рефераты бесплатно

МЕНЮ


Теория государства и права (Шпаргалка)

цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная

исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей

нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно

действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных

президентских республиках, способствует возможности гармоничного

функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны

исполнительной власти.

В странах Латинской Америки часто встречаются “суперпрезидентские

республики”. Эта форма правления - практически независимая, слабо

контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат

традиционной формы с полудиктаторским управлением.

70. Понятие и признаки права.

71. Государство в политической системе общества.

Государство выступает как особое звено в структуре политической системы

общества. Его роль и место в этой системе не отождествляется с ролью и

местом, с одной стороны, правещей партии, а с другой – иных звеньев этой

системы.

Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а

объединение всех без исключения граждан, всех членов общества, находящихся

в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой,

возрастной, профессиональной и прочей принадлежности. Государство есть

выразитель их общих интересов и мировоззрения. Следовательно, с

деятельностью государства, с осуществлением государственного управления

связаны реальные и самые широкие возможности для всех граждан участвовать в

политической жизни общества. Идеи участия каждого человека в решении общих

дел, ответственности каждой личности за судьбу государства, общества в

целом нашла свое конкретное выражение в целом ряде законов, Декларации прав

и свобод человека и гражданина.

Место и роль государства в политической системе общества определяются

следующими основными моментами:

- государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как

собственника основных орудий и средств производства, определяет

основные направления его развития в интересах всех и каждого;

- государство выступает организацией всех граждан, представляет общество

в целом; только им и от его имени принимаются властные решения,

касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения каждым.

- государство располагает специальным аппаратом управления и

принуждения;

- государство располагает разветвленной системой юридических средств,

позволяющих использовать различные методы убеждения и принуждения;

- государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом,

основным источником реализации политической власти;

- государство обладает единством законодательных, управленческих и

контрольных функций, это единственная полновластная организация в

масштабе всей страны.

Государство относится к числу собственно политических организаций, что,

будучи оснащенным специальным аппаратом принуждения и подавления с

соответствующими «вещественными придатками» в виде тюрем и иных

принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в руках

политических сил, стоящих у власти, как главный проводник их воли и

интересов в жизнь, как важнейшее средство осуществления политической

власти.

72. Аналогия закона и аналогия права.

Для временного устранения пробелов в праве предусмотрено два способа:

аналогия закона – решение конкретного дела на основе правовой нормы,

которая рассчитана на регулирование похожих общественных отношений, близких

по своему значению и характеру; аналогия права – решение конкретного дела

исходя из принципов права в целом, отрасли или института данной отрасли

права.

Пробелы в праве могут восполняться путем аналогии лишь в том случае, если

это прямо разрешено законом. Применение аналогии недопустимо в уголовном и

административном праве. Это обусловлено тем, что представления о сходстве

или несходстве у должностных лиц может быть различно, выводы, к которым они

могут прийти на основе принципов права или принципов отдельной отрасли

права, могут существенно различаться. Поэтому создается опасность

произвола, могущая привести к беззаконию. С точки зрения укрепления

законности, нормальным исходом дела будет его прекращение, если выяснится,

что действия привлекаемого не являются нарушением предписания закона.

Иначе этот вопрос решается в гражданско-процессуальном, гражданском праве.

Ст. 6 ГК РФ закрепляет положение, что в случае, когда отношения прямо не

урегулированы гражданским законодательством или соглашением сторон и

отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, если это не

противоречит существу данных отношений, применяется гражданское

законодательство, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При

невозможности использовании аналогии закона права и обязанности сторон

определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства

(аналогия права) и требований добросовенности, разумности и справедливости.

Чтобы правильно применять аналогию закона и права, необходимо соблюдение

следующих условий:

а) общественные отношения, к которым должно быть применено решение,

обязательно должны находиться в сфере правового регулирования, хотя бы в

общей форме;

б) если существует норма, регулирущая данное общ. отношение, а применяется

аналогия по мотиву, иными словами аналогия по ситуации, то это грубейшее

нарушение законности;

в) необходим тщательный анализ законодательства, в результате которого

может быть решен вопрос о применении аналогии закона или права; сходство

должно быть именно в существенном, расхождение в деталях;

г) требуется мотивированное объяснение причин применения к данным общ.

