На втором этапе, который
пришелся на вторую половину 1942 г. - 1944 г. советская военная экономика,
стала действовать как хорошо отлаженный механизм. Уже к концу 1942 г. СССР
выпускал больше вооружений, чем фашистская Германия. К концу войны советская
страна производила самолетов, танков, артиллерийского и автоматического оружия
больше, чем все другие страны, участвовавшие во второй мировой войне, уступив
лишь США по производству самолетов. Урал в годы войны давал 40% военной
продукции. Если сопоставить производство военной продукции двух стран, основных
противников в войне, СССР и Германии, то получится следующая картина: Германия
произвела в годы войны 46 тыс. танков и самоходных орудий, 90 тыс. самолетов,
320 тыс. артиллерийских установок, а СССР соответственно — 103, 112 и 482.
Поскольку уже в 1944 г.
стало ясно, что советская экономика произвела такое количество вооружений,
которого достаточно для обеспечения победы, во второй половине 1944 г. были
приняты меры по частичной реконверсии промышленных предприятий, и начался
третий этап в развитии советской экономики, который продолжался до конца войны.
Необходимость этого объяснялось тем, что производство предметов потребления в
Советском Союзе находилось в годы войны на уровне начала 20-х гг., а сельское
хозяйство было в жесточайшем кризисе.
Культурная жизнь страны в
годы войны испытывала влияние новых моментов. Резко сократилась материальная
база учреждений культуры из-за прекращения их финансирования. Многие центры
советской культуры находились в западных и центральных районах страны, которые
в первые же месяцы войны были оккупированы. Ряд учреждений науки и культуры
удалось эвакуировать в восточные районы, однако многие культурные и научные ценности
попали, в руки врага и до сих пор не возвращены в страну. Деятели культуры и
науки вынуждены были искать новые формы существования в условиях военного
времени. Они выступали с лекциями и концертами на фронтах, в госпиталях, на
фабриках, заводах и т. д.
Правящая партия ставила
перед интеллигенцией новые задачи, которые диктовались условиями военного
времени. Она должна была воспитывать у советских людей такие необходимые
качества, как патриотизм, социалистический интернационализм, верность долгу,
присяге, ненависть к врагу и т. д. Такая пропаганда велась, и она была
достаточно эффективна.
Деятели советской
культуры стали обращаться к историческому прошлому русского народа, снимать
фильмы, ставить театральные постановки, писать художественные произведения о
деятелях и событиях дореволюционной России. Сотрудничество со странами
антигитлеровской коалиции позволило обратиться им к творчеству западных
писателей и художников и пропагандировать его в нашей стране. Многие советские
люди в годы войны впервые познакомились с достижениями мировой культуры.
В годы Великой
Отечественной войны коренным образом изменился быт советских людей. Практически
все они изменили свои жизненные условия. Мужское население было мобилизовано в
армию, численность которой достигла 11 млн. человек. На промышленное
производство пришли женщины, дети, вчерашние крестьяне. Их труд в годы войны
был тяжелым, с продолжительным рабочим днем, практически без выходных дней и
отпусков. Чтобы обеспечить себе поддержку крестьянства, правительство вынуждено
было отменить некоторые ограничения, введенные в период коллективизации. На
это, кстати, оказало влияние стремление немцев на оккупированной территории
провести деколлективизацию. Крупной уступкой советскому крестьянству в годы
войны явилась ставка на его личные интересы. Были разрешены в деревне личные
подсобные хозяйства, и крестьяне получили определенную свободу в реализации
продукции из подсобных хозяйств. Кроме того именно для крестьянства полученная
свобода вероисповедания была наиболее актуальной.
Уже в июле 1941 г. на
карточное снабжение было переведено население Москвы и Ленинграда. В 1942 г.
карточками обслуживалось 62 млн. советских людей, а в 1945 г.— 80 млн. Все
население страны по уровню потребления было разбито на несколько категорий в
зависимости от трудового и военного вклада, при этом нормы их снабжения по
карточкам существенно колебались. Всю войну в стране функционировали колхозные
рынки, на которых по высокой цене можно было приобрести продукты питания.
Однако это мог сделать далеко не каждый человек, ибо на Урале 1 кг мяса стоил
больше, чем получал в месяц рабочий. С апреля 1944 г. была введена система
коммерческих магазинов и ресторанов.
