рефераты бесплатно

МЕНЮ


Учебное пособие: История России

Таблица 2

Соотношение производства в СССР крупнейших капиталистических странах

1928 г. Конец 30-х гг.
Страны Электроэнергия, млрд. квт·ч Сталь, млн. т Чугун, млн. т Электроэнергия, млрд. квт·ч Сталь, млн. т Чугун, млн. т
СССР 5 4 3 48 18 15
Германия 17 15 14 37 18 15
Англия 16 9 7 40 13 8
Франция 15 9 10 20 8 8
США 113 52 39 188 62 43

 

Однако нужно видеть и цену достигнутых экономических результатов. Высокие темпы индустриального развития поддерживались за счет снижения жизненного уровня населения страны. Только к началу 40-х гг. удалось вывести сельскохозяйственное производство на уровень 1928 г., при этом продукция животноводства вышла на этот уровень лишь в начале 50-х гг.

На рубеже 20-30-х гг. во внешней политике СССР произошли изменения. Полностью сменилось руководство НКИД и Коминтерна. Перед новым наркомом М.М. Литвиновым была поставлена основная задача — обеспечить благоприятные внешние условия для построения социализма в СССР. Для этого нужно было предотвратить угрозу втягивания СССР в военные конфликты, а также наладить экономическое сотрудничество с развитыми странами Запада. В связи с изменением приоритетов во внешней политике деятельность Коминтерна рассматривалась как второстепенная по сравнению с деятельностью НКИД.

На первом этапе были урегулированы отношения с ближайшими соседями СССР. В 1929 г. в Москве был подписан протокол между СССР, Эстонией, Литвой, Польшей, Румынией, Турцией и Ираном, предусматривающий отказ от применения силы при рассмотрении территориальных претензий. В начале 30-х гг. СССР заключил пакты о ненападении с Польшей, Финляндией, Латвией, Эстонией, Афганистаном, а также конвенцию об определении агрессора с малыми государствами Европы. Опасной для СССР в конце 20-х гг. была ситуация на Дальнем Востоке, где активизировалась Япония и продолжался советско-китайский вооруженный конфликт на КВЖД.

В это же время развивались связи СССР и с крупными капиталистическими государствами мира. До начала 30-х гг. основным политическим и экономическим партнером СССР в Европе оставалась Германия. Именно туда шел основной поток советского экспорта, и из нее поставлялось оборудование для советской промышленности. В 1929 г. удалось восстановить нормальные отношения с Великобританией, а в 1932 г. было подписано советско-французское соглашение о ненападении. В 1933 г. были установлены дипломатические отношения с США.

Резкий поворот в международных отношениях произошел после прихода Гитлера к руководству Германией. СССР пытался создать в Европе систему коллективной безопасности. Он был принят в Лигу Наций, заключил военно-политические соглашения с Францией и Чехословакией. Советское правительство выражало готовность заключить более серьезные соглашения с Англией и Францией по обузданию агрессора.

СССР понимал надвигающуюся на мир угрозу войны и свою неготовность к ней. Поэтому в искренности его усилий не стоит сомневаться. Однако западные страны попустительствовали Германии в ремилитаризации Рейнской области, ее участии в гражданской войне в Испании, которая закончилась победой фашизма, в аншлюсе Австрии и оккупации Чехословакии.

 В конце 30-х гг. СССР вынужден был обратить серьезное внимание на ситуацию, которая складывалась вблизи его рубежей. Для него возникла реальная угроза войны на два фронта. В мире складывался блок агрессивных государств, заключивших между собой Антикоминтерновский пакт. С ведущими государствами этого пакта Германией и Италией Англия и Франция подписали Мюнхенское соглашение. СССР продолжал вести переговоры с западными демократиями о заключении военного соглашения, однако в августе 1939 г. стало понятно, что оно не будет достигнуто. На Дальнем Востоке положение пришлось исправлять военным путем в сражениях с Японией на озере Хасан и в районе Халхин-Гола.

