Учебное пособие: Культурология
В отличие от греческих философов классических
времен римские мыслители были больше ориентированы на политику в форме разработки
теорий о том, каким должен быть современный монарх, и на этику, призванную показать,
как должен жить человек в условиях, когда существует вечная, как космос, Римская
империя.
Значительным достижением древнеримской
мысли было создание самостоятельной науки – юриспруденции, включающей обширный комплекс
политико-правовых проблем в области общей теории государства и права. Наивысшего
развития римская юриспруденция достигла в период деятельности выдающихся римских
юристов – Сальвия, Юлиана и Гая. «Институции Гая» стал первым учебником, в котором
были ясно изложены и систематизированы правовые нормы. Среди авторов, писавших на
моральные темы, известен более других Плутарх из Херонеи и император-философ Марк
Аврелий. Весьма популярен в Риме был стоицизм, виднейшим представителем которого
был Сенека. Сенеку можно назвать римским предшественником христианства, так как
он во многом предвосхитил религиозное учение христианства, в частности в определении
характера и роли человеческого духа, понятия о его бессмертии. Ему принадлежит идея
великой идеальной божьей общины, которую потом назвали вселенской церковью. Формула
Сенеки «отвоюй себя для самого себя» была следствием утраты былого единства гражданина
и гражданской общины, поиском новых ценностей. В условиях империи, когда полис стал
космополисом, взамен коллективизма стал развиваться индивидуализм, взамен патриотизма
– космополитизм. Существование крупных держав облегчало переселение из города в
город, из одной местности в другую, и никакой патриотизм не удерживал людей от переезда
в другое место, если это было выгодно.
Идеи космополитизма, человеческой общности
существовали на протяжении всего эллинистического периода, а в первые века нашей
эры совпали с распространением в Риме христианства. Христианство усилило ощущение
того, что человек не принадлежит узкому полисному мирку, что он оставлен наедине
с чем-то всеобщим и абсолютным. Христианство принесло новые ценности, оно провозгласило
равенство всех перед богом, что имело особое значение для жаждущих справедливости
людей в условиях обострившихся противоречий.
Как новая религия христианство вначале
появилось в восточных провинциях Римской империи (Иудея, Малая Азия, Египет), а
позднее – в западных. Вначале на римских христиан устраивались жестокие гонения,
поскольку христианство было прибежищем бедняков и рабов, а с проникновением христианства
в среду высшей знати оно заняло равноправное положение с другими религиями. В дальнейшем
христианство было провозглашено государственной религией Римской империи, что сыграло
решающую роль в превращении его в мировую религию.
Небывалое ранее в истории ощущение человека
как свободного гражданина («политического существа») находило свое отражение в художественной
культуре, искусстве, обусловило их необычайный взлет и расцвет. Достижения древних
греков и римлян столь грандиозны, что вся история мирового искусства немыслима без
античных сюжетов, греческой и римской мифологии, античных канонов и образцов.
Античное искусство V–IV вв. до н.э. справедливо называют классикой, так как оно являлось
образцом для подражания в воплощении совершенной красоты, где добродетель души,
сила ума всецело слиты с соразмерной красотой тела. Наиболее полно это можно было
передать в скульптуре. На значимость скульптуры в жизни греков обращал внимание
Плутарх, отметивший, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей.