В период войны в стране
была сильная инфляция. Несмотря на то, что высокопроизводительный труд хорошо
оплачивался, реальная заработная плата в 1945 г. составляла 40% от уровня 1940 г.
Но и этих заработанных денег нельзя было реализовать, и они скапливались на
сберегательных книжках, особенно в деревне. В целях изъятия у населения
необеспеченных товарами денег государство вводило систему специальных налогов,
принудительных займов, замораживало денежные вклады, организовывало
«добровольные» подписки на самолеты, танки и т. п.
Из правил многотеоретического
изучения
1.
Осмысление объективных
исторических фактов субъективно.
2. Субъективно выделяются
три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления:
материалистическое, либеральное, технологическое), локально-историческая.
3. Теория определяется
предметом изучения и отражает мировоззрение человека (группы людей).
4. Каждая теория изучения
имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои
объяснения исторических фактов.
Литература различных теорий
Учебная:
Верт Н. История
советского государства. 1900–1991. М., 1992;Островский В.П., Уткин А.И.
История России. ХХ век. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.,
1995(либеральная).Вернадский Г. В.Русская
история: Учебник. М., 1997. (локальная). История СССР.
Эпоха социализма.(1917-1957). Учебное пособие/ Под. ред. М. П. Кима. М., 1957;
История СССР. Эпоха социализма. Учебное пособие/ Под. ред. Ю. С. Кукушкина. М.,
1985 ; Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000; Маркова А. Н.,
Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. М., 2001 (материалистическая).
Научная:
1.Монографии:
Великая Отечественная война 1941–1945. М., 1965. (материалистическая). Великая
Отечественная война 1941-1945. М.,1998-1999. В 4-х кн. (либеральная). Выбор
пути. История России. 1939-2000. Отв. ред А.Т. Тертышный. Екатеринбург, 2001. (либеральная).
Другая война.1939-1945 / Под ред. Ю.Н. Афанасьева. М.,1996
(либеральная). Городецкий Г. Миф «Ледокола»: Накануне войны. М., 1995
(материалистическая). Готовил ли Сталин наступательную войну против
Гитлера? / Под ред. Г.А. Бордюгова, М. 1995. (материалистическая).
Некрич А. 1941, 22 июня. М.,1995. 2-е изд.(либеральная).Соколов Б.В. Цена победы. Великая Отечественная: неизвестное об известном.
М., 1991.(либеральная). Суворов В. Ледокол. Кто начал
Вторую мировую войну? День «М». М., 1992. (либеральная). Модернизация:
зарубежный опыт и Россия/ Отв. ред. Красильщиков В. А. М., 1994 (технологическая).
2.Статьи:Безымянский Л. Советская разведка перед войной // Вопросы истории. 1996. №
9 (материалистическая). Бобылев П.Н. К какой войне
готовился Генеральный штаб РККА в 1941 г. // Отечественная история.1995.
№ 5(материалистическая). Борозняк А.И. 22 июня 1941:
взгляд с «той» стороны // Отечественная история. 1994. №1. (материалистическая).
Горьков Ю.А. Кремль. Ставка. Генштаб. (1935-1945 гг.). Тверь. 1995.
(Рецензия-Вопросы истории 1996. № 4) (материалистическая).
Горьков Ю.А., Семин Ю.Н. О характере военно-оперативных планов СССР накануне
Великой Отечественной войны. Новые архивные документы // Новая и новейшая
история. 1997. №5.(материалистическая). Данилов В.Д. Сталинская
стратегия начала войны: планы и реальность // Отечественная история. 1995. №3.(либеральная). Кнышевский П.Н. Государственный Комитет Обороны:
методы мобилизации трудовых ресурсов // Вопросы истории. 1994. №2. (либеральная).Молодяков В.Э. Начало Второй мировой войны: некоторые геополитические
аспекты // Отечественная история. 1997. №5(материалистическая).
Алексеев В. В., Нефедов С. А. Технологическая интерпретация истории второй
мировой войны// Урал индустриальный. Екатеринбург., 2001 - http://hist1.narod.ru/Science/Part2.html (технологическая).
Понятия различных теорий
Материалистическое
направление
Фашизм
Политическое течение,
возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма
(после Великой Октябрьской социалистической революции) и выражающей интересы
наиболее реакционных и агрессивных кругов империалистической буржуазии.
