Теория государства и права (Шпаргалка)
цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная
исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей
нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно
действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных
президентских республиках, способствует возможности гармоничного
функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны
исполнительной власти.
В странах Латинской Америки часто встречаются “суперпрезидентские
республики”. Эта форма правления - практически независимая, слабо
контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат
традиционной формы с полудиктаторским управлением.
70. Понятие и признаки права.
71. Государство в политической системе общества.
Государство выступает как особое звено в структуре политической системы
общества. Его роль и место в этой системе не отождествляется с ролью и
местом, с одной стороны, правещей партии, а с другой – иных звеньев этой
системы.
Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а
объединение всех без исключения граждан, всех членов общества, находящихся
в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой,
возрастной, профессиональной и прочей принадлежности. Государство есть
выразитель их общих интересов и мировоззрения. Следовательно, с
деятельностью государства, с осуществлением государственного управления
связаны реальные и самые широкие возможности для всех граждан участвовать в
политической жизни общества. Идеи участия каждого человека в решении общих
дел, ответственности каждой личности за судьбу государства, общества в
целом нашла свое конкретное выражение в целом ряде законов, Декларации прав
и свобод человека и гражданина.
Место и роль государства в политической системе общества определяются
следующими основными моментами:
- государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как
собственника основных орудий и средств производства, определяет
основные направления его развития в интересах всех и каждого;
- государство выступает организацией всех граждан, представляет общество
в целом; только им и от его имени принимаются властные решения,
касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения каждым.
- государство располагает специальным аппаратом управления и
принуждения;
- государство располагает разветвленной системой юридических средств,
позволяющих использовать различные методы убеждения и принуждения;
- государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом,
основным источником реализации политической власти;
- государство обладает единством законодательных, управленческих и
контрольных функций, это единственная полновластная организация в
масштабе всей страны.
Государство относится к числу собственно политических организаций, что,
будучи оснащенным специальным аппаратом принуждения и подавления с
соответствующими «вещественными придатками» в виде тюрем и иных
принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в руках
политических сил, стоящих у власти, как главный проводник их воли и
интересов в жизнь, как важнейшее средство осуществления политической
власти.
72. Аналогия закона и аналогия права.
Для временного устранения пробелов в праве предусмотрено два способа:
аналогия закона – решение конкретного дела на основе правовой нормы,
которая рассчитана на регулирование похожих общественных отношений, близких
по своему значению и характеру; аналогия права – решение конкретного дела
исходя из принципов права в целом, отрасли или института данной отрасли
права.
Пробелы в праве могут восполняться путем аналогии лишь в том случае, если
это прямо разрешено законом. Применение аналогии недопустимо в уголовном и
административном праве. Это обусловлено тем, что представления о сходстве
или несходстве у должностных лиц может быть различно, выводы, к которым они
могут прийти на основе принципов права или принципов отдельной отрасли
права, могут существенно различаться. Поэтому создается опасность
произвола, могущая привести к беззаконию. С точки зрения укрепления
законности, нормальным исходом дела будет его прекращение, если выяснится,
что действия привлекаемого не являются нарушением предписания закона.
Иначе этот вопрос решается в гражданско-процессуальном, гражданском праве.
Ст. 6 ГК РФ закрепляет положение, что в случае, когда отношения прямо не
урегулированы гражданским законодательством или соглашением сторон и
отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, если это не
противоречит существу данных отношений, применяется гражданское
законодательство, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При
невозможности использовании аналогии закона права и обязанности сторон
определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства
(аналогия права) и требований добросовенности, разумности и справедливости.
Чтобы правильно применять аналогию закона и права, необходимо соблюдение
следующих условий:
а) общественные отношения, к которым должно быть применено решение,
обязательно должны находиться в сфере правового регулирования, хотя бы в
общей форме;
б) если существует норма, регулирущая данное общ. отношение, а применяется
аналогия по мотиву, иными словами аналогия по ситуации, то это грубейшее
нарушение законности;
в) необходим тщательный анализ законодательства, в результате которого
может быть решен вопрос о применении аналогии закона или права; сходство
должно быть именно в существенном, расхождение в деталях;
г) требуется мотивированное объяснение причин применения к данным общ.
