Учебное пособие: История России
Существует ряд других
теорий миграционного происхождения славян и их «прародины» — это и «азиатская»,
выводившая славян с территории Средней Азии, где предполагалась общая для всех
индоевропейцев «прародина», это и «среднеевропейская», по которой славяне и их
предки оказывались пришельцами из Германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь
отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии, — и ряд других теорий.
В противоположность
миграционным теориям признается автохтонное — местное происхождение славян.
Согласно автохтонной теории, славянство образовалось на обширной территории, в
состав которой вошла не только территория современной Польши, но также
значительная часть современной Украины и Белоруссии.
Автохтонная теория
отмечает сложность процесса образования славян. Первоначально складывались
мелкие отдельные разрозненные древнейшие народы на определенной обширной
территории, которые затем образовались в более крупные и, наконец, в
исторически известные народы. Выделяются протославянский, праславянский и
собственно славянский периоды.
Предки протославян в
результате своего культурного сближения дали славянство. Этот процесс
археологами прослеживается до н. э. с III тысячелетия до I.
Праславянский период
начинается с конца I тысячелетия до н.э. Устанавливается культурная, а также и
языковая общность. Значительная часть праславян была включена в орбиту
скифского влияния. В VI—VII вв. завершается период праславянской истории.
Расселение славян на обширнейших пространствах, их активное взаимодействие с иными
народами привели к культурной дифференциации славянского мира и членению
единого языка на отдельные славянские языки.
В VIII—IX вв. наступает
период собственно славянской истории, формирование союзов, образование
государств. Происходит складывание современных славянских народов.
Таким образом, важнейшим
историческим фактом является наличие в I тысячелетии н.э. на территории
Восточной Европы славян.
Первые века нашей эры
стали временем массовых миграций на территории Европы и Азии, получивших
название Великого переселения народов. Для обозначения этого явления порой
пользуются термином «этническая революция». Он призван подчеркнуть масштаб
миграционных процессов в I тысячелетии и их роль в изменении этнополитической
карты Европы и Азии. В ходе глобальных перемещений людей стирались и изменялись
границы традиционного расселения, смешивались разные этнические компоненты,
создавались новые народы.
Первая волна Великого
переселения была связана с германцами. Во II—III вв. через Восточно-Европейскую
равнину, с севера на юг — из районов Скандинавии и Прибалтики в Крым, на
Балканы и оттуда в Южную Азию — двинулись германские племена готов. У Иордана
есть упоминание о мордве, мери, веси, эстах и об онежской чуди, которые вошли в
состав готского царства, созданного вождем готов Германарихом.
Под напором гуннов и
славян в V веке готы были вытеснены из Причерноморья на запад, приведя в
движение другие германские племена, граничившие с Римской империей.
В VI—VIII веках
политическими лидерами на Евразийском континенте стали тюркские племена —
авары, хазары, булгары. Тюрки выделялись в азиатских миграциях — особенно при
заселении Сибири: кыргызы, уйгуры и др.
К последним миграционным
волнам Великого переселения относятся арабские завоевания, начавшиеся в VII
веке и охватившие Аравию, Западную и Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку.
С эпохой Великого переселения совпало несколько этапов еврейской миграции с
Ближнего Востока. Рассеивание евреев началось еще до новой эры в связи с
вавилонскими, македонскими, римскими завоеваниями. Походы арабов вызвали еще
несколько волн исхода евреев с их прародины.
К концу VIII века
относятся первые экспедиции норманнов как в Западную, так и в Восточную Европу.
В IX веке в южно-русские
степи ворвались печенеги, а в XI веке — половцы. В это же время (в конце IX
века) далекий переход мадьяр (угро-финское племя, родственное ханты-манси) с
Южного Урала в Европу завершился заселением ими Паннонии, где они
ассимилировали местных славян.
Таким образом, Великое
переселение народов в I тысячелетии н.э. изменило этнополитическую панораму
Европы и Азии, положило начало современным народам и государствам.
Из правил многотеоретического
изучения
1.
Осмысление объективных
исторических фактов субъективно.
2. Субъективно выделяются
три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления:
материалистическое, либеральное, технологическое), локально-историческая.
3. Каждая теория
предлагает свое понимание истории: имеет свою периодизацию, свой понятийный
аппарат, свою литературу, свои объяснения исторических фактов.
Литература различных
теорий
1. Богданов А.П. История России до Петровских времен.
10-11 кл.: Проб. учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М., 1997 (либеральная).
Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. 8-11 кл.:
Пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Под. ред. акад. А.М. Панченко. М.,
1996 (локальная). История СССР с древнейших времен до конца XVIII века/ Под. ред.Б. А. Рыбакова. М.,
1975; Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000; Маркова А. Н.,
Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. М., 2001
(материалистическая). Сахаров А.Н., Буганов В.И. История с
древнейших времен до конца XVII века: Учебн. для 10 кл. общеобразоват.
учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова. 3-е изд. М., 1997 (универсальная –
синтез теорий).
Периодизация различных
теорий
1. Субъективно выделяются
три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления:
материалистическое, либеральное, технологическое), локально-историческая.
Каждая теория изучения имеет свою периодизацию.
2. Религиозно-историческая
(христианская) делит
историю на периоды: 1) От сотворения Мира до рождения Иисуса Христа; 2) От
рождения Иисуса Христа до конца Мира.
Всемирно-историческая
теория:
— материалистическое
направление
всемирно-исторической теории делит историческое развитие (прогресс) на
формации: первобытное общество, феодальное общество, капиталистическое
общество, коммунистическое общество (первая фаза — социализм);
— либеральное и
технологическое направления всемирно-исторической теории делят историческое развитие
(прогресс): на аграрное (традиционное) общество, индустриальное общество,
постиндустриальное (информационное) общество.
Локально-историческая
теория свою
периодизацию строит исходя из циклов, вытекающих из взаимосвязи Космоса —
Солнца — Земли (совокупность отдельных территорий) — Человека. Теория
этногенеза, представленная Л.Н. Гумилевым, историю этноса делит на фазы:
пассионарная, акматическая, надлома, инерционная, обскурации, мемориальная.
Понятийный аппарат различных
теорий
Государство:
1) Французские
просветители XVIII века: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др. считали, что в основе
образования государства лежит общественный договор. Либеральное направление
всемирно-исторической теории, основываясь на идеях великих гуманистов XVIII
века, считает все образования народов, в том числе и древние, государствами.
(Либеральное направление всемирно-исторической теории.)
2) Государство
— это политическая система, направленная на подавление одного класса другим.
Отсюда, первым государством на территории Восточной Европы является Киевская
Русь, а до нее тогда были только племена и племенные союзы. (Материалистическое
направление всемирно-исторической теории.)
Нация:
1) Исторически
сложившаяся устойчивая общность людей, характеризующаяся четырьмя признаками:
общностью территории, экономики, языка, культуры. (Материалистическое
направление всемирно-исторической теории.)
2) Союз одинаково
мыслящих и одинаково говорящих людей. (Либеральное направление всемирно-исторической
теории.)
3) Союз людей,
объединенных психологическим складом характера на почве общности судьбы. (Либеральное
направление всемирно-исторической теории.)
4) Схожее понятие этнос.
Этнос — природное сообщество: коллектив людей, естественно сложившийся на
основе оригинального стереотипа поведения и противопоставляющий себя всем
другим таким же коллективам. (Локально-историческая теория.)
Объяснения исторических фактов
в различных теориях изучения
Каждая теория выбирает из
множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою
причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе,
историографии, изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на
будущее.
Истоки Российского
государства
Религиозно-историческая
теория изучает
движение человека к Богу.
В книгах православных
авторов история России трактовалась как история народа, наделенного
Божественным призванием, имеющая корни в далеких библейских временах. Точкой
отсчета Российского государства является Киевская Русь, ее крещение.
Всемирно-историческая
теория. Исходя из
предмета изучения (общемирового развития, прогресса человечества).
Историки “выстроили”
народы по иерархической лестнице с “передовыми” (славяне) и “отсталыми”
(угро-финны, половцы) народами. История России рассматривается как история славян.
Локально-историческая
теория изучает
единство человека и территории, составляющее понятие локальная цивилизация. На
территории России такой цивилизацией является Евразия.
Евразийцы (нач. и сер. XX
века) рассматривали Россию как целый историко-географический континент с особой
судьбой. На территории междуречья Днепра и Волги, существовавшей во времени I
т.н.э., было много государственных объединений (скифское, сарматское, гуннское,
хазарское, булгарское, половецкое и др.) с этнически “смешанным” составом
населения. Евразийцы считали, что российские истоки – не только в Европе, но и
в Азии — пристально изучали роль Востока в истории России. Они впервые обратили
внимание на Восточно-Европейскую равнину как на некий “котел” для этнических
“переплавок”, выдвинув тезис “Россия — это соборность наций”.
