рефераты бесплатно

МЕНЮ


Теория государства и права (Шпаргалка)

осуществляться путем восприятия его судебной, арбитражной или

административной практикой. Решение государственного органа, в котором

применен обычай, признается соответствующим государством и может быть

принудительно исполнено.

Обычай по природе своей носит консервативный характер. Он закрепляет

то, что сложилось в результате длительной общественной практики. Нередко

обычай отражает обывательские предрассудки, расовую и религиозную

нетерпимость, исторически сложившееся неравноправие полов. Такие обычаи в

целях социальной безопасности и личного благополучия граждан государство

вполне оправданно запрещает.

Государство к различным обычаям относится по-разному: одни запрещает,

другие одобряет и развивает. Более или менее длительное существование

правовых обычаев можно ожидать лишь в некоторых сферах правового

регулирования, например, при регулировании внешней торговли. Известно лишь

несколько статей Кодекса торгового мореплавания, в которых учитывается

действие обычаев порта или международных обычаев мореплавания (ст.134 КТМ

РФ устанавливает: "Срок, в течение которого груз должен быть погружен на

судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения

- сроками, обычно принятыми в порту погрузки".). В других актах иногда

встречаются ссылки на деловые обыкновения. При этом следует отметить, что

содержание обычной нормы не получает прямого текстуального закрепления в

законе или ином нормативном акте17. Вряд ли прав и С.Л.Зивс, утверждая, что

наше законодательство вообще не знает правового обычая18. Отечественное

законодательство допускает использование в юридической практике обычаев.

Государство санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат,

согласуются с

его политикой, с нравственными основами сложившегося образа жизни.

Обычаи, противоречащие государственно властвующей политике,

общечеловеческой морали, как правило, запрещаются законом. Например, в

Уголовном кодексе России есть статьи, запрещающие такие пережитки родового

быта и феодально-байского отношения к женщине, как калым за невесту,

похищение ее. Это оправданная мера, хотя, как известно, пока не совсем

эффективная.

Развитие права России вряд ли должно идти по пути официально-силового

исключения из системы источников обычаев. Видимо, вскоре следует ожидать

появления новых рыночных обычаев, которые будут регулировать отношения до и

вместе с юридическими нормами.

В международном праве обычай представляет собой не только форму

выражения традиционных норм, но и важный способ создания новых юридических

обязательных правил поведения государств в тех вновь появляющихся областях

межгосударственных отношений, которые требуют правового регулирования. Он

является современным и активно функционирующим источником права. Поэтому

следует иметь в виду, что концепция обычая в том виде, как она применяется

в международной практике и рассматривается в доктрине международного права,

имеет мало общего с представлениями об обычае, основанными на особенностях

этого источника во внутренних, национальных системах права19. И с

теоретической, и с практической точек зрения необходимо отличать обычай как

процесс создания норм международного права от обычая - результата этого

процесса, т.е. юридически обязательного правила поведения, сложившегося в

межгосударственной практике.

65. Государственные режимы. Демократия и формы ее осуществления.

Формы государственного режима - представляют собой совокупность

способов и методов осуществления власти государством.

Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима,

существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое,

поскольку оно включает в себя не только методы государственного

властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных

политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими

(тоталитарные, авторитарные, расистские). поэтому основным критерием

классификации государств по данному признаку является демократизм форм и

методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих

государств характерны и деспотия и демократия; для феодализма - и не

ограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного

государства - и тоталитаризм, и правовая демократия.

Идеальных демократических форм государственного режима в реальной

действительности не существует. В том или ином конкретном государстве

присутствуют различные по своему содержанию методы официального

властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие

той или другой разновидности государственного режима.

Демократический режим складывается в правовых государствах. Они

характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают

свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов.

Конкретно режим демократической власти выражается в следующем:

- режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая

составляет основу материального благополучия общества;

- реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность

выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в

культурных, научных и других общественных организациях;

- создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на

характер государственной власти;

- в демократическом государстве личность защищена от произвола,

беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия;

- власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и

меньшинства;

- основным принципом деятельности демократического государства является

плюрализм;

- государственный режим базируется на законах, которые отражают

объективные потребности развития личности и общества.

История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее

распространение в настоящее время получил режим парламентерской демократии,

основанный на передаче власти парламенту. Так же существует либерально-

демократический режим.

66. Пробелы в праве и способы их устранения.

Пробел в праве – это отсутствие конкретного нормативного предписания в

отношении фактических обстоятельств,находящихся в сфере правового

регулирования, отсутствие нормы права для урегулирования какого-либо вида

общественных отношений. Существуют действительные и мнимые пробелы в праве.

