рефераты бесплатно

МЕНЮ


Учебное пособие: История России

Провозгласив «Декрет о мире», Советская республика продемонстрировала свой вариант выхода из войны, достижения сепаратного мира. Суть подхода сводилась к непосредственному обращению к народам — взять дело мира в свои руки. Советские предложения были отвергнуты Антантой. Однако Германия согласилась на переговоры: Сепаратные переговоры начались в Брест-Литовске 14 ноября 1917 г. и завершились подписанием мирного договора 3 марта 1918 г. Согласно достигнутым договоренностям, от Советской России отторгались Украина, Финляндия, Грузия, Польша, Прибалтика. На Россию накладывалась контрибуция.

Мирный договор еще более усилил раскол российского общества, ударив по национальному самосознанию.

Приход к власти большевиков вызвал саботаж чиновников и предпринимателей. Ответом стало принятие в ноябре 1917 года Декрета о рабочем контроле. В декабре создан Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ). Опираясь на новые структуры, советское руководство начало осуществлять частичную национализацию — как меру борьбы с саботажем, которая переросла в массовую. Были национализированы не только отдельные предприятия, но и целые отрасли.

В городах начался голод. Всякий «хозяйчик», укрывавший хлеб, воспринимался советской властью как социально чуждый элемент. Стремление накормить город привело к установлению продовольственной диктатуры. Создавались продовольственные отряды из рабочих, которые направлялись в деревню для изъятия «излишков» хлеба. В деревне параллельно с Советами стали создаваться комитеты бедноты. Действия продотрядов и комбедов стали прологом крестьянских выступлений, охвативших Советскую Республику весной и летом 1918 г.

Действия большевиков вызывали протест не только противников, но и союзников — левых эсеров. Основным полем разногласий стали аграрный вопрос и Брестский мирный договор. На V съезде Советов левые эсеры пытались склонить делегатов отторгнуть мирный договор, отменить декрет о комбедах и предоставить всю полноту власти Советам. Когда достигнуть этого не удалось, они 6 июля организовали мятеж. Действия в столице были подкреплены мятежом М.А. Муравьева — Командующего Восточным фронтом.

Мятеж был подавлен, а партия эсеров была распущена. Утвердилась государственная однопартийная система. Отсутствие легальной оппозиции позволило в дальнейшем избежать разногласий и кризисов власти. Однако низкий культурный, интеллектуальный и профессиональный уровень руководства обусловил сползание к крайностям.

Лихолетье обусловило своеобразный вектор духовного развития общества. Отречение Николая II от престола стало ударом по религиозным верованиям народа, поставило под вопрос идею божественного происхождения царской власти, вызвало кризис идеологии. Этим обстоятельством было продиктовано решение Синода о выборе Патриарха Русской Церкви. 15 августа 1917 г. состоялось торжественное открытие в Москве Поместного Собора. На нем было представлено 576 делегатов от различных духовных и светских организаций. Патриарха должны были выбирать из трех кандидатур. 5 ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя Патриархом выбран Митрополит Тихон. В своих первых выступлениях перед верующими Патриарх обращает внимание на то, что бездумное, поспешное построение нового государства неминуемо принесет вред народу.

В области культуры, с одной стороны, характерно продолжение традиций прошлого и появление нового. Научные открытия начала XX века подрывали традиционные представления о мире. В философии новые идеи нашли отражение в материалистическом учении, их оппонентами стали сторонники идеализма. Первое направление наиболее ярко представлено в работах В.И. Ленина, А.А. Богданова, второе — в работах Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова.

Развитие литературы связано с творчеством И. Бунина, А. Блока, В. Брюсова, Н. Гумилева, С. Есенина, М. Горького, В. Короленко и др. Их отношение к событиям и новой власти не было однозначным. Если А. Блок и В. Маяковский приняли революцию, то Н. Гумилев не обмолвился о ней и советской власти ни словом. Д. Мережковский воспринял октябрьские события 1917 г. как похороны культуры России.