Поэтому СССР решил, во-первых, попытаться максимально отодвинуть сроки втягивания его в новую мировую войну, а, во-вторых, избежать войны на два фронта. 23 августа 1939 г. в Москве был подписан советско-германский договор о ненападении. Сталин и Гитлер договорились о разделе сфер влияния в Восточной Европе. 1 сентября 1939 г. началась вторая мировая война. СССР стал ее непосредственным участником с самого начала и до июня 1941 г. расширил свои границы за счет таких государств как Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония и Румыния.

В 30-е гг. в культурной жизни страны произошли серьезные изменения. В практику жизни стало входить так называемое спецеедство, которое приводило к тому, что каждый специалист особенно с дореволюционным прошлым рассматривался как враг. Советское государство поощряло борьбу внутри слоя интеллигенции, поддерживая молодые кадры, воспитанные уже в советское время.

Так оно взяло курс на поддержку Российской ассоциации пролетарских писателей, противопоставляя их остальной массе писателей. Были распущены различные литературные объединения, свободно существовавшие в 20-е гг., и преследовались писатели, чьи произведения публиковались за границей. Деятели Ассоциации художников революционной России вели критику творчества художников-авангардистов, которых лишили возможности свободно работать. На места, освобождаемые старыми специалистами в вузах и научных учреждениях, выдвигали молодых выпускников советских вузов и техников.

Творчество деятелей культуры и науки стало оцениваться с точки зрения принципов «социалистического реализма» и «партийности». Тех из них, чье творчество отвечало данным принципам, советское руководство объединяло в творческие союзы и общества, награждало орденами и медалями, Сталинскими премиями, пайками и высокими зарплатами. В августе 1934 г. состоялся первый Всесоюзный съезд советских писателей. После него стали массовыми тиражами издаваться произведения А.М. Горького, А.Н. Толстого, Н.А. Островского, А.С. Фадеева, А.С. Макаренко, М.В. Исаковского, Б.Л. Горбатова, Д. Бедного, А.Е. Корнейчука, Н.Ф. Погодина и др. На страницах официальной печати широко пропагандировались имена Т. Лысенко, И. Мичурина, И. Павлова, К. Циолковского, Г. Александрова, Л. Орловой, Н. Черкасова и многих других. Заслуги некоторых из них перед отечественной наукой и культурой несомненны, но некоторые из них, такие как Т. Лысенко, являлись лжеучеными.

Деятели культуры и науки, чье творчество не соответствовало указанным принципам, были подвергнуты необоснованной критике и многие из них были репрессированы. Произведения Е. Замятина, Б. Пильняка, А. Платонова, О. Мандельштама, М. Булгакова, А. Ахматовой, М. Цветаевой на долгое время исчезли из поля зрения советских людей. Общая судьба связывает художника-авангардиста П. Филонова, генетика Н. Вавилова, историка Н. Ванага, ученого-аграрника А. Чаянова, философа П. Флоренского, режиссера В. Мейерхольда. Все они стали жертвами сталинских репрессий. Закрывались театры, научные учреждения, запрещались научные школы и направления.

Вырабатывался советский стиль архитектуры. Под руководством Л.М. Кагановича была проведена «реконструкция» Москвы. На месте старой купеческой Москвы выросли современные высотные здания, были возведены дворцы, построен метрополитен. Однако все это делалось за счет уничтожения пямятников старины. В частности были снесены Сухарева башня, Вознесенский и Чудов монастыри в Кремле, многие особняки и дворцы. Большой резонанс в обществе вызвала ликвидация храма Христа Спасителя, возведенного на средства русских людей в ознаменование победы над Наполеоном. Обсуждался вопрос о сносе храма Василия Блаженного, под надуманным предлогом, что он мешал проведению демонстраций трудящихся на Красной площади.

Большие средства выделяло правительство на народное образование. В 30-е годы правительство начало вводить всеобщее начальное, а затем и семилетнее образование. Быстро развивалась сеть вузов и техникумов, для широкого охвата высшим и средним специальным образованием трудящихся масс внедрялись вечерняя и заочная формы обучения. Из года в год росла численность выпускников вузов и техникумов. Правительство держало под контролем образование советских людей прежде всего через общественные науки. При личном участии Сталина была создана новая концепция отечественной и всемирной истории, разработаны основы философии, и благодаря единственному учебнику, которым стал «Краткий курс истории ВКП(б)», они внедрялись в систему образования.

