Учебное пособие: История России
И одевались разные слои
общества по-разному. Крестьяне и ремесленники — и мужчины, и женщины — носили
рубахи из домотканого полотна. Мужчины кроме рубахи надевали штаны, а женщины
юбки. Верхней одеждой и у мужчин, и у женщин была свитка. Носили также разные
плащи. Зимой носили обыкновенные шубы. Одежда знати по форме походила на
крестьянскую, но качество, конечно, было иным: плащи часто были из дорогих
восточных материй, парчовые, вышивались золотом. Плащи застегивались на одном
плече золотыми застежками; зимние шубы шились из дорогих мехов. Обувь у
горожан, крестьян и знати также была разной. Крестьянские лапти не отличались
от тех, которые носили в ХIХ веке, горожане чаще носили сапоги или поршни
(туфли); князья носили сапоги, часто украшенные инкрустацией.
Развлечением знати были
охота и пиры, на которых решались многие государственные дела. Всенародно и
пышно праздновались победы в походах. На эти пиры съезжались посадники и
старейшины со всех городов и бесчисленное множество народа. Князь с боярами и
дружиной пировал «на сенях» (на высокой галерее дворца), а на дворе ставились
столы для народа. Столы для знати были уставлены богатой посудой — золотой и
серебряной. Летописец Нестор сообщает об эпизоде, когда дружинники потребовали
у князя заменить деревянные ложки серебряными. Более простыми были общинные
пиры (братчины). На пирах обязательно выступали гусляры или скоморохи.
Знаменитые пиры князя Владимира воспеты в былинах и литературных произведениях.
Киевская Русь являлась
сильным европейским государством. Высокий авторитет Киевской Руси в Европе и
Византии (а Византия считается европейским государством) подтверждается
династическими браками. Дочери Ярослава Мудрого были замужем за королями
Франции, Венгрии, Норвегии, Дании; сыновья были женаты на принцессах из
германских, польских земель, из Византии. Европейской известностью пользовался
Владимир Мономах. Он был внуком Ярослава Мудрого и шведской принцессы, сыном
византийской принцессы, мужем английской принцессы, деверем германского
императора, племянником венгерской и датской королев — дочерей Ярослава Мудрого.
Широко известны торговые
связи Руси со странами Балтии, Византии, Польши, Германии и т. д. Товары на
Русь поступали из Сигтуны (Швеция), Любека, Регенсбурга (Германия), Праги
(Чехия), Кракова (Польша) и др.
Народам Европы была
хорошо известна Киевская Русь. О ней упоминается в древнефранцузском эпосе
«Повесть о Роланде», в древнегерманском эпосе «Песнь о Нибелунгах».
Культура Руси была
подчинена единому европейскому стилю, отдаленным аналогом которого являлся
романский стиль на Западе, а более близким — стиль, господствовавший в
Византии.
Со смертью Владимира
Мономаха в 1125г. начался упадок Киевской Руси, который сопровождался ее
распадом на отдельные государства-княжества. Еще ранее Любечский съезд князей в
1097 г. установил: «...каждый да держит отчину свою» — это
значило, что каждый князь становится полноправным владетелем своего
наследственного княжества.
Распад Киевской державы
на небольшие княжества-вотчины, по мнению В.О. Ключевского, был вызван
существовавшим порядком престолонаследия. Княжеский престол передавался не от
отца к сыну, а от старшего брата к среднему и младшему. Это порождало распри в
роду и борьбу за раздел вотчин. Определенную роль сыграли внешние факторы:
набеги кочевников разорили южнорусские земли и прервали торговый путь по Днепру.
В результате упадка Киева
в южной и юго-западной Руси возвысилось Галицко-Волынское княжество, в
северо-восточной части Руси — Ростово-Суздальское (впоследствии
Владимиро-Суздальское) княжество, а в северо-западной Руси — Новгородская
боярская республика, из которой в ХIII веке выделилась Псковская земля.
Все эти княжества, за
исключением Новгорода и Пскова, унаследовали политический строй Киевской Руси.
Во главе их стояли князья, опиравшиеся на свои дружины. Большим политическим
влиянием в княжествах обладало православное духовенство.
По-особому сложился
политический строй в Новгороде и Пскове. Высшая власть там принадлежала не
князю, а вече, состоявшему из городской аристократии, крупных землевладельцев,
богатых купцов и духовенства. Вече по своему усмотрению приглашало князя,
функции которого сводились лишь к руководству городским ополчением — и то под
контролем совета господ и посадника (высшего должностного лица, фактического
главы боярской республики). Постоянными противниками новгородцев были шведы и
ливонские немцы, неоднократно пытавшиеся подчинить себе Новгород. Но в 1240 и
1242 гг. они потерпели сокрушительное поражение от князя Александра Ярославича,
получившего прозвище Невский за победу над шведами на реке Неве.