В искусстве, как и в литературе, были различные направления, отражающие характер эпохи. Каждое из направлений имело своих поклонников и противников. Авангардизм — К. Петров-Водкин, импрессионизм — К. Коровин, абстракционизм — В. Кандинский, К. Малевич.

Становление и развитие советского театра связано с творчеством К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

Однако массовая культура оставалась крайне низкой. В деревне преобладала общинная психология, основанная на коллективной ответственности. В сознании рабочих и крестьян коммунистический идеал понимался как уравнительный коммунизм.

Из правил многотеоретического изучения

1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно.

2. Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления: материалистическое, либеральное, технологическое), локально-историческая.

3. Теория определяется предметом изучения и отражает мировоззрение человека (группы людей).

4. Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.

Литература различных теорий

Учебная:

Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П., Уткин А.И. История России. ХХ век. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М., 1995. (либеральная). Вернадский Г. В. Русская история: Учебник. М., 1997. (локальная). История СССР. Эпоха социализма.(1917-1957). Учебное пособие/ Под. ред. М. П. Кима. М., 1957; История СССР. Эпоха социализма. Учебное пособие/ Под. ред. Ю. С. Кукушкина. М., 1985; Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000; Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. М., 2001 (материалистическая).

Научная:

1. Монографии: Боханов А.Н. Распутин: Анатомия мифа. М., 2000 (либеральная). Булдаков В.П. Красная смута: Природа и последствия революционного насилия. М., 1997 (либеральная). Выбор пути. История России 1861–1938 / Под ред. О.А. Васьковского, А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995. (либеральная). Карташов А.В. История русской церкви: В 2 т. М., 1992–1993. (религиозная). Пайпс Р. Русская революция. М.,1994. В 2-х ч. (либеральная). Поспеловский Д.В. Русская Православная церковь в XX веке. М., 1995. (религиозная). Уткин А.И. Забытая трагедия: Россия в первой мировой войне. Смоленск, 2000 (либеральная). Яковлев Н.Н. 1 августа 1914 года. М., 1974. (материалистическая). Модернизация: зарубежный опыт и Россия/ Отв. ред. Красильщиков В. А. М., 1994 (технологическая).

2. Статьи: Бутенко А.П. Правда и ложь в революциях 1917 г. // СОЦИС, 1997, №2. (либеральная). Волобуев П.В., Булдаков В.П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению. // Вопросы истории, 1996, № 5-6. (либеральная). Степанов А.И. Место России в мире накануне І мировой войны. // Вопросы истории, 1993, №2. (либеральная). Степанский А. Либеральная Россия, которую мы потеряли. // Свободная мысль, 1995, №12. (либеральная). Шацилло К.Ф. Николай ІІ: Реформы и революция // История Отечества. Т.1. М., 1991. (либеральная). Алексеев В.В., Нефедов С. А. Гибель Советского Союза в контексте истории социализма//Общественные науки и современность. 2002. №6 - http://hist1.narod.ru/Science/Russia/Gibel.htm (материалистическая).

Понятия различных теорий

Материалистическое направление

Революция – резкие качественные изменения

Коренной качественный переворот во всей социально-экономической и политической структуре общества. «Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса. Есть первый, главный основной признак революции». – В.И. Ленин.

Диктатураформа власти в одной из политических систем

Сущность государственной власти, обеспечивающей политическое господство тому или иному классу (например: Диктатура буржуазии или Диктатура пролетариата).

Диктатура пролетариата форма государственной народной власти

Власть рабочего класса и беднейшего крестьянства, устанавливаемая в результате социалистической революции и имеющая целью построение социализма и переход общества к строительству коммунизма. Исторически государства диктатуры пролетариата существовали в трех формах: форма Парижской коммуны, форма Советов (СССР), форма народной демократии (Восточная Европа и Восточная Азия).

