Теория государства и права (Шпаргалка)
государством за точную и добросовестную реализацию содержащихся в нормах
права и обращенным к ним соответствующих требований, предписаний и т.п.
Ретроспективная юридическая ответственность – исполнение правонарушителем
обязанностей на основе гос. принуждения, правовое отношение, возникающее
между гос. и личностью, на которую возлагаются обязанности претерпеть
неблагоприятные последствия и лишения за совершенное правонарушение.
Позитивная юридическая ответственность – осознание и воспроизведение
личностью в своем поведении необходимости выполнения долга.
Принципами юридической ответственности считаются: законность,
ответственность за вину, справедливость, гуманизм, целесообразность,
неотвратимость, индивидуальность.
Согласно принципу законности ответственность применяется только при
наличии вины за совершенное деяние, которое должно быть противоправным и за
которое государством предусмотрена ответственность.
Справедливость требует исключения случаев привлечения невиновных лиц, а
следовательно, с необходимостью предполагает доказательность совершенного
деяния.
Наказание или взыскание не должно быть чрезмерным, а наоборот, должно
соответствовать тяжести деяния, быть целесообразным.
Восточный “азиатский” путь возникновения и содержания деятельности
государства.
Мусульманская правовая система
Мусульманская правовая система принадлежит к семье так называемого
религиозно-традиционного права,свойственного странам Азии и Африки.
Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и
основанных на мусульманской религии-исламе.
Основными источниками мусульманского права - как и не юридических норм
ислама - признаются Коран и сунна, в основе которых лежит "Божественное
откровение", которые закрепляют прежде всего основы веры, правила
религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание
мусульманского права в юридическом смысле.
В 19 веке в положении мусульманского права произошли существенные
изменения. В наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции
законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей.
К началу 20 века лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского
залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало
универсально в своем традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых
арабских стран, с некоторыми отступлениями стали строится по двум основным
образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и англо-
саксонскому - Ирак, Судан. За мусульманским правом здесь сохранилась роль
регулятора брачно-семейных, наследственных и некоторых других отношений
среди мусульман (иногда и не мусульман), что объяснялось все еще
сохранившимся пережитком феодализма и глубоким влиянием ислама на
общественное сознание.
В настоящее время ни в одной из рассмотренных стран мусульманское право не
является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной
мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве системы
действующих правовых норм. Исключение составляет лишь Турция, где в 20 годы
мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством
буржуазного типа, составленным на основе заимствованных с западно-
европейских моделей.
В конечном счете направление и глубина воздействия мусульманского права на
современные правовые системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею
уровнем экономического и культурного развития.
Взяв за основу масштабы применения норм мусульманского права и степень их
влияния на действующие законодательства, можно предложить следующую
классификацию современных правовых систем стран Востока.
Первую группу составляет правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где
мусульманское право продолжает применяться максимально широко. Прежде всего
его нормы и принципы оказывают глубокое влияние на конституционное
законодательство и сложившуюся здесь форму правления. Конституция Ирана,
например, закрепляет положение об обязательном соответствии шариату (шариат
- предписание верующим: чего они должны и чего они не должны делать) всех
принимаемых. Действующие в стране мусульманские суды, вопреки элементарным
требованиям справедливости и демократической законности, строго
придерживаясь мусульманских норм при рассмотрении дел нередко допускают
явные нарушения и творят произвол.
Вторую группу составляют правовые системы Ливии, Пакистана, Судана. Хотя
сфера действия мусульманского права не является здесь столь всеобъемлющей
как в первой группе, но все же остается весьма существенной, в последние
десятилетия даже обнаруживают тенденцию к расширению. Прежде всего принципы
и нормы мусульманского права оказывают заметное влияние на основные акты
конституционного характера и деятельность государственного механизма этих
стран. Так военный режим Пакистана оправдывал отказ от всеобщих выборов
тем, что они якобы "не отвечают принципам ислама". В Ливии в 1977 году
Коран вообще был объявлен "законом общества", заменяющим обычную
конституцию.
Во всех перечисленных странах второй группы, мусульманское право без каких-
либо изъятий продолжает регулировать отношения личного статуса, сохраняются
мусульманские суды.
Еще одну многочисленную группу составляют правовые системы большинства
арабских стран: Египта, Сирии, Ирака, Ливана, а также ряда стран Африки
(Сомали, Мовритании) и Азии (Афганистан).
