рефераты бесплатно

МЕНЮ


Учебное пособие: История России

В условиях экономического соревнования между капиталистической и социалистической системами был выдвинут лозунг «Догнать и перегнать Америку по производству мяса и молока на душу населения». С 1958 г. был взят курс на увеличение посевов кукурузы. Сам по себе этот курс был правильным – только таким путем можно было создать кормовую базу для современного животноводства. Но проводился он ретивыми чиновниками, волевыми методами, непродуманно. Кукурузу продвигали даже за полярный круг; сеяли там, где она не могла расти. Посевные площади под кукурузой увеличивались за счет посевов других культур, заливных лугов – в результате кормовая база не выросла, а сократилась. Чтобы выполнить план по сдаче мяса государству, в массовом порядке начался забой скота. Произошло резкое сокращение поголовья.

В начале 60-х гг. был взят курс на резкое сокращение приусадебных участков и развитие социалистического сектора в деревне (колхозов и совхозов). Ликвидация приусадебных участков привела к сокращению в стране производства картофеля, мяса, овощей.

Эти резкие чиновничьи-волевые преобразования привели к разбалансированию экономики страны и снизили темпы развития сельского хозяйства. Вместо запланированных 70% увеличения производства сельскохозяйственной продукции рост за семилетку составил 13%. 1963 год был неурожайным. Нехватка хлеба стала настолько ощутимой, что пришлось ввести нормирование его продажи.

Осуждение культа личности Сталина, перевод классовой борьбы с капиталистическими странами в экономическую сферу сопровождались «оттепелью» в сфере культуры. Сам термин «оттепель» получил свое название по одноименному роману И. Эренбурга, написанному в эти годы. Советский Союз становился все более открытым для мира, учащаются международные культурные контакты. В 1957 г. в Москве был проведен Международный фестиваль молодежи и студентов. Появились новые литературные произведения, ставившие острые проблемы: «Не хлебом единым» М. Дудинцева, «Районные будни» В. Овечкина. Большой резонанс у читателей вызвала поэма А. Твардовского «За далью даль», в которой впервые было сказано о культе личности И. Сталина. Начали публиковаться молодые поэты: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Б. Окуджава, Р. Рождественский, чьи стихи впоследствии завоевали большую известность. Поэзия вошла в моду – стихи читали в концертных залах, на стадионах. Вошло в практику собираться по субботам на площади Маяковского, вокруг памятника поэту, где выступали молодые поэты, писатели, философы.

Активизировалась деятельность театральных режиссеров: в Ленинградском театре комедии А. Лобанова в московском театре им. Ермоловой О. Ефремов организовал студию молодых актеров, ставшую впоследствии театром «Современник». После XX съезда начался подъем в кинематографическом искусстве. Был создан ряд выдающихся фильмов, вошедших в сокровищницу мирового киноискусства: «Летят журавли», «Тихий Дон» «Сорок первый» и менее значительные, но оставившие след в отечественной кинематографии «Высота», «Девчата» «Весна на Заречной улице», «Дорогой мой человек» и др.

В мире литературы и искусства был реабилитирован ряд имен: Ю. Тынянов, М. Булгаков, И. Бабель.

Начались дискуссии по ряду важнейших теоретических вопросов: роль личности и народных масс в истории, соотношение теории и практики, о периодизации истории советского общества. Важное значение для роста самосознания советского народа имело осуждение XX съездом КПСС культа личности И.В. Сталина. Человек времен «оттепели» иначе, более критически относился к прошлому и настоящему. Прежде всего, это проявилось по отношению к лидерам. Если большинство трудящихся связывали все успехи с именем И.В. Сталина и искренне плакали, узнав о его смерти, то к Н.С. Хрущеву отношение было уже иное. Разумеется, он вначале имел авторитет, но сохранить его не смог. По мере того, как накапливались трудности и одновременно происходило возвеличивание роли Н.С. Хрущева, его авторитет в глазах народа падал.

Однако важно связать критическое отношение к прошлому и настоящему с вопросом об отношении советских людей к коммунистической перспективе. Были и такие которые сомневались. Но можем ли мы говорить о том, что сомнение было характерной чертой сознания человека? Для того времени об этом говорить не приходится. Нельзя забывать о том, что в те годы были достигнуты caмые высокие темпы развития, налицо были успехи в развитии науки и техники. Когда генерал П. Григоренко в 1961 г. выступал с осуждением Программы партии, то он не ставил под сомнение коммунистическую перспективу, а говорил лишь о некоторых вопросах, требующих детализации. Число сомневающихся увеличилось в последующие годы.

