Шпаргалка: Финансовые отношения
Гос-венные финансы:
Гос-венный бюджет
- утверждается Федеральным собранием РФ как закон. Рассматривается как
централизованный фонд денежных средств гос-ва и выражает экономические
отношения по перераспределению национального дохода:
- федеральный бюджет,
- бюджеты субъектов.
Внебюджетные фонды
- средства Федерального правительства и региональных властей, связанные с
финансированием целевых расходов, не включаемых в бюджет. Формирование
внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений,
которые имеют налоговую природу. Основные суммы отчислений во внебюджетные
фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду
оплаты труда:
- пенсионный фонд,
- фонд соц.страхования,
- фонд обязат.мед.страхования,
- фонд занятости населения.
Специфическим звеном финансовой сис-мы выступает гос-венный кредит, который отражает кредитные отношения
по поводу мобилизации гос-вом временно свободных денежных средств различных
субъектов на началах возвратности для финансирования гос-венных расходов.
Кредиторы:
физические и юридические лица. Заемщик – гос-во в лице его органов.
Дополнительные финансовые ресурсы гос-во привлекает путем выпуска и продажи на рынке гос-венных
долговых обязательств: облигаций, казначейских обязательств и других видов
ценных бумаг.
Особенность гос-венного кредита заключается в том, что аккумулируемые финансовые ресурсы не
участвуют в воспроизводстве материальных ценностей, а используются для покрытия
бюджетного дефицита. Обращение гос-венных долговых обязательств на рынке ценных
бумаг служит объектом регулирования со стороны гос-венных институтов и центрального
банка страны методами кредитно-денежной политики. Через рынок ценных бумаг и
банковскую сферу кредитно-денежная политика оказывает значительное влияние на
хозяйственную жизнь.
Региональные финансы – это сис-ма эк-х отношений, посредством которой распределяется и
перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие
территорий.
Роль региональных
финансов заключается в том, что они обеспечивают территориальные органы власти
и управления необходимыми финансовыми ресурсами.
Региональные финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств, созданных и
используемых на экономическое и социальное развитие территории.
С помощью региональных финансов гос-во осуществляет выравнивание уровней эк-го и
социального разв-я территорий. Для этого разрабатываются региональные
программы. Средства на их осуществление формируются за счет двух источников:
1. Закрепленных, т.е. собственных;
2.Регулирующих, в которые входят отчисления от гос-венных
доходов, средства, полученные в форме дотаций, субсидий и субвенций из
вышестоящего бюджета.
Гос-венный бюджет является важным звеном финансовой сис-мы
страны и выступает как централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый
план гос-ва, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Это форма
образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового
обеспечения деятельности гос-ва и органов местного самоуправления.
Объединяет доходы и расходы гос-ва. Бюджет есть единство основных финансовых категорий
(налогов, гос-венного кредита, гос-венных расходов) в их действии.
Посредством бюджета гос-вом осуществляются мобилизация денежных ресурсов и их
расходование путем перераспределения национального дохода и ВВП.
Структурно бюджет строится по
балансовому принципу и имеет две части:
Доходная часть бюджета.
Доходы бюджетов представляют собой
часть доходов национальной экономики, подлежащую централизации в бюджеты
различных уровней.
Источникам, из которых происходит
поступление средств в бюджет:
- валовой внутренний продукт, части
которого в форме прибыли и заработной платы выступают источником безвозмездного
формирования бюджетных доходов посредством налогового механизма;
- национальное богатство, часть
которого служит источником безвозмездного формирования бюджетных доходов
посредством механизмов налогов на имущество, а также приватизации объектов гос-венной
и муниципальной собственности;
- реализация золотовалютных резервов;
- временно свободные денежные
средства предприятий и сбережения населения, привлекаемые гос-вом на возмездной
основе и в кредитной форме (посредством продажи на финансовом рынке облигаций и
других ценных бумаг, получения кредита под залог гос-венного пакета акций
крупных предприятий) для пополнения бюджетных доходов;
- иностранный финансовый капитал,
привлекаемый гос-вом на возмездной основе в кредитной форме (посредством
получения гос-венных займов от отдельных гос-в, либо международных
финансово-кредитных учреждений) для пополнения бюджетных доходов.