Наследие евразийцев
отразилось в творчестве историка и этнолога4 Л.Н. Гумилева
(1912—1992)5 , написавшего большое количество работ, посвященных
истории древних народов. Особое внимание он уделял проблеме межэтнических
контактов, в том числе и в российской истории, утверждая, что россияне — это
этнос, сложившийся из трех компонентов: славян, финно-угров и татар.
Причины великого
переселения народов
Религиозно-историческая
теория изучает
движение человека к Богу.
Историки религиозной
теории причину Великого переселения народов связывают с рождением Иисуса
Христа. По логике христианских богословов, в смене этнической картины в Европе
после Великого переселения с наглядностью проявилось Божественное Провидение: “старые”
народы сошли с исторической арены вместе с завершением ветхозаветных времен. На
историческую арену пришли “новые” народы, составляющие основу сегодняшних
государств. Новая христианская эра стала временем торжества евангелической
проповеди и жизнеутверждения народов, обратившихся к христианству. В Евангелии
от Луки, глава 1, стихи 26—35, записано: “Бог послал в этот греховодный,
развращенный мир Своего Сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов
и вечной гибели. Со дня Его рождения на земле наступило новое время. Даже наше
летосчисление начинается с рождения Иисуса Христа”.
Историки
всемирно-исторической теории главным двигателем перемещений народов считают “потребность
в больших пространствах земли, необходимых при тогдашнем примитивном ведении
хозяйства”.
В материалистическом
направлении выделяются такие причины, как разложение
первобытнообщинного строя и появление частной собственности, формирование
крупных племенных союзов, возглавляемых военной аристократией, стремившейся к
обогащению и упрочению власти.
В технологическом
направлении причина Великого переселения народов видится в серии
фундаментальных открытий — в изобретении стремени, седла и сабли. Эти
изобретения обеспечили военное превосходство кавалерии азиатских кочевых
народов и породили волну военной экспансии кочевников, распространявшуюся с
востока на запад.
Локально-историческая
теория изучает
единство человека и территории, составляющее понятие локальная цивилизация.
Теория наиболее ярко
представлена учебным пособием Л.Н. Гумилева (1912—1992)6, согласно
которому резкая активизация этносов связывается с “пассионарным взрывом”, то
есть всплеском жизненной энергии “молодых” народов на фоне определенной
инерционности исторически “старших” этносов.
Локально-историческая
теория предполагает признание своеобразия и оригинальности каждого этноса из
когда-либо существовавших на планете. По этой теории, каждый народ занимает
свою природно-экологическую и историческую “нишу”.
Формирование восточных
славян в технологическом направлении всемирно-исторической теории
Историки направления
обращают внимание, что в процессе формирования восточно-славянского этноса,
помимо славян, принимали участие и другие народы. В культуре восточных славян
отмечены следы скифо-сарматского влияния, имена некоторых славянских богов —
Хорс, Симаргл, Вий — имеют скифо-сарматское (индоиранское) происхождение. К
иранским языкам восходят слова готского происхождения (“хлеб”, “изба”,
“князь”), имеются отдельные финно-угорские заимствования (например, слово
“витязь”). Смешение с финно-угорскими народами сказалось на расовом типе
восточных славян. Сильными были и хазарские влияния; как известно, славяне
долгое время платили дань хазарам, а киевского князя именовали “каганом”.
предмет изучения +
исторический факт = теоретическая интерпретация
Сравнительно-теоретические схемы
№ 1. Причины Великого преселение народов (II–IV вв. или I–IX
вв.)
Название теории |
Предмет
Изучения
|
Интерпретации факта |
Религиозно-историческая
(Христианская)
|
Движение человечества к Богу |
С рождением Иисуса Христа «старые» народы сошли с исторической арены
вместе с завершением ветхозаветных времен. На смену им пришли «новые»,
современные народы |
Всемирно-историческая:
|
Общемировое развитие, прогресс человечества |
Развитие народов и освоение ими новых территорий. Изменение климата |
Материалистическое направление
|
Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами
собственности. Классовая борьба |
Прогресс в орудиях труда. Разложение первобытного общества и зарождение
частной собственности привели к миграции народов |
Технологическое направление
|
Развитие технологическое, научные открытия |
Фундаментальные открытия, обеспечивающие превосходство одного народа
над другими и расширение им территории обитания. Распространение оружия и
изделий из железа, стремени, седла, сабли и др. |
Локально-историческая
|
Единство человечества и территории |
В результате пассионарного толчка
произошел всплеск жизненной энергии «молодых» народов (Л.Н. Гумилев) |
№ 2. Теории происхождения славян
Миграционная |
Славяне локализовались на небольшой территории, а затем расселились по
Восточной Европе. Мнения о прародине славян: Дунайская, Прибалтийская,
скифо-сарматская, азиатская, среднеевропейская, североевропейская
(арктическая). |
Автохтонная (местная)
|
Славяне исконно проживали на территории Восточной Европы. В связи с
этим в истории славян выделяют периоды:
1) протославянский (III т.до н.э. – I т.до н.э.);
2) праславянский (конец I в. н.э. – VII в.);
3) собственно славянский (VIII–IX вв.).
