Учебное пособие: Культурология
Субъектами власти-собственности в царствах
были правители-ваны, которые передавали часть своих прав земельной аристократии,
главам родовых кланов. Первоначально социальное, правовое, имущественное неравенство
было не слишком заметным, но постепенно все большее число чиновников, аристократов,
воинов и их слуг выделялось из среды общинного крестьянства и жило за их счет. С
увеличением незанятого, привилегированного населения и общей массы избыточного продукта
стала нарастать тенденция к индивидуализации и приватизации.
Реальная власть правителей-воинов ослабевала,
и перед ними вставала жизненно важная проблема – преодолеть децентрализацию и раздробленность.
Поэтому в ряде царств были проведены реформы, суть которых сводилась к изменению
характера налогообложения и упорядочения централизованного управления с учетом нарождающихся
товарно-денежных, частнособственнических и рабовладельческих отношений. Наиболее
успешно такие реформы были проведены в самом «молодом» царстве Цинь в середине IV
в. до н.э. министром-реформатором Шан Яном.
Суть реформ Шан Яна сводилась к подрыву
сельской общины и могущества потомственных знатных родов. Для этой цели были узаконены
взятие в залог и скупка земли, отменены ограничения на размеры земельных владений.
Шан Ян поощрил крупное землевладение, видя в нем основу экономики. В то же время
он стремился ограничить разбогатевших собственников и поставить их под строгий контроль.
Для этого Шан Ян ввел 20 степеней гражданских рангов знатности на основе имущественного
ценза, но с учетом военных заслуг. Это был своеобразный механизм экспроприации:
за большой взнос можно было повысить свой статус и избежать неприятностей как представителю
частного сектора.
Первый китайский император Цинь Ши-хуанди
распространил на всю империю порядки, установленные Шан Яном. Политическое объединение
страны, узаконивание частной собственности, разграничение населения по имущественному
признаку, проведение мероприятий, способствующих развитию товарно-денежных отношений,
несомненно, открывали простор для развития общества во всех сферах. Однако для успешной
реализации этих новых перспектив требовались перемены в общественном сознании, мировоззрении,
ценностных ориентациях древнекитайского общества.
Мировосприятие и религиозные верования.
Перемены в общественном сознании и соответствующее их осмысление в политических,
философских и религиозных учениях Древнего Китая подобно другим восточным учениям
этого периода отражали все стадии развития общества – от разложения родовой общины
с ее культом архаических божеств до появления единого всемогущего божества эпохи
империй, однако имели и ряд особенностей. Во-первых, для Древнего Китая характерна
незначительная роль духовенства, приоритет человеческого начала над богами; во-вторых,
преобладание рационального осмысления жизненных ситуаций обусловили выдвижение на
первый план этических норм; в-третьих, приоритет этики над религией привел к вытеснению
собственно религиозных функций духовенства (соблюдение ритуалов и церемоний) чиновничье-бюрократической
администрацией; в-четвертых, поскольку основные философские школы складывались в
Древнем Китае в период ожесточенной борьбы «воюющих царств», то первостепенными
в них оказались преимущественно социально-политические вопросы. Не проблема «человек–мир»
и тем более «человек–космос» были в центре внимания древних мыслителей, а проблема
«человек–общество» занимала их.
Как и у других народов, у древних китайцев
было множество различных богов и духов, олицетворяющих природные стихии: божества
гор, рек, ветра и т.п. Во главе пантеона стоял Шанди – верховный первопредок. Кроме
того, существовал культ предков семейной общины, сохранившийся в Китае чуть ли не
до наших дней. Каждый глава семьи был у себя дома жрецом семейных божеств и духов.
Культ предков сыграл огромную роль в истории китайской цивилизации, так как привел
к ослаблению религиозного начала и усилению рационалистического, прагматического
подхода в осмыслении жизненных ситуаций. В эпоху Чжоу культ Неба вытеснил Шанди
и стал самым главным всекитайским божеством. Чжоуского правителя стали считать сыном
Неба, а китайскую империю – Поднебесной.
Для китайских правителей отождествление
с Небом означало принятие на себя ответственности за свой народ и даже за весь мир.
Правитель являлся посредником между земным и божественным. Небо откликалось на проступки
императора стихийными бедствиями, а за добродетельное правление посылало богатый
урожай. Считалось, что Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных. Таким
образом, религия превращалась в этику, а Небо олицетворяло собой всеобщий порядок
– космический и нравственный.
