Отличительными чертами науки Нового времени
стали ее математизированный и экспериментальный характер, использование специальных
научных языков, коллективный, а подчас и интернациональный характер исследований,
неразрывная связь науки с техникой.
Параллельно научной картине мира и под
ее влиянием в XVII–XVIII вв. развивается философия Просвещения. Во Франции это течение
было наиболее сильным в период между 1715 и 1789 г., именуемый «веком Просвещения»
и «столетием философии». Движение это приобрело всеевропейские масштабы: его главные
представители во Франции – Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах, Дидро, Руссо,
в Англии – Локк, Мандевиль, Юм, в Германии – Лессинг, Гердер, Кант, в США – Франклин,
Джефферсон.
Просвещение выступило в качестве мировоззрения,
претендующего на исправление человека и общества согласно «естественному закону».
Он познаваем человеческим разумом и соответствует подлинным, неиспорченным желаниям
человека. Общественные отношения должны быть приведены к гармонии с закономерностями
окружающей и человеческой природы. Просветители считали, что обществу свойственно
постепенное развитие на основе неуклонного совершенствования человеческого разума.
Для просветителей невежество, мракобесие,
религиозный фанатизм – главные причины людских бедствий. В понятии «Бог» большинство
из них видели только обозначение разумной первопричины мира, верховного геометра
и архитектора вселенной. Отсюда попытки создать «религию разума» или «религию в
пределах только разума», более или менее резкий разрыв с христианской традицией
и церковными организациями, доходивший у Ламетри, Гольбаха, Дидро, Гельвеция до
открытого атеизма. Моральное учение Просвещения призвано было обосновать столь характерный
для Нового времени индивидуализм, свободу и независимость личности от ограничений,
прежде всего религиозных. Просветительский призыв следовать человеческой природе
мог пониматься весьма широко: от умеренных концепций «разумного эгоизма» до проповеди
аморализма, пороков и преступлений как проявлений той же человеческой природы (маркиз
де Сад). Одним из духовных детей Просвещения был Наполеон, сказавший как-то: «Такой
человек, как я, плюет на жизнь миллиона людей».
Именно в рамках философии Просвещения
были предприняты первые серьезные попытки анализа культуры. Особенно интересен в
этом смысле труд немецкого просветителя Гердера «Идеи к философии истории человечества».
В нем проводится мысль об органическом развитии во всей природе, восходящем от неживого
мира к человеку, к его безгранично совершенствующейся душе. Человеческий дух, культура
движутся к гуманности, разуму, справедливости. Гердер пытается систематизировать
данные истории, психологии, этнографии, естественных наук, чтобы дать целостную
картину эволюции культуры.
Новое время – эпоха идеологий. Они были
необходимы для обоснования революций и реформ, классовой и партийной политики. Из
необычайного разнообразия идеологических концепций XVII–XIX вв. выберем некоторые
наиболее значительные.
Выше мы упоминали учение об общественном
суверенитете, которое было идеологическим отражением абсолютистской монархии и парламентского
государства. Выдающийся вклад в его разработку внес в XVII в. английский философ
Гоббс. Он рассматривал государство как человеческое, а не божественное установление,
которое возникло на основе общественного договора. Ему предшествовал период, когда
люди жили разобщенно, в состоянии войны всех против всех. Государство учреждается
в целях обеспечения всеобщего мира. В результате общественного договора на государя
были перенесены права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу.
Гоббс всячески подчеркивал роль государства, монархии как абсолютного суверена.
Напротив, Руссо в XVIII в. выступает с резкой критикой государства, присвоившего
себе права народа, что стало причиной общественного неравенства и насилия богатых
над бедными. Руссо предлагал восстановить подлинный народный суверенитет в форме
прямой демократии.
Наиболее значительным идейно-политическим
течением XIX в. был либерализм. Он объединил сторонников парламентского государства
или «правового государства» – конституционного правления, основанного на разделении
власти между исполнительными и законодательными органами, обеспечивающего основные
политические права граждан, включая свободу слова, печати, вероисповедания, проведения
собраний и т.д. На протяжении XIX в. либерализм отстаивал идею общественного устройства,
при котором регулирование экономических и социальных отношений осуществлялось бы
через механизмы конкуренции и свободного рынка, без вмешательства государства. Единственную
функцию последнего либералы усматривали в том, чтобы охранять собственность граждан
и устанавливать общие рамки свободной конкуренции между отдельными предпринимателями.