|
№ 3. Государства и народы на территории Восточной Европы и
Сибири до XII в.
1) Киммерийцы (?– VII в. до н. э.);
2) Скифы (VII в до н. э. – III
в. н. э.);
3) Сарматы ( II в. до н. э. – IV
в. н. э.);
4) Готы ( II – IV в. н.
э.);
5) Гунны (I – V в. н. э.);
6) Авары ( VI – IX в.
н. э.);
7) Хазары ( VI – X в.
н. э.);
|
8) Волжская Булгария ( VII в.н.э. – 1236 г.);
9) Печенеги ( IX – XI в. н. э.);
10) Половцы (XI – XIII в. н. э.);
11) Киевская Русь (882 – 1132 гг.);
12) Балты и финно-угры
(Северо-восточная Европа);
13) Самодийские народы (север Азии).
|
Примечания
1 Глава написана с позиции
локально-исторической теории.
2Ассимиляция — слияние одного народа с
другим с утратой одним из них своего языка и культуры. Бытует мнение, что
завоеватели порой полностью уничтожали своих противников. Мнение ошибочно: при
всей первобытной жестокости завоеватели, как правило, оставляли в живых молодых
женщин и детей.
3 Этноним (от греч. ethnos —
племя, народ и onima — имя)— название племени, народа и др. этнической
общности.
4 Этнология — народоведение.
5 Для «погружения» читателя в эпоху
историка приведены даты его жизни. Теоретические воззрения историка во многом
определяются эпохой, в которой он жил.
6 Учебное пособие Гумилева Л.Н. “От
Руси до России” рекомендовано Министерством образования РФ учащимся 10—11-х
классов. В связи с этим в последующих теоретических материалах
локально-историческая теория в основном будет представлена теорией этногенеза
Л.Н. Гумилева. По усмотрению преподавателя может быть использована
локально-историческая теория в изложении евразийцев (Г.В. Вернадский, П.Н.
Савицкий, Н.С. Трубецкой и др.).
Глава 2. Киевская Русь (xi—xii
вв.) и Удельная Русь (xii—xiii вв.)1
На территории Восточной
Европы более двух веков существовало сильное государство Киевская Русь.
Начальный период образования государства нашел отражение только в летописях.
Они писались, переписывались и дописывались в разное время, так что некоторые
сюжеты истории выглядят как легенды.
Согласно «Повести
временных лет» (начало XII века), создание мощного русского государства на
территории Восточной Европы началось с севера. За 859 г. в летописи есть
сообщение, что племена славян на юге платили дань хазарам, а на севере славяне
и угро-финны платили дань варягам.
Достоверность
описываемого подтверждает сравнительный материал Западной Европы. В первой
половине IX века норманны, или викинги («варяги»), совершали опустошительные
набеги на территории приморских стран. «Послал бог толпы свирепых язычников, —
говорит английская хроника, — датчан, норвежцев, готов и шведов. Они опустошали
грешную Англию от одного берега до другого, убивали народ и скот, не щадили ни
женщин, ни детей». В 845 г. норманны разграбили селения по берегам Сены до
Парижа; французский король Карл был вынужден уплатить 7 тысяч фунтов серебра,
чтобы спасти Париж от разрушения. По-видимому, набегам норманнов подвергались и
народы Восточной Европы. Летопись сообщает, что в 862 году новгородцы изгнали
варягов за море, но среди разноязыких племен, да и в самом Новгороде — мира не
было и пришлось пригласить князя, «...который бы владел и судил по праву». И
пошли за море к варягам, к руси и пригласили трех братьев Рюрика, Синеуса и
Трувора. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус — на Белоозере, а Трувор — в
Изборске.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57
|