Подобная религиозная система позволила
создать своеобразную картину мира, согласно которой последний изначально совершенен,
гармоничен и его не надо переделывать, преобразовывать. Творчество принадлежит Небу,
оно делает возможным произрастание всего сущего и жизнь всех вещей. Поэтому необходимо
самоустраниться, уподобиться природе и не мешать осуществлению гармонии.
Таким образом, древнекитайская религиозно-этическая
традиция не ориентировала на деятельное отношение к миру, а призывала жить в согласии
с природой. Более подробно такие идеи развивались в даосизме и конфуцианстве – учениях,
составивших духовный стержень китайской культуры, определивших основные духовные
ориентиры и менталитет китайцев на долгие годы.
Даосизм, конфуцианство, так же как и другие
идейные течения (например, легизм), представляли собой своеобразный синтез философских,
этических и религиозных идей. Эти идеи, наверное, еще нельзя назвать философией
в античном понимании. Точнее будет охарактеризовать их как мудрость [11, с. 124-125].
Мудрость интересуется не знанием, как таковым, а целостным человеком в мире. «Целью
мудрости является исправление каждого сердца в соответствии с порядком вещей». Древнекитайские
мыслители различных направлений центральной проблемой считали проблему гармонического
единства человека и Неба». В соответствии с традиционными китайскими представлениями
в мире существует всеобщий путь (дао) вещей, который никому, даже правителю, не
дано изменить, потому что он присущ природе самих вещей. Следование дао не ущемляет
свободу человека, а наоборот, делает его свободным, так как дао – основа всего,
источник всех вещей и явлений. Индивидуальное проявление дао – добродетель дэ, в
ней воплощается нравственный идеал личности, достигшей абсолютной гармонии с окружающим
миром. Основателем учения о дао, даосизма, считается Лао-цзы, живший в VI–V вв.
до н.э. Человек, как весь окружающий его мир, является закономерным порождением
дао, он – часть природы и его предназначение – следовать по пути добродетели (дэ),
жить в соответствии с природой. Источник зла, всех неисчислимых бедствий – это отступление
от предписанных природой законов. Поэтому основной моральный принцип даосизма –
недеяние (у вэй). «Если бы я владел знанием, то шел бы по большой дороге. Единственная
вещь, которой я боюсь, – деяние»,– учил Лао-цзы [4, с. 78]. Однако недеяние не означает
пассивность, это деяние без борьбы, соответствующее природе, дао.
Таким образом, даосизм был своеобразным
основанием этических и эстетических норм социальной организации общества, характерных
для культурной традиции Древнего Китая, сохранивших свою актуальность до настоящего
времени, так как указывал путь достижения гармонии природы общества, человека.
Наиболее популярным и влиятельным учением
было все-таки конфуцианство. Его основатель – Конфуций (Кун-цзы) принадлежал к среде
так называемых жу – ученых-книжников, имевших большое влияние при дворах правителей.
Поэтому неслучайно Конфуций обосновал социальный идеал совершенного человека – цзюнь-цзы.
Основным понятием в учении Конфуция выступает
гуманность (жень), которая является нравственным принципом, определяющим отношения
между людьми как в обществе, так и в семье. Гуманность в понимании Конфуция являлась
моральным измерением всякой деятельности: «Не делай людям того, чего не желаешь
себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды» [4, с.
88]. Разрабатывая идеи разумного управления государством, Конфуций сформировал тезис
о том, что государство – это та же семья, только большая, поэтому основные нравственные
принципы в них едины.
Для осуществления своих идей Конфуций
основал школу и готовил в ней из своих учеников кандидатов на должности чиновников,
которые призваны были помочь правителям наладить добродетельное, справедливое правление
и достичь гармонии в обществе. Конфуций предложил очень эффективный метод выдвижения
чиновников на руководящие посты. Чиновник должен был получить рекомендацию, что
он мудр и справедлив, а также успешно сдать конкурсный экзамен. При этом считалось,
что социальное происхождение не имеет существенного значения. Благодаря такому подходу
конфуцианство стало важным элементом культурной традиции Древнего Китая, а само
слово «конфуцианец» стало синонимом слова «ученый».
В борьбе различных направлений конфуцианство
сумело выстоять и занять господствующее положение в традиционной китайской триаде
«даосизм – конфуцианство – буддизм». Это не было случайным – конфуцианство удобно
для управления огромной империей и позволяло сохранять традиционные ценности, например
культ предков.
