Учебное пособие: Культурология
Возникло несколько типов религиозного
сознания (течений) в исламе, представители которых оказывают влияние на политику
стран Востока. Традиционалисты (ортодоксы) выступают за сохранение добуржуазного
ислама и его социально-экономических, политических и культурных институтов. Модернисты
(реформаторы) пытаются приспособить мусульманскую догматику к общемировым нормам
и ценностям. Фундаменталисты (возрожденчество) стремятся к восстановлению в современной
жизни конкретных норм и институтов раннего ислама, в первую очередь религиозной
общины как гаранта равенства и справедливости. Секуляристы считают ислам препятствием
на пути прогресса, поэтому в общественных делах предлагают опираться на общечеловеческие
достижения, а к религии относиться лишь как к делу совести отдельного человека.
Существование этих противоречивых теорий
препятствует практической реализации популярного среди мусульман лозунга панисламизма
– возрождения единого исламского государства (халифата). Более того, мусульманские
страны порой не могут скоординировать усилия для решения общезначимых задач, например
для борьбы с нищетой, неграмотностью, национальными и религиозными конфликтами,
израильской агрессией.
Неоднозначно воспринимается мировым сообществом
установление в ряде стран «исламского порядка» (Иран, Пакистан, Афганистан и др.).
Обычно это приводит к тоталитарной форме правления – господству религиозной верхушки
и подавлению политической оппозиции, а также введению средневековых запретов в культуре,
жестокости Шариата. Например, сразу после победы «исламской революции» в Иране аятолла
Хомейни издал декреты (1980) о запрещении показа по телевидению «неправильных» западных
фильмов, развлекательных и музыкальных программ, женщин, не скрывающих лицо чадрой.
Настоящей трагедией для мирового сообщества стала в последнее время деятельность
арабо-мусульманских экстремистских организаций – террористов, которые совершают
свои акции в различных уголках планеты.
Все это позволяет сказать, что в настоящее
время ислам не утратил значения мировой религии. Но всемерное распространение исламской
догматики, норм права и морали времен средневековья вряд ли оправдано. Религия –
ислам, иудаизм или христианство – это прежде всего дело совести человека, а в решении
экономических, политических, социально-культурных проблем необходимо руководствоваться
критериями общецивилизационного порядка.
1. В чем заключался кризис арабского общества
VI в.?
2. Как происходила арабо-мусульманская
экспансия VII–VIII вв.?
3. Каковы причины экономического расцвета
Арабского халифата VIII-IX вв.?
4. В чем состоят особенности арабо-мусульманского
феодализма?
5. В какой степени религия ислама повлияла
на развитие арабского государства, права, образа жизни?
6. Каким образом религия ислама связана
с другими мировыми религиями – иудаизмом и христианством?
7. Как взаимосвязаны религия ислама и
арабо-мусульманское искусство?
8. Каковы особенности арабо-мусульманской
архитектуры?
9. Какие литературные жанры и творческие
направления преобладают в арабо-мусульманской литературе?
10. Чем объясняется современный «исламский
бум» – возрождение традиций ислама?
11. Какой вклад внесли арабские ученые
в развитие мировой науки?
О с н о в
н а я
1. Бартольд П. Ислам и арабская культура.
М.: Наука: 1992.
2. Васильев Л.С. История религий Востока.
М.: Высш. шк., 1983.
3. Веймарн Б.В. Искусство арабских стран
и Ирана. М.: Искусство, 1974.
4. Мавлютов Р.Р. Ислам. М.: Политиздат,
1974.
5. Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М.: Наука. 1982.
Д о п о л
н и т е л ь н а я
6. Арабская средневековая культура и литература.
М.: Наука, 1981.
7. Грюненбаум Г.А. Основные черты арабо-мусульманской
культуры. М.: Наука, 1981.
8. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль
мышления. М. Политиздат, 1989.
9. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на
пороге XXI века. М.: Политиздат, 1989.
10. Омар Хайям. Рубаи. Таллин: Наука,
1991.
11. Ремпель Л.И. Искусство Среднего Востока.
М.: Сов. художник, 1975.
12. Соколов В.В. Средневековая философия.
М.: Высш. шк., 1979.
13. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии.
М.: Высш. шк., 1985.
Глава 7
ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
7.1. Общая
характеристика византийской цивилизации
Византийская цивилизация получила свое
название от древней мегарской колонии, небольшого городка Византия, на месте которого
в 324–330 гг. император Константин основал новую столицу Римской империи, ставшую
затем столицей Византии,– Константинополь. Название «Византия» появилось позже.
