ва дорогих товаров в ущерб дешевым товарам повседневного спроса. Измеряется скрытая инфляция соотношением гос-венных цен с ценами рынка (легального и теневого), объемом вынужденных сбережений (отложенным спросом) и пр.

В зависимости от факторов, вызывающих инфляцию, различают инфляцию спроса и инфляцию издержек.

Инфляция спроса вызывается превышением совокупного спроса над предложением товаров, что вызывает повышение цен.

Инфляция издержек – инфляция со стороны предложения, которая возникает в результате увеличения средних издержек на единицу продукции. Рост издержек может быть вызван разными причинами:

-удорожанием сырья и топлива

-повышением заработной платы

-увеличением косвенных налогов, акцизов.

Виды инфляции:

 Умеренная (ползучая) инфляция.

Годовой темп инфляции менее 10% в год, число с 1 знаком.

Покупательская способность почти сохранятся, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. (не требует индексация будущего гонорара, т.к. годовой темп инфл.2%).

 Галопирующая инфляция.

Среднегодовые темпы измеряются 2-3х –значными числами в пределах до 200%.

o «высокая инфляция» - темпы инфляции не менее 100% в год.

При этом контракты привязываются к росту цен, т.е. индексируются, деньги ускоренно материализуются в товары.

 Гиперинфляция (по Кейгену).

Темп роста цен выше 200% в год.

Большие разрывы между небольшими периодами времени.

 Прогнозируемая (ожидаемая) инфляция – темп инфляции, которых ожидается через определенный период времени.

 Непрогнозируемая (неожидаемая) инфляция – превышение фактического темпа инфляции над ожидаемым. Пример: если ожидаемый темп инфл.5% в год, а фактический оказывается 10%, то непредвиденный темп инфл.5%.

При инфляции, прежде всего:

 снижается реальный доход получателей фиксированного номинального дохода, т.е. работников бюджетных организаций, пенсионеров инвалидов.

Социальная защита этой группы населения связана с индексированием заработной платы, пенсий, пособий.

 Инфляция также снижает сбережения населения.

 Инфляция перераспределяет доходы между дебиторами и кредиторами, среди которых выигрывает должник и проигрывает кредитор.

Инфляция является выгодной для:

 отраслей промышленности, продукция которых пользуется постоянным спросом, например, продукты питания.

 правительства, имеющее возможность расплачиваться «дешевыми» деньгами по гос-венным обязательствам.

Инфляция воздействует и на объем национального пр-ва. Существует два подхода к оценке влияния изменения цен на объем национального пр-ва:

1. инфляция при невысоких темпах помогает достигнуть подъема пр-ва и обеспечить высокую занятость.

2. инфляция приводит к сокращению объема внутреннего пр-ва, поскольку растут издержки пр-ва.

На практике, допущение инфляции как средства для оживления экономики может привести к незаметному перерастанию "ползучей" инфляции в галопирующую и гиперинфляцию.


12. Экономический рост. Факторы и показатели эк-го роста

Экономический рост – продолжительный прирост производственного потенциала страны. В самом общем виде экономический рост означает количественное и качественное изменение результатов пр-ва и его факторов.

Основой эк-го роста являются внутренние закономерности общественного воспр-ва вне зависимости от его социально-экономической формы. Существуют простое и расширенное воспроизводство.

Простое воспроизводство предполагает процесс пр-ва в неизменных масштабах, или нулевой экономический рост. Расширенное воспроизводство связанно с постоянным увеличением пр-ва продукции и с процессом эк-го роста.

Типы эк-го роста:

 При экстенсивном типе экономический рост достигается благодаря количественному увеличению используемых эк-х ресурсов. Например: освоение целинных земель, привлечение дополнительной рабочей силы.

 При интенсивном типе экономический рост достигается путем качественного совершенствования факторов пр-ва. Например: увеличение производительности труда, повышение квалификации, снижение материалоемкости, повышение фондоотдачи.

На практике экстенсивные и интенсивные факторы сочетаются друг с другом в определенной комбинации.

Факторы эк-го роста:

- факторы предложения: количество и качество природных ресурсов, количество и качество трудовых ресурсов, объем основного капитала, технология,

- факторы спроса: уровень совокупных расходов (растут доходу, стимулируют спрос),

- факторы распределения: эффективность использования ресурсов,

- социально-политический фактор: мир, легкие налоги, рацион правления (снисходительный),

- экстенсивный фактор: увеличение ресурсов, оборудования,

- интенсивный фактор: развитие науки, технологий, энергии.

Последствия эк-го роста.

 Негативные последствия эк-го роста:

o загрязнение окружающей среды;

o профессиональные навыки быстро устаревают;

o экономический рост сам по себе не решает социально-экономические проблемы.

Вывод: не решает проблемы роста блага состояния гражданина.