В середине 50-х годов произошел резкий поворот в социальной политике СССР. Восстановление разрушенного войной хозяйства и дальнейшая индустриализация создали условия для повышения жизненного уровня народа.

С 1956 г. по 1965 г. было проведено поэтапное повышение заработной платы. В 1956 году была сокращена до 42 часов рабочая неделя. В том же году был принят закон о пенсиях, бывший по тем временам лучшим в мире (самый низкий пенсионный возраст, максимальная пенсия 120 рублей при средней зарплате 75 рублей в месяц). Резко возросла обеспеченность населения больницами, школами, дошкольными детскими учреждениями.

За семилетку было построено жилья столько, сколько за все предшествующие годы Советской власти. В 60-е годы по числу строящихся квартир на 1 тыс. жителей СССР занимал первое место в мире, причем, в отличие от прошлых лет, строилось благоустроенное жилье, с водопроводом, канализацией, ванной. Интенсивно шла газификация жилого фонда. Все это позволило в начале 70-х годов перейти от покомнатного к поквартирному принципу расселения семей. Конечно, преобладающим типом квартиры были так называемые «хрущевки» – с низкими потолками, совмещенными «удобствами», в панельных домах, но по сравнению с предыдущим барачно-коммунальным периодом, это был колоссальный шаг вперед.

Существенные изменения произошли в жизни крестьян. Были снижены нормы, а в 1958 году отменены обязательные поставки продукции с приусадебных участков крестьян, сокращен денежный налог, введены твердые суммы налогообложения. Крестьяне получили паспорта. В 1964 году было введено пенсионное обеспечение колхозников.

В конце 50-х годов была отменена плата за обучение в высших и средних специальных учебных заведениях и старших классах средних школ, введенная после Отечественной войны. В целом, в этот период проводился курс на выравнивание жизненного уровня всех категорий населения за счет повышения минимальной заработной платы, за счет расширения сферы услуг, предоставляемых населению бесплатно, за счет общественных фондов потребления (образование, здравоохранение, дешевое жилье, детские учреждения, общественное питание и др.).

Теории изучения

Из правил многотеоретического изучения

1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно.

2. Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления: материалистическое, либеральное, технологическое), локально-историческая.

3. Теория определяется предметом изучения и отражает мировоззрение человека (группы людей).

4. Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.

Литература различных теорий

Учебная:

Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П., Уткин А.И. История России. ХХ век. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М., 1995 (либеральная). Вернадский Г. В. Русская история: Учебник. М., 1997. (локальная).. История СССР. Эпоха социализма.(1917-1957). Учебное пособие/ Под. ред. М. П. Кима. М., 1957; История СССР. Эпоха социализма. Учебное пособие/ Под. ред. Ю. С. Кукушкина. М., 1985 ; Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000; Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. М., 2001 (материалистическая).

Научная:

1. Монографии: Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М., 1992. (либеральная). Арбатов Г.А. Свидетельство современника. Затянувшееся выздоровление (1953–1988 гг.). М., 1991. Гл. 5,6,7,8. (либеральная). Бурлацкий Ф.М. Вожди и советники. М., 1990. (либеральная). Выбор пути. История России. 1939-2000. Отв. ред А.Т. Тертышный. Екатеринбург, 2001. (либеральная). Загладин Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии. М., 1990. (либеральная). Медведев Р.А. Н.С. Хрущев. Политическая биография. М.,1991. (либеральная). Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти.1945-1991. М., 1998. (либеральная). Поспеловский Д.В. Русская Православная церковь в XX веке. М., 1995. (религиозная). Модернизация: зарубежный опыт и Россия/ Отв. ред. Красильщиков В. А. М., 1994 (технологическая).

2. Статьи: Зубкова Е.Ю. Маленков, Хрущев и «оттепель» // История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991. (либеральная). Сталин–Хрущев–Брежнев: Проблема политического лидерства в советском обществе // Общественные науки. 1989. №1 (материалистическая). Такер Р. Политическая культура и лидерство в Советской России от Ленина до Горбачева // США: Экономика, политика, идеология. 1990. № 1–6. (либеральная).

Понятия различных теорий

Материалистическое направление

Диктатура пролетариата

Власть рабочего класса, устанавливаемая в результате социалистической революции и имеющая целью построение социализма и переход общества к строительству коммунизма.

Социализм

Первая или низшая фаза коммунизма. Государственный строй, при котором господствует общественная собственность на средства производства, власть принадлежит всему народу, отсутствуют эксплуататорские классы.

Коммунизм

Бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов.

Либеральное направление

Авторитаризм

Государственный строй, подавляющий личность, низводящую ее «до уровня всех» и осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни.