В 30-е гг. более однородной стала социальная структура советского общества и изменилось положение различных слоев населения. Были ликвидированы остатки эксплуататорских классов, а также нэпмановских элементов. В годы индустриализации возросла социальная мобильность населения. Представители рабочего класса пополняли ряды советской интеллигенции, особенно ее инженерно-технического отряда и руководящего слоя. В свою очередь рабочий класс был буквально размыт многомиллионными массами крестьянства, которые в начале 30-х гг. хлынули из деревни в город. Крестьянство в процессе коллективизации фактически «раскрестьянилось», оно утратило чувство собственника и хозяина и превратилось в батрака, работающего на чужой земле.

В быту стали проявляться негативные моменты, вызванные резким изменением жизненного уклада, отсутствием нормальных жилищных условий, ограничением потребления и т. п. Массовыми явлениями стали нарушения трудовой дисциплины, воровство, брак на производстве, пьянство в быту, увеличивалось количество разводов, абортов, произошло снижение уровня рождаемости. Несмотря на широкую социальную политику Советского государства, ее достижениями могло в полной мере воспользоваться лишь ограниченное количество лиц: номенклатурные работники, передовики, ударники, стахановцы и т. д. Процесс маргинализации общества зашел так далеко, что государство было вынуждено принять ряд чрезвычайных мер, чтобы как-то остановить его. Стали пропагандироваться традиционные российские ценности: патриотизм, крепкая семья, забота о подрастающем и старшем поколениях. Были запрещены аборты и затруднена процедура разводов. Возрождался русский национализм путем пропаганды достижений русской истории и культуры.

Теории изучения

Из правил многотеоретического изучения

1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно.

2. Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления: материалистическое, либеральное, технологическое), локально-историческая.

3. Теория определяется предметом изучения и отражает мировоззрение человека (группы людей).

4. Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.

Литература различных теорий

Учебная:

Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П., Уткин А.И. История России. ХХ век. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М., 1995. (либеральная). Вернадский Г. В. Русская история: Учебник. М., 1997. (локальная). История СССР. Эпоха социализма.(1917-1957). Учебное пособие/ Под. ред. М. П. Кима. М., 1957; История СССР. Эпоха социализма. Учебное пособие/ Под. ред. Ю. С. Кукушкина. М., 1985 ; Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000; Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. М., 2001 (материалистическая).

Научная:

1. Монографии: Волкогонов Д.А. Сталин: Политический портрет. В 2-х т. М.,1992. (либеральная). Голод 1932-1933 годов. М.,1995 (либеральная). Выбор пути. История России 1861–1938 / Под ред. О.А. Васьковского, А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995. (либеральная). Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что с нами случилось в 30-30-е гг. М., 1989 (материалистическая). Карташов А.В. История русской церкви: В 2 т. М., 1992–1993. (религиозная). Поспеловский Д.В. Русская Православная церковь в XX веке. М., 1995. (религиозная). Роговин В. Сталинский неонэп. М.,1994 (либеральная). Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. М., 1992. (либеральная). Модернизация: зарубежный опыт и Россия/ Отв. ред. Красильщиков В. А. М., 1994 (технологическая).

 2. Статьи: Бондарев В.В. Сталин и Ленин // Родина, 1995. №1. (либеральная). Война с Финляндией // Родина, 1995. № 12. (либеральная). Горинов М. Советская страна в конце 20-х-нач.30-х гг. // Вопросы истории. 1990. № 11. (либеральная). Зеленин И. Революция «сверху» (о коллективизации с/х) // Вопросы истории 1994, №10. (либеральная). Шевяков А.А. Советско–германские экономические отношения 1939–1941 гг. // Вопросы истории. 1991, №4. (либеральная).

Понятия различных теорий

Понятия различных теорий – социалистическая система (материалистическое направление) и тоталитарный режим (либеральное направление) характеризуют одно и тоже с позиции своих предметов изучения.

Материалистическое направление

Диктатура пролетариата

Власть рабочего класса, устанавливаемая в результате социалистической революции и имеющая целью построение социализма и переход общества к строительству коммунизма.