Греческая скульптура, прежде чем стать
совершенным образцом, претерпела ряд изменений. В архаический период скульптурные
изображения были еще далеки от совершенства, фигуры отличались статичностью и обобщенностью
образа. Так выглядели архаические Аполлоны-куросы («юноши») и архаические статуи-коры
(«девушки»). В VI-V вв. до н.э. греческие скульпторы научились преодолевать статичность
в изображении человеческого тела. Своего совершенства греческая пластика достигла
в творчестве великого Фидия, создавшего много прекрасных творений, среди которых
особо выделялась знаменитая статуя Зевса Олимпийского, выполненная из слоновой кости
и золота. Величественная четырнадцатиметровая статуя грозного бога, сидящего на
троне, была воплощением мудрости и человеколюбия. Она причислялась к семи «чудесам
света» и известна лишь по описаниям и изображениям на древних монетах. Два великих
современника Фидия – Мирон и Поликлет прославились изображением скульптурных образов
атлетов-победителей. Наиболее известен из них «Дискобол» Мирона, сохранившийся в
римской копии. Среди других скульпторов, прославивших античное искусство, следует
назвать: Праксителя, который первым в истории изобразил Афродиту в виде обнаженной
прекрасной женщины (Афродита Книдская); Лисиппа, оставившего потомкам прекрасный
портрет Александра Македонского (тоже сохранился в римской копии); Леохара, автора
легендарного Аполлона Бельведерского.
Величие римской культуры также проявляется
в скульптуре. Исторические рельефы прославляют подвиги римских воинов, мудрость
правителей, достойно украшают триумфальные арки. Однако ведущее место в римской
скульптуре занимает портрет. В отличие от греческой скульптуры, в римском портрете
появляются некоторые черты самоуглубленности, утонченности, даже усталости, характеризующей
умирающую эпоху. Уместно вспомнить конную статую Марка Аврелия, о которой немецкий
историк искусств Винкельман писал: «Прекраснее и умнее головы коня Марка Аврелия
нельзя найти в природе» [13, с. 37]. Доведенное до совершенства искусство ярко индивидуализированного
портрета, полностью раскрывающего внутренний мир человека,– это, несомненно, достижение
римской культуры.
Наряду со скульптурой, высочайшего расцвета
достигла античная архитектура, многие памятники которой, к счастью, дошли до наших
дней. Великий Парфенон, развалины Колизея впечатляют своей красотой и величием даже
сегодня. Как справедливо замечает швейцарский ученый-эллинист А. Боннар, «Парфенон
может показаться очень ветхим, очень разрушенным, но невозможно, чтобы эти древние
руины, и сейчас не рассказали о породившей его любви к мудрости и любви к красоте
во времена юности его народа» [2, с. 182].
Еще в эпоху архаики сформировались основные
принципы греческой архитектуры. В VII в. до н.э. возникла система ордеров как особой
организации соотношения несущих и несомых частей здания в блочно-стоечной конструкции.
Известны несколько ордеров; дорический, ионический, коринфский. Дорический ордер,
распространенный в Южной Греции, был самым массивным, с тяжеловесными колоннами,
простой и строгой капителью. Ионический ордер – более легкий, изящный, с капителью,
имеющей изогнутую форму, как рога барана (волюты). Коринфский ордер – более пышный,
со сложной капителью, похожий на цветочную корзину. Римляне предпочитали коринфский,
тосканский и композитный ордера. Тосканский ордер сходен с дорическим. Но его колонна
имеет базу и гладкий ствол. Композитный ордер сочетает коринфские и ионические волюты.
Ордерная система позволяла придать особую
выразительность различным элементам здания. Так сложился единый общегреческий тип
храмового здания в форме прямоугольной постройки, со всех сторон обнесенной колоннами.
Здание с одним рядом колонн называли периптером, с двумя – диптером. Примером дорической
постройки был храм Аполлона в Коринфе, а ионического – храм Артемиды в Эфесе в Малой
Азии (одно из «чудес света»). Знаменитый Парфенон, посвященный богине Афине-Деве,
сочетал дорический и ионический стили. Парфенон, богато украшенный скульптурами
(из более 500 фигур ни одна не повторяет другую), стал частью великолепного архитектурного
ансамбля Афинского акрополя – одного из символов античной Греции.
Римские храмы прямоугольной формой и портиками
напоминали греческие, но в отличие от последних воздвигались на высоких платформах
с лестницей (подиумах). В римском храмовом зодчестве применялся тип ротонды, т.е.
