рефераты бесплатно

МЕНЮ


Теория государства и права (Шпаргалка)

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы

государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в

руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики:

- внепарламентский метод избрания президента и формирования

правительства;

- ответственность правительства перед президентом, а не перед

парламентом;

- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы

государства.

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки.

В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип

разделения властей, четко определено, что законодательная власть

принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному

суду. Президент США населением страны путем косвенного голосования

(выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно

соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте

(конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом,

из лиц принадлежащих к его партии. Президентская форма правления в

различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается

всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное

количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в

России в 1991 году. Характерным для всех президентских республик,

несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает

полномочия главы государства и главы правительства и участвует в

формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент

наделяется и другими важными полномочиями : как правило, он имеет право

роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет

чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко

представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда. В

цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная

исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей

нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно

действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных

президентских республиках, способствует возможности гармоничного

функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны

исполнительной власти.

В странах Латинской Америки часто встречаются “суперпрезидентские

республики”. Эта форма правления - практически независимая, слабо

контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат

традиционной формы с полудиктаторским управлением.

30. Правовая культура: понятие и структура.

Ученые не могут найти единый подход к трактовке как самой категории

«правовая культура», так и ее структурных компонентов, содержания, функций,

в силу того, что понятие правовой культуры многоаспектно. Насчитывается

более 250 ее определений. Особенностью правовой культуры является то, что

она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс

представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о

деятельности государственных органов, должностных лиц. Правовая культура

предполагает высокое качество правотворческого процесса, реализации права;

достаточный уровень правового мышления и психологического восприятия

правовой реальности; осознание специфических способов правовой деятельности

правоохранительных органов; результатов реализации требований законности в

виде устойчивого и стабильного правопорядка.

Подобно тому, как общенациональная культура придает целостность и

интегрированность общественной жизни в целом, правовая культура диктует

каждой личности принципы правового поведения, а обществу – систему правовых

ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимодействие

правовых институтов и организаций. Составными элементами правовой культуры

следует считать правовые убеждения, установки, ориентирующие на восприятие

правовой системы общества.

Правовую культуру можно рассматривать в широком и узком смысле слова.

Правовая культура (в широком смысле слова) – это совокупность компонентов

юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс

представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о

деятельности государственных органов, должностных лиц.

Правовая культура (в узком смысле слова) – это совокупность

материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости

и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на

правовом сознании.

Правовая культура классифицируется:

|по содержанию: |по субъективному составу: |по уровням: |

|знание права |индивидуальная |обыденная |

|отношение к праву |групповая |профессиональная |

|привычка соблюдать право |общественная |теоретическая |

|правовая активность | | |

31. Человек. Гражданин. Личность. Правовой статус личности.

Правовой статус личности представляет собой систему прав, свобод и

обязанностей, которые нашли свое четкое правовое закрепление в нормах

права, характеризующих политико-правовое состояние личности. В ст.64

Конституции РФ закреплено, что положения главы 2, содержащей права и

свободы человека и гражданина составляют основы правового статуса личности

в РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленом

Конституцией РФ.

Правовой статус личности в РФ характеризуется следующими основными

чертами:

1. права, свободы и обязанности, составляющие правовой статус, являются

равными, каждая личность имеет право на равную защиту со стороны закона,

независимо от каких-либо обстоятельств, юридическую возможность

воспользоваться поставленными ей правами и исполнить возложенные на нее

обязанности;

2. права, свободы и обязанности личности, зафиксированные в правовых

нормах, являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита –

главной обязанностью государства; их реализация обеспечивается

государством, так и самими гражданами;

3. права, свободы и обязанности гарантированны в интересах общества и

государства, каждой личности в отдельности;

4. права, свободы и обязанности личности выступают как единая система,

постоянно расширяющая и углубляющая свое внутреннее содержание по мере

цивилизации общественных отношений;

5. права, свободы и обязанности являются необходимым условием и

предпосылкой бытия личности, в определенной мере отражают природу

государства;

6. права, свободы и обязанности, входящие в правовой статус личности,

характеризуются единством, которое проявляется в их социально-

экономическом назначении.

