Теория государства и права (Шпаргалка)
между ними, а также желания их наступления.
2. Косвенный умысел устанавливается если правонарушитель осознавал
противоправность своего деяния, предвидел возможность наступления
противоправного результата, не желал, но сознательно допускал
последствия или относился к ним безразлично.
Неосторожность:
1. Противоправная самонадеятельность (легкомыслие) состоит в осознании
правонарушителем вредности своего деяния, предвидении возможности
наступления противоправного его результата с легкомысленным расчетом
на его предотвращение, полагаясь на самого себя, свои умения, навыки,
мастерство и т.п. без достаточных на то оснований.
2. Противоправная небрежность выражается в том, что правонарушитель не
осознает вредности своего деяния, не предвидит возможного наступления
противоправного его результата, хотя по всем обстоятельствам дела при
условии необходимой внимательности и предусмотрительности он мог и
должен был его предвидеть.
По степени и характеру общественной вредности правонарушения
подразделяются на:
1. преступления (виновно совершенное общественно опасное деяние,
запрещенное УК РФ под угрозой наказания);
2. проступки (отсутствие общественной опасности).
- гражданско-правовые (гражданское, трудовое, земельное и семейное право)
- административно-правовые (административное, финансовое, земельное,
процессуальное право)
- дисциплинарные (прогулы, опоздания, пропуск занятий, невыполнение
распоряжений администрации, нарушение уставов).
47. Правовое регулирование функционирования политической системы.
48. Применение как форма реализации права. Стадии процесса и акты
применения.
Применение права – это властная организующая деятельность компетентных
субъектов по реализации норм права путем конкретизации общих предписаний
для индивидуального случая.
Акты применения права – это документально оформленное, государственно
властное, индивидуально конкретное письменное или устное решение
компетентного субъекта, принятое на основе норм права, обладающее
юридической силой и влекущее возникновение, изменение или прекращение
правоотношений. Акты применения являются стадией реализации нормы права.
Применение права следует рассматривать в двояком смысле:
- как форму реализации права, т.к. существуют и другие (исполнение,
использование, соблюдение);
- как стадию реализации права.
Т.к. применение нормы права связано с осуществлением либо ее диспозиции,
либо санкции, то акты применения опосредуют:
- исполнительно-распорядительную деятельность гос. органа (напр.,
распределение матер.фондов);
- правоохранительную деятельность (напр., приговор суда);
Применению права присущи следующие функции:
- социальные – экономические, политические, социально-культурные, культурно-
воспитательные;
- юридические – регулятивные и охранительные (закрепление господствующих
общ. отношений, охрана общ. отношений).
Стадии:
I. Анализ фактических обстоятельств дела с которыми связано применение
диспозиции или санкции правовой нормы. Должен быть полным, объективным,
исследованы все обстоятельства дела, фактов, дана юридическая оценка
значения этих фактов.
II. Выбор (отыскание) правовой нормы – для определения поведения участников
правоотношения или для оценки поведения когда применяется санкция. При
этом проверяется: 1) подлинность нормы права и ее действенность, 2)
характер действия нормы – прямое или косвенное, 3) пределы действия в
пространстве, во времени и по кругу лиц.
III. Уяснение смысла и содержания нормы права.
IV. Разъяснение нормы права компетентными гос. органами или иными
субъектами.
V. Принятие акта применения нормы права.
Исполнение акта применения – есть заключительный этап реализации нормы
права, поэтому мы не говорим о нем как о стадии применения права.
Субъекты – гос. органы, должностные лица, уполномоченные общ. организации.
49. Государство и этнос.
50. Романо-германская правовая система.
Романо-германская правовая семья или системаконтинентального права
(Франция, Германия, Италия, Испания ит.д.) имеет длинную юридическую
историю. Она сложилась в Европев результате усилий ученых европейских
университетов, которыевыработали и развили, начиная с 12 века на базе
кодефикацииимператора Юстиниана общую для всех юридическую
науку,приспособленную к условиям современного мира.
Во всех странах романо-германской семьи есть писаные конституции, за
нормами которых признается высшая юридическая сила. Она выражается как в
соответствии конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении
большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных
законов. Конституции разграничивают компетенцию различных государственных
органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией
проводят дифференциацию различных источников права.
В романо-германской юридической доктрине и, главным образом, в
законодательной практике различают три разновидности обычного закона:
кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты
норм. В большинстве континентальных стран приняты и действуют: гражданские
(либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные,
уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.
Система текущего законодательства также весьма разнообразна. Законы
регулируют отдельные сферы общественных отношений, например, акционерные
законы. Число их в каждой стране велико. Особое место занимают сводные
тексты налогового закодательства.