Галицко-Волынское
княжество вело изнурительные войны с Венгрией, Польшей и Литвой. В ХV веке оно
распалось и было поглощено Великим княжеством Литовско-Русским и Польшей.
Наиболее жизнеспособным
оказалось Владимиро-Суздальское княжество (оно и стало в XV веке ядром нового
российского государства). На Суздальщине постепенно сконцентрировалась большая
часть переселенцев из южной и юго-западной Руси. Они смешались с проживавшими
на этой территории угро-финскими народами. Владимиро-Суздальская земля cстановилась все более обжитой, по
берегам рек возникали новые города — центры ремесла и торговли. Княжество
постепенно становилось процветающим, а Великий князь Владимирский стал самым
могущественным из русских князей.
Удельные века были
временем ожесточенных междоусобных войн князей. С конца ХI века усилился натиск
половцев на русские земли. А в 30-х годах ХIII века русские княжества не
выдержали мощного удара монголо-татар.
Из правил
многотеоретического ИЗУчения
1. Осмысление объективных
исторических фактов субъективно.
2. Субъективно выделяются
три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления:
материалистическое, либеральное, технологическое), локально-историческая.
3. Каждая теория
предлагает свое понимание истории: имеет свою периодизацию, свой понятийный
аппарат, свою литературу, свои объяснения исторических фактов.
Литература различных
теорий
Учебная
1. Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 1997; Гумилев
Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. 8—11 кл.: Пособие для
общеобразоват. учебн. заведений / Под ред. А.М. Панченко. М., 1996
(локальная). Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX — начало
ХХ в.: Учебн. кн. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. М., 1995 (либеральная).
История СССР с древнейших времен до конца XVIII века/ Под. ред.Б. А. Рыбакова. М., 1975; Павленко Н.
И., Кобрин В. Б., Федоров В. А. История СССР с древнейших времен до 1861 года.
Учебное пособие для вузов. М., 1989; Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История
России. М., 2000; Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История
России. М., 2001 (материалистическое). Сахаров А.Н., Буганов
В.И. История с древнейших времен до конца XVII века: Учебн. для 10 кл.
общеобразоват. учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова. 3-е изд. М., 1997 (универсальная
– синтез теорий). Нефедов С. А. История средних веков. М., 1996 - http://hist1.narod.ru
(технологическая).
Научная
1. Монографии: Древняя
Русь в свете зарубежных источников. М., 1999 (либеральная). Карташов
А.В. История русской церкви: В 2 т. М., 1992—1993 (религиозная). Данилевский
И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.). М., 1999
(локальная). Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985 (материалистическая).
Как была крещена Русь. Ред. Л.И. Волкова. М.,1988 (материалистическая).
Кожинов В.В. История Руси и русского слова. М., 1999 (локальная).
Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993 (либеральная). Рыбаков
Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. М., 1987 (материалистическая).
Русь и варяги: новый взгляд на историю Европы и Руси. М., 1999 (либеральная).
Фроянов И.Я. Киевская Русь: очерки социально-политической истории
Л., 1975 (материалистическая).
2. Статьи: Горский
А.А. Русь в конце X — начале XI вв. Территориально-политическая структура
// Отечественная история, 1992, № 4 (либеральная). Думин С.В.,
Турилов А.А. “Откуда есть — пошла Русская земля?” // История Отечества:
люди, идеи, решения. Очерки по истории России IX — начала XX вв./ Сост. С.В.
Мироненко. М., 1991 (либеральная). Иванов К. Где
расположена Родина русов?// Родина, 1995, № 11. Мельникова Е.А., Петрухин
В.Я. Легенда о “призвании варягов” и становление древнерусской
историографии // Вопросы истории. 1995, № 2 (либеральная). Новосильцев
А.П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель//
Вопросы истории, 1991, № 2-3 (либеральная). Скрынников Р.Г. Войны
Древней Руси// Вопросы истории, 1995, № 11-12 (либеральная). Алексеев
В. В., Нефедов С. А., Побережников И. В. Модернизация до модернизации:
средневековая история России в контексте теории диффузии//Уральский
исторический вестник, 2000, № 5-6; Нефедов С. А. Новая интерпретация истории
Киевской Руси - http://hist1.narod.ru/Science/Part2.html. (технологическая).