Правовой статус – это ценное правовое явление, выражающее то высокое

значение, которое имеет личность в обществе.

Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где

права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, целостный,

внутренне согласованный и целенаправленный комплекс, обладающий системными

характеристиками.

Правовой статус личности это родовое понятие состоящее из четырех

разновидностей: а) правовой статус российского гражданина, б) иностранного

гражданина, в) лица без гражданства, г) лица, которому предоставлено

убежище.

32. Законы. Классификация законов.

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой,

принятый в строго определенном, особом порядке, устанавливающий основные

нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные

отношения.

Законы принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов РФ

в процессе законотворческой деятельности либо в результате

непосредственного правотворчества всего народа (референдума).Процедура

принятия закона предусмотрена в Конституции РФ, включая определение круга

субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроекта,

порядок подписания и опубликования. Более подробно процесс принятия законов

определяется регламентами соответствующих законодательных органов.

Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются

устойчивостью, типичностью, значимостью, необходимостью законодательно

отразить суверенные желания народа. В первую очередь это установление или

изменение конституционных норм; закрепление прав человека и гражданина;

определение форм правления, национально-государственного или

административно-территориального устройства, методов осуществления

государственной власти; фиксирование принципов организации и деятельности

государственных органов, их структуры; определение общих начал уголовной

ответственности; регламентация принципов местного самоуправления и др.

Закон занимает особое место в системе нормативно-правовых актов в силу

обладания высшей юридической силой. Все остальные акты должны исходить из

закона и не могут ему противоречить, в случае коллизии они считаются не

имеющими юридической силы.

Закон не требует утверждения со стороны какого-либо органа, кроме

необходимого технико-юридического оформления актов референдума.

Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял,

причем в строго определенном порядке. Так, акт референдума может быть

изменен или отменен только в результате референдума, изменения вносятся в

порядке, определенном референдумом. С юридической точки зрения,

приостановить или скорректировать закон могут президентские указы, но

только в условиях чрезвычайного положения и в строго определенном порядке,

с последующим утверждением высшим законодательным органом.

Таким образом, главными качествами закона является его первичность, особый

порядок принятия, высшая юридическая сила, в связи с чем сами законы должны

быть совершенны по содержанию и форме, должны строго реализовываться всеми

и повсеместно, регулировать наиболее важные общественные отношения. Роль

закона в современных условиях преобразования общества существенно

возрастает.

Классификация:

I. По юридической силе: 1. Конституция РФ, 2. Федеральные

конституционные, 3. Федеральные.

II. По сфере действия: 1. Федеральные, 2. Субъектов федерации.

III. По субъектам правотворчества: 1. принятые референдумом, 2. принятые

органами власти.

IV. По сроку действия: 1. постоянные, 2. временные.

V. По отраслевой принадлежности: содержат нормы одной или различных

отраслей права.

VI. По внешней форме выражения: 1. Конституция, 2. Кодекс, 3. Устав, 4.

Закон, 5. другие.

VII. По кругу лиц: 1. граждане, 2. иностр. граждане, 3. лица без

гражданства.

33. Правовое государство: понятие и сущность.

Правовое государство есть форма осуществления народовластия, политическая

организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и

обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.

Формирование правового государства – гарантия поступательного развития и

углубления демократии, которая может существовать только при господстве

закона, что связывает воедино все меры в области развития и применения

права, придает им общую направленность. Правовое государство – не только

одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические

начала в его взаимоотношениях с личностью, но и практический инструмент

обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести, свободы, достоинства личности,

средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма

осуществления самоуправления и народовластия.