Обособленно учитываются доходы
целевых бюджетных фондов.
Доходы бюджетов формируются на:
- налоговой,
- неналоговой основе и
- за счет безвозмездных перечислений
в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.
Расходная часть бюджета:
- финансирование экономики и ее
структурной перестройки;
- финансирование социальных программ;
- финансирование образования, науки и
культуры;
- обеспечение обороноспособности
страны;
- содержание органов гос-венного
управления;
- создание гос-венных и материальных
и финансовых резервов;
- финансовая поддержка субъектов
федерации;
- погашение и обслуживание гос-венного
долга.
Бюджетное устройство страны:
Современная Россия представляет собой
федеративное гос-во, которое имеет трехуровневую бюджетную систему:
- федеральный бюджет и бюджеты гос-венных
внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты
территориальных гос-венных внебюджетных фондов; местные бюджеты;
- местные бюджеты.
Свод бюджетов всех уровней составляет
консолидированный бюджет РФ.
Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и
консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют
получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в
целом, они не утверждаются, т. е. не имеют правовой нагрузки и служат для
аналитических и статистических целей
Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов
находящихся на его территории муниципальных образований.
Финансовая сис-ма
– это совокупность различных сфер финансовых отношений, существующих в стране.
1.Финансы ю. и ф. лиц:
2. Местные финансы.
3. Гос-венные финансы:
- гос.бюджет:
-федеральный бюджет,
-бюджеты субъектов.
- внебюджетные фонды:
- пенсионный фонд ,
- фонд соц.страхования,
- фонд обязат.мед.страхования,
- фонд занятости населения - существовавший в России гос-венный
внебюджетный фонд, формировавшийся из отчислений организаций, предназначавшийся
для финансирования помощи безработным, содействия в трудоустройстве.
Гос-венный бюджет рассматривается
как централизованный фонд денежных средств гос-ва и выражает экономические
отношения по перераспределению национального дохода.
Внебюджетные фонды
– средства Федерального правительства и региональных властей, связанные с
финансированием целевых расходов, не включаемых в бюджет.
Функции внебюджетных фондов:
- оказание социальной защиты населения;
- повышение жизненного уровня населения;
- сохранение и улучшение здоровья населения;
- осуществление социальной ориентации безработного населения.
- оказание социальных услуг населению.
Источники формирование внебюджетных фондов:
- осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые имеют налоговую природу и
предусмотрены законодательством РФ,
- основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены
в процентах к фонду оплаты труда.
- добровольные взносы юридических и физических лиц;
- финансовые ресурсы внебюджетных фондов образуются за счет распределения в
соответствующей пропорции единого социального налога.
На региональном уровне образуются территориальные фонды обязательного медицинского
страхования и территориальные дорожные фонды.
Финансовое
планирование - это процесс определения будущих действий по формированию и использованию
финансовых ресурсов. Цель финансового планирования - обеспечение
воспроизводственного процесса соответствующими как по объему, так и по
структуре финансовыми ресурсами. Существуют следующие виды планов:
Стратегические планы - планы генерального разв-я бизнеса. В финансовом аспекте
эти планы определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции воспр-ва,
характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и
накопления. Стратегические планы определяют объем и структуру финансовых
ресурсов, необходимых для функционирования предприятия. Текущие планы
разрабатываются на основе стратегических путем их детализации. Если
стратегический план дает примерный перечень финансовых ресурсов, их объем и
направления использования, то в рамках текущего планирования проводится
взаимное согласование каждого вида вложений с источниками их финансирования,
изучается эффективность каждого возможного источника финансирования, а также
проводится финансовая оценка основных направлений деятельности предприятия и
путей получения дохода. Оперативные планы - это краткосрочные тактические
планы, непосредственно связанные с достижением целей фирмы (план пр-ва, план
закупки сырья и материалов и т.п.).