круглого храма. Таким был один из древнейших храмов – храм Весты. Наиболее значительным
достижением римской строительной техники был храм всех богов – Пантеон в Риме. Купол
Пантеона диаметром 43 м считался самым крупным в мире.
Несомненно, грандиознейшим римским сооружением
является здание амфитеатра – Колизея, которое представляло собой эллипс окружностью
524 м. Стена Колизея имела высоту 50 м и состояла из трех ярусов. В нижнем ярусе
были полуколонны дорического ордера, во втором – ионического, в третьем – коринфского.
Еще во II в. до н.э. римские строители
изобрели бетон, что способствовало распространению арочно-сводчатых конструкций,
которые стали характерным элементом римской архитектуры, как, например, триумфальные
арки – памятники военной и императорской славы. Ряд арок – аркады применялись при
строительстве многоярусных каменных мостов, внутри которых находились трубы, подающие
воду в город.
Одним из наиболее оригинальных творений
римлян в области общественных зданий были термы – римские бани, которыми пользовались
не только с целью гигиены, но и для отдыха, общения и развлечения.
Среди разнообразных развлечений, так любимых
в античности, театр занимал особо важное место в жизни древних греков и римлян –
он выполнял различные функции, в том числе морально-этические, воспитательную, гуманистическую.
Наиболее популярными были трагедии трех величайших афинских драматургов: Эсхила,
Софокла и Еврипида. Каждый из них по-своему решал проблемы добра и зла, рока и возмездия,
радости и сострадания. Аристотель в «Поэтике», определяя трагедию, говорит о том,
что она «посредством сострадания и страха совершает очищение подобных страстей»,
вызывает катарсис (очищение) [1, с. 134].
Расцвет другого жанра – комедии связан
с именем Аристофана. Сюжеты для комедий были взяты из тогдашней политической жизни
Афин, в отличие от трагедий, сюжеты которых основывались на мифологическом прошлом.
Художественные образы, созданные знаменитыми драматургами, отличаются глубиной психологических
характеристик и волнуют многие поколения зрителей на протяжении веков. Прометей,
Эдип, Медея, Федра олицетворяют собой легендарное прошлое древних веков.
С античным театром тесно связано развитие
античной литературы, которая выросла из фольклора, из героических преданий о прошлом.
Письменный период древнегреческой литературы начинается поэмами Гомера и продолжается
в дидактическом эпосе Гесиода («Теогония», «Труды и дни»). Одним из лучших римских
лириков был Катулл, посвятивший множество стихов о любви знаменитой красавице Клодии.
Однако «золотым веком» для римской поэзии был период правления Октавиана Августа
(27 г. до н.э.–14 г. н.э.). В «век Августа» жили и творили три самых знаменитых
римских поэта: Вергилий, Гораций, Овидий. Незаконченная «Энеида» Вергилия прославляла
величие Рима, римский дух. Гораций высоко ценил назначение поэта, что нашло выражение
в его знаменитом «Памятнике», которому подражали многие поэты, в том числе и А.С.
Пушкин. Несомненной вершиной римской любовной лирики является творчество Овидия,
которое воплотилось в таких знаменитых произведениях, как поэмы «Метаморфозы», «Наука
любви» и др.
С развитием литературы в Древнем Риме
была тесно связана риторика. Она оказывала определяющее влияние на литературу и
лежала в основе образования каждого римского гражданина. Своим возникновением риторика
обязана широко развитой общественной жизни в греческих полисах, где основные вопросы
решались в народном собрании и на судебных заседаниях. О роли публичного слова в
Афинах дают представление дошедшие до нас речи Лисия, Исокрага, Демосфена и других
ораторов. Наследие выдающегося римского оратора Марка Туллия Цицерона – его судебные
речи, сочинения по ораторскому искусству – является золотым фондом античной культуры,
предметом изучения до сегодняшних дней.
