Теория государства и права (Шпаргалка)
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы
государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в
руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее характерные черты президентской республики:
- внепарламентский метод избрания президента и формирования
правительства;
- ответственность правительства перед президентом, а не перед
парламентом;
- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы
государства.
Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки.
В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип
разделения властей, четко определено, что законодательная власть
принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному
суду. Президент США населением страны путем косвенного голосования
(выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно
соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте
(конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом,
из лиц принадлежащих к его партии. Президентская форма правления в
различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается
всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное
количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в
России в 1991 году. Характерным для всех президентских республик,
несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает
полномочия главы государства и главы правительства и участвует в
формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент
наделяется и другими важными полномочиями : как правило, он имеет право
роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет
чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко
представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда. В
цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная
исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей
нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно
действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных
президентских республиках, способствует возможности гармоничного
функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны
исполнительной власти.
В странах Латинской Америки часто встречаются “суперпрезидентские
республики”. Эта форма правления - практически независимая, слабо
контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат
традиционной формы с полудиктаторским управлением.
30. Правовая культура: понятие и структура.
Ученые не могут найти единый подход к трактовке как самой категории
«правовая культура», так и ее структурных компонентов, содержания, функций,
в силу того, что понятие правовой культуры многоаспектно. Насчитывается
более 250 ее определений. Особенностью правовой культуры является то, что
она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс
представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о
деятельности государственных органов, должностных лиц. Правовая культура
предполагает высокое качество правотворческого процесса, реализации права;
достаточный уровень правового мышления и психологического восприятия
правовой реальности; осознание специфических способов правовой деятельности
правоохранительных органов; результатов реализации требований законности в
виде устойчивого и стабильного правопорядка.
Подобно тому, как общенациональная культура придает целостность и
интегрированность общественной жизни в целом, правовая культура диктует
каждой личности принципы правового поведения, а обществу – систему правовых
ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимодействие
правовых институтов и организаций. Составными элементами правовой культуры
следует считать правовые убеждения, установки, ориентирующие на восприятие
правовой системы общества.
Правовую культуру можно рассматривать в широком и узком смысле слова.
Правовая культура (в широком смысле слова) – это совокупность компонентов
юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс
представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о
деятельности государственных органов, должностных лиц.
Правовая культура (в узком смысле слова) – это совокупность
материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости
и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на
правовом сознании.
Правовая культура классифицируется:
|по содержанию: |по субъективному составу: |по уровням: |
|знание права |индивидуальная |обыденная |
|отношение к праву |групповая |профессиональная |
|привычка соблюдать право |общественная |теоретическая |
|правовая активность | | |
31. Человек. Гражданин. Личность. Правовой статус личности.
Правовой статус личности представляет собой систему прав, свобод и
обязанностей, которые нашли свое четкое правовое закрепление в нормах
права, характеризующих политико-правовое состояние личности. В ст.64
Конституции РФ закреплено, что положения главы 2, содержащей права и
свободы человека и гражданина составляют основы правового статуса личности
в РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленом
Конституцией РФ.
Правовой статус личности в РФ характеризуется следующими основными
чертами:
1. права, свободы и обязанности, составляющие правовой статус, являются
равными, каждая личность имеет право на равную защиту со стороны закона,
независимо от каких-либо обстоятельств, юридическую возможность
воспользоваться поставленными ей правами и исполнить возложенные на нее
обязанности;
2. права, свободы и обязанности личности, зафиксированные в правовых
нормах, являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита –
главной обязанностью государства; их реализация обеспечивается
государством, так и самими гражданами;
3. права, свободы и обязанности гарантированны в интересах общества и
государства, каждой личности в отдельности;
4. права, свободы и обязанности личности выступают как единая система,
постоянно расширяющая и углубляющая свое внутреннее содержание по мере
цивилизации общественных отношений;
5. права, свободы и обязанности являются необходимым условием и
предпосылкой бытия личности, в определенной мере отражают природу
государства;
6. права, свободы и обязанности, входящие в правовой статус личности,
характеризуются единством, которое проявляется в их социально-
экономическом назначении.