Любой план
действий должен сопровождаться сметой расходов - составлением бюджета, который
является количественным воплощением плана, характеризуя доходы и расходы на
конкретный период и определяя потребность в ресурсах для достижения заданных
планом целей. Бюджет создается до выполнения предполагаемых действий, что
определяет его роль как основы для контроля и оценки эффективности деятельности
предприятия.
Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования заключается в
том, что при прогнозировании оцениваются возможные будущие финансовые
последствия принимаемых решений и внешних факторов, а при планировании
фиксируются финансовые показатели, которых компания стремится достичь в
будущем.Финансовое прогнозирование представляет собой основу для финансового
планирования на предприятии (т.е. составления стратегических, текущих и
оперативных планов) и для финансового бюджетирования (т.е. составления общего,
финансового и оперативного бюджетов). Отправной точкой финансового
прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной
точкой и целью - расчет потребностей во внешнем финансировании. Основные этапы
прогнозирования потребностей финансирования:
Составление
прогноза продаж статистическими и другими доступными методами. Составление
прогноза переменных затрат. Составление прогноза инвестиций в основные и
оборотные активы, необходимые для достижения необходимого объема продаж. Расчет
потребностей во внешнем финансировании и изыскание соответствующих источников.
Первый этап осуществляется на основе маркетинговых исследований. Остальными занимаются
финансисты. Существует два главных метода финансового прогнозирования. Один из
них основан на концепции денежных потоков и сводится, по существу, к расчету
финансовой части бизнес-плана.
По второму
методу все вычисления делаются на основе следующих предположений:
Переменные
затраты, текущие активы и текущие обязательства при наращивании объема продаж
на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько же
процентов. Процент увеличения стоимости основных средств рассчитывается под
заданный процент наращивания оборота в соответствии с технологическими
условиями бизнеса и с учетом наличных недогруженных основных средств на начало
периода прогнозирования, степенью материального и морального износа наличных
средств пр-ва и т.п. Долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в
прогноз неизменными. Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы
распределения чистой прибыли на дивиденды и чистой рентабельности реализованной
продукции: к нераспределенной прибыли базового периода прибавляется
прогнозируемая чистая прибыль и вычитаются дивиденды. Просчитав все это,
выясняют, сколько пассивов не хватает, чтобы покрыть необходимые активы - это и
будет необходимая сумма дополнительного внешнего финансирования.
Финансовая стратегия предприятия
В условиях
рыночных отношений, самостоятельности предприятий, а также ответственности за
результаты своей деятельности существует необходимость определения тенденций
финансового состояния, ориентации в финансовых возможностях и перспективах
(получение банковского кредита, привлечение иностранных инвестиций), оценки
финансового состояния других хозяйствующих субъектов. Решение данных вопросов
обеспечивает финансовая стратегия предприятия.
Финансовая стратегия - это генеральный план действий по обеспечению
предприятия денежными средствами. Она охватывает как вопросы теории, так и
вопросы практики, формирования финансов, их планирования и обеспечения.
Финансовая стратегия предприятия решает задачи, обеспечивающие финансовую
устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования.
Теория
финансовой стратегии исследует объективные закономерности рыночных условий
хозяйствования, разрабатывает способы и формы выживания в новых условиях
подготовки и ведения стратегических финансовых операций.
Финансовая
стратегия предприятия охватывает все стороны деятельности предприятия, в том
числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли,
безналичные расчеты, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных
бумаг и др.
Финансовая
стратегия обеспечивает соответствие финансово-эк-х возможностей предприятия
условиям, сложившимся на рынке продукции, учитывая финансовые возможности
предприятия и рассматривая характер внутренних и внешних факторов. В противном
случае предприятие может обанкротиться.
7.1.
Виды финансовой стратегии
Различают
генеральную финансовую стратегию, оперативную финансовую стратегию и стратегию
выполнения отдельных стратегических задач, другими словами - достижение частных
стратегических целей.
Генеральной финансовой стратегией называют финансовую стратегию,
определяющую деятельность предприятия. Например, взаимоотношения с бюджетами
всех уровней, образование и использование дохода предприятия, потребности в
финансовых ресурсах и источниках их формирования на год.