Наибольшего расцвета либерализм достиг в Великобритании, где его видными представителями
были Милль и Спенсер.
Для политической мысли Нового времени
характерны и резко критические настроения в отношении новоевропейского общественного
строя, поиски альтернативы ему. Наиболее полного выражения они достигли в социалистических
и коммунистических теориях XVII-XIX вв. Общими чертами этих подробно разработанных
концепций были требования полного равенства, уничтожения общественной иерархии и
того, на чем она основана: частной собственности, государства, семьи, религии. В
середине XVIII в. Мелье, Мабли, Морелли выступили во Франции с проектами коммунистического
общества, осуществляющего принципы «совершенного равенства» всех людей. В начале
XIX в. широко распространились учения Сен-Симона, Фурье, Оуэна, предусматривавшие
многочисленные практические меры по социалистическому преобразованию общества с
использованием достижений техники. В середине XIX в. социализм превращается из кружкового
в массовое движение. Значительную роль в этом сыграли Маркс и Энгельс. Марксизм
претендовал на звание «научного социализма», который показывает объективную необходимость
перехода к коммунистическому обществу.
В XIX в. традиции Просвещения продолжает
позитивизм. Он основан на мысли, что все подлинное, «положительное» (позитивное)
знание может быть получено лишь как результат отдельных наук и их синтетического
объединения. По мнению основателя позитивизма Конта, то, что можно бы назвать философией,
сводится к общим выводам из естественных и социальных наук. Наука не объясняет,
а только описывает явления природы и отвечает не на вопрос «почему?», а на вопрос
«как?». Следуя просветителям, Конт и его последователи во всех странах Европы и
за ее пределами высказывали убеждение в способности науки к бесконечному развитию,
неограниченных возможностях науки, в том числе в преобразовании общественной жизни.
Таким образом, идея прогресса является итогом развития картин Нового времени (XVII–XIX
вв.).
В области искусства во второй половине
XVII в. наблюдался расцвет стиля барокко, который был тесно связан с церковной и
аристократической культурой того времени. В нем проявились тенденции к прославлению
жизни, всего богатства реального бытия. Живопись, скульптура, архитектура, музыка
барокко воспевали и возвеличивали монархов, церковь, дворянство. Пышность, аллегоричная
замысловатость, патетика и театральность художественного стиля барокко, сочетание
в нем иллюзии с реальностью получили развитие во многих памятниках культуры, и прежде
всего в Италии (творчество скульптора и архитектора Бернини, архитектора Борромини
и др.). Барокко распространилось также во Фландрии, Испании, Австрии, в некоторых
областях Германии, в Польше. Менее заметно этот стиль проявился в Англии и Голландии,
искусству которых жанровый и бытовой реализм был ближе, чем возвышенность, чрезмерность
и условность барокко.
Иного рода эстетика, противоположная художественным
средствам барокко, была канонизирована в европейском искусстве и литературе классицизмом.
Тесно связанный с культурой Возрождения классицизм обращался к античным нормам искусства
как к совершенным образцам, для него были свойственны рационалистическая четкость
и строгость. Классицизм узаконил принципы «облагороженной природы», искусственного
деления на жанры – «высокие» (трагедия, ода, эпопея, историческая, мифологическая
и религиозная живопись) и «низкие» (комедия, сатира, басня, жанровая живопись),
введение в драматургию закона трех единств – места, времени, действия.
Свое наиболее полное выражение классицизм
получил во Франции в XVII-XVIII вв. В это время монархия стремилась руководить
развитием наук и искусств, использовать их для поддержания своего престижа. Во Франции
были созданы академии наук (1666), академии живописи, архитектуры, государство выплачивало
пенсии ученым и деятелям искусства. Главным достижением развивавшейся в русле классицизма
французской литературы было создание великой национальной драматургии: трагедии
Корнеля, Расина, комедии Мольера. Отразился классицизм и в архитектуре: дворцы,
церкви, новые парижские площади, созданные Мансаром и другими зодчими, отмечены
строгой симметрией, величественной простотой. Классицизму свойственны стройная упорядоченность
формы, идея подчинения личности общественному долгу. Ясность и гармония линий в
классицизме как бы подчеркивали разумную закономерность существующего мира и в своеобразной
художественной форме отражали идеи Просвещения.