Фашизм у власти
Открытая террористическая
диктатура наиболее реакционных сил империалистической буржуазии, применяющая
крайние формы насилия против рабочего класса. Политика антикоммунизма, шовинизма,
расизма.
Либеральное
направление
Фашизм
Идеология и практика,
утверждающая превосходство и исключительность определенной нации или расы и
направленные на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации
в отношении представителей иных народов; отрицание демократии, установление
культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических
противников любых форм инокомыслия; оправдания войны как средства решения
межгосударственных проблем.
Объяснения исторических
фактов в различных теориях исторического процесса
Каждая теория, выбирает
из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою
причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии,
изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.
ВЕЛИКая
ОТЕЧЕСТВЕННая ВОЙНа
Религиозно-историческая
теория изучает движение человека к Богу. (Мировоззрение – спасение Души).
Война стала серьезным
испытанием русского народа, выдержать которое можно было, только обратившись к
традиционным, проверенным историей духовным ценностям, сплотившись на основе
освященного Православием принципа Соборности.
Всемирно-историческая
теория изучает
общемировое развитие, прогресс человечества.
Материалистическое
направление
всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем
приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами
собственности. Направленность изучения в коллективизм, будущее, строительство
нового общества. (Мировоззрение – счастье созидающего общества и в нем
человека).
В рамках направления
участие Советского Союза в войне описано основательно. Были созданы в 40 – 80-е
гг. обобщающие многотомные труды и многочисленные монографии, главное внимание
в которых уделялось описанию военных действий и экономических процессов,
происходивших в стране в 1941 – 1945 гг. Советские историки (М. П. Ким, Ю. С.
Кукушкин и др.) четко разделяли два понятия: вторая мировая война (1939 – 1945 гг.),
к которому Советский Союз практически не имел отношения, и Великая Отечественная
война (1941 – 1945 гг.), в которую СССР был втянут вероломным нападением
фашистской Германии. Советские историки различных поколений спорили о
периодизации войны, ибо это было связано с оценкой роли Сталина и советских
руководителей в ходе войны, о причинах неудач Красной Армии в начальный период
войны. Война интерпретировалась как классовая, с одной стороны – ударными
силами мирового империализма в лице фашистской Германии, с другой – всеми
трудящимися в лице форпоста мирового социализма – СССР. Война была классовая,
война – жестокая, война – на физическое уничтожение. Особо подчеркивается
победа Советского народа. Советское государство, выстояв и победив в
Отечественной войне, показало всему миру преимущество политического и
экономического строя социализма. После войны мир раскололся на две системы:
социалистическую во главе с СССР и капиталистическую во главе с США.
В либеральном
направлении
всемирно-исторической теории приоритет в изучении отдается личности, ее правам,
дарованным самой природой, и, прежде всего, праву частной собственности.
Основывается на сотрудничестве классов и незыблемости частной собственности.
Направленность изучения в индивидуализм, настоящее, реальность личности.
(Мировоззрение – личное счастье человека, живущего в обществе).
Либеральные историки (Н.
Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др.) на первый план выдвигают проблемы
межгосударственной истории военного времени, не принимая во внимание
марксистскую теорию о классах и классовой борьбе в мировом масштабе,
исторической роли и задачи первого социалистического государства. На Западе
всегда писали о роли Советского Союза в развязывании второй мировой войны и о
его вступлении в войну уже в 1939 г., рассматривая такие события, как оккупация
Восточной Польши, Прибалтики, части Румынии, советско-финскую войну как эпизоды
начального этапа войны для Советского Союза. Вкладом в либеральную
интерпретацию стали работы эмигранта В. Суворова (Резуна), который особо
обратил внимание историков на такие вопросы, как роль советско-германского
пакта 1939 г. о ненападении, как катализатора Второй мировой войны, подготовка
Сталиным в 1940 – 1941 гг. наступательной войны против Германии, подготовка
войны Советским Союзом как решающей фазы в реализации идеи мировой революции.
Либеральные историки
обращают основное внимание на исторические факты, связанные с правами человека
в СССР. Согласно заданности интерпретации никакая великая цель не может
оправдать средства, необходимые для ее достижения. Либерально-историческая
логика опирается в основном на такие факты Российской истории периода войны,
как: репрессии, депортации, количество и судьба военнопленных. Именно с
раскрытия «белых пятен» в отношении государства к личности и началась
перестройка в изучении истории Великой Отечественной войны. Были поставлены
проблемы о «вине» СССР в развязывании войны, о цене Победы, о роли союзников
СССР по Антигитлеровской коалиции в достижении общей победы над врагом.
