рефераты бесплатно

МЕНЮ


Теория государства и права (Шпаргалка)

выраженной в правовой норме.

Термин «толкование» употребляется в трех различных смыслах:

1) уяснение смысла и содержания правовой нормы лицом, ее применяющим

(толкование по способу);

2) принятие актов государственными органами и высказывания отдельных лиц

с целью разъяснения содержания правовой нормы;

3) интерпретация, т.е. выяснение соотношения объема толкуемой правовой

нормы с объемом (буквальным смыслом) ее текста.

Толкование-уяснение достигается при помощи определенных способов:

Граматический (филологический) способ в силу того, что содержание правовой

нормы выражается в тексте нормативно-правового акта (обычно в тексте

определенной статьи такого акта), выступает начальным приемом уяснения

правовой нормы.

Систематический способ состоит в уяснении содержания правовой нормы путем

сопоставления ее с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами

других отраслей, регулирующих это общественное отношение.

Историко-политический (историко-целевой) способ состоит в выяснении

историко-общественных условий, тех экономических, социальных, политических

и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую норму, а также анализе

целей и задач, которые решает гос-во посредством введения ее в действие.

Специально-юридический способ – это исследование технико-юридических

средств и приемов изложения воли законодателя, основанное на специальных

знаниях юридической науки и прежде всего юридической техники. Специально-

юридическое толкование включает ряд приемов:

нормативное толкование, т.е. такое уяснение воли законодателя, при котором

устанавливается нормативность правила поведения;

конструктивное толкование, т.е. уяснение особенностей юридической

конструкции (договор – купли-продажи или дарения);

определение отраслевой принадлежности правовых норм;

терминологическое толкование.

Логический способ толкования – это исследование логической структуры

отдельных положений нормативного акта.

А.Ф.Черданцев выделяет еще один способ уяснения – функциональный, под

которым понимается толкование, опирающееся на факторы и условия, в которых

реализуется норма права.

Толкование-разъяснение различается по субъектам:

1) официальное

официальное легальное (разяснение юридической нормы, даваемое

уполномоченным на то органом и являющееся в силу этого обязательным для

подчиненных органов и должностных лиц либо в некоторых случаях даже

общеобязательным).

аутентичное (разъяснение, исходящее от органа, который установил данную

правовую норму.

2) неофициальное (разъяснение исходящие от тех или иных лиц, не наделенных

официальными полномочиями давать обязательные разъяснения правовых норм, не

имеет юридической силы.

доктриальное (от ученых-теоретиков и юристов-практиков)

профессиональное

обыденное

Официальное толкование может быть нормативным (разъяснение общего

характера, имеющее ввиду определенную категорию дел) и казуальным

(обязательное разъяснение нормы права применительно к конкретному случаю

(казусу), и обязательно только для решения дела, в отношении которого

дано).

Толкование-интерпретация необходимо в том случае, если на лицо формальное

несовершенство закона, т.е. недостатки в юридическом оформлении мысли

законодателя или несоответствие между содержанием закона и логической

формой его выражения.

Истолкование нормы права в точном соответствии со смыслом текста статьи

закона называется буквальным, или адекватным, толкованием.

Если необходимо истолковать норму несколько уже или шире буквального

смысла статьи, то истолкование называется ограничительным или расширенным.

В процессе толкования правовых норм большое значение имеют акты толкования

– интерпретационные акты, которые содержат конкретизирующие нормативные

предписания, разъясняющие юридические нормы.

В ТГП различаются два вида актов толкования:

интерпретационные акты правотворчества (нормативные юридические акты,

изданные в порядке аутентичного или легального толкования);

интерпретационные акты правоприменения (специфические правовые акты,

содержащие правила применения норм права, сформулированные в результате

обобщения опыта их жизнедеятельности.

Формы осуществления функций государств.

Деятельность государства по осуществлению своих функций облекается в

правовые формы: правотворчество, исполнительно-распорядительная,

правоохранительная, которые основаны на принципе разделения властей.

Соответственно и функции государства подразделяются на законодательные

(правотворческие), управленческие и судебные, что в принципе отражает

механизм реализации государственной власти. Причем каждая из названных

функций может осуществляться совокупностью государственных органов,

принадлежащих к определенным независимым ветвям власти.

24. Объекты правоотношений и их характеристика.

Объект правоотношения – это явления окружающего мира, по поводу которых

возникают субъективные права и субъективные юридические обязанности. В

понимании данной категории выделяют два подхода: 1) монистическая точка

зрения состоит в том, что объектом правоотношения могут быть только

поступки, деяния людей; 2) согласно второй точки зрения (плюралистической)

объектом правоотношения могут быть материальные блага (вещи, имущество,

ценности и т.п.), нематериальные блага (жизнь, здоровье, честь и

достоинство и т.п.), продукты духовной деятельности (произведения

искусства, науки, музыки, литературы, компьютерные программы и т.п.),

ценные бумаги и документы (деньги, акции, дипломы, аттестаты), а также

результаты действия участников правоотношения.

25. Государственная власть и методы ее осуществления.

26. Юридические факты: понятие и классификация.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми

нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение

правоотношений. Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм.

От наличия или отсутствия соответствующего юридического факта зависит

признание лил непризнание права или обязанности определенного субъекта. Вот

почему в работе юриста важное значение имеет всестороннее исследование и

правильное установление юридических фактов, что позволяет уяснить, какое

именно правоотношение имеет место, какие конкретные юридические права и

обязанности должны быть у его участников. Например, совершение преступления

– это юридический факт. Который порождает уголовно-правовые отношения между

лицом, совершившим преступление, и компетентным должностным лицом.

Юридические факты классифицируются:

По последствиям, которые они вызывают: устанавливающие, изменяющиеся или

прекращающие правоотношения, причем эта динамика может касаться как самих

субъектов, так и содержания субъективных прав и обязанностей.