Их конституционное право закрепляет, как правило, особые положения ислама
и мусульманского права. Так конституции многих из них предусматривают, что
главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право
является источником законодательства. Данное конституционное положение
практически реализуется в других отраслях права и судоустройства. Но с
другой стороны в некоторых из стран (Ирак, Сирия) наблюдается определенная
демократизация мусульманско-правовых положений семейного законодательства.
И, наконец, особое положение занимают правовые положения Туниса и Народно-
Демократической республики Йемен (НДРЙ). Их брачно-семейные
законодательства отказываются от ряда основопологающих институтов
мусульманского права: например, в Тунисе законодательно запрещена
полигамия, а семейный кодекс НДРЙ в 1974 году, по существу наделил женщину
равными правами с мужчинами в семейных отношениях.
Подобная практика развития правовых систем ряда стран в последние годы
вносит известные коррективы и в структуру действующего здесь мусульманского
права, отдельные нормы и институты которого,ранее вытесненные
законодательством, заимствующим западные правовые модели, вновь
возрождаются и начинают применяться на практике.
Государственная дисциплина и ее роль в обеспечении законности и
правопорядка государства. Виды дисциплины.
Кодификация права.
Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность по
упорядоченному объединению нормативных актов, приведению их в определенную
систему.
В юридической литературе традиционно различают два вида систематизации
- кодификацию и инкорпорацию.
Под кодификацией понимается такое упорядочение правовых норм, которое
сопровождается переработкой их содержания, с отменой одних и принятием
других норм права, т.е. это - систематизация в процессе правотворчества.
Кодификация не укладывается в рамки систематизации, а представляет собой
самостоятельную, причем основную форму совершенствования законодательства.
Главное назначение кодификации заключается в ее правотворческой
функции; функцию систематизации правовых норм она выполняет в ходе
правотворчества лишь попутно.
Кодификация состоит либо в разработке нового, ранее в системе
законодательства не существовавшего акта, либо в такой переработке ранее
действовавшего акта, которая приводит к появлению принципиально иного
законодательного предписания. В процессе кодификации отменяются устаревшие
юридические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в
законодательстве и противоречия между нормативно-правовыми актами.
Кодификация осуществляется только в официальном порядке и строго
определенными государственными правительственными органами. Наиболее
интенсивная кодификация связана с определенными этапами развития общества,
с существенными изменениями общественных отношений, требующих иной,
принципиально новой юридической оценки.
Результатом кодификации могут быть следующие виды актов.
[1] Основы законодательства. В бывшем союзном государстве этот вид
кодифицированного акта играл исключительно большую роль - с него начинался
процесс правового регулирования общественных отношений в той или иной
сфере. На базе Основ разрабатывались республиканские кодексы.
Сохраняют свое значение Основы как вид кодифицированного акта и в
Российской Федерации. Федеративный договор 1992 г. устанавливает, что по
вопросам, отнесенным к совместному ведению федеральных органов РФ и
органов государственной власти республик в составе РФ, федеральные
власти издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы
власти республик в составе РФ осуществляют собственное правовое
регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов31.
[2] Кодекс (лат. codex - собрание законов) - кодифицированный
законодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы
права, регулирующие какую-либо отрасль (сферу) общественных отношений.
Наиболее традиционны кодексы по отраслям права: Гражданский, Уголовный,
Жилищный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный и др.
Кроме отраслевых, отечественному законодательству известны комплексные,
межотраслевые кодексы, т.е. содержащие нормы различных отраслей права. На
территории Российской Федерации продолжают действовать бывшие союзные
кодексы: Воздушный, Торгового мореплавания и др.
[3] Устав - кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регулируют
деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной
сфере управления. Еще сохраняют свое значение многочисленные уставы о
дисциплине (Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Дисциплинарный
устав вооруженных сил и др.).
Положение - сводный кодифицированный акт, определяющий порядок
образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы
(или подсистемы) государственных органов.
Положение - пожалуй, наиболее распространенный вид кодифицированного
акта. Оно утверждается определенными правотворческими органами или
должностными лицами. Например, "Положение о военно-техническом
сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами" утверждено
Указом Президента 12 мая 1992 г., "Положение о государственной
автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации"
утверждено постановлением Правительства 28 мая 1992 г. и др.
В результате кодификационной работы появляются многочисленные нормативно-
правовые акты, которые постепенно устаревают, наслаиваются один на другой,
вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому необходимость в
постоянной работе по упорядочению нормативно-правового материала, по
расчистке, согласованию новых юридических норм с уже действующими. Эта
деятельность и есть систематизация.
Виды государственного принуждения, применяемые наряду с юридической
ответственностью.
