Учебное пособие: Культурология
В целом Коран не является оригинальным
произведением, в его основе – многие положения уже сложившихся мировых религий (зороастризма,
иудаизма, христианства), античной философии и мифологии, архаичные арабские представления.
Особенностью является то, что идея монотеизма (единобожия) доведена в исламе до
высшей степени – здесь нет троичности Бога (как у христиан), а процесс творения
мира Аллахом носит непрерывный характер.
Система жестких предписаний и регламентации
земной жизни содержится не только в Коране. Едва ли не большее значение в этом имеют
Сунны – комментарии и дополнения к священной книге. Наиболее последовательные сторонники
ислама, придерживающиеся норм этой книги, называются суннитами. Часть мусульман,
не признающих Сунн, получила название шиитов (от араб. – группа, отщепенцы). Сейчас
шииты составляют 10% мусульман.
Традиции Востока и мусульманские религиозно-нравственные
предписания способствовали формированию образа идеального правоверного мусульманина,
его мировоззрения и морали. Главной добродетелью мусульманина является покорность
Богу – фатализм. Для мусульманина мирские заботы находятся на втором месте. При
этом мусульмане считают безгрешным жить за счет доходов не от государственной службы,
а от своего собственного труда. Поэтому успехи в предпринимательстве, приобретении
богатств (в отличие от раннего христианства) не осуждаются в мусульманском обществе.
Эти положения обосновываются ссылками на деловые качества и высказывания самого
Мухаммеда (который одно время был купцом). Помогать бедным мусульманин обязан, но
только тем, кто действительно не в состоянии накормить себя, а не паразитирует на
добродетелях ислама. Поэтому мусульман обычно отличает высокая моральная чистота,
честность, практичность в хозяйственной деятельности.
6.5.
Художественная культура
Ислам как мировая религия в целях укрепления
своего влияния использует ценности художественной культуры, т.е. средства эстетического
воздействия на верующих. При этом деятели искусства ставятся в достаточно жесткие
рамки. С одной стороны, они должны использовать доступные им средства для прославления
Аллаха и институтов Ислама, с другой – эти средства, т.е. формы и содержание творческой
деятельности, не должны выходить за предписания мусульманских догматов.
В области изобразительного искусства мусульманские
ортодоксы (от греч. – прямой, правильный) запрещают реалистическое творчество. Ибо
единственным творцом всего сущего является Аллах, а соперничать с ним – грех. Этот
запрет призван также избежать идолопоклонства, т.е. проявлений политеизма. Поэтому
мусульманские художники обычно изображают либо стилизованные (условные, не существующие
в природе) предметы, либо абстрактные картины в виде орнаментов.
Одним из таких видов изобразительного
искусства является арабеска – своеобразный орнамент, включающий композиции переплетений
стилизованной растительности, геометрических фигур и элементов искусства каллиграфии
(изящных надписей арабской вязью). Но арабеска – это не только искусство, но и наука.
Прорисовка орнаментов строилась в соответствии со сложным математическим расчетом.
С помощью арабесок создаются целые панно на стенах мечетей, дворцов.
В то же время в арабоязычных странах не
было полностью утрачено реалистическое направление в живописи. Это в первую очередь
относится к странам, где утвердилось шиитское направление ислама. Реалистические
рисунки получили распространение в книжных миниатюрах. Во многих музеях мира хранятся
арабские книги X–XIII вв. с красочными иллюстрациями бытовых
сцен, пейзажей, с портретами героев эпоса, в частности Искандера – так называли
на Востоке Александра Македонского.
Особенно впечатляют изобразительные мотивы
произведений декоративно-прикладного искусства – на тканях, керамике, металлических
сосудах и утвари. В этой сфере искусства в наибольшей степени проявляются национальные
особенности арабоязычных стран, ведь традиции изготовления и украшения подобных
предметов сложились задолго до арабской экспансии. Например, в Египте подъем изобразительного
искусства произошел при арабской династии Фатимидов (969-1171). В оформлении египетских
тканей присутствует как угловая геометрическая плетенка – элемент арабского искусства,
так и округлые линии – признак коптского влияния (копты – доарабское население Египта).