В отечественной историографии проблемам
истории и культуры Византии всегда уделялось огромное внимание в силу того, что
в древности Русь и Византийскую империю связывали политические, экономические, торговые
интересы. Из Византии на Русь пришло православие, византийское влияние проявилось
во всех видах культуры. В связи с этим в исторической литературе получили разработку
факторы, обусловившие особенности Византии, в частности оценка этой цивилизации
как результата синтеза античных институтов и воззрений с восточно-христианской картиной
мира, особенности восточного христианства, трактуемые как выражение своеобразной
духовности, догматические расхождения с Западом, особая роль монашества.
Не менее актуальными являются проблемы
византийской эстетики, своеобразия византийской литературы и искусства, получившие
освещение в трудах С.С. Аверинцева, В.Д. Лихачевой, В.В. Бычкова, З.В. Удальцовой,
В.Н. Лазарева и др.
Возникнув в результате распада Римской
империи в конце IV в. и превращения ее восточной половины в самостоятельное государство,
Византия не была каким-то историческим феноменом. На протяжении IV-VII вв. она во многом была продолжением Римской империи, сохранив
традиции ее политической жизни и государственного строя. Поэтому ее нередко называют
Восточной Римской империей.
Разделение империи на Восточную и Западную
была подготовлено особенностями социально-экономического развития обеих половин
империи и кризисом рабовладельческого общества III в. Однако восточные провинции
значительно менее западных пострадали от кризиса, который там не привел к коренной
ломке прежних форм хозяйственного строя. Все это обусловило постепенное перемещение
центра экономической и политической жизни империи в более богатые восточные провинции,
обособление обеих половин империи, подготовившее в конечном итоге и их политическое
разделение. Константинополь и Рим стали двумя центрами политической жизни «латинского»
Запада и «греческого» Востока. В буре церковных споров наметилось размежевание также
восточной и западной церквей. К концу IV в. процессы обозначились настолько явственно,
что разделение в 395 г. империи между преемниками последнего императора единой Римской
державы Феодосия было воспринято как естественное явление. С этого времени история
каждого из образовавшихся государств пошла своим путем.
Формирование византийской цивилизации
начинается в IV в. с образования византийской государственности и превращения христианства
в главенствующую религию. Оформление византийской цивилизации, которому предшествовала
острейшая духовная борьба, проявившаяся, в частности, в богословских спорах IV–VI
вв., в иконоборческом движении VIII–IX вв., можно отнести к IX–XI вв. В эту эпоху
в основном сложилась византийская богословско-философская картина мира с ее целостной
интуитивно-мистической концепцией. К этому времени оформилась симфония церкви и
государства, произошло разделение Западной и Восточной церквей, завершилась кодификация
права, греческий язык был признан официальным. На X–XI вв. приходится расцвет византийской цивилизации,
в XII в. обнаруживаются черты стагнации, а XIII–XV вв. знаменуют ее закат [5].
Территория империи превышала 750 000 кв.
км. В состав Византии вошла вся восточная половина распавшейся Римской империи.
Она включала Балканский полуостров, Малую Азию, острова Эгейского моря, острова
Крит и Кипр, Сирию, Палестину, Египет, отдельные районы Аравии, часть Месопотамии
и Армении, опорные владения на южном побережье Крыма и на Кавказе.
Особенности геополитического положения
Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах – в Европе и Азии, порой
простиравшей свою власть на области Африки, делали империю как бы средостением между
Востоком и Западом. Византийское государство играло выдающуюся роль в международной
жизни средневекового общества, несмотря на то, что империя знала как периоды расцвета
своего внешнего могущества, так и военные поражения, и дипломатические неудачи.
В течение веков менялись главные враги
Византии, менялись и ее союзники. В раннее средневековье основная опасность грозила
империи с востока и севера – со стороны Сасанидского Ирана, варваров-гуннов, готов,
авар, славян. Позднее их сменили арабы, которым так и не удалось сломить мощь Византии.
С IX в., несмотря на появление на Востоке турков-сельджуков, главная опасность для
империи переместилась на Латинский Запад в лице норманнов, расчетливых итальянцев
и первых завоевателей Константинополя – армий крестоносных рыцарей. В последние
столетия существования Византийского государства смертельная опасность вновь надвинулась
с Востока, откуда хлынули и смяли империю войска турок-османов.