Классы

По определению В.И. Ленина, это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они могут располагать. В антагонистическом обществе одна из этих групп присваивает себе труд другой.

Классовая борьба, появление классов связано с возникновением частной собственности. Классовая борьба, переходя через все общественные формации (рабовладельческую, феодальную, капиталистическую), ведет к уничтожению частной собственности и соответственно самих классов. В мировой истории существовали классы: рабы — рабовладельцы, крепостные — феодалы, пролетарии — капиталисты. Между классами идет непримиримая борьба.

Либеральное направление

Государственный переворот

Насильственный захват государственной власти кучкой экстремистов вопреки воли всего народа.

Классы

1) Большие группы людей, различающиеся по роли в системе организации общественного производства и, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы возникают при переходе к фабрично-заводскому, индустриальному обществу и исчезают, размываются со становлением постиндустриального общества. Это классы — неантагонистические (сотрудничающие).

2) Российские либеральные историки XIX — нач. XX вв. (Ключевский В.О.) выделяют классы по сословному или по профессиональному признаку: купцы, воины, земледельцы и др. Применительно к истории России второй половины XX века современные историки выделяет партийных и государственных чиновников в класс бюрократов.

Объяснения исторических фактов в различных теориях изучения

Каждая теория, выбирает из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.

Оценки событий октября 1917 года

Религиозно-историческая теория изучает движение человечества к Богу. (Мировоззрение – спасение Души).

Историки этого направления (д. В. Поспеловский и др.) октябрьские события показывают как масштабную катастрофу и торжество сатанинских сил.

Всемирно-историческая теория изучает общемировое развитие, прогресс человечества.

Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Основывается на революционных изменениях, борьбе классов, ведущей к уничтожению частной собственности и созданию общественной собственности. Направленность изучения в коллективизм, будущее, строительство нового общества. (Мировоззрение – равное счастье всех, счастье созидающего общества и в нем человека).

Историки-материалисты (М. П. Ким, Ю. С. Кукушкин и др.) Считают, что развитие общества с древнейших времен закономерно привело к социалистической революции (первая в мире социалистическая революция – октябрьская 1917 г.) Класс рабочих и беднейшего крестьянства, завоевав в россии политическую власть, создают государство диктатуры пролетариата. Большевики исходили из того, что общей демократии в классовом государстве нет. Это либо диктатура буржуазии, либо диктатура пролетариата.

В либеральном направлении всемирно-исторической теории приоритет в изучении отдается личности, ее правам, дарованным природой, и, прежде всего, праву частной собственности. Основывается на эволюционных изменениях, сотрудничестве классов и незыблемости частной собственности. Во главу изучения ставится индивидуализм, эгоизм, настоящее, реальность личности. (Мировоззрение – личное счастье человека, живущего в обществе).

Либеральные историки (Н. Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др.) полагают, что октябрьские события порождены временными трудностями. В стране в условиях войны произошел случайный государственный переворот и власть захватили большевики. В ходе продолжительного красного террора со стороны большевиков насильственно установилась чуждая народу и природе политическая система – диктатура пролетариата. Нарушение со стороны государства большевиков всех прав личности. В России произошло отклонение от нормального, цивилизованного хода истории. Велика роль Ленина в отказе страны от либерально-рыночного вектора развития и выбора командно-распределительного вектора развития.

Технологическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. (Мировоззрение – счастье человека обеспеченное прогрессом техники).

Историки технологического направления (В. А. Красильщиков, С. А. Нефедов и др.) считают, что смена власти в феврале 1917 года носила прозападный модернизационный характер и сопровождалась перениманием западных политических институтов. Однако крестьянская реформа так и не была проведена; это привело к перехвату политической инициативы большевиками. Большевики, олицетворявшие радикальный западный марксизм, вошли в союз с эсерами и повели за собой массы общинного крестьянства. Результатом была победа новой власти, крестьяне получили землю, а большевики – власть; институты либерализма были отвергнуты, и Россия вступила на другой путь развития.

