рефераты бесплатно

МЕНЮ


Теория государства и права (Шпаргалка)

между ними, а также желания их наступления.

2. Косвенный умысел устанавливается если правонарушитель осознавал

противоправность своего деяния, предвидел возможность наступления

противоправного результата, не желал, но сознательно допускал

последствия или относился к ним безразлично.

Неосторожность:

1. Противоправная самонадеятельность (легкомыслие) состоит в осознании

правонарушителем вредности своего деяния, предвидении возможности

наступления противоправного его результата с легкомысленным расчетом

на его предотвращение, полагаясь на самого себя, свои умения, навыки,

мастерство и т.п. без достаточных на то оснований.

2. Противоправная небрежность выражается в том, что правонарушитель не

осознает вредности своего деяния, не предвидит возможного наступления

противоправного его результата, хотя по всем обстоятельствам дела при

условии необходимой внимательности и предусмотрительности он мог и

должен был его предвидеть.

По степени и характеру общественной вредности правонарушения

подразделяются на:

1. преступления (виновно совершенное общественно опасное деяние,

запрещенное УК РФ под угрозой наказания);

2. проступки (отсутствие общественной опасности).

- гражданско-правовые (гражданское, трудовое, земельное и семейное право)

- административно-правовые (административное, финансовое, земельное,

процессуальное право)

- дисциплинарные (прогулы, опоздания, пропуск занятий, невыполнение

распоряжений администрации, нарушение уставов).

47. Правовое регулирование функционирования политической системы.

48. Применение как форма реализации права. Стадии процесса и акты

применения.

Применение права – это властная организующая деятельность компетентных

субъектов по реализации норм права путем конкретизации общих предписаний

для индивидуального случая.

Акты применения права – это документально оформленное, государственно

властное, индивидуально конкретное письменное или устное решение

компетентного субъекта, принятое на основе норм права, обладающее

юридической силой и влекущее возникновение, изменение или прекращение

правоотношений. Акты применения являются стадией реализации нормы права.

Применение права следует рассматривать в двояком смысле:

- как форму реализации права, т.к. существуют и другие (исполнение,

использование, соблюдение);

- как стадию реализации права.

Т.к. применение нормы права связано с осуществлением либо ее диспозиции,

либо санкции, то акты применения опосредуют:

- исполнительно-распорядительную деятельность гос. органа (напр.,

распределение матер.фондов);

- правоохранительную деятельность (напр., приговор суда);

Применению права присущи следующие функции:

- социальные – экономические, политические, социально-культурные, культурно-

воспитательные;

- юридические – регулятивные и охранительные (закрепление господствующих

общ. отношений, охрана общ. отношений).

Стадии:

I. Анализ фактических обстоятельств дела с которыми связано применение

диспозиции или санкции правовой нормы. Должен быть полным, объективным,

исследованы все обстоятельства дела, фактов, дана юридическая оценка

значения этих фактов.

II. Выбор (отыскание) правовой нормы – для определения поведения участников

правоотношения или для оценки поведения когда применяется санкция. При

этом проверяется: 1) подлинность нормы права и ее действенность, 2)

характер действия нормы – прямое или косвенное, 3) пределы действия в

пространстве, во времени и по кругу лиц.

III. Уяснение смысла и содержания нормы права.

IV. Разъяснение нормы права компетентными гос. органами или иными

субъектами.

V. Принятие акта применения нормы права.

Исполнение акта применения – есть заключительный этап реализации нормы

права, поэтому мы не говорим о нем как о стадии применения права.

Субъекты – гос. органы, должностные лица, уполномоченные общ. организации.

49. Государство и этнос.

50. Романо-германская правовая система.

Романо-германская правовая семья или системаконтинентального права

(Франция, Германия, Италия, Испания ит.д.) имеет длинную юридическую

историю. Она сложилась в Европев результате усилий ученых европейских

университетов, которыевыработали и развили, начиная с 12 века на базе

кодефикацииимператора Юстиниана общую для всех юридическую

науку,приспособленную к условиям современного мира.

Во всех странах романо-германской семьи есть писаные конституции, за

нормами которых признается высшая юридическая сила. Она выражается как в

соответствии конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении

большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных

законов. Конституции разграничивают компетенцию различных государственных

органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией

проводят дифференциацию различных источников права.

В романо-германской юридической доктрине и, главным образом, в

законодательной практике различают три разновидности обычного закона:

кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты

норм. В большинстве континентальных стран приняты и действуют: гражданские

(либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные,

уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.

Система текущего законодательства также весьма разнообразна. Законы

регулируют отдельные сферы общественных отношений, например, акционерные

законы. Число их в каждой стране велико. Особое место занимают сводные

тексты налогового закодательства.

