рефераты бесплатно

МЕНЮ


Теория государства и права (Шпаргалка)

самостоятельная, самодовлеющая сила, в том числе для реализации групповых,

узкоклассовых, клановых, личных и иных интересов, не совпадающих с

потребностями общества, а также для решения религиозных или иных

идеологических задач, например, для воплощения коммунистической утопии.

В такой обстановке государство теряет свое общественное предназначение,

во многом становится групповым – классовым, националитическим –

образованием, орудием политической борьбы, достижения узкоклассовых или

националистических целей и отсюда негативной силой в обществе. Не получает

развития весь комплекс институтов государства, и само оно – несмотря на

обширность, громозкость, усложненность и даже отработанность аппарата

власти – остается неразвитым, авторитарным или тоталитарным.

58. Право как регулятор общественных отношений. Механизм правового

регулирования.

59. Функции государства: понятие, классификация, содержание.

Функции государства это основные направления деятельности государства по

реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей,

обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и

социальным назначением.

Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику,

ибо ее содержание показывает, что является предметом их деятельности, какие

средства им используются для достижения той или иной цели.

Содержание функций не остается неизменным на отдельных этапах развития

государства, что подтверждается их своеобразием в периоды радикальных

экономико-социальных изменений, революций в различных сферах жизни

государственно-организованного общества. Особенно существенно различие в

содержании функций государств, принадлежащим к разным общественно-

экономическим формациям.

Функции государств эксплуататорских типов имеют существенные общие черты:

1) ведущее значение функции прямого подавления эксплуататорским

меньшинством эксплуатируемого большинства населения. Различия касаются

приемов, масштабов, конкретных целей подавления и классов, в отношении

которых оно осуществляется;

2) охрана частной собственности на орудия и средства производства;

различия вытекают из особенностей самих форм частной собственности;

3) обеспечение лишь внешних условий существующих отношений эксплуатации,

ограниченное вмешательство государства в экономику.

Функции государства демократического типа противополжны в своем содержании

функциям эксплуататорских государств:

1) второстепенное значение функции прямого подавления; оно осуществляется

большинством населения в отношении свергнутого эксплуататорского

меньшинства и постепенно утрачивает свое значсение, хотя рецидивы

могут быть;

2) охрана всех существующих форм собственности на средства производства;

3) ведущее значение организаторских функций, неизвестных эксплуататорским

государствам;

4) целенаправленность функций на решение задач демократического

строительства.

К функциям, вытекающим из природы всякого общества, относятся все

направления деятельности государства по поддержанию естественных условий

существования человеческого общества, которые предполагают деятельность как

внутреннюю, так и на межгосударственной основе.

Соотношение классового и общесоциального в государстве позволяет сделать

вывод о том, что следует различать государства с преимущественно классовыми

функциями и государства с преимущественно общесоциальными

(демократическими) функциями, что предполагает выяснение не только

направлений деятельности, но и социального назначения государства.

В юридической литературе существуют различные основания классификации

функций государства: по сферам деятельности, по продолжительности действия,

по социальной значимости, по правовым формам осуществления.

По сферам государственной деятельности общепринятым считается деление

функций на внутренние и внешние. Первые связаны с реализацией задач

государства внутри страны, а вторые – на межгосударственном уровне, где оно

выступает субъектом международно-правовых отношений.

По продолжительности действия функции государства подразделяются на

постоянные и временные. К первым относятся такие, которые присущи

государству на всех этапах его существования, вторые характеризуются

непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач

государства на отдельных этапах его функционирования.

По социальной значимости функции государства традиционно подразделяются на

основные и неосновные. Первые выполняются всеми его органами во

взаимодействии, их можно назвать общими, т.е. одинаково присущими каждому

звену государства. Функции, свойственне лишь конкретным государственным

органам, являются одельными.

Деятельность государства по осуществлению своих функций облекается в

правовые формы: правотворчество, исполнительно-распорядительная,

правоохранительная, которые основаны на принципе разделения властей.

Соответственно и функции государства подразделяются на законодательные

(правотворческие), управленческие и судебные, что в принципе отражает

механизм реализации государственной власти. Причем каждая из названных

функций может осуществляться совокупностью государственных органов,

принадлежащих к определенным независимым ветвям власти.

60. Инкорпорация и консолидация права.

Инкорпорация есть упорядочение нормативных актов без переработки

содержания норм права, т.е. систематизация вне пределов правотворческого

процесса.

Главное назначение инкорпорации - упорядочение нормативных актов.

Правда, инкорпорация может оказывать воздействие и на правотворчество,

особенно когда в процессе инкорпорации выявляются потребности проведения

содержательной переработки правовых норм или издания новых норм права32.