Тоталитаризм

Государственный строй, подавляющий личность, «усредняющую до уровня всех» и осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни с режимом личной диктатуры.

ОБЪЯСНЕНИЯ исторических фактов В различных ТЕОРИЯХ изучения

Каждая теория, выбирает из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.

Оценки РАЗВИТИЯ СССР В середине 1950-х– середине 1960-х годов

Всемирно-историческая теория изучает общемировое развитие, прогресс человечества.

Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Основывается на борьбе классов, ведущей к уничтожению частной собственности. Направленность изучения в коллективизм, будущее, строительство нового общества. (Мировоззрение – счастье созидающего общества и в нем человека).

Историки-материалисты (М. П. Ким, Ю. С. Кукушкин и др.) считают, что в СССР в конце 1950-х годов было построено полностью и окончательно социалистическое общество. Государство (орудие для построения социализма и коммунизма) перестало быть органом диктатуры пролетариата и стало органом всего советского народа (общенародным). Восстановленная после войны и значительно окрепшая индустрия позволяла и взять курс на повышение благосостояния народа.

В 1961 году на XXII съезде КПСС была принята программа строительства коммунистического общества. Коммунизм определяется как бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов.

Согласно программе общенародное государство трансформировалось в сторону коммунистического самоуправления. Возрастала роль коллективов, общественных организаций, в которых по мере строительства коммунизма растворялась КПСС.

Переход к коммунистическому самоуправлению обеспечивался децентрализацией управления народным хозяйством (совнархозами), созданием внештатных отделов в государственных органах (Советах народных депутатов), общественными трудовыми объединениями на предприятиях (общественно-конструкторские бюро, общественное бюро и др.). КПСС была разделена по производственному принципу, с перспективой врастания в управленческие хозяйственные (промышленность и сельское хозяйство) структуры. В сельском хозяйстве ускорилась ликвидация личного и перевод коллективных хозяйств (колхозов) во всенародное хозяйство (совхозы). В области культуры проводился курс на развитие народной самодеятельности. Крепла коллективистская психология, основные положения которой отражал включенный в Программу КПСС «Моральный кодекс строителя коммунизма».

Внешняя политика обеспечивала мирное сосуществование двух разнородных систем (капитализма и социализма), расширение и укрепление социалистического лагеря, помощь борющемуся пролетариату капиталистических стран, переход стран, освободившихся от колониальной зависимости капитализма на путь строительства социализма.

В области идеологии усилилась борьба против буржуазного влияния, распространения частнособственнической психологии. С.Кара-Мурза утверждает, что «так хорошо жить, как во время послесталинского социализма, большинство наших граждан не будет очень долго… Советский социализм в целом был уникальной, чудесным образом достигнутой точкой во всем пространстве социально-экономических ситуаций».

Начался процесс обновления, в основе которого являлось широкое привлечение всего народа к общественной жизни: политики, экономики, культуры. Партия стояла во главе процесса и начинала прежде всего с себя – с восстановления ленинских норм партийной жизни, коллегиальности руководства, развития демократических основ организационного построения КПСС.

В либеральном направлении всемирно-исторической теории приоритет в изучении отдается личности, ее правам, дарованным природой, и, прежде всего, праву частной собственности. Основывается на эволюционных изменениях, сотрудничестве классов и незыблемости частной собственности. Направление в своем крайнем проявлении противопоставляет личность обществу, а само общество ассоциируют с государством. Согласно логике либерального направления в истории Советской России личность и государство являются врагами. Направленность изучения в индивидуализм, настоящее, реальность личности. (Мировоззрение – личное счастье человека, живущего в обществе).

Либеральные историки (Н. Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др.) обращают внимание на ухудшение положения человека и прежде всего на рост розничных цен на продовольствие. В ряде городов страны произошли стихийные выступления рабочих. Власть игнорирует материальную заинтересованность работников в результатах своего труда. Создание совнархозов увеличило численность чиновников – административного аппарата. Тоталитарное государство боролось в культуре против творческого раскрытия личности, организуя общественные суды над сторонниками авангардного направления, сторонниками джаза, стилягами. Руководство СССР применило вооруженную силу для подавления антисоветского выступления в Венгрии.

Разоблачение «культа личности» представляется уловкой «верхов», а не результатом политической необходимости. С середины 50-х гг. тоталитаризм начинает трансформироваться в авторитаризм, который трактуется как государственный строй, подавляющий личность, низводящую ее «до уровня всех» и осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни. Авторитаризм отличается от тоталитаризма тем, что в нем отсутствует режим личной диктатуры. Ослабление послесталинского времени видится попыткой сохранения на плаву режима при смягчении его крайностей. Поскольку без этих «крайностей», составляющих саму сущность системы она не могла функционировать начинается период стагнации, сбоев и нарастании противоречий.