Принципы правового государства:

- господство закона во всех сферах жизни

- связанность законом государства и его органов

- незыблемость свободы личности, ее правовая защищенность

- взаимная ответственность государства и личности

- наличие эффективных форм контроля за реализацией законов

- разделение властей, наличие системы сдержек и противовесов

- верховенство и прямое действие конституционного закона

- правовая организация системы органов государственной власти

- единство прав и обязанностей гражданина

- наличие развитого гражданского общества

- соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам

международного права.

34. Материальное и процессуальное позитивное право.

В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права.

Материальное право – это юридическое понятие, обозначающее правовые нормы,

с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные

отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Нормы

материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение

имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных

органов, устанавливает правовой статус граждан, основания и пределы

ответственности за правонарушения и т. д. Материальные отрасли права

связаны с процессуальным, всякое материальное право имеет свои необходимые,

присущие ему процессуальные формы. Один и тот же дух должен одушевлять

судебный процесс и законы, ибо процесс есть только форма жизни закона,

следовательно, проявление его внутренней жизни.

Процессуальное право – часть правовых норм, регулирующих отношения,

возникающие при расследовании преступлений, рассмотрении и разрешении

уголовных и гражданских дел. Оно неразрывно связано с материальным правом,

так как закрепляет процессуальные формы, необходимые для его существования.

35. Правовое положение национально-территориальной и национально-культурной

автономии в государстве.

36. Реализация права: понятие, формы, методы.

Реализация права - претворение предписаний правовых норм в поведение

субъектов права, реализующих свои потребности и интересы в различных

областях общественной жизни.

По характеру правореализуюших действий, обусловленных содержанием правовой

нормы, выделяют четыре формы реализации права:

Соблюдение - выполнение предписаний запрета (реализация запрещающей

нормы);

Исполнение - исполнение соответствующей обязанности, активная деятельность

субъекта (реализация обязывающей нормы) ;

Использование - использование предоставленного права, полностью зависит от

волеизъявления субъекта права (реализация управомочивающей нормы) ;

Применение - властная организующая деятельность государства в лице его

органов, имеющая цель обеспечить адресатам правовых норм реализацию

принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за

данным процессом.

Активный субъект правоотношений может использовать свои субъективные

права, круг пассивных субъектов - соблюдать их. Субъект правоотношения,

имеющий юридические обязанности, должен их исполнять.Неисполнение субъектом

своих юридических обязанностей влечет возникновение охранительных

правоотношений, что является одним из фактических обстоятельств, требующим

применения права.

В юридической литературе формы реализации права классифицируются по

различным основаниям:

а) по характеру правовых связей между субъектами права – в общих и

конкретных правовых отношениях;

б) по субъектному составу – индивидуальная и коллективная формы;

в) по внешнему проявлению – активная и пассивная формы;

г) по методу воздействия – добровольное и принудительное осуществление

права;

д) по правовому положению субъектов – гражданско-правовая и

административно-правовая формы.

Признаки применения норм права:

6. Правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные

государственные органы (должностные лица) ;

7. Деятельность по применению норм имеет государственно-властный характер;

8. Содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на

основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов) - приговор

суда в отношении лица, совершившего преступление;

9. Применение норм права осуществляется в строго установленном государством

порядке.

Акт применения нормы права - это официальный правовой документ, содержащий

индивидуальное государственно властное предписание компетентного органа,

которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

37. Советское социалистическое государство как тип и форма.

Социалистическая республика – особая форма правления, которая возникла в

ряде стран в результате социалистической революции и, согласно марксисткой

теории, должна была бы стать подлинно демократической республикой,

обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом.

Теоретические основы советской республики разработал В.И.Ленин. В

республике Советов Ленин видит однотипную с Парижской коммуной форму

организации власти и выделяет следующие ее признаки:

1. Слом старого буржуазного государственного аппарата и образование таких

органов власти, которые бы обеспечили защиту завоеваний революции

вооруженной силой рабочих и крестьян.

2. Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении

государством, превращение Советов в политическую основу

государственного строя, совмещение в них функций законодательного и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.