Фатимидские ткани затканы золотом и цветными шелками. Их широкие каймы состоят из
множества разноцветных полос, заполненных фигурками людей-животных, птиц, растительным
орнаментом.
Подобные сюжеты прослеживаются в произведениях
прикладного искусства и других стран. Например, на серебряном блюде из Ирана, хранящемся
в Эрмитаже, представлена иллюстрация к легенде о царе Бах рам Гуре и его наложнице
– красавице Азаде. Славятся во всем мире иранские (персидские) ковры. В средневековье
основным мотивом коврового узора стала арабеска, при этом среди стеблей и цветов
располагались фигурки людей и зверей, иногда с видоизмененными конечностями, чтобы
не гневить Аллаха реалистическим изображением (например, лапа льва могла оканчиваться
не когтями, а букетом цветов).
Таким образом, декоративно-прикладное
искусство средневекового арабского Востока не всегда согласовывалось с установками
исламских догматов, но соответствовало многовековым традициям различных народов
халифата и подтверждало тот факт, что не все искусство здесь было подчинено религиозным
установкам.
В области архитектуры ислам также выработал
систему эстетических категорий, призванных подчеркнуть величие этой религии. Это
– понятия-символы: джамал – божественно совершенная красота, которую олицетворяет
купол мечети; джалал – божественное величие, которое подчеркивается высотой минарета;
сифат – божественное имя, выраженное красотой арабской письменности, каллиграфии
на внешних стенах мечети.
Мечеть (от араб. «мастжид» – место поклонения)
как основное культовое сооружение возводится с VII–VIII вв. в подражание христианским
храмам. Она имеет прямоугольный двор, окруженный галереями, прямоугольное основное
здание со сферическим куполом и многоколонным молитвенным залом. Мечети не отличаются
богатым лепным декором, их украшения имеют плоскостной характер. Но в оформлении
глади стен арабские мастера достигли большого совершенства. Они использовали резные
многоцветные кирпичи, терракотовые облицовочные плиты с глазурью. Рядом с мечетью
возводится величественный и также богато украшенный минарет (от араб. «манара» –
маяк), который имеет форму круглой, квадратной или многоугольной в сечении башни.
Строительство мечети с куполом диаметром
в десятки метров и минарета высотой с современное высотное здание требовало очень
сложных математических расчетов, связанных с учетом сейсмичности региона, силы ветра,
плотности почв, высокого мастерства строителей. И арабы достигли в этом большого
совершенства. Если в VII–VIII вв. мечети строили преимущественно византийские мастера,
то в дальнейшем уже нередко арабов приглашали строить христианские храмы Византии.
Одна из главных святынь мусульман – соборная
мечеть Куббат ас-Сахра (Купол скалы) в Иерусалиме. При ее постройке был использован
тип центрически-купольного мавзолея. Это огромный восьмигранник, увенчанный куполом.
В других частях халифата при строительстве мечетей складывались несколько иные архитектурные
принципы. В Персии доминировал внутренний двор с относительно небольшой крытой частью.
Для мечетей Магриба характерно обилие продольных и поперечных нефов (межколонных
пространств), расположенных не только в молитвенном зале, но и по сторонам внутреннего
двора. Здесь строились и самые большие минареты. Минарет мечети в Марракеше (Марокко),
построенный в конце XII в., имеет высоту 70 м при основании 12,5х12,5 м.
Наряду с культовыми сооружениями арабы
строили многочисленные здания светского назначения. Особым великолепием отличались
дворцы арабской знати. Окна их украшали алебастровые решетки и цветные стекла, кирпичная
кладка стен и пола представляла собой мозаичный узор. Тронный зал (тахт) разбивался
стройными рядами колонн на нефы и перекрывался сводчатыми перекрытиями. Большей
простотой в оформлении отличались жилые дома, караван-сараи и хозяйственные постройки.