Примат этики над религией, преобладание
рационального, прагматического подхода в оценке жизненных ситуаций в древнекитайском
обществе благоприятствовали развитию точных и естественных наук. Еще в доимперскую
эпоху древние китайцы научились вычислять движения небесных светил, предсказывать
лунные затмения, а эпоха империй отмечена целым рядом открытий, основные из которых
– изобретение компаса и сейсмографа, бумаги, фарфора, пороха. Блестящих успехов
достигла древнекитайская медицина, которая в имперскую эпоху превратилась в целую
систему научных знаний. Традиционная китайская медицина исходила из представления
о человеке как микрокосмосе, отражающем гармонию космических сил и ритмов: начал
инь и ян (женское и мужское), пяти стихий (пять внутренних органов и пять органов
чувств) и различных видов жизненной энергии – ци. Лечение болезни заключалось в
восстановлении равновесия космических сил и ритмов, т.е. жизненной целостности организма.
Для этой цели древнекитайскими целителями были разработаны различные приемы диагностики,
лечения и профилактики болезней, в том числе методика акупунктуры (иглоукалывание),
прижигание, массаж. Важное место в этом комплексе занимали гигиена, гимнастика,
водные и солнечные ванны.
Однако, несмотря на выдающиеся достижения
китайцев в области точных и естественных наук, научно-технические знания признавались
конфуцианством опасными, отвлекающими от духовного совершенствования. Для человека
гораздо важнее достижения в области нравственно-эстетической, художественной практики.
Знания, опосредованные культурой, ее традициями, системой ценностей, помогают человеку
стать человеком и достичь гармонии в отношениях между людьми. Поэтому искусство
Древнего Китая пронизано глубоким смыслом и мудрыми поучениями.
Художественная культура. Художественная
культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в
учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству,
поиск гармонии в каждом явлении природы – будь то цветок, дерево, животное – позволили
сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику.
Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство,
начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре
рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы)
соединяла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось
душевное состояние автора, а стилизованным формам письменности – каллиграфическим
надписям – придавалось даже магическое значение. И они хранились в каждом доме.
Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются
строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.
Одним из высших достижений древнекитайского
искусства является живопись, в особенности живопись на свитке. Китайская картина-свиток
– это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный
от подчиненно-декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический
и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы
и цветы».
Китайский портрет ханьской эпохи сочетал
в себе реалистическую достоверность (так, фигуры воинов из гробницы Цинь Ши-хуанди
явно передают индивидуальные черты их прототипов) и символичность, иногда граничащую
с карикатурностью. Стилизация и гротеск сделали возможным отстранение художественного
творчества от каких бы то ни было утилитарных соображений и определили в дальнейшем
разнообразие китайского искусства позднейших эпох.
В китайской картине каждый предмет глубоко
символичен, каждое дерево, цветок, животное или птица является знаком поэтического
образа: сосна – это символ долголетия, бамбук – стойкости и счастья, аист – одиночества
и святости и т.д. Форма китайских пейзажей – вытянутый свиток – помогала ощутить
необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего
мироздания.
Все жанры древнекитайского искусства несли
в себе глубокий нравственный смысл и идею совершенствования человека, настраивали
на особое восприятие; восхищение природой, ее красотой и работой мастера. Наверное,
поэтому красота китайских пейзажей с их особой выразительностью и особой символикой
вызывает восхищение у европейцев, позволяет открывать им иное видение мира, иную
эстетику.
Мы рассмотрели восточный тип культуры
на примере древних цивилизаций: Месопотамии, Египта, Индии и Китая. При всем своеобразии
их объединяет то, что в этих цивилизациях развитие личности происходит в самососредоточении,
самопознании, гармонии с природой и окружающим миром, а не в преобразовании его.
Принципиально иная позиция характеризует
европейскую цивилизацию, европейский стиль мышления. Позиция человека в европейской
культуре – это позиция активно-преобразовательная. Причем это преобразование касается
не только окружающей природы, но и общества, и самого человека.
Хотя в европейской цивилизации, как и
в восточных цивилизациях, целые периоды формировались под воздействием религии и
мифологии, именно здесь началась борьба рационального опыта с мифом и появился человек
нового типа.
1. Как возникла дихотомия Восток – Запад
и каковы ее последствия?
2. В чем состоят особенности периодизации
истории Древнего Востока?
3. Что представляет собой традиционное
общество и каковы его основные черты?
4. Выделите, что было общего и особенного
в развитии культуры народов Древнего Востока.
5. Охарактеризуйте основные религиозно-философские
системы Древнего Востока.
6. Назовите основные достижения в области
материальной, духовной и художественной культуры народов Месопотамии (Двуречья).
7. В чем состоит своеобразие архитектуры
и изобразительного искусства Древнего Египта?
8. Укажите особенности социокультурного
развития Древней Индии.