отношениям аналогии права или закона.

Особым вариантом аналогии является субсидиарное применение закона. Это

применение правовых норм одного института или отрасли права к отношениям

регулируемым другой отраслью.

Дополнительные требования к применению аналогии закона:

- охват правом фактического отношения;

- отсутствие конкретной правовой нормы, регулирующей данное отношение;

- существование другой нормы, предписания которой относится к

аналогичному случаю;

- отсутствие прямого запрещения применять аналогию;

- применение ее в соответствии с целями нормативно-правового акта.

73. Общая характеристика теорий происхождения государств.

С марксисткой точки зрения государство есть продукт развития общества,

продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там,

тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно

не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и

эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления

возникает и развивается особый институт – государство.

Общество создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и

внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув,

он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более

преуспевает в этом, чем более становится органом политических сил, стоящих

у власти и чем более явно осуществляет его господство.

Кроме марксисткой теории происхождения государства существуют и другие

теории.

Теологическая теория довольно многоаспектна, что, несомненно, объясняется

особыми историческими и материальными условиями существования различных

государств Древнего Востока и Древнего Запада. Основная идея теологической

теории – божественный первоисточник происхождения и сущности государства:

вся власть от бога.

Основателем патриархальной теории считается Платон и Аристотель. Платон в

своем знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое

государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется

с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом

вцелом, государством и отдельной человеческой душой. Идеи патриархальной

теории получили развитие в 17 веке в сочинении Р.Фильмера «Патриарх», где

он доказывает получение власти от бога и затем передачу ее своему старшему

сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам – королям.

Договорная теория происхождения государства получила распространение в

более позднее время – в 17-18 в. в трудах Г.Гроция, Дж.Локка, Г.Гобса, Ж.-

Ж.Руссо, А.Н.Радищева. Согласно этой теории государство возникает в

результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в

«естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. На

основе этого первичного договора создается гражданское общество и его

политическая форма – государство. Последнее обеспечивает охрану частной

собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем

заключается второй договор о подчинении их определенному лицу, которому

передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа.

В противном случае народ имеет право на восстание.

Теория насилия. Одним из основателей и ведущим представителем

социологического направления буржуазной теории государства и права второй

половины 19 в был Л.Гумплович. Сторонником этой теории был и К.Каутский.

Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели

не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних

племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется

единство противоположных элементов государства: властвующих и подвласных,

победителей и побежденных.

Органическая теория происхождения государства, крупнейшим представителем

которой был Г.Спенсер, считает государство результатом органической

эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому

как в живой природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в

процеесе войн и завоеваний происходит естественный отбор, который

определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства

в соответствии с законами органической эволюции.

Психологическая теория объясняет причины возникновения государства

свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами и т.п.

Известный ученый Л.И.Петражицкий исходил из якобы изначально присущей

психике индивида потребности к повиновению. З.Фрейд – основатель

психоаналитического направления в буржуазной социологии – выводил

необходимость создания государства из психики человека. Из существовавшей

первоначально патриархальной орды, глава которой был убит своими

взбунтававшимися сыновьями, движимыми особыми сексуальными и

биопсихическими инстинктами (Эдипов комплекс) появляется государство для

подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека. Э.Дюркгейм наоборот

развивал взгляд на человека как прежде всего общественное, а не

биопсихическое существо. Общество понимается как продукт не

индивидуального, а коллективного сознания людей, в котором формируется идея

социальной солидарности, для ее обеспечения создаются соответствующие

государственно-правовые институты.

74. Правосознание: понятие и виды.

Правосознание — это такая сфера или область сознания, которая отражает

правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений

к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и

ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в

юридически значимых ситуациях.

Внутренняя структура правосознания включает в себя два основных элемента:

Правовая идеология,

Правовая психология.

Правовая идеология — есть систематизированное научное выражение правовых

взглядов, принципов, требований общества, классов, различных социальных

групп и слоев населения, отдельных индивидов. Она содержит идеи, концепции,

оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных

правовых актов, основные правовые принципы, конкретное содержание правового

регулирования.