Римское искусство с его темой величия
государства, трагедией несовместимости имперской власти и свободы граждан завершает
античную художественную культуру.
Ослабленная внутренними противоречиями
и окруженная внешними врагами. Римская империя катилась к своему закату. В 110 и
455 г. до н.э. Рим подвергся разорительному нашествию сначала готов, затем вандалов,
после чего не смог обрести былую силу. В 476 г. до н.э. командир германских наемников
Одоакр сместил малолетнего римского императора Ромула Августа. Эта дата считается
концом Западной Римской империи. Восточная империя еще существовала почти тысячелетие,
и Византия стала хранительницей античного наследия на востоке христианского мира.
В Византии античная традиция никогда не прерывалась, там бережно хранились произведения
античных мастеров, в особенности греческих. Через Византию шло влияние античности
на Восточную Европу, в том числе и Русь. Константинополь в средние века называли
«вторым Римом», а после его падения «третьим Римом» стала называться Москва.
Античная цивилизация заложила основы европейской
культуры, создала неповторимые классические образцы в самых различных сферах жизни
общества, сформировала активно-преобразовательную позицию человека в европейской
культуре, заложив тем самым основы динамичности и ускоренного темпа развития европейской
цивилизации.
1. Назовите основные этапы развития античной
культуры.
2. Покажите, что было общего и особенного
в развитии греческой и римской культур.
3. Что представляет собой античный полис
как общественная форма развития?
4. Какую роль выполняла античная мифология?
5. Сравните верования древних греков и
римлян.
6. Каковы особенности мировосприятия человека
в античном обществе?
7. Сопоставьте основные тенденции развития
греческого и римского искусства.
8. Почему греческое искусство V-IV вв. до н.э. называют классикой?
9. Назовите наиболее выдающихся деятелей
культуры Древней Греции и Древнего Рима.
10. Какое влияние оказала античность на
европейскую культуру?
О с н о в
н а я
1. Античная культура. Литература, театр,
искусство, философия, наука / Под. ред. Ярхо. М.: Высшая школа, 1995.
2. Боннар А. Греческая цивилизация: В
3 т. М.: Искусство, 1995.
3. Виппер Р.Ю. Лекция по истории Греции.
Очерки истории Римской империи // Избр. соч.: В 2 т. Ростов- н/Д.: Феникс, 1995.
4. Драч Г.В. Античная культура и мировая
цивилизация. Ростов-н/Д., 1991.
5. Драч Г.В. Пайдейя // Человек и общество.
Культурология. Ростов-н/Д., 1996.
6. Зайцев А.И. Культурный переворот в
Древней Греции VIII–V вв. до н.э. М., 1985.
7. Знаменитые римляне и греки: 35 биографий
выдающихся деятелей Греции и Рима / Авт. и сост.: М.Н. Ботвинник и М.Б. Рабинович.
СПб.: Эпоха, 1983.
8. История древнего мира / Под ред. И.М.
Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М.: Наука, 1989.
9. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей
теории культуры и культуре античного Рима. М.: Индрик, 1994.
10. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции.
М.: Просвещение, 1986.
11. Лосев А.Ф., Сонкина Г.А., Тимофеева
Н.А., Черемушкина Н.М. Греческая трагедия. М.: Госучпедгиз, 1958.
12. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.
М.: Политиздат, 1991.
13. Поликарпов B.C. Золотой век в истории мировой культуры. Ростов-н/Д.: Изд-во
Ростовского, гос. ун-та, 1992.
14. Смирнова В.В. Мировая художественная
литература. М.: Аз, 1995.
Д о п о л
н и т е л ь н а я
15. Зеленский Ф.Ф. История античной культуры:
2-е изд. / Ред. и прим. С.П. Заикина. СПб., 1995.