Постоянное раздвоение между восточным
и западным миром, смешение греко-римских и восточных традиций с преобладанием в
отдельные эпохи то одних, то других наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность,
религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Вместе
с тем Византия взяла от христианского Востока и античности далеко не самые выигрышные
черты: от Рима – имперское сознание, произвол и деспотизм, гедонизм; от христианства
– аскезу, ригоризм, нетерпимость, а также акцентировку на ощущение начальной греховности
человеческого рода и отдельного человека, которое трансформировалось в идею социальной
вины, т.е. изначальной вины каждого перед лицом властной иерархии. Однако Византия
пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб как Востока, так и Запада,
причем это своеобразие определилось еще в ранний период ее существования. Она избежала
судьбы Западной Римской империи, не знала полного завоевания страны варварами и
гибели государства. Появление на ее территории различных народов (славян, арабов,
других племен) не привело к образованию на исконных землях империи самостоятельных
варварских государств.
Феодальные отношения, развивавшиеся в
Византии, начали формироваться относительно поздно и сильно отличались от классических
образцов Запада. Для Византии характерны плавная, непрерывная эволюция от античности
к средневековью, развитие феодальных отношений внутри разлагающегося рабовладельческого
общества. Синтез прораставших в империи элементов феодализма с общественными порядками
варваров был менее интенсивным, чем в Западной Европе. Это обусловило типологические
особенности генезиса феодализма в Византии: более длительное, чем на Западе, сохранение
рабовладения; более широкое распространение свободной сельской общины, пришедшей
на смену разнообразным видам рабовладельческого хозяйства; наличие государственной
собственности на землю; замедленное по сравнению с Западом складывание иерархической
структуры земельной собственности (в этом аспекте аграрный строй Византии имеет
больше сходства с аграрными отношениями стран Востока); меньшая по сравнению с Западом
дезурбанизация, происшедшая с конца VII–VIII вв.
Как ни парадоксально, своего наивысшего
расцвета города Византии достигли не в конце, а в начале истории. В то время как
на Западе многие античные городские центры были смыты волной варварских завоеваний
и запустели, Византия на заре своей истории по праву могла называться страной городов
– центров унаследованной от античности высокой техники ремесленного производства,
мореплавания, монетного обращения и организации торговли. Византийские города, преодолев
кризис VII– VIII вв. раньше, чем города Западной Европы, вновь вступили в полосу
экономического процветания. Одной из особенностей византийской цивилизации была
значительная специфика города, где своеобразно сочеталось развитие денежного хозяйства
и государственная регламентация производства. На средневековом Западе рост городов
с XII в. привел к кардинальным сдвигам во всей социально-экономической жизни феодального
общества. Городское население составляло корпорацию, противопоставляющую себя светским
и церковным властям и ведущую с ними борьбу, в ходе которой формировалось гражданское
самосознание, развивавшееся вне рамок традиционных общественных институтов. Эта
борьба породила тенденцию к будущим существенным переменам и в результате привела
к предельному обособлению сословий, а позднее – к зарождению в наиболее передовых
странах того времени, в Италии и Нидерландах, раннекапиталистических отношений,
появлению условий для развития мануфактур и в конечном счете – к гибели феодализма.
В Византии город прежде всего Константинополь,
являлся моделью империи как воплощения идеи единства народа и власти, что препятствовало
вызреванию самосознания городских слоев. Город как центр и выразитель идей бюрократического
государственного управления обусловил относительную стабильность византийской цивилизации,
ее меньшую динамику по сравнению с Западом, большую традиционность. Кроме того,
для Византии было характерно возвышение столицы над всеми другими центрами в сфере,
как экономики, так и политики и культуры.
Территория империи состояла преимущественно
из областей с высокой земледельческой культурой. Во многих из них плодородные почвы
позволяли выращивать по два-три урожая в год. Было широко развито скотоводство.
Богата была Византия и природными ресурсами, различными видами минерального и растительного
сырья. Она могла обеспечить свои потребности почти во всех основных продуктах, а
некоторые из них даже в значительном количестве вывозить в другие страны (зерно,
масло, рыба, ткани, металл, металлические изделия и др.). Все это создавало известную
экономическую устойчивость в империи, позволяло вести достаточно широкую внешнюю
торговлю, быть монопольным посредником в торговле между Востоком и Западом.