Среди источников романо-германского права велика (и все более возрастает)

роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов

министров и других.

По вопросу о судебной практике, как источника романо-германского права

позиция доктрины весьма противоречива.

Несмотря на это можно сделать вывод о возможности отнесения судебной

практики к числу вспомогательных источников. В первую очередь это касается

"кассационного прецедента". Кассационный суд - это высшая инстанция.

Поэтому, в сущности и "простое" судебное решение,основанное, например, на

аналогии или на общих принципах, благополучно пройдя "кассационный этап",

может восприниматься другими судами при решении подобных дел, как

фактический прецедент. Здесь можно говорить о судебном прецеденте как о

некотором исключении, не затрагивающем исходного принципа господства

закона. Является принципиально важным, что суды не превращаются в

законодателя.

51. Государство и церковь. Правовое регулирование их взаимоотношений.

В период распада первобытно-общинного общества и возникновения государства

присходит разделение социальных норм на религию и правовую мораль. Огромное

влияние религия оказала на рабовладельческое общество. Все древние народы

дают божественное объяснение и обоснование святым законам. Переход к

феодальной эпохе был связан с четким оформлением мировых религий.

Развивается каноническое право, все прочнее утверждаются нормы шариата.

В России эпизодические попытки православной церкви усилить свое влияние на

государство вначале особого успеха не имели. Создание государственной

системы управления церковью существенно ограничивало свободу православной

церкви. В дореволюционной России реформой начала XVIII в. была установлена

гос. церковность в лице православия. Будучи частью гос. аппарата церковь

пользовалась особыми привилегиями: владела недвижимостью, получала

субсидии. С приходом Сов. власти церковь отделилась от государства,

упразднились все формы союза церкви и государства.

В настоящее время в России конституцией каждому гражданину гарантируется

свобода вероисповедования, включая право не исповедовать никакой.

Закон «О свободе вероисповедования» реализует право на реализацию

убеждений, религиозные объединения и религиозную деятельность. Религиозные

объединения определяются как добровольные объединения совершеннолетних

граждан, образованные в целях совместного осуществления прав граждан на

свободу вероисповедования.

52. Объективное и субъективное право. Понятие и соотношение.

53. Разделение властей в государстве: теория, опыт, проблемы.

Важный элемент правового государства помимо господства права - разделение

властей. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций

правового государства.

Принцип разделения властей имеет два аспекта. Во-первых, это

разделение власти между самими органами государства. Ни одному из органов

не принадлежит вся государственная власть в ее полном объеме. Запрещается

осуществлять функции, принадлежащие другому органу. Но разделение властей

не абсолютно. Это действующий механизм, достигающий единства на основе

согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных в том числе и

на случай конфликта и экстремальных ситуаций.

Какая-то власть при этом должна все-таки выйти на первое место,

занять верховное положение. С точки зрения логики правового государства

такой властью обладает законодательная власть, поскольку она формирует

правовые масштабы и юридические нормы общественной и государственной жизни,

основные направления внутренней и внешней политики. Единственным

представительным и законодательным органом Российской Федерации является -

Федеральный парламент. Он является политически устойчивым, постоянно

действующим органом. Формируется на основе всеобщих и прямых выборов.

Порядок выборов устанавливается федеральным законом. В Верховном Совете

представлены как все граждане РФ, так и все субъекты федерации. Он состоит

из двух палат: Государственной Думы и Федерального собрания. Обладая

исключительным правом принятия и изменения законов, Федеральный парламент

определяет на основе конституции рамки, в которых действует и

законодательная, и исполнительная, и судебная власти.

Сильнейшими средствами воздействия парламента на исполнительную

власть является утверждение и контроль за исполнением бюджета, участие в

назначении главы и членов правительства, а в необходимых случаях - и

смещение отдельных членов правительства; контроль за деятельностью

специальных служб и внешней разведки.

В системе сдержек и противовесов свою роль играет глава государства.

Без этого механизм разделения властей будет несовершенным. Президент

осуществляет общее руководство, назначенным им с согласия Федерального

парламента, Правительством, которое одновременно находится под контролем

парламента. Президент возглавляет исполнительную власть и представляет

Российскую Федерацию во внутренних и внешних отношениях. Под руководством

Президента, осуществляя внутреннюю и внешнюю политику РФ, действует

правительство РФ. Структура, состав и компетенция правительства

определяется федеральным законом. Без надлежащих сдержек исполнительная

власть неизбежно подминает под себя законодательную и судебную. Поэтому

против нее нужны особые гарантии. Исполнительная власть формируется

представительными органами, подконтрольна и подотчетна им, действует на

основе и во исполнение законов.