Социализм

Первая или низшая фаза коммунизма. Государственный строй, при котором господствует общественная собственность на средства производства, власть принадлежит всему народу, отсутствуют эксплуататорские классы.

Тоталитаризм

Государственный строй, подавляющий личность, «усредняющую до уровня всех» и осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни с режимом личной диктатуры.

Модернизация

Тождественно понятиям прогрессивное развитие, цивилизованное развитие.

В широком смысле слова – эволюционные изменения в обществе (политике, экономике, культуре и др.) на основе мирового прогресса.

В узком смысле – двуединый процесс создания машинной промышленности и либеральных (частнособственнических) преобразований в обществе.

Объяснения исторических фактов в различных теориях изучения

Каждая теория, выбирает из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.

оценки СОСТОЯНИя СТРАНЫ В 20 – 30-е ГОДЫ

Всемирно-историческая теория изучает общемировое развитие, прогресс человечества. (Мировоззрение – получение максимальных материальных благ.)

Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Направленность изучения в коллективизм, будущее, строительство нового общества. (Мировоззрение – равное счастье всех, счастье созидающего общества и в нем человека).

Историки материалисты (М. П. Ким, Ю. С. Кукушкин и др.) долгое время не выделяли это время в особый период отечественной истории, растворяя его то в рамках «реконструктивного периода» от капитализма к социализму 1926 – 1937 гг., то в рамках «переходного периода» от капитализма к социализму 1917 – 1937 гг. Основным содержанием этого периода считалось построение в СССР основ социалистического общества, заключавшемся в реализации трех задач: индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, осуществлении культурной революции. Социализм трактуется как государственный строй, при котором господствует общественная собственность на средства производства, власть принадлежит всему народу, отсутствуют эксплуататорские классы.

В литературе, написанной после ХХ съезда КПСС (1956 г.), с 30-ми гг. связывалось формирование культа личности Сталина и нарушения «социалистической законности» (раскулачивание, политические репрессии). Негативные явления в жизни страны связывались с личностью Сталина. Эпоха перестройки 1985 – 1991 гг. вызвала стремление историков весь период 1917 – 1985 гг. объявить периодом «незрелого», «казарменного» социализма.

В либеральном направлении всемирно-исторической теории приоритет в изучении отдается личности, ее правам, дарованным природой, и, прежде всего, праву частной собственности. Основывается на эволюционных изменениях, сотрудничестве классов и незыблемости частной собственности. Направленность изучения в индивидуализм, настоящее, реальность личности. (Мировоззрение – личное счастье человека, живущего в обществе).

Либеральная литература (Н. Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др.) с 30-ми гг. связывает формирование в СССР тоталитарного общества, идеологизированного государства и с этих позиций рассматривала всю предшествовавшую и последующую советскую историю. Тоталитаризм трактуется как государственный строй, подавляющий личность, низводящий ее «до уровня всех» и осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни с режимом личной диктатуры. Тоталитарное государство, с одной стороны, создавало мощную, но однобокую, милитаризованную экономику, с другой стороны, подвергало лишениям народ и уничтожало личность.

Влияние этой теории на историков привело к тому, что с 1987 г. они стали выделять особый «сталинский» период в советской истории, начало периоду положил 1929 г., который под разными названиями – «год великого перелома», «революция сверху», «термидорианский переворот» стал рассматриваться как грань между НЭПом и сталинской политикой форсированной, мобилизационной индустриализации в экономике и тоталитарным обществом в целом. С 1992 г. «сталинский» период был перенесен на всю советскую историю 1917 – начало 90-х гг., которая стала оцениваться как советская модель тоталитарного общества.

Технологическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. (Мировоззрение – счастье человека обеспеченное прогрессом техники).

Сторонники направления (В. А. Красильщиков, С. А. Нефедов и др.) используют термин «сталинская модернизация» или «модернизация по-сталински», выделив в особый период 1928 – 1938 гг. Они считают, что сталинская модернизация (прогресс) объективно преследовала те же цели, что и модернизация начала ХХ в. Она также имела «догоняющий» характер, поэтому ей были присущи те же противоречия и возможные тупики. В то же время она была отягощена рядом как объективных, так и субъективных обстоятельств, совокупность которых можно определить понятием «тоталитаризм».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.