Среди источников романо-германского права велика (и все более возрастает)
роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов
министров и других.
По вопросу о судебной практике, как источника романо-германского права
позиция доктрины весьма противоречива.
Несмотря на это можно сделать вывод о возможности отнесения судебной
практики к числу вспомогательных источников. В первую очередь это касается
"кассационного прецедента". Кассационный суд - это высшая инстанция.
Поэтому, в сущности и "простое" судебное решение,основанное, например, на
аналогии или на общих принципах, благополучно пройдя "кассационный этап",
может восприниматься другими судами при решении подобных дел, как
фактический прецедент. Здесь можно говорить о судебном прецеденте как о
некотором исключении, не затрагивающем исходного принципа господства
закона. Является принципиально важным, что суды не превращаются в
законодателя.
51. Государство и церковь. Правовое регулирование их взаимоотношений.
В период распада первобытно-общинного общества и возникновения государства
присходит разделение социальных норм на религию и правовую мораль. Огромное
влияние религия оказала на рабовладельческое общество. Все древние народы
дают божественное объяснение и обоснование святым законам. Переход к
феодальной эпохе был связан с четким оформлением мировых религий.
Развивается каноническое право, все прочнее утверждаются нормы шариата.
В России эпизодические попытки православной церкви усилить свое влияние на
государство вначале особого успеха не имели. Создание государственной
системы управления церковью существенно ограничивало свободу православной
церкви. В дореволюционной России реформой начала XVIII в. была установлена
гос. церковность в лице православия. Будучи частью гос. аппарата церковь
пользовалась особыми привилегиями: владела недвижимостью, получала
субсидии. С приходом Сов. власти церковь отделилась от государства,
упразднились все формы союза церкви и государства.
В настоящее время в России конституцией каждому гражданину гарантируется
свобода вероисповедования, включая право не исповедовать никакой.
Закон «О свободе вероисповедования» реализует право на реализацию
убеждений, религиозные объединения и религиозную деятельность. Религиозные
объединения определяются как добровольные объединения совершеннолетних
граждан, образованные в целях совместного осуществления прав граждан на
свободу вероисповедования.
52. Объективное и субъективное право. Понятие и соотношение.
53. Разделение властей в государстве: теория, опыт, проблемы.
Важный элемент правового государства помимо господства права - разделение
властей. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций
правового государства.
Принцип разделения властей имеет два аспекта. Во-первых, это
разделение власти между самими органами государства. Ни одному из органов
не принадлежит вся государственная власть в ее полном объеме. Запрещается
осуществлять функции, принадлежащие другому органу. Но разделение властей
не абсолютно. Это действующий механизм, достигающий единства на основе
согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных в том числе и
на случай конфликта и экстремальных ситуаций.
Какая-то власть при этом должна все-таки выйти на первое место,
занять верховное положение. С точки зрения логики правового государства
такой властью обладает законодательная власть, поскольку она формирует
правовые масштабы и юридические нормы общественной и государственной жизни,
основные направления внутренней и внешней политики. Единственным
представительным и законодательным органом Российской Федерации является -
Федеральный парламент. Он является политически устойчивым, постоянно
действующим органом. Формируется на основе всеобщих и прямых выборов.
Порядок выборов устанавливается федеральным законом. В Верховном Совете
представлены как все граждане РФ, так и все субъекты федерации. Он состоит
из двух палат: Государственной Думы и Федерального собрания. Обладая
исключительным правом принятия и изменения законов, Федеральный парламент
определяет на основе конституции рамки, в которых действует и
законодательная, и исполнительная, и судебная власти.
Сильнейшими средствами воздействия парламента на исполнительную
власть является утверждение и контроль за исполнением бюджета, участие в
назначении главы и членов правительства, а в необходимых случаях - и
смещение отдельных членов правительства; контроль за деятельностью
специальных служб и внешней разведки.
В системе сдержек и противовесов свою роль играет глава государства.
Без этого механизм разделения властей будет несовершенным. Президент
осуществляет общее руководство, назначенным им с согласия Федерального
парламента, Правительством, которое одновременно находится под контролем
парламента. Президент возглавляет исполнительную власть и представляет
Российскую Федерацию во внутренних и внешних отношениях. Под руководством
Президента, осуществляя внутреннюю и внешнюю политику РФ, действует
правительство РФ. Структура, состав и компетенция правительства
определяется федеральным законом. Без надлежащих сдержек исполнительная
власть неизбежно подминает под себя законодательную и судебную. Поэтому
против нее нужны особые гарантии. Исполнительная власть формируется
представительными органами, подконтрольна и подотчетна им, действует на
основе и во исполнение законов.