16. Лисовский И.А., Ревяко К.А. Античный
мир в терминах, именах и названиях: Слов.-справ. по истории и культуре Древней Греции
и Древнего Мира / Научн. ред. А.И. Немировский. Мн.: Беларусь, 1997.
17. Тарнас Р. История западного мышления
/ Пер. с англ. М., 1995.
Глава 5
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Хотя слова «средние века» вызывают в нашей
памяти знакомые образы – готические соборы и феодальные замки, рыцари и крестовые
походы, могущество римских пап и инквизиция,– дать строгое определение этому понятию
не так-то просто. Легко заблудиться в почти бесконечном разнообразии ярких событий
и прописных истин, научных концепций и глубоко укоренившихся предрассудков. Сам
термин «средние века» весьма условен. Его происхождение связано с литературными
вкусами ученых-гуманистов XV–XVI вв. Тогда латинский язык уже более полутора тысячелетий
был в Европе языком культуры и науки. Естественно, за столь долгий срок в нем произошли
серьезные перемены, многое стали произносить и писать совсем иначе, чем во времена
классиков литературы Древнего Рима. Гуманисты решили вернуться к старым языковым
нормам. То же время, в которое использовали «неправильную», «варварскую», по их
мнению, латынь, они назвали «медиум эвум» – «средний век». Выражение «средние века»
сохранилось и поныне, а наука, изучающая историю и культуру того времени, называется
медиевистикой.
Каковы же хронологические границы средневековья?
Примем обычную для курсов истории периодизацию, согласно которой средневековье продолжается
со второй половины V в. до начала XVII в., располагаясь между историей древнего
мира и историей Нового времени. Проблема начала и конца средних веков тесно связана
с теми признаками, по которым ученые выделяют их как особую эпоху в развитии человечества.
Марксистская историческая теория, долго господствовавшая в нашей науке и достаточно
авторитетная в науке западной, понимает средние века «прежде всего как время возникновения,
господства и упадка феодальной общественно-экономической формации, сменившей рабовладельческий
или первобытнообщинный строй, а затем в Новое время уступившей историческую арену
капитализму» [8, с. 6]. Однако мы не будем придерживаться подобной формулы, а рассмотрим
средневековье как сложную историко-культурную систему, как сложившееся в определенное
время неповторимое сочетание цивилизационных, экономических, политических, культурных,
психологических и иных явлений, поддающихся описанию методами истории и культурологии.
Выбрав временные рамки и общий подход
к средневековью, очертим его географические и геополитические границы. Заметим,
что возникшее в европейской культуре понятие «средние века» было перенесено на историю
других культур: средневековый арабский Восток, средневековая Русь, средневековые
Индия и Китай. О правомерности такого перенесения между учеными шел и идет спор.
В этой главе речь пойдет лишь о европейском средневековье. У истоков средневековой
Европы находились Западная Римская империя и мир варварских (германских, кельтских
и славянских) племен, которые разрушили эту империю в эпоху великого переселения
народов (IV–VI вв.). Помимо бывших западных провинций Рима в орбиту средневековой
цивилизации попали Шотландия и Ирландия, Дания и Скандинавские страны, западно-славянские
народы (хорваты, чехи, словаки, поляки и др.), народы Прибалтики, венгры. Восточными
соседями средневековых европейцев были жители древнерусских княжеств, позднее –
Московского государства, юго-восточными – византийцы вместе с болгарами и сербами.
Северную Африку, а затем и большую часть Пиренейского полуострова завоевали в VII-VIII
вв. арабы-мусульмане. Со второй половины XV в., после захвата Османской империей
Византии, Сербии, Болгарии, Европа подверглась нападениям турок. Со всеми окрестными
народами европейцы поддерживали различного рода контакты. Особенно значимым было
воздействие византийской и арабской культур. Они могут быть отнесены к внешним источникам
формирования культуры средневековой Европы. Внутренние источники – римское и варварское
наследие, а также христианство в его западной, католической форме.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35
|