9. Назовите основные достижения культуры
Древнего Китая.
10. Какое место наследие древних цивилизаций
Востока занимает в мировой культуре?
О с н о в
н а я
1. Васильев Л.С. История Востока: В 2
т. М.: Высшая школа, 1993. Т. 1.
2. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего
Ближнего Востока. М.: Наука, 1986.
3. Заболоцкая Ю. История Ближнего Востока:
Пер. с польск. Д.С. Гальпериной. М.: Наука, 1989.
4. Иванов В.Г. История этики древнего
мира. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980.
5. История древнего мира / Под ред. И.М.
Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М.: Наука, 1989. Кн. 1.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд.
2-е. Т. 13.
7. Мифология древнего мира. М., 1997.
8. Павлов В.В. Искусство Древнего Египта.
М.: Изд-во Акад. Художеств СССР,1962.
9. Поликарпов B.C. Золотой век в истории мировой культуры. Ростов-н/Д.: Изд-во
РГУ, 1992.
10. Смирнова В.В. Мировая художественная
культура. М.: Аз, 1995.
11. Шкуратов В.А. Историческая психология.
Ростов-н/Д.: Город N, 1994.
12. Ясперс К. Смысл и назначение истории.
М.: Республика, 1994.
Д о п о л
н и т е л ь н а я
13. Большая иллюстрированная энциклопедия
древностей. Пер. с чеш. Прага, 1980.
14. Гомбрих Э. История искусства. М.,
1998.
15. Дмитриева И.А. Краткая история искусства.
М., 1985.
16. Поликарпов B.C. Лекции по культурологии. М., 1997.
17. Чернокозов И.А. История мировой культуры.
Ростов-н/Д., 1997.
Глава 4
АНТИЧНОСТЬ – ОСНОВА ЕВРОПЕЙСКОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ
В начале I тыс. до н.э. древневосточные
цивилизации утратили приоритет в общественном развитии и уступили место новому культурному
центру, возникшему в Средиземноморье и получившему название «античная цивилизация».
К античной цивилизации принято относить историю и культуру Древней Греции и Древнего
Рима. Эта цивилизация базировалась на качественно иных основаниях и в экономическом,
политическом и социальном отношениях была более динамичной по сравнению с древневосточными
обществами.
Достижения древних греков и римлян впечатляюще
поразительны во всех областях, и на них основана вся европейская цивилизация. Греция
и Рим, два вечных спутника, сопровождают европейское человечество на всем его пути.
«Мы видим глазами греков и говорим их оборотами речи», – сказал Якоб Буркхардт.
Возникновение европейской ментальности, особенности европейского пути развития невозможно
понять, не обратившись к самому началу европейской цивилизации – античной культуре,
сформировавшейся в Древней Греции и Древнем Риме в период с начала I тыс. до н.э.
по V в. н.э.
Античная цивилизация, если исчислять ее
от гомеровской Греции (XI-IX вв. до н.э.) до позднего Рима (III-V вв. н.э.), многими
достижениями обязана еще более древней крито-микенской (эгейской) культуре, которая
существовала одновременно с древневосточными культурами в восточном Средиземноморье
и некоторых областях материковой Греции в III-II тыс. до н.э. Центрами
эгейской цивилизации были остров Крит и город на юге Греции Микены. Эгейская культура
отличалась высоким уровнем развития и своеобразием, однако нашествия ахейцев, а
затем дорийцев повлияли на ее дальнейшую судьбу.
В историческом развитии Древней Греции
принято выделять следующие периоды: гомеровский (XI-IX вв. до н.э.); архаический
(VIII-VI вв. до н.э.); классический (V-IV вв. до н.э.); эллинистический (конец IV–I
вв. до н.э.). История Древнего Рима делится на три основных этапа: ранний, или царский
Рим (VIII–VI вв. до н.э.); римская республика (V–I вв. до н.э.); римская империя (I–V вв. н.э.).
Римская цивилизация считается эпохой наивысшего
расцвета античной культуры. Рим называли «вечным городом», а поговорка «Все пути
ведут в Рим» сохранилась до наших дней. Римская империя представляла собой самое
большое государство, охватившее все территории, примыкающие к Средиземноморью. Слава
и величие ее измерялись не только обширностью территории, но и культурными ценностями
входивших в нее стран и народов.
В формировании римской культуры приняли
участие многие народы, подчинявшиеся римской власти, в том числе и население древневосточных
государств, в частности Египта. Однако на раннеримскую культуру наибольшее влияние
оказали племена латинов, населявших область Лаций (где и возник город Рим), а также
греки и этруски.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35
|