В русле просветительского искусства XVIII
в. во Франции развивался и сентиментализм, связанный в литературе прежде всего с
художественными творениями Руссо. В противовес рассудочности он прославлял свободу
естественного человеческого чувства, показывал его несовместимость с сословным неравенством
(роман «Юлия, или Новая Элоиза»).
Во второй половине XVIII в. вновь усилилось
влияние классицизма с его идеями самоограничения, борьбы за высокие общечеловеческие
идеалы. В качестве образцов нередко выступали республиканские герои Древнего Рима.
Знаменитая картина Давида «Клятва Горациев» (1784) оказалась как бы художественным
предвестием французской революции. В XVIII в. классицизм развился в литературе,
архитектуре и живописи Италии, Германии, Англии, Дании.
Очень значительным явлением в европейской
культуре было движение «Буря и натиск» в Германии (с 70-х годов XVIII в.). Оно уже
не удовлетворялось рационализмом просветителей, его представители взывали не столько
к разуму, сколько к чувствам людей. Движение «Буря и натиск», к которому в начале
своего творчества примыкали великие немецкие поэты Шиллер и Гёте, страстно ратовало
за свободу человека и воспевало героическую личность, борющуюся против тирании.
В творчестве Гёте немецкая национальная литература достигает вершины.
Первая половина XIX в. стала временем
интенсивного развития духовной культуры. Среди ее многообразных проявлений особо
заметное распространение получил романтизм, отличающийся исключительной многогранностью.
В сфере художественного творчества он ярко запечатлелся в виде направления в литературе,
изобразительном искусстве, музыке, театре. Вместе с тем романтизм представлял собой
определенное мировоззрение: романтическое направление сложилось в области философских
и эстетических идей, исторической науки, возник романтический тип личности и поведения.
Романтизм складывается в атмосфере серьезных
идейных сдвигов, происходивших в Европе на рубеже XVIII-XIX вв. Еще
в годы Великой французской революции начался кризис идеологии Просвещения: становилась
все более очевидной несостоятельность утверждений просветителей о близком торжестве
принципов разума, равенства, справедливости. Эти разочарования отразились в образах
романтических героев, зараженных меланхолией, душевной тоской, «мировой скорбью»,
в образах мятущихся свободолюбивых натур, страдающих из-за разлада между их высокими
духовными устремлениями и несовершенством мира. Дух безоговорочного отрицания наиболее
полно и ярко запечатлелся в творчестве Байрона.
Острым средством романтической критики
действительности являлись гротеск, сатира, ирония. Их с блеском использовали Гофман
и Гейне, едко высмеивавшие убожество и ограниченность мещан-бюргеров. Отвергнув
стеснительные литературные каноны классицизма, романтики провозгласили полную свободу
художественного творчества. Они придавали особое значение воображению, фантазии,
но требовали при этом соблюдения исторической достоверности.
Постоянное обращение к историческому прошлому
– одна из характерных черт романтизма. Интерес к прошлому вылился в подъеме исторического
знания. Историки французской романтической школы (Тьерри, Минье, Гизо, Тьер), изучавшие
причины глубокой общественной ломки во Франции, пришли к выводу о закономерности
французской революции XVIII в. В то же время некоторые романтики (Шатобриан, Новалис
и др.) выступили с апологией христианства (католицизм), изображая его в виде альтернативы
просветительских и революционных идей, источника высших духовных, нравственных и
эстетических ценностей, которые могут открыть путь к миру и гармонии. Они превозносили
средневековье как время упорядоченного общества с монолитной католической церковью,
благородными рыцарскими нравами и патриархальными обычаями. В подобном идеализированном
виде средние века противопоставлялись отталкивающей буржуазной действительности.
Возник новый жанр литературы – исторический
роман (Вальтер Скотт), появился широкий интерес к народному творчеству как воплощению
неиспорченных нравственных начал. На этой почве возникла тяга к изучению фольклора
– «архива народов», как называл его Гердер. С поэтизацией национального прошлого
связаны многочисленные издания народных песен, легенд, сказок, эпических поэм, словарей
национального языка.
