рефераты бесплатно

МЕНЮ


Теория государства и права (Шпаргалка)

государством за точную и добросовестную реализацию содержащихся в нормах

права и обращенным к ним соответствующих требований, предписаний и т.п.

Ретроспективная юридическая ответственность – исполнение правонарушителем

обязанностей на основе гос. принуждения, правовое отношение, возникающее

между гос. и личностью, на которую возлагаются обязанности претерпеть

неблагоприятные последствия и лишения за совершенное правонарушение.

Позитивная юридическая ответственность – осознание и воспроизведение

личностью в своем поведении необходимости выполнения долга.

Принципами юридической ответственности считаются: законность,

ответственность за вину, справедливость, гуманизм, целесообразность,

неотвратимость, индивидуальность.

Согласно принципу законности ответственность применяется только при

наличии вины за совершенное деяние, которое должно быть противоправным и за

которое государством предусмотрена ответственность.

Справедливость требует исключения случаев привлечения невиновных лиц, а

следовательно, с необходимостью предполагает доказательность совершенного

деяния.

Наказание или взыскание не должно быть чрезмерным, а наоборот, должно

соответствовать тяжести деяния, быть целесообразным.

Восточный “азиатский” путь возникновения и содержания деятельности

государства.

Мусульманская правовая система

Мусульманская правовая система принадлежит к семье так называемого

религиозно-традиционного права,свойственного странам Азии и Африки.

Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и

основанных на мусульманской религии-исламе.

Основными источниками мусульманского права - как и не юридических норм

ислама - признаются Коран и сунна, в основе которых лежит "Божественное

откровение", которые закрепляют прежде всего основы веры, правила

религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание

мусульманского права в юридическом смысле.

В 19 веке в положении мусульманского права произошли существенные

изменения. В наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции

законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей.

К началу 20 века лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского

залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало

универсально в своем традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых

арабских стран, с некоторыми отступлениями стали строится по двум основным

образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и англо-

саксонскому - Ирак, Судан. За мусульманским правом здесь сохранилась роль

регулятора брачно-семейных, наследственных и некоторых других отношений

среди мусульман (иногда и не мусульман), что объяснялось все еще

сохранившимся пережитком феодализма и глубоким влиянием ислама на

общественное сознание.

В настоящее время ни в одной из рассмотренных стран мусульманское право не

является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной

мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве системы

действующих правовых норм. Исключение составляет лишь Турция, где в 20 годы

мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством

буржуазного типа, составленным на основе заимствованных с западно-

европейских моделей.

В конечном счете направление и глубина воздействия мусульманского права на

современные правовые системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею

уровнем экономического и культурного развития.

Взяв за основу масштабы применения норм мусульманского права и степень их

влияния на действующие законодательства, можно предложить следующую

классификацию современных правовых систем стран Востока.

Первую группу составляет правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где

мусульманское право продолжает применяться максимально широко. Прежде всего

его нормы и принципы оказывают глубокое влияние на конституционное

законодательство и сложившуюся здесь форму правления. Конституция Ирана,

например, закрепляет положение об обязательном соответствии шариату (шариат

- предписание верующим: чего они должны и чего они не должны делать) всех

принимаемых. Действующие в стране мусульманские суды, вопреки элементарным

требованиям справедливости и демократической законности, строго

придерживаясь мусульманских норм при рассмотрении дел нередко допускают

явные нарушения и творят произвол.

Вторую группу составляют правовые системы Ливии, Пакистана, Судана. Хотя

сфера действия мусульманского права не является здесь столь всеобъемлющей

как в первой группе, но все же остается весьма существенной, в последние

десятилетия даже обнаруживают тенденцию к расширению. Прежде всего принципы

и нормы мусульманского права оказывают заметное влияние на основные акты

конституционного характера и деятельность государственного механизма этих

стран. Так военный режим Пакистана оправдывал отказ от всеобщих выборов

тем, что они якобы "не отвечают принципам ислама". В Ливии в 1977 году

Коран вообще был объявлен "законом общества", заменяющим обычную

конституцию.

Во всех перечисленных странах второй группы, мусульманское право без каких-

либо изъятий продолжает регулировать отношения личного статуса, сохраняются

мусульманские суды.

Еще одну многочисленную группу составляют правовые системы большинства

арабских стран: Египта, Сирии, Ирака, Ливана, а также ряда стран Африки

(Сомали, Мовритании) и Азии (Афганистан).