Правовой статус – это ценное правовое явление, выражающее то высокое
значение, которое имеет личность в обществе.
Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где
права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, целостный,
внутренне согласованный и целенаправленный комплекс, обладающий системными
характеристиками.
Правовой статус личности это родовое понятие состоящее из четырех
разновидностей: а) правовой статус российского гражданина, б) иностранного
гражданина, в) лица без гражданства, г) лица, которому предоставлено
убежище.
32. Законы. Классификация законов.
Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой,
принятый в строго определенном, особом порядке, устанавливающий основные
нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные
отношения.
Законы принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов РФ
в процессе законотворческой деятельности либо в результате
непосредственного правотворчества всего народа (референдума).Процедура
принятия закона предусмотрена в Конституции РФ, включая определение круга
субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроекта,
порядок подписания и опубликования. Более подробно процесс принятия законов
определяется регламентами соответствующих законодательных органов.
Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются
устойчивостью, типичностью, значимостью, необходимостью законодательно
отразить суверенные желания народа. В первую очередь это установление или
изменение конституционных норм; закрепление прав человека и гражданина;
определение форм правления, национально-государственного или
административно-территориального устройства, методов осуществления
государственной власти; фиксирование принципов организации и деятельности
государственных органов, их структуры; определение общих начал уголовной
ответственности; регламентация принципов местного самоуправления и др.
Закон занимает особое место в системе нормативно-правовых актов в силу
обладания высшей юридической силой. Все остальные акты должны исходить из
закона и не могут ему противоречить, в случае коллизии они считаются не
имеющими юридической силы.
Закон не требует утверждения со стороны какого-либо органа, кроме
необходимого технико-юридического оформления актов референдума.
Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял,
причем в строго определенном порядке. Так, акт референдума может быть
изменен или отменен только в результате референдума, изменения вносятся в
порядке, определенном референдумом. С юридической точки зрения,
приостановить или скорректировать закон могут президентские указы, но
только в условиях чрезвычайного положения и в строго определенном порядке,
с последующим утверждением высшим законодательным органом.
Таким образом, главными качествами закона является его первичность, особый
порядок принятия, высшая юридическая сила, в связи с чем сами законы должны
быть совершенны по содержанию и форме, должны строго реализовываться всеми
и повсеместно, регулировать наиболее важные общественные отношения. Роль
закона в современных условиях преобразования общества существенно
возрастает.
Классификация:
I. По юридической силе: 1. Конституция РФ, 2. Федеральные
конституционные, 3. Федеральные.
II. По сфере действия: 1. Федеральные, 2. Субъектов федерации.
III. По субъектам правотворчества: 1. принятые референдумом, 2. принятые
органами власти.
IV. По сроку действия: 1. постоянные, 2. временные.
V. По отраслевой принадлежности: содержат нормы одной или различных
отраслей права.
VI. По внешней форме выражения: 1. Конституция, 2. Кодекс, 3. Устав, 4.
Закон, 5. другие.
VII. По кругу лиц: 1. граждане, 2. иностр. граждане, 3. лица без
гражданства.
33. Правовое государство: понятие и сущность.
Правовое государство есть форма осуществления народовластия, политическая
организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и
обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.
Формирование правового государства – гарантия поступательного развития и
углубления демократии, которая может существовать только при господстве
закона, что связывает воедино все меры в области развития и применения
права, придает им общую направленность. Правовое государство – не только
одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические
начала в его взаимоотношениях с личностью, но и практический инструмент
обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести, свободы, достоинства личности,
средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма
осуществления самоуправления и народовластия.