В 30–40-е годы XIX в. в романтизме произошли
значительные изменения. Сложилось литературное течение, в котором на первый план
выступило действенное начало. Новое поколение романтиков отличали оптимистический
взгляд в будущее, сочувствие к угнетенным, активное отстаивание идеалов правды и
справедливости. Эта тенденция с особой силой прозвучала в драмах и романах Гюго
и Жорж Санд, в поэзии Гейне, Мицкевича, Петефи, пропитанной предчувствием близкого
возрождения человечества в результате революции народов Европы.
Идейное и художественное своеобразие романтизма
запечатлелось в живописи Жерико и Делакруа, в музыке Вебера, Берлиоза, Шуберта,
Шумана, Вагнера, Верди. Особое место в музыкальной культуре того времени занимают
великие творения Бетховена, пронизанные темой трагического противоборства мятежного
человеческого духа с враждебными ему силами.
В целом романтизм способствовал более
углубленному и многостороннему – художественному и философскому – познанию мира
и человека со свойственными им противоречиями. Романтизм обогатил культуру Нового
времени значительнейшими духовными ценностями и проложил новые пути ее развития.
В 30-40-е годы XIX в. наряду с романтизмом
в художественной литературе и живописи утверждается реализм. Произведения писателей-реалистов
Бальзака, Стендаля, Диккенса, Теккерея и др. отличаются исключительно широким охватом
действительности и преобладанием социальной проблематики. Жизнь общества в самых
разнообразных ее проявлениях, быт, нравы, психология людей, принадлежащих к различным
классам, никогда не получали в литературе столь многогранного отражения. Общественную,
гражданскую заостренность реализма четко выразил Диккенс: «Когда я писал, я служил
своей стране. Я хотел разобраться в социальной несправедливости и помочь правильно
решить общественные вопросы».
Историко-культурные процессы Нового времени
– развитие капитализма, научно-технический прогресс, общественная система, построенная
на либерально-демократических принципах, идеи и ценности Просвещения и позитивизма,
эстетика великих стилей XVII–XIX веков (барокко, рококо, сентиментализма, классицизма,
романтизма, реализма) – оказали решающее влияние на формирование современного нам
мира.
XVIII–XIX столетия занимают особое место
в российской истории. Это было время выбора альтернатив цивилизационного развития,
поиска Россией своего места в мировом сообществе. В исторической литературе сложились
противоречивые оценки характера, сущности и результатов данного периода. Наибольшее
внимание в историографии уделено преобразованиям Петра I. Подверг ли Петр жестокому
испытанию национальную самобытность русского народа заимствованиями с Запада, нанеся
тем самым вред естественному ходу развития страны (славянофилы) или открыл перед
ней путь прогресса (западники)? В пользу каждой из этих точек зрения есть свои аргументы.
Весь ход исторического развития России именно к началу XVIII в. поставил перед страной
ряд неотложных задач в экономической, политической, социальной и культурной сферах
жизни. Эти задачи решались в соответствии с накопленными в течение многих веков
возможностями страны. Их решение было связано в национальном самосознании с именем
Петра I. Универсальность личности великого реформатора выразил А.С. Пушкин: «То
академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой на троне
вечный был работник».
В целом в обширной и разнообразной историографии
Нового времени выделяются идеи историков либерального направления, особенно В.О.
Ключевского, поставившего проблему социокультурной расколотости России. Обсуждение
этой проблемы продолжали авторы сборников «Вехи», «Из глубины» – Н. Бердяев, Н.
Лосский, П. Струве, Г. Федотов и др. Главную роль в изменении всего строя русской
жизни они отводили постепенной модернизации, отрицая насильственные методы. В современной
научной литературе и публицистике преобладает позитивная оценка деятельности Петра
I. Главные проблемы «дореформенной» и «пореформенной» России, весь XIX в. в советской
историографии рассматривались в контексте формационных характеристик, в основном
как время вызревания предпосылок социалистической революции. В связи с этим особое
внимание уделялось революционным традициям. Те же проблемы российской истории, которые
не укладывались в теорию формаций, были отнесены к историческим особенностям. Так,
была выдвинута концепция трех эшелонов модернизации. Россия рассматривалась как
страна «второго эшелона». С одной стороны, такой подход позволял отойти от однозначно
негативной оценки деятельности правительства, давал возможность изучать позиции
реформаторских сил, в целом являлся выражением поиска новых теоретических построений,
а с другой стороны,– новой попыткой спасти и усовершенствовать концепцию формационного
развития.