 Позитивные последствия эк-го роста:

o повышение уровня жизни;

o уменьшение противоречия между неограниченными потребностями людей и ограниченностью ресурсов;

o рост уровня образования, увеличение возможностей для реализации своих способностей,

o решение экологических проблем,

Вывод: количественное и качественное изменение (улучшение) пр-ва и его факторов.

Модели эк-го роста:

 Модель Р.Солоу - односекторная модель экономической динамики, которая позволяет выразить результаты эк-го роста. Она представлена системой из пяти уравнений.

 Модель Харрода - Домара позволяет определить постоянный сбалансированный темп роста экономики, при котором основные составляющие экономической сис-мы изменяются во времени с одинаковой скоростью.


13. Гос-венное воздействие на экономику в рыночных условиях. Методы и инструменты гос-венного регулирования экономики.

Гос-венное регулирование – сис-ма эк-х мероприятий гос-ва, посредством которой оно может воздействовать на социально экономическое развитие общества.

Цель – достижение стабильной политики на основе решения социальных и эк-х проблем.

- создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма,

- обеспечение устойчивости темпов роста,

- регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями НТР,

- обеспечение экономической безопасности, т.е. социальной защиты, справедливости,

- решение эк-х проблем.

Основные направления гос-венного регулирования:

• Создание правовой основы экономической деятельности гос-ва,

• Создание общественных благ,

• Регулирование внешних эффектов,

• Проведение антимонопольной политики,

• Создание инфраструктуры,

• Гос-венное предпринимательство,

• Макроэкономическая стабильность,

• Проведение фискальной политики,

• Поддержка МБ,

• Регулирование внешнеэкономической деятельности,

• Обеспечение экологической безопасности.

Методы воздействием: законы, постановления,

Указы, президиумы.

• Метод прямого воздействия (административное).

Инструменты: Законодательные и нормативные акты.

Гос-во выступает как экономический субъект, обладающий правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к остальным субъектам экономики – домохозяйствам и фирмам. Гос-во с целью воздействия на эк-х субъектов может использовать запреты, разрешения, регламенты.

• Метод косвенного воздействия (экономическое).

Инструменты: гос-во воздействует на интересы субъектов рыночной экономики, стимулируя те или иные действия. В этом случае не нарушается действие рыночного механизма, так как полностью сохраняется за участниками рынка свобода выбора в принятии эк-х решений (снижение налогов).

Выделяют следующие направления:

1. бюджетно-налоговая (фискальная) политика;

2. денежно-кредитная (монетарная) политика;

3. социальная политика;

4. внешнеэкономическая политика.


14. Гос-венный долг: внутренний и внешний

Гос-венный долг – (по законодательству РФ) долговые обязательства Правительства РФ (в валюте РФ) перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами РФ.

Гос-венный долг - сумма задолженности по выпущенным и непогашенным гос-венным займам, полученным кредитам, включая начисленные по ним проценты и выданные гос-венные гарантии.

Обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства, в следующих трех формах:

а) кредиты, получаемые гос-вом в лице Правительства РФ;

б) гос-венные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;

в) долговые обязательства в др. формах, гарантированные Правительством РФ.

Формируется гос-венный долг в результате гос-венных займов.

Внешний гос-венный долг - это обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами.

Внутренний долг - это обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами.

Экономические последствия гос-венного долга:

• обслуживание значительного внешнего долга приводит к существенному сокращению уровня потребления населением данной страны;

• долг может привести к вытеснению частного капитала, следовательно, и ограничению дальнейшего роста экономики;

• увеличение налогов для оплаты растущего гос-венного долга снижает экономическую активность в стране;

• происходит перераспределение дохода в пользу держателей гос-венных облигаций.

Управление гос-венного долга - это совокупность действий гос-ва, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выработкой условий и выпуском новых займов, выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсии и консолидации займов.

К управлению гос-венным долгом относятся и мероприятия гос-ва по погашению ранее выпущенных займов, срок действия которых истек.

Погашение гос-венных займов и выплата процентов по ним производятся:

• из бюджетных средств,

• путем рефинансирования, т.е. выпуска новых займов, для того чтобы рассчитаться с держателями старого займа.

Обслуживание гос-венного внутреннего долга РФ осуществляется путем:

1. осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ

2. осуществления операций по погашению долговых обязательств РФ

3. осуществления операций по выплате доходов в виде процентов и иной форме по долговым обязательствам РФ

Гос-венный долг может существовать в форме:

1. Кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика с кредитными организациями, иностранными гос-вами и международными финансовыми организациями.

2. Гос-венных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации.

З. Договоров и соглашений о получения Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной сис-мы Российской Федерации

4. договоров о предоставлении Российской Федерацией гос-венных гарантий

5. Соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства РФ могут быть:

I Краткосрочвыми (до одного года)

II. Среднесрочными (свыше одного года до пяти лет)

III. Долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет)

Управление гос-венным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Управление долгом представляет непрерывный процесс, включающий 3 этапа:

- привлечение новых финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг и получение кредита.