Периодизация различных теорий
Субъективно выделяются
три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления:
материалистическое, либеральное, технологическое), локально-историческая.
Каждая теория изучения имеет свою периодизацию.
Религиозно-историческая
(христианская) делит
историю на периоды: 1) От сотворения Мира до рождения Иисуса Христа; 2) От
рождения Иисуса Христа до конца Мира.
Всемирно-историческая
теория:
—
материалистическое направление всемирно-исторической
теории делит историю на первобытное общество, феодальное общество,
капиталистическое общество, коммунистическое общество (первая фаза —
социализм).
— либеральное и
технологическое направления всемирно-исторической теории делят историю на аграрное
(традиционное) общество, индустриальное общество, постиндустриальное
(информационное) общество.
Локально-историческая
теория свою
периодизацию строит исходя из циклов, вытекающих из взаимосвязи Космоса —
Солнца — Земли (совокупность отдельных территорий) — Человека. Теория
этногенеза, представленная Л.Н. Гумилевым, историю этноса делит на фазы:
пассионарная, акматическая, надлома, инерционная, обскурации, мемориальная.
Понятийный аппарат
различных теорий
Государство:
1) Французские
просветители XVIII века: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др. считали, что в основе
образования государства лежит общественный договор. Историко-либеральное
направление всемирно-исторической теории, основываясь на идеях великих
гуманистов XVIII века, считает все образования народов, в том числе и древние,
государствами. (Либеральное направление всемирно-исторической
теории.)
2) Государство — это
политическая система, направленная на подавление одного класса другим. Отсюда,
первым государством на территории Восточной Европы является Киевская Русь, а до
нее тогда были только племена и племенные союзы. (Материалистическое
направление всемирно-исторической теории.)
Объяснения исторических фактов
в различных теориях изучения
Каждая теория выбирает из
множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную
связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой
исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.
Причины возникновения
государства Киевская Русь
Религиозно-историческая
теория изучает
движение человека к Богу.
В христианской
историографии начало истории государства Киевская Русь связано с принятием им
истинной веры — христианства православного толка. Тысячелетняя история Русской
православной церкви (988) — это одновременно начало и история русского,
Российского государства. Российское государство постоянно расширяло сферы
влияния, территорию за счет приобщения к истинной вере иноверцев (басурман),
проживающих на территории Восточной Европы и Северной Азии.
Христианская теория
связывает возникновение Киева с пророчеством апостола Андрея Первозванного.
После вознесения на небо Иисуса Христа его ученики (апостолы) разошлись по
свету проповедовать новую веру. Апостол Андрей Первозванный (его первого позвал
Христос в ученики) в I веке был в Восточной Европе. Поднимаясь в верховья
Днепра, Андрей сделал остановку в районе сегодняшнего Киева, благословил окрестные
холмы и сказал: “На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и
воздвигнет Бог много церквей”.
Великие киевские князья,
Ольга, а затем ее внук Владимир I приняли христианство. В 988 году князь
Владимир I начал крещение Руси. Согласно религиозному подходу, это событие
начинает отсчет исторического времени православного государства: Киевского –
Московского — Российского.
Всемирно-историческая
теория. В стенах
Российской академии наук в XVIII веке родилась “норманнская теория”, согласно
которой Киевское государство было создано норманнами-варягами2 .
Родоначальниками этой теории выступали З. Байер, кенигсбергский
ученый-лингвист, а вслед за ним другой немецкий ученый И. Миллер.
Против этого утверждения
сразу же выступили русские ученые и, в частности, М. Ломоносов, который положил
начало полемике между “норманнистами” и “антинорманнистами”. М. Ломоносов
подверг сомнению выводы Г. Миллера о создании государства варягами. Особое
внимание Ломоносов уделил происхождению термина “русь”. Если Миллер связывал
термин с северными племенами русь = варяги = скандинавы = норманны, то
Ломоносов возводил происхождение термина к наименованию южно-славянского
племени “роксоланов”, широко используя при этом данные топонимики. Он считал,
что роксоланы вместе с готами (по Ломоносову, тоже славянами) пришли с берегов
Черного моря к побережью Балтийского моря, получив там название “варяги”.
Полемика между
“норманнистами” и “антинорманнистами” обозначилась по ряду вопросов: 1)
Являлись ли варяжские князья основателями государства Киевская Русь? 2) Термин
“русь” является словом скандинавского или иного происхождения?