Тем не менее ее главное назначение состоит в упорядочении, в приведении в

систему действующих нормативных актов.

Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную.

Официальная инкорпорация - упорядоченное объединение нормативных актов

путем издания компетентными органами сборников (собраний) действующих

нормативных актов. Она является способом (формой) официального

опубликования и переопубликования вступающих в юридическую силу или уже

действующих нормативных актов, а сборники служат официальными источниками

достоверной правовой информации.

В рамках официальной инкорпорации могут быть выделены ее разновидности

по другим основаниям. Широко распространена хронологическая инкорпорация,

означающая упорядочение нормативных актов по времени их издания. Это -

Ведомости Верх.Совета и Собрание постановлений Правительства. К

хронологической инкорпорации относятся и хронологические собрания,

действующего законодательства в субъектах Федерации.

Официальной формой хронологической систематизации нормативных актов

некоторых министерств являются издаваемые ими Бюллетени нормативных актов.

Известна также тематическая официальная инкорпорация. Она дает

возможность более или менее полно объединить акты, посвященные одной теме,

сфере государственной деятельности или отрасли права, что способствует

выявлению возможных пробелов и расхождений в правовом регулировании и

облегчает отыскание и использование нормативных актов в юридической

практике. Например, Свод законов является вершиной предметной

(тематической) инкорпорации и представляет собой собранные воедино и

расположенные в строгом порядке законы и важнейшие подзаконные нормативные

акты.

Неофициальная инкорпорация проводится различными организациями,

органами и лицами и носит справочно-информационный характер.

Консолидация - форма систематизации, в процессе которой ранее изданные

нормативно-правовые акты по тому или иному вопросу сводятся

(объединяются) в единый акт33.

Ранее действовавшие нормативно-правовые акты прекращают в этой связи

свое существование. Удачным примером консолидации времен бывшего Союза

являлся Указ Президиума союзного Верховного Совета от 1 октября 1980 г. "О

праздничных и памятных днях", объединивший (а тем самым и заменивший) сорок

восемь ранее действовавших актов по этому вопросу. Широко распространена

консолидация ведомственных нормативно-правовых актов. Значительную роль она

будет играть и при систематизации общероссийских нормативно-правовых актов.

Уже сейчас очевидно, что разрозненное законодательство о налогах, о

занятости населения, безработице и безработных и другое должно быть

консолидировано.

Таким образом, систематизация нормативно-правовых актов является

логическим завершением правотворчества и позволяет создать стройную,

работающую систему законодательства.

61. Представительные и исполнительные органы власти РФ на современном

этапе.

К числу представительных государственных органов относятся законодательные

учреждения и местные органы власти и самоуправления. Они формируются путем

избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед

ним.

Высшим представительным органом РФ является Федеральное Собрание.

Российский парламент – представительный орган всего многонационального

народа РФ, всех ее составных частей – субъектов, призван выражать его волю,

реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов

федерации.

Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком

формирования его палат. Совет Федерации составляют представители субъектов

федерации – по два от каждого из них: один из представительного, а другой

от исполнительного органов государственной власти субъекта федерации.

Представительная природа Федерального Собрания в определенной степени

проявляется и в составе депутатов Государственной Думы. Среди них

представители многих наций, народностей, этнических групп, населяющих нашу

страну, разных слоев общества, политических организаций, профессий,

религиозных взглядов. В их составе имеются мужчины, женщины, люди разных

возрастных групп.

Представительская природа Государственной Думы проявляется также в

установлении определенного срока, по истечении которого проводятся новые

выборы и обновляется состав депутатов.

Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть РФ, осуществляет

парламентский контроль.

Федеральное Собрание, будучи представительнм органом законодательной

власти РФ, занимает влиятельное положение в системе государственных

органов, активно взаимодействует с другими федеральными органами

государственной власти.

Представительные органы местного самоуправления – собрание представителей,

которые могут именоваться думой, муниципальным собранием и т.п. Они

избираются непосредственно городским, сельским населением.

Представительный орган местного самоуправления (собрание представителей)

утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении, устанавливает местные

налоги и сборы, утверждает программы развития соответствующих территорий,

осуществляет контроль за деятельностью главы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления организуют исполнение законов РФ, указов

Президента РФ, постановлений Правительства РФ, правовых актов органов

субъектов РФ. Они также оказывают содействие федеральным органам

государственной власти и субъектов РФ, расположенным на их территории,

осуществляют координацию деятельности органов территориального

общественного самоуправления населения.

62.Юридическая значимость и сила актов толкования права: нормативного,

казуального, доктринального.