До XII в. экономическое превосходство
Византии над другими европейскими странами было бесспорным. Изобретение греческого
огня и косого паруса обеспечивало морские успехи империи, расцвет строительной техники,
достижения точных и естественных наук помогали Византии обогнать в своем развитии
многие государства Востока и Запада. Коренной перелом в поступательном экономическом
развитии Византии наступил в XII в. С этого столетия экономическое превосходство
переходит, притом окончательно, к государствам Западной Европы.
7.2. Общественная
и политическая системы Византии
Ни в одной сфере общественной жизни отличия
Византии от Запада и ее сходство со странами Востока, в частности с Сасанидским
Ираном и Арабским халифатом, не были столь явственны, как в организации государственной
власти. Вместе с тем именно в этой области государственного устройства Византии
были особенно устойчивыми традиции поздней Римской империи. Тенденции к политическому
разобщению страны, к феодальной раздробленности не раз обнаруживались в истории
Византии. Однако за исключением последнего этапа своего существования империя оставалась
централизованным государством.
Восток и Запад реализовали разные модели
государства. Доминанта развития государственности на Западе состоит в формировании
национального государства. Возникавшие в Европе империи не были устойчивыми (империя
Каролингов, Священная Римская империя Оттонов), осуществить здесь имперскую идею
так и не удалось. Христианский Восток предпочел модель империи, противоположную
национальной государственности. Византия была одним из высших воплощений имперской
идеи в истории.
По своей политической структуре она представляла
собой самодержавную монархию. Император (василевс), облеченный неограниченной законодательной
и исполнительной властью, был единственным источником власти и закона, верховным
судьей, носителем высшей военной власти, «избранником божьим» и, как таковой, светским
главой византийской церкви. И все же власть византийского государя была в действительности
ограничена привилегиями и правами правящей верхушки. Это открывало путь к всевозможным
узурпациям и делало престол шатким. Управление империей осуществлялось через разветвленный
бюрократический аппарат.
Централизация государства накладывала
свой отпечаток на социально-экономическую структуру Византии. Именно наличие централизованного
государства определило такие особенности империи, как существование многочисленных
категорий крестьян, подчиненных непосредственно государству, государственной регламентации
ремесла и торговли. В противоположность Западной Европе вассальная система осталась
в Византии сравнительно неразвитой. Многоступенчатая феодально-иерархическая лестница
там так и не создалась. Кроме того, государственная централизация определила относительную
слабость провинциальной феодальной аристократии. В отличие от самовластных феодальных
властителей Европы византийским феодалам не удалось расчленить империю на обособленные
феодальные мирки.
Своеобразие общественного развития Византии
не менее ярко проявилось в области правовых отношений. В империи в большей степени
и более длительное время, чем в Европе, сказывалось влияние римских юридических
норм. В отличие от других стран средневекового мира Византия оставалась государством,
где сохранялось единое кодифицированное действующее право, в рамках которого произошел
как бы взаимный обмен правовыми и этическими ценностями, созданными греко-римскими
и восточными мирами. Вместе с тем его противоречивость проявилась, в частности,
в том, что получивший в империи юридическую санкцию принцип полной частной собственности
был более последовательно реализован в Западной Европе, где интенсивно зарождались
раннекапиталистические отношения, чем в поздней Византии. Если классическое римско-византийское
право препятствовало правовому оформлению иерархической феодальной собственности
в самой империи, то на Западе его рецепция стимулировала правовое обеспечение институтов
буржуазного общества.
Одним из самых значительных различий между
Востоком и Западом является различие в основаниях социальной регуляции. В истории
человечества отработаны две модели такой регуляции: в одной в качестве фундамента
положено право как всеобщий регулятор, который уравнивает всех и вся, гарантирует
каждому человеку неотъемлемые права и трактует обязанности; в другой в основание
регуляции положена иерархия, т.е. власть.
История Запада – это история борьбы права
с иерархией, которая завершается победой права. Культура Запада проникнута юридическим
духом. Византия сохраняет доставшийся ей от Рима сакральный образ Власти. Римское
право сохраняется и модифицируется. Однако византийская законность никогда не перерастает
в Право с большой буквы. Она подчинена задачам и велениям Власти.
Особый облик общественной и идейной жизни
в Византии придали специфические черты, присущие восточному христианству и византийской
церкви. Конфессия как фундаментальный фактор определяет тип цивилизации. Начиная
с осевого времени, т.е. с эпохи становления мировых религий (VIII-V вв. до н.э.), конфессиональная идея задает природу культуры.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35
|