Оперативная финансовая стратегия - это стратегия текущего
маневрирования финансовыми ресурсами, т.е. стратегия контроля за расходованием
средств и мобилизацией внутренних резервов, что особенно актуально в
современных условиях экономической нестабильности; разрабатывается на квартал,
месяц. Оперативная финансовая стратегия охватывает:
·
валовые доходы и
поступления средств: расчеты с покупателями за проданную продукцию, поступления
по кредитным операциям, доходы по ценным бумагам;
·
валовые расходы:
платежи поставщикам, заработная плата, погашение обязательств перед бюджетами
всех уровней и банками.
Такой подход
создает возможность предусмотреть все предстоящие в планируемый период обороты
по денежным поступлениям и расходам. Нормальным положением считается равенство
расходов и доходов или небольшое превышение доходов над расходами.
Оперативная
финансовая стратегия разрабатывается в рамках генеральной финансовой стратегии,
детализирует ее на конкретном промежутке времени.
Стратегия достижения частных целей заключается в умелом исполнении
финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной
стратегической цели.
7.2.
Цели и задачи финансовой стратегии
Главной
стратегической целью финансов является обеспечение предприятия необходимыми и
достаточными финансовыми ресурсами.
Финансовая
стратегия предприятия в соответствии с главной стратегической целью
обеспечивает:
1)
формирование финансовых ресурсов и централизованное стратегическое руководство
ими;
2) выявление
решающих направлений и сосредоточение на их выполнении усилий, маневренности в
использовании резервов финансовым руководством предприятия;
3)
ранжирование и поэтапное достижение задач;
4)
соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным
возможностям предприятия;
5)
объективный учет финансово-экономической обстановки и реального финансового
положения предприятия в году, квартале, месяце;
6) создание и
подготовку стратегических резервов;
7) учет эк-х
и финансовых возможностей самого предприятия и его конкурентов;
8)
определение главной угрозы со стороны конкурентов, мобилизацию сил на ее
устранение и умелый выбор направлений финансовых действий;
9)
маневрирование и борьбу за инициативу для достижения решающего превосходства над
конкурентами.
Для
достижения главной стратегической цели в соответствии с требованиями рынка и
возможностями предприятия разрабатывается генеральная финансовая стратегия
предприятия.
В генеральной
финансовой стратегии определяются и распределяются задачи формирования финансов
по исполнителям и направлениям работы.
Задачи
финансовой стратегии:
1)
исследование характера и закономерностей формирования финансов в рыночных
условиях хозяйствования;
2) разработка
и подготовка возможных вариантов формирования финансовых ресурсов предприятия и
действий финансового руководства в случае неустойчивого или кризисного
финансового состояния предприятия;
3)
определение финансовых взаимоотношений с поставщиками и покупателями, бюджетами
всех уровней, банками и другими финансовыми институтами;
4) выявление
резервов и мобилизация ресурсов предприятия для наиболее рационального
использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств;
5)
обеспечение предприятия финансовыми ресурсами, необходимыми для производственно-хозяйственной
деятельности;
6)
обеспечение эффективного вложения временно свободных денежных средств
предприятия с целью получения максимальной прибыли;
7)
определение способов проведения успешной финансовой стратегии и стратегического
использования финансовых возможностей, новых видов продукции и всесторонней
подготовки кадров предприятия к работе в рыночных условиях хозяйствования, их
организационной структуры и технического оснащения;
8) изучение
финансовых стратегических взглядов вероятных конкурентов, их эк-х и финансовых
возможностей, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению финансовой
устойчивости;
9) разработка
способов подготовки выхода из кризисной ситуации;
10)
разработка методов управления кадрами предприятия в условиях неустойчивого или
кризисного финансового состояния;
11)
координация усилий всего коллектива на его преодоление.
Особое
внимание при разработке финансовой стратегии уделяется:
·
выявлению
денежных доходов;
·
мобилизации
внутренних ресурсов;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41
|