Отрасль или институт права. Понятие и виды.
Отрасль права – это главное подразделение системы права, отличающееся
специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые
участки, комплексы однородных общественных отношений.
Классификация:
профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы;
причем из них нужно выделить и поставить над всей системой отраслей –
других профилирующих, специальных, комплексных – действительно базовую
отрасль всей системы – конституционное право; затем три материальные
отрасли – гражданское, административное, уголовное право, соответствующие
им три процессуальные отрасли – гражданское процессуальное, административно-
процессуальное, уголовно-процессуальное право.
специальные отрасли, где правовые режимы модифицированны, приспособлены к
особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое
право, право социального обеспечения, семейное право, исправительно-
трудовое право.
комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных
институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право,
сельскохозяйственное право, природоохранительное право, экономическое
право, торговое право, право прокурорского надзора, морское право.
Кроме того, общее значение имеют публичное и частное право. К частному
праву относятся, например, гражданское, семейное право, к публичному
административное, уголовное, финансовое право, право прокурорского надзора.
Признаки государства.
Наиболее общими признаками государства являются: 1) территория, 2)
население, 3) публичная власть. Эти общие признаки выражают политическую
организованность общества со всех основных сторон его жизни.
Территория как признак государства фиксирует принадлежность данному
обществу определенной части земли, поверхности планеты – суши, моря,
воздушного пространства, а также границы территории, их режим,
внутригосударственную, административно-территориальную организацию.
Население характеризует состав и принадлежность людей к данному обществу,
гражданство; порядок и формы удостоверения гражданства, его обретения,
утраты и т.д.
Публичная власть как форма политической власти означает наличие у нее
особого аппарата, единственно представляющего все общество в целом, весь
народ и имеющего свою “публичную” материальную базу – государственные
имущества, свои источники доходов, налоги.
Публичную (государственную) власть в условиях демократии следует отличать
от гражданского общества, охватывающего саморазвивающуюся экономику,
хозяйственные и социальные отношения, частную жизнь людей. Публичная власть
призвана создавать гражданскому обществу благоприятные условия для
существования и развития, не допуская объективно не обусловленных и не
предусмотренных законом ограничений и вмешательства государства в частно-
правовые, гражданские отношения.
При рассмотрении признаков государства необходимо выделить еще и законы,
при помощи которых обеспечивается общеобязательность велений государства.
Система юридических норм, будучи инструментом государственной власти, в то
же время в результате всеобщности законов упорядочивает, ограничивает и
связывает деятельность ее органов.
Правопорядок и общественныйц порядок, их соотношение.
Закономерности развития государства.
Одна из основных закономерностей развития государства заключается в том,
что по мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии оно
превращается из “просто” организации политической власти, из примитивного,
“варварского” принудительно-репрессивного образования в политически
организованное общество, где власть функционирует в комплексе со всеми
институтами государства в соответствии с принципом разделения властей.
Исторически этот процесс идет от несовершенного, неразвитого государства,
выступающего преимущественно в виде диктаторской государственной власти, к
развитому государству, где реализуются народовластие, экономическая
свобода, свобода личности.
Итог существования государства в условиях теократически-азиатского и
рабовладельческого, феодального обществ -–это историческая
бесперспективность, обреченность государственного самовластия,
монархической диктатуры и постепенное вхождение всего общества в развитое
государство, в институты демократии – парламентаризма, разделения властей,
независимого суда, прав и свобод человека. Такого рода процесс особо четко
обозначился в Европе, Северной Америке в ХVIII – XX веках в результате
победы буржуазных демократических революций.
Другие закономерности:
уход государства из экономики, все большее его отделение от хозяйственной
жизни, от выполнения функций собственника;
развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих
политическую власть, вводящих ее в четкие рамки, в строгий правовой режим;
все большее преобладание республиканской формы правления;
эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их все
большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.
В передовых демократических странах в области политико-государственной
жизни все большее значение имеют такие тенденции:
государство все более становится государством человека, в котором человек,
его неотъемлемые права и свободы выдвигаются на первое место;
все общество – а не только государственная власть – выступает в качестве
правового;
утверждаются как незыблемые и получают все более широкое развитие
институты либеральной демократии – парламентаризм, свободные выборы,
муниципальное самоуправление, федерализм;
усиливается в условиях невмешательства государства в экономику социальная
ориентация в его деятельности;
возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него всесторонняя
защита прав и свобод человека.
Толкование права: понятие, виды и способы толкования.
Толкование норм права – это деятельность по выявлению воли законодателя,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|