отношениям аналогии права или закона.
Особым вариантом аналогии является субсидиарное применение закона. Это
применение правовых норм одного института или отрасли права к отношениям
регулируемым другой отраслью.
Дополнительные требования к применению аналогии закона:
- охват правом фактического отношения;
- отсутствие конкретной правовой нормы, регулирующей данное отношение;
- существование другой нормы, предписания которой относится к
аналогичному случаю;
- отсутствие прямого запрещения применять аналогию;
- применение ее в соответствии с целями нормативно-правового акта.
73. Общая характеристика теорий происхождения государств.
С марксисткой точки зрения государство есть продукт развития общества,
продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там,
тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно
не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и
эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления
возникает и развивается особый институт – государство.
Общество создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и
внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув,
он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более
преуспевает в этом, чем более становится органом политических сил, стоящих
у власти и чем более явно осуществляет его господство.
Кроме марксисткой теории происхождения государства существуют и другие
теории.
Теологическая теория довольно многоаспектна, что, несомненно, объясняется
особыми историческими и материальными условиями существования различных
государств Древнего Востока и Древнего Запада. Основная идея теологической
теории – божественный первоисточник происхождения и сущности государства:
вся власть от бога.
Основателем патриархальной теории считается Платон и Аристотель. Платон в
своем знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое
государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется
с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом
вцелом, государством и отдельной человеческой душой. Идеи патриархальной
теории получили развитие в 17 веке в сочинении Р.Фильмера «Патриарх», где
он доказывает получение власти от бога и затем передачу ее своему старшему
сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам – королям.
Договорная теория происхождения государства получила распространение в
более позднее время – в 17-18 в. в трудах Г.Гроция, Дж.Локка, Г.Гобса, Ж.-
Ж.Руссо, А.Н.Радищева. Согласно этой теории государство возникает в
результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в
«естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. На
основе этого первичного договора создается гражданское общество и его
политическая форма – государство. Последнее обеспечивает охрану частной
собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем
заключается второй договор о подчинении их определенному лицу, которому
передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа.
В противном случае народ имеет право на восстание.
Теория насилия. Одним из основателей и ведущим представителем
социологического направления буржуазной теории государства и права второй
половины 19 в был Л.Гумплович. Сторонником этой теории был и К.Каутский.
Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели
не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних
племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется
единство противоположных элементов государства: властвующих и подвласных,
победителей и побежденных.
Органическая теория происхождения государства, крупнейшим представителем
которой был Г.Спенсер, считает государство результатом органической
эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому
как в живой природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в
процеесе войн и завоеваний происходит естественный отбор, который
определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства
в соответствии с законами органической эволюции.
Психологическая теория объясняет причины возникновения государства
свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами и т.п.
Известный ученый Л.И.Петражицкий исходил из якобы изначально присущей
психике индивида потребности к повиновению. З.Фрейд – основатель
психоаналитического направления в буржуазной социологии – выводил
необходимость создания государства из психики человека. Из существовавшей
первоначально патриархальной орды, глава которой был убит своими
взбунтававшимися сыновьями, движимыми особыми сексуальными и
биопсихическими инстинктами (Эдипов комплекс) появляется государство для
подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека. Э.Дюркгейм наоборот
развивал взгляд на человека как прежде всего общественное, а не
биопсихическое существо. Общество понимается как продукт не
индивидуального, а коллективного сознания людей, в котором формируется идея
социальной солидарности, для ее обеспечения создаются соответствующие
государственно-правовые институты.
74. Правосознание: понятие и виды.
Правосознание — это такая сфера или область сознания, которая отражает
правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений
к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и
ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в
юридически значимых ситуациях.
Внутренняя структура правосознания включает в себя два основных элемента:
Правовая идеология,
Правовая психология.
Правовая идеология — есть систематизированное научное выражение правовых
взглядов, принципов, требований общества, классов, различных социальных
групп и слоев населения, отдельных индивидов. Она содержит идеи, концепции,
оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных
правовых актов, основные правовые принципы, конкретное содержание правового
регулирования.