- погашение

- обслуживание.

Методы управления гос. кред.:

1 Рефинансирование – погашение, накопившейся задолженности путем выпуска новых займов.

2. Конверсия займов – изменение условий выпущенных займов в интересах должника.

 Консолидация - один из методов управления долгом, связанный с изменением условий и срока действия займа.

Реструктуризация задолженности – используется для пересмотрения графиков по погашению и обслуживанию долговых обязательств.

Конверсионная схема:

-Долг в обмен на экспорт.

-Долг в обмен на собст-ть.

-Долг в обмен на налоги.

-Реструктуризация долга.

-Долг на собст-ть в федеральном казначействе.

-Выплаты процентных платежей по внешнегос-венному долгу в местной валюте.


15. Деньги и их функции. Спрос на деньги.

Деньги – это экономическая категория, с помощью которой совершаются финансовые отношения гос-ва, ю. и ф. лиц.

Деньги – абсолютно ликвидное средство обмена.

Деньги – это ресурсы, выполняющие все базовые функции денег и участвующие в хоз. жизни страны. Появление той или иной формы товара влечет появление разл. форм денег.

Обращение денег – это движение денег, опосредствующее обороту товаров и услуг на всех трех рынках.

Функции денег:

• средство обращения – выступают посредниками при обмене товаров;

• мера стоимости – позволяют выразить стоимость всех товаров в едином масштабе, в качестве которого выступает национальная денежная единица (франк, доллар, рубль). Цена – денежное выражение стоимости,

• сохранение стоимости (накопления, сбережение) – деньги выступают здесь в роли отложенного на будущее платежеспособного спроса,

• средство платежа – возвращение кредита,

• ликвидность – способность обращения в денежную форму без потери стоимости.

Форма денег:

• натуральная

• полноценная (золото),

• неполноценная (бумажные, бумажно-наличные).

Покупательная способность современных денег, не имеющих внутренней стоимости, определяется соотношением стоимости товарной массы и массы покупательных средств. В качестве покупательных средств выступают не только наличные деньги, но и безналичные:

• Бумажные деньги – кредитные деньги, они представляют собой долговые обязательства гос-ва, и в отличие от золотых монет не имеют внутренней стоимости.

• Безналичные деньги – это особые инструменты расчетов, производимых банками, когда покупатель с помощью чеков, кредитных (пластиковых) карточек и иных средств поручает банку перевести определенную сумму денег со своего счета на счет продавца или выдать ему наличные.

Совокупность наличных и безналичных платежных средств, которыми располагают частные лица, институциональные собственники и гос-во, образует денежную массу.

Спрос на деньги (МD) – общая потребность рынка в деньгах.

Денежный рынок, как и любой другой, предполагает наличие товара, цены и взаимодействие рыночного предложения и спроса на него. Товаром на денежном рынке являются сами денежные средства, а в качестве цены на них выступает банковский процент.

Почему люди хотят иметь деньги:

• во-первых, деньги нужны для покупок товаров и услуг;

• во-вторых, деньги нужны как средство сохранения стоимости;

• в-третьих, люди хотят не только сохранить, но и приумножить свое богатство, предоставляя свои временно свободные денежные средства в пользование другим лицам за плату.

Спрос на деньги – спрос на реальные денежные запасы.

Зависит от уровня цен, объема пр-ва, скорости обращения.

MV=PQ, где M –кол-во денег в обращении,V – скорость обращения,

Р – уровень цен, Q – объем выпуска.

Мотивы, порождающие спрос на деньги:

• Транзакционный мотив (определяет сколько денег желает держать на руках экономический субъект для осуществления повседневных сделок).

• Мотив предосторожности (определяет желание эк-х субъектов хранить деньги на случай возникновения непредвиденных обстоятельств).

• Спекулятивный мотив (это спрос на деньги как средство сохранения и приумножения стоимости).


16. Денежное обращение. Денежное предложение. Денежные агрегаты.

Предложение денег – количество денег, находящихся в обращении, за пределами банковской сис-мы. Предложение денег регулируется центральными и коммерческими банками.

MS=C+D, где

MS – предложение денег

C – наличные деньги

D – депозиты до востребования.

Основные участники денежного обращения:

- ЦБ,

- КБ (депозитные учреждения),

- вкладчики (ч.л и организации, чьи депозиты хранятся в банках),

- заемщики (ч.л. и организации, получающие кредиты в депозитных учреждениях).

Предложение денег S представляет собой вертикальную прямую, поскольку денежно-кредитные и финансовые учреждения создали определенное количество денег, не зависящее от величины номинальной % ставки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.