Принципы правового государства:
- господство закона во всех сферах жизни
- связанность законом государства и его органов
- незыблемость свободы личности, ее правовая защищенность
- взаимная ответственность государства и личности
- наличие эффективных форм контроля за реализацией законов
- разделение властей, наличие системы сдержек и противовесов
- верховенство и прямое действие конституционного закона
- правовая организация системы органов государственной власти
- единство прав и обязанностей гражданина
- наличие развитого гражданского общества
- соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам
международного права.
34. Материальное и процессуальное позитивное право.
В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права.
Материальное право – это юридическое понятие, обозначающее правовые нормы,
с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные
отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Нормы
материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение
имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных
органов, устанавливает правовой статус граждан, основания и пределы
ответственности за правонарушения и т. д. Материальные отрасли права
связаны с процессуальным, всякое материальное право имеет свои необходимые,
присущие ему процессуальные формы. Один и тот же дух должен одушевлять
судебный процесс и законы, ибо процесс есть только форма жизни закона,
следовательно, проявление его внутренней жизни.
Процессуальное право – часть правовых норм, регулирующих отношения,
возникающие при расследовании преступлений, рассмотрении и разрешении
уголовных и гражданских дел. Оно неразрывно связано с материальным правом,
так как закрепляет процессуальные формы, необходимые для его существования.
35. Правовое положение национально-территориальной и национально-культурной
автономии в государстве.
36. Реализация права: понятие, формы, методы.
Реализация права - претворение предписаний правовых норм в поведение
субъектов права, реализующих свои потребности и интересы в различных
областях общественной жизни.
По характеру правореализуюших действий, обусловленных содержанием правовой
нормы, выделяют четыре формы реализации права:
Соблюдение - выполнение предписаний запрета (реализация запрещающей
нормы);
Исполнение - исполнение соответствующей обязанности, активная деятельность
субъекта (реализация обязывающей нормы) ;
Использование - использование предоставленного права, полностью зависит от
волеизъявления субъекта права (реализация управомочивающей нормы) ;
Применение - властная организующая деятельность государства в лице его
органов, имеющая цель обеспечить адресатам правовых норм реализацию
принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за
данным процессом.
Активный субъект правоотношений может использовать свои субъективные
права, круг пассивных субъектов - соблюдать их. Субъект правоотношения,
имеющий юридические обязанности, должен их исполнять.Неисполнение субъектом
своих юридических обязанностей влечет возникновение охранительных
правоотношений, что является одним из фактических обстоятельств, требующим
применения права.
В юридической литературе формы реализации права классифицируются по
различным основаниям:
а) по характеру правовых связей между субъектами права – в общих и
конкретных правовых отношениях;
б) по субъектному составу – индивидуальная и коллективная формы;
в) по внешнему проявлению – активная и пассивная формы;
г) по методу воздействия – добровольное и принудительное осуществление
права;
д) по правовому положению субъектов – гражданско-правовая и
административно-правовая формы.
Признаки применения норм права:
6. Правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные
государственные органы (должностные лица) ;
7. Деятельность по применению норм имеет государственно-властный характер;
8. Содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на
основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов) - приговор
суда в отношении лица, совершившего преступление;
9. Применение норм права осуществляется в строго установленном государством
порядке.
Акт применения нормы права - это официальный правовой документ, содержащий
индивидуальное государственно властное предписание компетентного органа,
которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.
37. Советское социалистическое государство как тип и форма.
Социалистическая республика – особая форма правления, которая возникла в
ряде стран в результате социалистической революции и, согласно марксисткой
теории, должна была бы стать подлинно демократической республикой,
обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом.
Теоретические основы советской республики разработал В.И.Ленин. В
республике Советов Ленин видит однотипную с Парижской коммуной форму
организации власти и выделяет следующие ее признаки:
1. Слом старого буржуазного государственного аппарата и образование таких
органов власти, которые бы обеспечили защиту завоеваний революции
вооруженной силой рабочих и крестьян.
2. Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении
государством, превращение Советов в политическую основу
государственного строя, совмещение в них функций законодательного и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|