Попытка либерализации страны впервые была сделана Н.С. Хрущевым. Однако проведенная им десталинизация серьезно дестабилизировала систему, и потому он был смещен.

Технологическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. (Мировоззрение – счастье человека, обусловленное прогрессом техники).

Историки технологического направления (В. А. Красильщиков, С. А. Нефедов и др.) считают, что после смерти Сталина, с чьим именем связано создание мобилизационной системы экономики, следует постмобилизационный этап. СССР пытался копировать западные технологические и организационные образцы.

В отношении к Западу существовал парадокс: с одной стороны, коммунистическая идеология пророчила неизбежный крах западного капитализма, с другой стороны выдвигался лозунг: «Догнать и перегнать Америку!». Теперь Запад старались догнать по части создания общества массового потребления.

Модернизацию советского времени называют «консервативной», «инструментальной», поскольку она опираясь на устаревшие социальные механизмы и консервируя их, не способствовала развитию современных институтов рыночной экономики, политической демократии и потому осталась незавершенной.

Сторонники теории считают, что в конце 50-х – начале 60-х гг. в Россию с Запада вместе с либеральными ценностями пришла идея конвергенции (неизбежность слияния двух общественно-политических систем капитализма и социализма на основе развернувшейся в мире научно-технической революции), горячим сторонником которой стал академик-атомщик А.Д. Сахаров. Позднее в 80-е гг. идея конвергенции получила своеобразное объяснение «в новом политическом мышлении» М.С. Горбачева и вылилось в изменении политического курса страны – «перестройка».

Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющие понятие локальная цивилизация. На территории России такой является Евразия. (Мировоззрение – счастье человека в его гармонии с природой, обеспечивающей здоровье, продление жизни).

Согласно локально-исторической теории в конце 50-х – начале 60-х гг. мир был расколот на два равных в военном отношении блока. Блок стран «Запад» (Западная Европа и Северная Америка), возглавляла сверхдержава США, а блок стран «Евразия» (Восточная Европа, Азия), возглавляла сверхдержава СССР. Между блоками шла борьба за мировое господство. В последствии блок «Запад» победила блок «Евразия». Не сумев победить военной силой, победила мирно – часть населения было подкуплено (верхушка), часть населения было обмануто, наступлением возможно скорой «хорошей» заморской, чужой жизнью.

Сравнительно-теоретические схемы

№ 1. Оценки развития СССР в середине1950-х – 1960-х гг.

Название теории

Предмет изучения

(алгоритм)

 

Интерпретации факта в различных теориях

Всемирно-историческая:

Материалистическое направление

Прогресс общества. Формационное развитие.

Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности

В СССР было построено полностью и окончательно социалистическое общество. С уничтожением антогонистических классов государство диктатуры пролетариата переросло в общенародное. КПСС приняло программу строительства коммунистического общества. Согласно программе общенародное государство трансформировалось в сторону коммунистического самоуправления. Возрастала роль коллективов, общественных организаций. КПСС была разделена по производственному принципу с перспективой врастания в управленческие хозяйственные структуры.

Всемирно-историческая:

Либеральное направление

Прогресс личности. Модернизационное развитие.

Классовое сотрудничество на основе частной собственности

В середине 50-х годов тоталитарное государство переходит от апогея к стадии стагнации. Ослабление после сталинского времени видится попыткой сохранения на плаву тоталитарного режима при смягчении его крайности. Поскольку без «крайностей», составляющих саму сущность системы, она не могла функционировать, начинается период сбоев и нарастания противоречий в ее развитии. Разоблачение «культа личности» представляется уловкой «верхов», а не результатом политической необходимости. Попытка либерализации страны впервые была сделана Н.С. Хрущевым. Однако проведенная им десталинизация серьезно дестабилизировала командно-административную систему, и поэтому он был смещен.

Всемирно-историческая:

Технологическое направление

Прогресс технологический. Модернизационное развитие.

Научные открытия

Начинается конвергенция – слияние двух общественно-политических систем (капитализма и социализма). Основой конвергенции является развернувшаяся в мире научно-техническая революция.

Локально-историческая

Единство человека и территории Мир расколот на два блока. Блок – «Запад», возглавляемый сверхдержавой США. Блок – «Евразия», возглавляемый сверхдержавой СССР. Между блоками идет борьба за мировое господство.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.