Своеобразие событий сторонники технологического направления усматривают в сочетании в ней различных социальных потоков, часто не совпадающих в устремлениях и даже противоречащих друг другу. Это и восстание масс против самих основ новой цивилизации: частной собственности, городов, железных дорог, представительных учреждений; и новое социальное движение, для которого разрушение старого строя представлялось предпосылкой для ускоренного движения страны по пути прогресса. Оба эти потока носили антибуржуазную направленность и были использованы радикальными элементами для прихода к власти.

Сравнительно-теоретические схемы

№ 1. Оценки событий октября 1917 г.

Название теории

Предмет изучения

(алгоритм)

Интерпретации факта в различных теориях

Религиозно-историческая

(Христианская)

Движение человека к Богу Октябрьские события воспринимаются как масштабная катастрофа и торжество сатанинских сил.

Всемирно-историческая:

Материалистическое направление

Прогресс общества. Формационное развитие.

 Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности

 Развитие общества закономерно привело к социалистической революции. Класс рабочих и беднейшего крестьянства, завоевав в России политическую власть, устанавливает государство диктатуры пролетариата и начинает строить социализм.

Всемирно-историческая:

Либеральное направление

Прогресс личности. Модернизационное развитие.

Классовое сотрудничество на основе частной собственности

В стране в условиях войны произошел случайный государственный переворот, власть захватили большевики (велика в этом роль личности – В.И. Ленина). В ходе продолжительного красного террора со стороны большевиков насильственно установилась чуждая народу и природе политическая система.

Всемирно-историческая:

Технологическое направление

Прогресс технологический. Модернизационное развитие.

Научные открытия

События февраля 1917 года носили прозападный модернизационный характер и сопровождались перениманием западных политических институтов. Однако крестьянская реформа так и не была проведена. Большевики, олицетворявшие радикальный западный марксизм повели за собой массы общинного крестьянства и в результате большевики получили власть.

 

№ 2. Классы и классовая борьба, диктатура пролетариата

Название теории

Предмет изучения

(алгоритм)

 

Интерпретации факта в различных теориях

Всемирно-историческая:

Материалистическое направление

Прогресс общества.

Формационное развитие

 Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности

 Неизбежны и закономерны в развитии общества смены общественно-экономических формаций, классовая борьба, революции, диктатура пролетариата, возникновение коммунизма. Исторически возникновение частной собственности (первобытнообщинный строй) вызвало появление классов. С этого периода начинается классовая борьба (имущих и неимущих) и проходит через все общественно-экономические формации: рабовладельческую, феодальную, капиталистическую. Затем неимущий класс завоевывает политическую власть, устанавливает государство диктатуры пролетариата (неимущих) и, используя его силу, уничтожает частную собственность – основу деления общества на классы (бедных и богатых). Государство диктатуры пролетариата, выполнив свою историческую миссию, перерастает в общенародное государство. Возникает коммунистическая общественно-экономическая формация, первая фаза которого – социализм. В нашей стране государство диктатуры пролетариата существовало с 1917 г. по 1937 г. В СССР в 1917 году была принята конституция победившего социализма (объявлено – построено социалистическое общество), и все население страны уравнено в политических правах.

Всемирно-историческая:

Либеральное направление

Прогресс личности. Модернизационное развитие

Классовое сотрудничество на основе частной собственности

Владение частной собственностью – неотъемлемое (природное) право личности, условие самореализации ее возможности и свобод. Непримиримого противоречия между имущими и неимущими нет. Задача государства сблизить интересы и жизненный уровень всех слоев населения, достигнуть общественной гармонии (пример – Австрия, Швейцария и др.). Диктатура – слово «кровавое», а государство диктатуры пролетариата – это открытое государственное насилие одной части общества над другими.

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.