Правовая психология — это совокупность правовых чувств, настроений,

ценностных отношений, желаний и переживаний, характерных для всего общества

в целом или конкретной социальной группы. Включает следующие элементы:

общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп,

вытекающие из их места в структуре общества;

психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убеждения, свойственные

социальным группам общества;

представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их

психического склада;

чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным

группам;

способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) – влияние,

взаимовлияние, подражание, внушение.

По субъектному составу правосознание делится на индивидуальное, групповое

и общественное.

Уровни правосознания зависят от степени знания права и подразделяются на

обыденное, специализированное (профессиональное) и научное (теоретическое).

От уровня и зрелости правосознания будет зависеть качество юридических

норм и эффективность реализации правовых предписаний.

Таким образом, правосознание как объективная реальность – это сложившеяся

на основе права и вместе с ним система идей, представлений и понятий о

праве, осознанные потребности в праве, содержащие представление о сущности,

путях его развития и правопорядка в широком смысле слова.

75. Методология ТГП. Стстема методов изучения государства и права.

Каждая наука в процессе познания своего предмета вырабатывает свой метод.

Имеет его и ТГП. Методология (от греч. «метод» – путь к чему-либо и «логос»

– наука) – это теоретическое обоснование используемых в науке методов

познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания.

Методологической основой ТГП является философия, представляющая собой

развитую форму мировоззрения на основе рационального объяснения мира и

человека.

Любая юридическая наука, в том числе и основополагающая в этой области –

ТГП, должна творчески использовать категории философии с учетом специфики

своего предмета, вырабатывая собственные специальные приемы и способы.

В ТГП познание имеет своей главной целью выяснение истины для того, чтобы

преобразовать существующую действительность, опираясь на объективный

критерий – практику. Во-первых, сами понятия (категории) рассматриваются

как такие мысленные образы, которые выработались в длительной исторической

практике познания и преобразования людьми своих жизненных условий. Во-

вторых, теоретические выводы сверяются с действующей практикой, т.е.

явлениями реальной общественной жизни. В-третьих, эти выводы проверяются в

своей исторической истинности в качестве установок на творческое

преобразование существующих условий.

Обобщая закономерные связи природы и общества, философские категории

выступают и как категории мышления, познания и поэтому имеют общее

методологическое значение, играют роль опорных пунктов всякого познания,

являются одновременно и логическими категориями.

ТГП, используя уже выработанные понятия (категории), изучая данные

институты под углом зрения содержания этих категорий, прослеживает, какое

выражение они получают в исследуемой области.

ТГП, изучая общие закономерности динамики государственно-правовых явлений,

вскрывает тенденции и намечает прогнозы развития государства и права,

вырабатывая и более конкретные, рациональные практические выводы и

рекомендации. Нужно только постоянно помнить, чтобы эти рекомендации

опирались не только на общие соображения, но и на конкретный анализ явлений

действительности.

ТГП в процессе познания государственно-правовых явлений использует:

а) общенаучные методы (формально-логический, социологический, системный,

структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический и т.п.);

б) общелогические методы теоретического анализа (анализ, синтез,

обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование);

в) частнонаучные методы (сравнительного правоведения, технико-юридического

анализа, конкретизации, толкования и т.п.).

Итак, метод ТГП сложен по своей структуре. Он представляет собой внутренне

организованную систему общефилософских, общенаучных и частнонаучных

принципов, приемов, средств познания государственно-правовой надстройки.

Методология не может оставаться раз и навсегда данной, неизменной во всех

частях. Она постоянно обогощается, подчиняясь задачам все более глубокого

изучения предмета исследования – государства и права, которые находятся в

постоянном развитии.

Таким образом, методология ТГП – это применение обусловленной

материалистической диолектикой совокупности определенных теоретических

принципов, логических приемов и специальных способов исследования

государственно-правовых явлений.

76. Норма права: понятие и структура. Классификация норм права.

Норма права — это :

- признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из

которых вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи

действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона,

масштаба поведения.

- общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, выраженное

в законах и иных признаваемых государством источниках и выступающее в

качестве критерия правомерно-дозволенного, запрещенного или предписанного

поведения субъектов права.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.