Правовая психология — это совокупность правовых чувств, настроений,
ценностных отношений, желаний и переживаний, характерных для всего общества
в целом или конкретной социальной группы. Включает следующие элементы:
общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп,
вытекающие из их места в структуре общества;
психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убеждения, свойственные
социальным группам общества;
представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их
психического склада;
чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным
группам;
способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) – влияние,
взаимовлияние, подражание, внушение.
По субъектному составу правосознание делится на индивидуальное, групповое
и общественное.
Уровни правосознания зависят от степени знания права и подразделяются на
обыденное, специализированное (профессиональное) и научное (теоретическое).
От уровня и зрелости правосознания будет зависеть качество юридических
норм и эффективность реализации правовых предписаний.
Таким образом, правосознание как объективная реальность – это сложившеяся
на основе права и вместе с ним система идей, представлений и понятий о
праве, осознанные потребности в праве, содержащие представление о сущности,
путях его развития и правопорядка в широком смысле слова.
75. Методология ТГП. Стстема методов изучения государства и права.
Каждая наука в процессе познания своего предмета вырабатывает свой метод.
Имеет его и ТГП. Методология (от греч. «метод» – путь к чему-либо и «логос»
– наука) – это теоретическое обоснование используемых в науке методов
познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания.
Методологической основой ТГП является философия, представляющая собой
развитую форму мировоззрения на основе рационального объяснения мира и
человека.
Любая юридическая наука, в том числе и основополагающая в этой области –
ТГП, должна творчески использовать категории философии с учетом специфики
своего предмета, вырабатывая собственные специальные приемы и способы.
В ТГП познание имеет своей главной целью выяснение истины для того, чтобы
преобразовать существующую действительность, опираясь на объективный
критерий – практику. Во-первых, сами понятия (категории) рассматриваются
как такие мысленные образы, которые выработались в длительной исторической
практике познания и преобразования людьми своих жизненных условий. Во-
вторых, теоретические выводы сверяются с действующей практикой, т.е.
явлениями реальной общественной жизни. В-третьих, эти выводы проверяются в
своей исторической истинности в качестве установок на творческое
преобразование существующих условий.
Обобщая закономерные связи природы и общества, философские категории
выступают и как категории мышления, познания и поэтому имеют общее
методологическое значение, играют роль опорных пунктов всякого познания,
являются одновременно и логическими категориями.
ТГП, используя уже выработанные понятия (категории), изучая данные
институты под углом зрения содержания этих категорий, прослеживает, какое
выражение они получают в исследуемой области.
ТГП, изучая общие закономерности динамики государственно-правовых явлений,
вскрывает тенденции и намечает прогнозы развития государства и права,
вырабатывая и более конкретные, рациональные практические выводы и
рекомендации. Нужно только постоянно помнить, чтобы эти рекомендации
опирались не только на общие соображения, но и на конкретный анализ явлений
действительности.
ТГП в процессе познания государственно-правовых явлений использует:
а) общенаучные методы (формально-логический, социологический, системный,
структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический и т.п.);
б) общелогические методы теоретического анализа (анализ, синтез,
обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование);
в) частнонаучные методы (сравнительного правоведения, технико-юридического
анализа, конкретизации, толкования и т.п.).
Итак, метод ТГП сложен по своей структуре. Он представляет собой внутренне
организованную систему общефилософских, общенаучных и частнонаучных
принципов, приемов, средств познания государственно-правовой надстройки.
Методология не может оставаться раз и навсегда данной, неизменной во всех
частях. Она постоянно обогощается, подчиняясь задачам все более глубокого
изучения предмета исследования – государства и права, которые находятся в
постоянном развитии.
Таким образом, методология ТГП – это применение обусловленной
материалистической диолектикой совокупности определенных теоретических
принципов, логических приемов и специальных способов исследования
государственно-правовых явлений.
76. Норма права: понятие и структура. Классификация норм права.
Норма права — это :
- признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из
которых вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи
действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона,
масштаба поведения.
- общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, выраженное
в законах и иных признаваемых государством источниках и выступающее в
качестве критерия правомерно-дозволенного, запрещенного или предписанного
поведения субъектов права.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|