Действительный пробел – отсутствие нормы права, регулирующей конкретное

общественное отношение, в том случае, когда такое отношение входит в сферу

правового регулирования.

Мнимым является пробел, когда определенный вопрос не регулируется правом,

хотя по мнению того или иного лица, группы лиц, должны быть урегулированны

нормами права.

В юридической литературе различаются первоначальная и последующая

пробельность в праве. Первая обусловливается тем, что законодатель не смог

охватить формулировками нормативного акта всех жизненных ситуаций,

требующих правового регулирования, а вторая вызывается появлением новых

общественных отношений, которые не могли быть предусмотренны законодателем.

Главным путем устранения пробелов является правотворчество. Для временного

устранения пробела предусмотрено два способа: аналогия закона – решение

конкретного дела на основе правовой нормы, которая рассчитана на

регулирование похожих общественных отношений, близких по своему значению и

характеру; аналогия права – решение конкретного дела исходя из принципов

права в целом, отрасли или института данной отрасли права. Пробелы в праве

могут восполняться путем аналогии лишь в том случае, если это прямо

разрешено законом. Применение аналогии недопустимо в уголовном и

административном праве.

67. Национально-государственное устройство РФ.

68. Законность. Способы и методы ее обеспечения.

69. Формы правления.

Форма правления представляет собой отражение способов организации

государственной власти конкретного государства.

Форма правления представляет собой структуру высших органов

государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции

между ними.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

- как создаются высшие органы государства и какого их строение;

- как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными

органами;

- как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью

и населением страны;

- в какой мере организация высших органов гос-ва позволяет обеспечивать

права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на

:

- монархические ( единоличные, наследственные)

- республиканские ( коллегиальные, выборные)

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть

осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы управления являются :

- существ-ние единоличного главы гос-ва, пользующегося своей властью

пожизненно (царь, король, шах);

- наследственный порядок преемственности верховной власти;

- представительство государства монарха по своему усмотрению;

- юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При

феодализме она стала основной формой государственного правления. В

буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном

формальные черты монархического управления.

В свою очередь монархия делится на : - абсолютную, -

ограниченную(парламентарную), - дуалистическую, - теократическую,

- парламентарную

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная

государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. Основным

признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо

государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.. В истории

такими странами были Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при

которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.

Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом.

Монарх же не в праве изменить конституцию. Как форма правления,

конституционная монархия возникает в период становления буржуазного

общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и

Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и

др.). Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками :

- правительство формируется из представителей определенной партии (или

партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест,

становится главой государства;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха

фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально

подписываются монархом;

- правительство согласно конституции несет ответственность не перед

монархом, а перед парламентом.

Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию

и др.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный

характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством,

формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических

монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не

ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы

феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения.

Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918),

сейчас в Марокко.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и

религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические

(Саудовская Аравия).

Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть

осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный

срок Общими признаками республиканской формы правления являются:

- существование единоличного и коллегиального главы государства;

- выборность на определенный срок главы государства и других верховных

органов государственной власти;

- осуществление государственной власти не по своему велению, а по

поручению народа;

- юридическая ответственность главы государства в случаях,

предусмотренных законом;

- обязательность решений верховной государственной власти.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в

Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она

видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась

демократическим содержанием. Насчитывается несколько основных

разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по

форме государственного устройства на:

- парламентарные

- президентские

Парламентская республика - разновидность современной формы

государственного правления, при которой верховная роль в организации

государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике

правительство формируется парламентским путем из числа депутатов,

принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в

парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед

парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в

парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство

членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу

государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных

парламентских выборов.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями:

обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является

верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д. Глава правительства

(премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как

правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое

осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою

деятельность перед парламентом. Главной функцией парламента является

законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью.

Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он

разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы

развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы

внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма

республиканского правления представляет собой такую структуру высших

органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм

общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия

человеческого общежития, основанные на началах правовой законности. К

парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947

годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы

государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в

руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики:

- внепарламентский метод избрания президента и формирования

правительства;

- ответственность правительства перед президентом, а не перед

парламентом;

- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы

государства.

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки.

В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип

разделения властей, четко определено, что законодательная власть

принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному

суду. Президент США населением страны путем косвенного голосования

(выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно

соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте

(конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом,

из лиц принадлежащих к его партии. Президентская форма правления в

различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается

всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное

количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в

России в 1991 году. Характерным для всех президентских республик,

несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает

полномочия главы государства и главы правительства и участвует в

формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент

наделяется и другими важными полномочиями : как правило, он имеет право

роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет

чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко

представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда. В

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.