Проблема всемирно-исторического значения победы советского народа была заменена
другой – итоги и уроки войны.
Технологическое
направление всемирно-исторической
теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому
развитию и сопутствующим изменениям в обществе. (Мировоззрение – счастье
человека, обусловленное прогрессом техники).
Историки технологического
направления (В. А. Красильщиков, С. А. Нефедов и др.) считают, что во второй
мировой войне, так же как и в первой, главную роль играл военно-технический
фактор. Появление авиации и танков породили новую тактику «блицкрига»; это
новое оружие оказалось в руках Германии и обеспечило ее победы на первом этапе
войны. Однако Германия не сумела одержать окончательную победу; тактика
танковых клиньев была заимствована Красной Армией, и «Третий рейх» был
разгромлен.
Локально-историческая
теория изучаетединство человека и территории, составляющие понятие
локальная цивилизация. На территории России такой является Евразия.
(Мировоззрение – счастье человека в его гармонии с природой, обеспечивающей
здоровье, продление жизни).
Нападение Германии на
Россию представляется попыткой объединенных европейских государств военной
силой подчинить себе народы Евразии и тем самым устранить конкурента за мировое
влияние. Ранее в истории военная агрессия Европы в отношении Евразии была
пресечена Александром Невским, а позднее Кутузовым.
Сравнительно-теоретические схемы
№ 1. Причины и ход Великой Отечественной войны
Название теории
Предмет изучения
(алгоритм)
Интерпретации факта в различных теориях
Религиозно-историческая
(Христианская)
Движение человека к Богу
Война стала серьезным испытанием русского народа, выдержать которое
можно было, только обратившись к традиционным, проверенным историей духовным
ценностям, сплотившись на основе освященного Православием принципа
Соборности.
Всемирно-историческая:
Материалистическое направление
Прогресс общества. Формационное развитие.
Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности
Первое в мире социалистическое государство – СССР находится в окружении
капиталистических стран, которые предпринимают попытки: 1)уничтожения
ударными силами мирового капитализма, фашистской Германией, первого в мире
социалистического государства – СССР; 2) военной силой установить на
территории СССР капитализм и эксплуатацию его народов со стороны
капиталистической Германии. Причина победы – советский народ защищал свою
Родину, социализм, СССР как базу мировой революции. Периодизация войны: 1)
первый период – срыв гитлеровского плана молниеносной войны и создание
условий для ее коренного перелома (22 июня 1941 г. – 19 ноября 1942 г.); 2)
второй период – начало контрнаступления под Сталинградом до форсирования
Днепра и освобождения Киева – коренной перелом в ходе войны (19 ноября 1942 г.
– конец 1943 г.); 3) третий период – полное изгнание фашистских захватчиков с
Советской земли, освобождение стран Центральной и Юго-Восточной Европы,
окончательный разгром и капитуляция гитлеровской Германии (конец 1943 г.–9
мая 1945 г.).
Всемирно-историческая:
Либеральное направление
Прогресс личности. Модернизационное развитие.
Классовое сотрудничество на основе частной собственности
Интернациональная идеология Советского государства «Пролетарии всех
стран, соединяйтесь» является открытым призывом к насильственному изменению
общественно-политического строя капиталистических государств. Политика СССР в
отношении к государствам другой политической системы носит агрессивный
характер. Тоталитарная Германия вынуждена была нанести упреждающий
(превентивный) удар по потенциальному агрессору. Тоталитарные государства
Германия и СССР одинаково виноваты в начале войны. Причина победы –
российский народ защищал свою Родину.
Во второй мировой войне, так же как и в первой, главную роль играл
военно-технический фактор. Появление авиации и танков породили новую тактику
«блицкрига»; это новое оружие оказалось в руках Германии и обеспечило ее
победы на первом этапе войны. Однако Германия не сумела одержать
окончательную победу; тактика танковых клиньев была заимствована Красной
Армией, и «Третий рейх» был разгромлен.
Локально-историческая
Единство человека и территории
Попытка объединенных европейских государств военной силой подчинить
себе народы Евразии и тем самым устранить конкурента за мировое влияние.
Ранее в истории военная агрессия Европы в отношении Евразии была пресечена
Александром Невским, а позднее Кутузовым.