Судебная система правосудия - третья необходимая ветвь власти в

механизме разделения властей. Это арбитр, решающий споры о праве. В

правовом государстве правосудие осуществляется только судом. В этом -

важнейшая гарантия прав и свобод граждан, правовой государственности в

целом. Суд не должен подменять собой законодателя или исполнителя. Но не

законодатель, ни исполнитель не должны присваивать себе функции суда.

В этой связи самым главным является обеспечение реальной

независимости суда от различного рода органов и лиц, которые диктовали бы

ему свою волю и фактически узурпировали судебную власть. Поэтому судьи,

кроме мировых судей, несменяемы. Они увольняются в отставку по достижении

70-ти летнего возраста. Судьи должны назначаться вышестоящими органами

власти. Выражением равенства граждан перед законом является подсудность

общему суду, недопустимость расширения юрисдикции специальных судов.

Систему общих судов возглавляет Верховный Суд Федерации - высший орган

судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного

судопроизводства. Он может осуществлять надзор за судебной деятельностью

высших судов республик, краев, областей, окружных судов. Полномочия,

организация и порядок деятельности Верховного Суда РФ устанавливается

федеральным законом.

В суде целесообразно рассматривать также хозяйственные споры

предприятий, организаций и учреждений, поскольку судебная процедура дает

спорящим сторонам больше законных возможностей для вынесения обоснованного

и справедливого решения.

54. Исторические типы права.

55. Типология государств.

56. Право и мораль.

Мораль (нравственость) – это взгляды, представления и правила,

возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в

сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и

зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести,

совести, долга, достоинства и т. д.

Взаимодействие права и морали в обществе – сложный, многогранный процесс.

Наиболее характерной чертой взаимодействия права и морали является их

сближение, взаимопроникновение, усиление их согласованного воздействия на

общество. В процессе совместного регулирования общественных отношений

возникает качественно новое явление – морально-правовое воздействие.

Право и мораль имеют общие черты:

- право и мораль являются надстройкой над экономическим базисом

общества;

- право и мораль имеют нормативное содержание и призваны быть

регулятором поведения человека, общественных отношений;

- право и мораль основаны на общности социально-экономических интересов,

культуры общества, приверженности людей идеалам свободы и

справедливости.

Право и мораль имеют отличительные черты:

1. Если право возникает вместе с государством, то мораль рождается задолго

до появления государственно-организованного общества.

2. Право состоит из норм, установленных и санкционируемых в определенном

порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в

юридических актах. Мораль же включает не только нормы, но и

представления, чувства, т.е. является более сложным по своей структуре

явлением.

3. В нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же воля

выступает в форме общественного мнения.

4. Содержание норм права характеризуется определенностью, конкретностью.

Моральные же требования отличаются более широким содержанием, дают

больший простор для толкования.

5. Отличие норм права и морали проявляется также и в характере гарантий

осуществления этих норм. Нормы морали реализуются в силу привычки,

внутренних побуждений. Внутренним гарантом морали выступает совесть

человека, а внешним – сила общественного мнения. Право же опирается на

собственный моральный авторитет, но в качестве гарантии воплощения его

норм выступает авторитет и принудительная власть государства.

6. Право и мораль опираются на меры принуждения, но их характер и способ

осуществления различны. В сфере морали принуждение выступает в форме

общественного мнения. Мера осуждения не регламентирована (обсуждение,

порицание, предупреждение). В случае же совершения правонарушения

соответствующие государственные органы обязаны принять меры,

предусмотренные законодательством.

7. Различие между нормами права и морали проявляется и в оценке мотивов

поведения человека. Право предписывает необходимость всесторонней оценки

поведения человека, совершившего правонарушение или преступление, но с

правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался

человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам

является законным. С моральной же точки зрения важно выявить мотивы

человека в выборе определенного варианта поведения, которое внешне

является правомерным и нравственным.

8. Различны и исторические судьбы права и морали. Право отомрет вместе с

государством, а нормы морали получат свое развитие, обогатятся новым

содержанием, останутся одним из основных видов регулирования поведения

людей в обществе.

57. Сущность государства.

Сущность государства состоит в том, чтобы обеспечивать с помощью аппарата

политической власти целостность общества и его надлежащее функционирование

в эпоху цивилизации. Т.е. в обстановке, когда общество существует как

суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия

– народовластие, экономическая свобода, свобода личности.

Высшее общественное предназначение государства – гарантировать на

властной основе свободу в обществе, создать твердые и устойчивые условия,

при которых целостность общества и его надлежащее функционирование

достигаются главным образом в силу экономических и духовных факторов.

Существование и сила власти в государстве, опирающейся на аппарат

принуждения, оправданы постольку, поскольку на ее основе осуществляются

управленческо-обеспечительная и охранительная функции государства.

Вместе с тем власть в государстве может быть использована и как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.