Их конституционное право закрепляет, как правило, особые положения ислама

и мусульманского права. Так конституции многих из них предусматривают, что

главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право

является источником законодательства. Данное конституционное положение

практически реализуется в других отраслях права и судоустройства. Но с

другой стороны в некоторых из стран (Ирак, Сирия) наблюдается определенная

демократизация мусульманско-правовых положений семейного законодательства.

И, наконец, особое положение занимают правовые положения Туниса и Народно-

Демократической республики Йемен (НДРЙ). Их брачно-семейные

законодательства отказываются от ряда основопологающих институтов

мусульманского права: например, в Тунисе законодательно запрещена

полигамия, а семейный кодекс НДРЙ в 1974 году, по существу наделил женщину

равными правами с мужчинами в семейных отношениях.

Подобная практика развития правовых систем ряда стран в последние годы

вносит известные коррективы и в структуру действующего здесь мусульманского

права, отдельные нормы и институты которого,ранее вытесненные

законодательством, заимствующим западные правовые модели, вновь

возрождаются и начинают применяться на практике.

Государственная дисциплина и ее роль в обеспечении законности и

правопорядка государства. Виды дисциплины.

Кодификация права.

Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность по

упорядоченному объединению нормативных актов, приведению их в определенную

систему.

В юридической литературе традиционно различают два вида систематизации

- кодификацию и инкорпорацию.

Под кодификацией понимается такое упорядочение правовых норм, которое

сопровождается переработкой их содержания, с отменой одних и принятием

других норм права, т.е. это - систематизация в процессе правотворчества.

Кодификация не укладывается в рамки систематизации, а представляет собой

самостоятельную, причем основную форму совершенствования законодательства.

Главное назначение кодификации заключается в ее правотворческой

функции; функцию систематизации правовых норм она выполняет в ходе

правотворчества лишь попутно.

Кодификация состоит либо в разработке нового, ранее в системе

законодательства не существовавшего акта, либо в такой переработке ранее

действовавшего акта, которая приводит к появлению принципиально иного

законодательного предписания. В процессе кодификации отменяются устаревшие

юридические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в

законодательстве и противоречия между нормативно-правовыми актами.

Кодификация осуществляется только в официальном порядке и строго

определенными государственными правительственными органами. Наиболее

интенсивная кодификация связана с определенными этапами развития общества,

с существенными изменениями общественных отношений, требующих иной,

принципиально новой юридической оценки.

Результатом кодификации могут быть следующие виды актов.

[1] Основы законодательства. В бывшем союзном государстве этот вид

кодифицированного акта играл исключительно большую роль - с него начинался

процесс правового регулирования общественных отношений в той или иной

сфере. На базе Основ разрабатывались республиканские кодексы.

Сохраняют свое значение Основы как вид кодифицированного акта и в

Российской Федерации. Федеративный договор 1992 г. устанавливает, что по

вопросам, отнесенным к совместному ведению федеральных органов РФ и

органов государственной власти республик в составе РФ, федеральные

власти издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы

власти республик в составе РФ осуществляют собственное правовое

регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов31.

[2] Кодекс (лат. codex - собрание законов) - кодифицированный

законодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы

права, регулирующие какую-либо отрасль (сферу) общественных отношений.

Наиболее традиционны кодексы по отраслям права: Гражданский, Уголовный,

Жилищный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный и др.

Кроме отраслевых, отечественному законодательству известны комплексные,

межотраслевые кодексы, т.е. содержащие нормы различных отраслей права. На

территории Российской Федерации продолжают действовать бывшие союзные

кодексы: Воздушный, Торгового мореплавания и др.

[3] Устав - кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регулируют

деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной

сфере управления. Еще сохраняют свое значение многочисленные уставы о

дисциплине (Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Дисциплинарный

устав вооруженных сил и др.).

Положение - сводный кодифицированный акт, определяющий порядок

образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы

(или подсистемы) государственных органов.

Положение - пожалуй, наиболее распространенный вид кодифицированного

акта. Оно утверждается определенными правотворческими органами или

должностными лицами. Например, "Положение о военно-техническом

сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами" утверждено

Указом Президента 12 мая 1992 г., "Положение о государственной

автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации"

утверждено постановлением Правительства 28 мая 1992 г. и др.

В результате кодификационной работы появляются многочисленные нормативно-

правовые акты, которые постепенно устаревают, наслаиваются один на другой,

вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому необходимость в

постоянной работе по упорядочению нормативно-правового материала, по

расчистке, согласованию новых юридических норм с уже действующими. Эта

деятельность и есть систематизация.

Виды государственного принуждения, применяемые наряду с юридической

ответственностью.