По гносеологической природе фактов (по волевому моменту): события, т.е.

факты, не зависищие от воли и сознания людей, и действия, т.е. факты, как

порождение сознательного волевого поведения людей.

В последнее время в юридической литературе все чаще стали в качестве

самостоятельного вида выделять состояния, которые могут быть результатом

как события, так и действия.

По юридической природе действий: правомерные и неправомерные. К первым

относятся все виды действий, являющиеся актами активной реализации права,

т.е. юридические акты, административные акты (приказы, распоряжения,

указания и т.п.), акты юрисдикционной органов (административных, судов);

сделки, фактические правомерные действия (творчество, литературное, научное

и т.п.). К неправомерным фактам относятся: дисциплинарные поступки,

административные правонарушения, гражданские правонарушения (деликты),

преступления.

По структуре – простые (элементные) и сложные (фактические) составы.

Различают два вида фактических составов : а) по принципу независимого

накопления элементов состава, простая совокупность, важно лишь ее наличие;

б) по принципу последовательного накопления элементов; юридические

последствия наступают лишь в случае накопления элементов состава в

определнном порядке.

27. Монархия как форма правления. История и современность.

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть

осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы управления являются :

- существ-ние единоличного главы гос-ва, пользующегося своей властью

пожизненно (царь, король, шах);

- наследственный порядок преемственности верховной власти;

- представительство государства монарха по своему усмотрению;

- юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При

феодализме она стала основной формой государственного правления. В

буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном

формальные черты монархического управления.

В свою очередь монархия делится на : - абсолютную, -

ограниченную(парламентарную), - дуалистическую, - теократическую,

- парламентарную

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная

государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. Основным

признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо

государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.. В истории

такими странами были Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при

которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.

Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом.

Монарх же не в праве изменить конституцию. Как форма правления,

конституционная монархия возникает в период становления буржуазного

общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и

Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и

др.). Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками :

- правительство формируется из представителей определенной партии (или

партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест,

становится главой государства;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха

фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально

подписываются монархом;

- правительство согласно конституции несет ответственность не перед

монархом, а перед парламентом.

Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию

и др.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный

характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством,

формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических

монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не

ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы

феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения.

Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918),

сейчас в Марокко.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и

религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические

(Саудовская Аравия).

28. Порядок опубликования и вступления в силу законов и других нормативно-

правовых актов.

В Законе от 25 мая 1994 г. по-новому исчисляются сроки, в течение которых

законы России подлежат официальному опубликованию. Федеральные

конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному

опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты

палат Федерального собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их

принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным собранием,

публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации (ст. 3

Закона). Особый порядок установлен для опубликования и вступления в силу

законов и других решений, принятых путем референдума. В ст. 36 Закона РСФСР

"О референдуме в РСФСР" от 16 октября 1990 г. предусматривается, что итоги

референдума доводятся до сведения населения через средства массовой

информации Центральной комиссией референдума не позднее 10 дней со дня

окончания голосования.

Центральная комиссия референдума вправе поручить соответствующей комиссии

референдума провести в течение двух недель в данном округе или на участке

повторное голосование. В таком случае принятое на референдуме решение

публикуется не позднее 7 дней с даты последнего голосования по вопросу,

внесенному на референдум, и вступает в силу в день опубликования, если в

самом решении не предусмотрен иной срок.

Указы и распоряжения Президента и постановления Правительства РФ

публикуются, как гласит ст. 7 Закона от 25 мая 1994 г., в "Собрании

законодательства (Российской Федерации" и в "Российской газете". Акты

Президента и Правительства, имеющие нормативный характер, вступают в силу

на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их

официального опубликования. Но Президентом или Правительством РФ при

принятии акта может быть установлен и другой срок введения акта в действие.

Указ Президента РФ от 26 марта 1992 г. издан уже после введения в действие

Закона "О языках народов РСФСР" от 25 октября 1991 г., но в нем также не

учтены положения ст. 12 Закона о Публикации актов Президента не только на

государственном языке федерации, но и на государственном языке республик в

составе РФ. Данный пробел Указа может быть восполнен положениями,

определяющими механизм реализации ст. 12 Закона "О языках народов РСФСР".

Действие нормативно-правовых актов во времени:

Вступают в силу по истечении срока указанного в акте, по истечении срока

после опубликования, немедленно после опубликования.

Утрачивают силу по истечении срока действия, приостановление действия,

прямая отмена, изменение обстаятельств.

29. Республика как форма правления. Виды республик.

Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть

осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный

срок Общими признаками республиканской формы правления являются:

- существование единоличного и коллегиального главы государства;

- выборность на определенный срок главы государства и других верховных

органов государственной власти;

- осуществление государственной власти не по своему велению, а по

поручению народа;

- юридическая ответственность главы государства в случаях,

предусмотренных законом;

- обязательность решений верховной государственной власти.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в

Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она

видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась

демократическим содержанием. Насчитывается несколько основных

разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по

форме государственного устройства на:

- парламентарные

- президентские

Парламентская республика - разновидность современной формы

государственного правления, при которой верховная роль в организации

государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике

правительство формируется парламентским путем из числа депутатов,

принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в

парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед

парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в

парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство

членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу

государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных

парламентских выборов.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями:

обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является

верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д. Глава правительства

(премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как

правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое

осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою

деятельность перед парламентом. Главной функцией парламента является

законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью.

Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он

разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы

развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы

внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма

республиканского правления представляет собой такую структуру высших

органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм

общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия

человеческого общежития, основанные на началах правовой законности. К

парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947

годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.