Но и их отличала исключительная упорядоченность, чистота и надежность. Таджикский
писатель и путешественник Насир-и-Хусрад, посетив в 1046 г. Каир, основанный Фатимидами,
писал: «Большая часть зданий в пять и шесть этажей. Дома эти так чисты, и изящны,
что можно было бы принять их за домики, сложенные из драгоценных камней, а не из
извести, черепицы и камня» [3, с. 67].
Многочисленные города, основанные арабами
(Каир, Багдад и др.), строились по заранее разработанным планам, в которых предусматривалась
ширина улиц, расположение дворцовых комплексов, жилых кварталов, базаров и т.п.
Арабская литература имеет глубокие доисламские
корни. Значение литературы этого периода отметил ал-Бируни (973 – ок.1050); «Когда
арабы, жили в пустынях, они были народом бесписьменным и для увековечивания чего-нибудь
прибегали к запоминанию и изустной передаче. Поэтому-то поэзия и стала для них вместилищем
знаний и памяткой о битвах и родословиях» [8, с. 75]. Главным жанром поэзии тогда
была касыда (поэма, ода), которая содержала много сюжетов о природе, домашних животных
и, конечно, о любви.
Расцвет арабоязычной поэзии приходится
на IX–XI вв. В это время складывается жанр короткого лирического стиха – газал,
который создают выдающиеся мастера слова разных народов: Абу Нувас (ум. 810) – певец
любви, вина и радости жизни; Абу-л-Атахийя (ум. 828) – гончар по профессии, автор
религиозно-аскетических поэм, обличавший распущенность двора халифов в Багдаде;
Абу-л-Ала ол Маари (ум. 1057) – слепой поэт из Сирии, «Послание и прощение» которого
повлияло на создание «Божественной комедии» Данте. Автором многочисленных рубаи
– афористических четверостиший был классик персидско-таджикской поэзии, математик,
астроном и философ Омар Хайям (1048-1123). В основе его творений было прославление
мирских наслаждений, что явно не соответствовало догматическим принципам ислама
[5, с. 18]:
Отречься от вина? Да это все равно,
Что жизнь свою отдать! Чем возместишь
вино?
Могу ль я сделаться приверженцем ислама,
Когда им высшее из благ запрещено?
В Испании благодаря творчеству Ибн Кузмана
(1080-1160) возник своеобразный жанр строфической поэзии – заджал (мелодия), который
повлиял на формирование ранней провансальской лирики и поэзии вагантов (бродячих
студентов).
Среди прозаических произведений получает
развитие жанр сатиры, содержащей выпады против отдельных правителей и богачей, но
не затрагивающей социальной системы в целом. К этому направлению следует отнести
макаму (рассказ, новеллу), которая возникла в XII в. на основе городского фольклора.
В ней воспевается тип героя-ловкача, у которого высокая образованность и ум сочетаются
с цинизмом и плутовством. Этот своеобразный прообраз О. Бендера получил дальнейшее
развитие в новеллах итальянского Возрождения. Невозможно представить арабскую литературу
без сказок «1001 ночь». Этот цикл окончательно сложился в XII в. на основе фольклора
многих народов халифата – египетских, иранских, арабских сказок и преданий.
До середины IX в. исламский мир знал только
литературу, написанную на священном языке Корана – арабском. Потом возникла вторая
исламская литература – неоперсидская в Иране, распространившаяся затем в районы
Средней Азии и Закавказья. Достижением этой литературы было создание жанра эпической
поэмы. Эта литература более свободна от религиозных запретов и отличается социальной
направленностью, например поэмы «Шах-Наме» (Книга царей) Фирдоуси (925-1020) и «Хамсе»
(Пятерицы) Низами (ок. 1141-1209).
В период позднего средневековья возникла
третья мусульманская литература – турецкая. Таким образом, национальные традиции
в области литературы, развитые на общемусульманской основе, дали блестящие плоды.
Отличительной чертой средневековой арабской
культуры явилось значительное развитие точных наук и философии. В это время ученые
арабоязычных стран значительно превосходили своих европейских современников. Давая
общую оценку состояния арабской науки средневековья, Ф. Энгельс писал: «Арабы, дали
десятичное исчисление, начала алгебры, современную систему исчисления и алхимию.