Нормативное толкование это разъяснение общего характера, имеющее в виду

определенную категорию дел. Это общеобязательное толкование, сохраняющее

свою силу для всех возможных будущих случаев применения данной правовой

нормы. Его необходимость вызывается: во-первых, неясностью закона, неточным

словесным выражением воли законодателя; во-вторых, неверным пониманием

закона правоприменяющими органами. Нормативное толкование может исходить

только от компетентного органа. Законодатель дает толкования по любому

вопросу государственной жизни, и они имеют высшую юридическую силу.

Правительство может толковать лишь акты органов исполнительной власти.

Нормативное толкование закона может давать Пленум Верховного Суда РФ. Он

обобщает судебную практику и дает судам, другим органам, должностным лицам

руководящие разъяснения по вопросам применения законодательтва, возникающим

при рассмотрении данной категории дел. Однако Пленум не может давать

толкование норм, с которыми суды не имеют дела.

Казуальное толкование – официальное обязательное разъяснение нормы права

применительно к еонкретному казусу. Оно обязательно только для решения

дела, в отношении которого дано. Поэтому их ни в коем случае нельзя

механически распространять на другие однородные дела, поскольку каждое из

них имеет индивидуальные особенности. Все органы, применяющие нормы права

могут давать казуальное толкование. Приговор, решение суда, мотивирующие

применение той или иной нормы права, являются казуальным толкованием

закона. Для других дел, которые будут решаться в дальнейшем на основе

данной статьи закона, это толкование уже не будет иметь силы.

Доктриальное толкование – это разъяснение, исходящее от ученых-теоретиков

и юристов-практиков. Оно не является обязательным и поэтому на него нельзя

ссылаться при официальной мотивировке выносимого решения. Но оно призвано

помочь практическим работникам глубже разобраться в содержании применяемых

норм, предотвратить возможные ошибки в будущем при реализации правовой

нормы. Доктриальные разъяснения, содержащиеся в комментариях

законодательства, в научной литературе призваны способствовать дальнейшему

росту правосознания, воспитанию работников государственного аппарата,

каждого юриста в духе глубокого понимания требований закона.

63. Механизм государства. Понятие и структура.

Механизм государства представляет собой систему государственных

организаций, посредством которых реализуются государственная власть,

обеспечивается государственное руководство обществом.

Механизм государства обладает следующими свойствами:

1) он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества и

занимается только тем, или почти только тем, что управляет;

2) образующие его гос. органы иерархически соподчинены друг с другом;

3) каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями;

4) обязательно наличие организованных и материальных орудий принуждения.

Государственный аппарат – это часть механизма государства, представляющая

собой совокупность гос. органов, наделенных властными полномочиями для

реализации гос. власти.

В структуру механизма государства также входят гос. учреждения и гос.

предприятия.

Гос. учреждения – это такие гос. организации, которые осуществляют

непосредственную деятельность по выполнению функций государства в

различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и

т.п.

Гос. предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности

в целях производства продукции либо его обеспечения, выполнения различных

работ и оказанию многочисленных услуг для удовлетворения потребностей

общества, частных лиц, извлечения прибыли.

64. Обычай как источник права.

Правовой обычай исторически был первым источником права, регулировавшим

отношения в период становления государства. Вообще под обычаем понимается

правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного

повторения данных фактических отношений.15 Правовым обычай становится после

того, как получает официальное одобрение государства. Дошедшие до нас

крупные законодательные памятники прошлого (Законы Ману, Русская правда) -

это сборники правовых обычаев.

Природа правового обычая характеризуется следующими особенностями. Он,

как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рамках

сравнительно небольших общественных групп людей. Юридические обычаи часто

тесно связаны с религией. В Индии, например, обычное право входит в

структуру индусского права.

Правовой обычай отличается определенность правила, непрерывным и

единообразным характером его соблюдения. Нормы правового обычая нередко

выражаются в пословицах, поговорках, афоризмах.

Не следует полагать, что правовые обычаи - архаичное явление,

потерявшее в настоящее время всякое значение. Как свидетельствуют новейшие

исследования, правовые обычаи широко применяются при регулировании

общественных отношений (особенно земельных, наследственных, семейно-

брачных) в государствах Африки, Азии, Латинской Америки. Отдельные обычаи,

вошедшие в древние законы той или иной страны, действуют без изменений до

сих пор. Например, в Таиланде по сей день бытует закон, определяющий

условия развода супругов, выработанные еще в процессе формирования обычаев.

Муж и жена в присутствии свидетелей одновременно зажигают по свече

одинаковых размеров. Тот из супругов, чья свеча догорит первой, должен

покинуть дом, не взяв с собой ничего из имущества.16

Правовой обычай - это обычай, применение которого обеспечивается

санкцией государства. Его следует отличать от обычая, представляющего собой

моральную норму, религиозное правило, нравы. Санкционирование обычая может

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.