Наибольшей остроты
дискуссия достигла в середине XIX века, когда в защиту “норманнской” теории
выступили датский историк, профессор Копенгагенского университета В. Томсен и
русский историк, академик А. Куник. В работе В. Томсена “Начало русского
государства” (1891 г.) были сформулированы основные аргументы в пользу
норманнской теории. После выхода в свет этой работы многие ученые пришли к
выводу, что норманнское происхождение Русского государства можно считать
доказанным.
Вместе с тем ряд
историков XIX века стояли на позициях воинствующего “антинорманнизма”. В
частности, Гедеонов в своем двухтомном труде “Варяги и Русь” (1876) подверг
критике взгляды норманнистов и привел ряд доказательств местного происхождения
термина “русь” и присутствия его в Восточной Европе с очень давних времен.
После 1917 года в
зарубежной литературе, как и в российской дореволюционной, продолжало
преобладать либеральное направление всемирно-исторической теории
образования государства Киевская Русь. В основе ее лежала идея французских
просветителей XVIII века Ж.-Ж. Руссо, Вольтера и др. об общественном договоре
как основе образования государства.
В то же время у части
зарубежных историков норманнская теория подверглась политизации. Неприятие
западным обществом советского государства переносится и на историю. В 30-е годы
норманнизм приобретает антиславянскую направленность, доказывающую
неспособность народов Восточной Европы самостоятельно создать свое государство,
свою культуру. “Расцветает” расистская теория неполноценности народов.
Материалистическое
направление
становится официальным в советский период. В соответствии с
историко-материалистической заданностью определение государства наполняется
следующей трактовкой: “государство никаким образом не представляет из себя
силы, извне навязанной обществу, а является продуктом его длительного развития”
(Ф. Энгельс).
Выстраивается следующая
схема: племенные княжения (союзы племен), формирование Северного и Южного
образований, Русское государство (Киевская Русь). Схема постоянно уточняется и
детализируется. Так, государство возникает на восточно-славянской основе, но со
значительным участием чудских племен и скандинавских наемных дружин. Норманны
явились сюда после того, как социально-экономические, политические и духовные
предпосылки создания государства в Восточной Европе уже сложились. В этой
трактовке роль варягов-норманнов в образовании государства становится
несущественной.
Советские историки (Б. А.
Рыбаков, И. Я. Фроянов и др.), признав, что государственность — процесс не
одномоментный, а итог длительного эволюционного3 развития, разошлись
в определении места первоначального возникновения государства. Одни
исследователи считали, что процесс становления Русского государства сначала
развернулся на Юге, и лишь позднее — на Северо-Западе4 , другие — на
первое место среди этапов формирования государственности ставят образование
северного суперсоюза и только после этого — “грандиозного суперсоюза” с центром
в Киеве. Однако все историки признают, что процесс объединения завершился
походом северной части русских на Юг, победой северян и подчинением Южной Руси.
Столицей объединенного государства стал Киев.
Марксистская теория
происхождения государства сняла остроту обсуждения термина “русь”. Термин
“русь” варяжского происхождения, но ставший этнонимом собирательного характера,
стали связывать с проблемой этнонимии. Утвердилось мнение, что используемые
применительно к самым различным, чаще неродственным, народам этнонимы “скифы”,
“киммерийцы”, “гунны”, “франки” и другие носят собирательный характер. Жители
государства Киевская Русь по названию государства назывались русскими.
В локально-исторической
литературе Восточная Европа и Северная Азия рассматриваются как единое
пространство (“месторазвитие”), заполненное сменяющими друг друга локальными
цивилизациями, государствами. Так на протяжении тысячелетий на едином
“месторазвитии” сменилось много государств: Скифское, Готское, Хазарское,
Киевское, Золотоордынское и другие. Все государства Восточной Европы и Северной
Азии были многонациональные, а политическое лицо государства, его название
определял народ, становившийся во главе его.
Причины принятия православия
в Киевской Руси (выбор веры)
Религиозно-историческая
теория изучает
движение человека к Богу.
Христианские историки (А.
В. Карташов и др.) считают, что принятие Владимиром I христианства, а не ислама
и иудейства в качестве государственной религии было обусловлено давним
проникновением христианства на территорию Восточной Европы. Владимир I из всех
вер выбрал самую правильную веру — христианскую православного толка.
Церковная традиция
относит начало христианизации к I веку н. э. В летописях упоминается хождение
апостола Андрея Первозванного на Русь. Знакомство народов Восточной Европы с
христианством состоялось во времена готского государства (IV в.). Однако
процесс проникновения христианства был прерван вторжением гуннов. Следующим
этапом распространения христианства в Восточной Европе считается IX век.
Материалистическое
направление всемирно-исторической теории, изучая
прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57
|