Христианское средневековье не оставило ничего» [6, с. 145].
Арабы, как и византийцы, усердно изучали
и переводили на свой язык произведения греческих классиков, ученых Индии и других
стран. Аристотель, Гиппократ, Евклид, Птолемей были хорошо известны арабским ученым,
а европейцы впервые познакомились с этими авторами по переводам на латинский язык
с арабского. В столицах разных халифатов – Багдаде, Кордове, Каире – существовали
высшие школы, наподобие средневековых европейских университетов,– медресе (от араб.
«дараса» – изучать). Крупные библиотеки с сотнями тысяч рукописей были созданы в
Каире, Кордове и многих других городах. В Багдаде, Дамаске и Самарканде имелись
большие обсерватории, благодаря которым арабские астрономы открыли много новых звезд
и составили карты звездного неба.
Ученые пользовались покровительством и
материальной поддержкой официальных властей. Например, халиф ал-Мамун создал в Багдаде
«Дом науки» – своеобразную академию, в которой размещались библиотеки, лаборатории,
коллегии переводчиков и предоставлялись места для проживания ученым. Но в развитии
науки были и сложности, порожденные стремлением исламских богословов жестко определить
границы познаваемости мира. При всех этих сложностях взаимодействия ученых с богословами
и правителями научные открытия арабов, что называется, опередили свое время.
В медицине арабы не только освоили опыт
античных медиков, но и значительно продвинулись вперед. Они использовали в своей
работе вивисекцию (операцию на живом животном с целью изучения функций организма),
тщательно изучали анатомию, свойства различных лекарственных препаратов и особенности
протекания болезней. Большой известностью не только на Востоке, но и в Европе пользовался
Ибн Сина (Авиценна, 980-1037), таджик по национальности. Главное его произведение
– «Канон врачебной науки», являлось настольной книгой у врачей Европы до XVI в.
Ибн Сина, в частности, высказал предположение, что некоторые болезни передаются
невидимыми «мельчайшими животными», чем на восемь столетий предвосхитил учение Л.
Пастера о роли микробов как возбудителей инфекционных заболеваний.
Средневековый математик Аль-Хорезми (787–ок.
850) прославился своими сочинениями по алгебре (это слово – арабское). Он применил
алгебраические вычисления для решения практических дел: измерениях земли, разделах
наследства, торговых операциях. При этом он усовершенствовал методы расчета площади
поверхностей и объемов тел, решения уравнений первой и второй степеней. Имя Аль-Хорезми
вошло в математику для обозначения системы вычислений, выполняемых по строго определенным
правилам,– алгоритма. Аль-Хорезми по указанию просвещенного халифа ал-Мамуна вычислил
размеры Земли, которая признавалась ими как шарообразное тело.
Общепризнанны достижения арабских философов.
Среди них практически не было атеистов, но поражает различие точек зрения на проблемы
мироздания и глубина обоснования своих взглядов.
В VIII в., когда лишь зарождалось исламское
богословие, возникло движение кадаритов, которые поставили под сомнение догмат о
фатальной предопределенности судьбы человека, а значит – его пассивности. На основе
рационализма греческих философов кадариты отстаивали идею свободы воли, т.е. ответственности
человека за свои поступки. Представитель этого направления Аль-Кинди признавал роль
Бога как творца природы, абсолютную мудрость которого постичь человеку не дано.
Напротив, Ибн Сина был убежден в познаваемости
мира. Он отрицал положение о том, что Аллах постоянно творит мир и поэтому он наполнен
чудесами. Как материалист, Авиценна отрицал идеи креационизма – сотворения мира
Богом из «ничего». Вместе с тем, стремясь примирить науку и религию, философ выдвинул
емкую формулу: «Бог создает мир, чтоб человек познавал мир, а через него –Бога».
С критикой этих взглядов выступил сторонник
мусульманского идеализма Аль-Газали (1054-1111). Он считал, что нельзя объяснить
явления природы и человеческого сознания естественными причинами. Могущество Бога
исключает независимость и самостоятельность материального начала.