Отрасль или институт права. Понятие и виды.

Отрасль права – это главное подразделение системы права, отличающееся

специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые

участки, комплексы однородных общественных отношений.

Классификация:

профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы;

причем из них нужно выделить и поставить над всей системой отраслей –

других профилирующих, специальных, комплексных – действительно базовую

отрасль всей системы – конституционное право; затем три материальные

отрасли – гражданское, административное, уголовное право, соответствующие

им три процессуальные отрасли – гражданское процессуальное, административно-

процессуальное, уголовно-процессуальное право.

специальные отрасли, где правовые режимы модифицированны, приспособлены к

особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое

право, право социального обеспечения, семейное право, исправительно-

трудовое право.

комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных

институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право,

сельскохозяйственное право, природоохранительное право, экономическое

право, торговое право, право прокурорского надзора, морское право.

Кроме того, общее значение имеют публичное и частное право. К частному

праву относятся, например, гражданское, семейное право, к публичному

административное, уголовное, финансовое право, право прокурорского надзора.

Признаки государства.

Наиболее общими признаками государства являются: 1) территория, 2)

население, 3) публичная власть. Эти общие признаки выражают политическую

организованность общества со всех основных сторон его жизни.

Территория как признак государства фиксирует принадлежность данному

обществу определенной части земли, поверхности планеты – суши, моря,

воздушного пространства, а также границы территории, их режим,

внутригосударственную, административно-территориальную организацию.

Население характеризует состав и принадлежность людей к данному обществу,

гражданство; порядок и формы удостоверения гражданства, его обретения,

утраты и т.д.

Публичная власть как форма политической власти означает наличие у нее

особого аппарата, единственно представляющего все общество в целом, весь

народ и имеющего свою “публичную” материальную базу – государственные

имущества, свои источники доходов, налоги.

Публичную (государственную) власть в условиях демократии следует отличать

от гражданского общества, охватывающего саморазвивающуюся экономику,

хозяйственные и социальные отношения, частную жизнь людей. Публичная власть

призвана создавать гражданскому обществу благоприятные условия для

существования и развития, не допуская объективно не обусловленных и не

предусмотренных законом ограничений и вмешательства государства в частно-

правовые, гражданские отношения.

При рассмотрении признаков государства необходимо выделить еще и законы,

при помощи которых обеспечивается общеобязательность велений государства.

Система юридических норм, будучи инструментом государственной власти, в то

же время в результате всеобщности законов упорядочивает, ограничивает и

связывает деятельность ее органов.

Правопорядок и общественныйц порядок, их соотношение.

Закономерности развития государства.

Одна из основных закономерностей развития государства заключается в том,

что по мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии оно

превращается из “просто” организации политической власти, из примитивного,

“варварского” принудительно-репрессивного образования в политически

организованное общество, где власть функционирует в комплексе со всеми

институтами государства в соответствии с принципом разделения властей.

Исторически этот процесс идет от несовершенного, неразвитого государства,

выступающего преимущественно в виде диктаторской государственной власти, к

развитому государству, где реализуются народовластие, экономическая

свобода, свобода личности.

Итог существования государства в условиях теократически-азиатского и

рабовладельческого, феодального обществ -–это историческая

бесперспективность, обреченность государственного самовластия,

монархической диктатуры и постепенное вхождение всего общества в развитое

государство, в институты демократии – парламентаризма, разделения властей,

независимого суда, прав и свобод человека. Такого рода процесс особо четко

обозначился в Европе, Северной Америке в ХVIII – XX веках в результате

победы буржуазных демократических революций.

Другие закономерности:

уход государства из экономики, все большее его отделение от хозяйственной

жизни, от выполнения функций собственника;

развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих

политическую власть, вводящих ее в четкие рамки, в строгий правовой режим;

все большее преобладание республиканской формы правления;

эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их все

большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.

В передовых демократических странах в области политико-государственной

жизни все большее значение имеют такие тенденции:

государство все более становится государством человека, в котором человек,

его неотъемлемые права и свободы выдвигаются на первое место;

все общество – а не только государственная власть – выступает в качестве

правового;

утверждаются как незыблемые и получают все более широкое развитие

институты либеральной демократии – парламентаризм, свободные выборы,

муниципальное самоуправление, федерализм;

усиливается в условиях невмешательства государства в экономику социальная

ориентация в его деятельности;

возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него всесторонняя

защита прав и свобод человека.

Толкование права: понятие, виды и способы толкования.

Толкование норм права – это деятельность по выявлению воли законодателя,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.