Живший в Испании философ Ибн Рушд (Аверроэс,
1126– 1198), развивая материализм Аристотеля, отстаивал идеи о вечности и несотворенности
мира, т.е. о независимом от воли Бога развитии материи; положение об эволюционном
развитии природы. Он отрицал бессмертность индивидуальной души, т.е. отвергал догмат
о наказании или воздаянии человеку после смерти. На основе учения Ибн Рушда в Европе
возникло материалистическое направление «латинского аверроизма», осужденного католической
церковью.
Значительный вклад в развитие мировой
науки внесли произведения арабских историков, географов, экономистов. Ал-Бируни,
Ибн Фадлан, Ибн Баттута не только посвятили свои исследования странам Востока, но
и описали события, связанные с существованием Древнерусского государства. Ученый-энциклопедист
из Туниса Ибн Халдун (1332-1402) в своих трудах попытался объяснить историю человечества
через эволюцию форм экономики, т.е. его идеи на 2-3 столетия опередили соответствующие
теории европейцев. Таким образом, арабские ученые, проживавшие в различных странах
халифата (от Испании до Средней Азии), значительно расширили границы человеческого
знания.
Как объяснить поистине взлет науки и искусства
в условиях господства консервативной мусульманской догматики? Наиболее простое объяснение
в том, что эти достижения были сделаны вопреки официальным мировоззренческим установкам,
что деятельность многих ученых осуждалась мусульманским духовенством. Доля истины
в этом объяснении есть. Но главное, очевидно, в том, что, сдерживая развитие одних
отраслей знаний и направлений в искусстве, официальная идеология оставляла открытыми
другие. Именно в них устремлялся весь талант арабо-язычных ученых и деятелей искусства.
Следует учесть и то, что развитое абстрактное мышление, созерцательность являются
особенностью людей Востока, на нем основывается не только идеология ислама, но и
более древние мировоззренческие представления, черты характера, менталитет жителей
данного региона планеты.
Возникновение религии ислама и начало
арабской экспансии в период раннего средневековья способствовали возникновению нового
типа цивилизации – арабо-мусульманской. Особенность ее – полиэтнический состав и
одновременно культурно-историческая устойчивость. То есть ислам и его религиозные,
нравственные, эстетические и правовые нормы стали неотъемлемым компонентов жизни
многих народов планеты, регулятором поведения сотен миллионов людей различных рас
и языков.
Ликвидация Арабского халифата как единого
государства привела к утрате арабами решающего влияния в мусульманском мире. Однако
новые завоеватели (турки, монголо-татары) сами усвоили ценности ислама и способствовали
его распространению в мире. В результате турецкой экспансии ислам был распространен
среди некоторых народов Восточной Европы: албанцев, болгар, боснийцев, греков. В
настоящее время арабское население преобладает в странах Западной Азии и Северной
Африки и составляет около 140 млн. человек. Численность последователей религии ислама
– около 800 млн. человек. На территории СНГ ислам исповедует значительная часть
населения Азербайджана, Казахстана, Средней Азии, среди россиян – ингуши, татары,
чеченцы и др.
В настоящее время наблюдается поистине
«исламский бум», который выражается формулой «политизация ислама и исламизация политики».
Причина в том, что капиталистические отношения, связанные с ними западный образ
жизни и система моральных ценностей активно вторглись в традиционные социальные
структуры мусульманских стран. А это вызвало соответствующую «защитную реакцию».
Одновременно оказался неприемлем для мусульман и социализм со своей бедностью, классовой
непримиримостью и атеизмом. Поэтому в странах Востока начался поиск «третьего пути»
– универсальной исламской модели развития общества. Другим обстоятельством, способствовавшим
оживлению ислама, было обретение правящими консервативными режимами мусульманских
стран (Ирана, Саудовской Аравии и др.) миллиардов долларов от добычи и переработки
нефти. В результате огромные средства были направлены на нужды «исламской солидарности».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35
|