Судебная система правосудия - третья необходимая ветвь власти в
механизме разделения властей. Это арбитр, решающий споры о праве. В
правовом государстве правосудие осуществляется только судом. В этом -
важнейшая гарантия прав и свобод граждан, правовой государственности в
целом. Суд не должен подменять собой законодателя или исполнителя. Но не
законодатель, ни исполнитель не должны присваивать себе функции суда.
В этой связи самым главным является обеспечение реальной
независимости суда от различного рода органов и лиц, которые диктовали бы
ему свою волю и фактически узурпировали судебную власть. Поэтому судьи,
кроме мировых судей, несменяемы. Они увольняются в отставку по достижении
70-ти летнего возраста. Судьи должны назначаться вышестоящими органами
власти. Выражением равенства граждан перед законом является подсудность
общему суду, недопустимость расширения юрисдикции специальных судов.
Систему общих судов возглавляет Верховный Суд Федерации - высший орган
судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного
судопроизводства. Он может осуществлять надзор за судебной деятельностью
высших судов республик, краев, областей, окружных судов. Полномочия,
организация и порядок деятельности Верховного Суда РФ устанавливается
федеральным законом.
В суде целесообразно рассматривать также хозяйственные споры
предприятий, организаций и учреждений, поскольку судебная процедура дает
спорящим сторонам больше законных возможностей для вынесения обоснованного
и справедливого решения.
54. Исторические типы права.
55. Типология государств.
56. Право и мораль.
Мораль (нравственость) – это взгляды, представления и правила,
возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в
сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и
зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести,
совести, долга, достоинства и т. д.
Взаимодействие права и морали в обществе – сложный, многогранный процесс.
Наиболее характерной чертой взаимодействия права и морали является их
сближение, взаимопроникновение, усиление их согласованного воздействия на
общество. В процессе совместного регулирования общественных отношений
возникает качественно новое явление – морально-правовое воздействие.
Право и мораль имеют общие черты:
- право и мораль являются надстройкой над экономическим базисом
общества;
- право и мораль имеют нормативное содержание и призваны быть
регулятором поведения человека, общественных отношений;
- право и мораль основаны на общности социально-экономических интересов,
культуры общества, приверженности людей идеалам свободы и
справедливости.
Право и мораль имеют отличительные черты:
1. Если право возникает вместе с государством, то мораль рождается задолго
до появления государственно-организованного общества.
2. Право состоит из норм, установленных и санкционируемых в определенном
порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в
юридических актах. Мораль же включает не только нормы, но и
представления, чувства, т.е. является более сложным по своей структуре
явлением.
3. В нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же воля
выступает в форме общественного мнения.
4. Содержание норм права характеризуется определенностью, конкретностью.
Моральные же требования отличаются более широким содержанием, дают
больший простор для толкования.
5. Отличие норм права и морали проявляется также и в характере гарантий
осуществления этих норм. Нормы морали реализуются в силу привычки,
внутренних побуждений. Внутренним гарантом морали выступает совесть
человека, а внешним – сила общественного мнения. Право же опирается на
собственный моральный авторитет, но в качестве гарантии воплощения его
норм выступает авторитет и принудительная власть государства.
6. Право и мораль опираются на меры принуждения, но их характер и способ
осуществления различны. В сфере морали принуждение выступает в форме
общественного мнения. Мера осуждения не регламентирована (обсуждение,
порицание, предупреждение). В случае же совершения правонарушения
соответствующие государственные органы обязаны принять меры,
предусмотренные законодательством.
7. Различие между нормами права и морали проявляется и в оценке мотивов
поведения человека. Право предписывает необходимость всесторонней оценки
поведения человека, совершившего правонарушение или преступление, но с
правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался
человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам
является законным. С моральной же точки зрения важно выявить мотивы
человека в выборе определенного варианта поведения, которое внешне
является правомерным и нравственным.
8. Различны и исторические судьбы права и морали. Право отомрет вместе с
государством, а нормы морали получат свое развитие, обогатятся новым
содержанием, останутся одним из основных видов регулирования поведения
людей в обществе.
57. Сущность государства.
Сущность государства состоит в том, чтобы обеспечивать с помощью аппарата
политической власти целостность общества и его надлежащее функционирование
в эпоху цивилизации. Т.е. в обстановке, когда общество существует как
суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия
– народовластие, экономическая свобода, свобода личности.
Высшее общественное предназначение государства – гарантировать на
властной основе свободу в обществе, создать твердые и устойчивые условия,
при которых целостность общества и его надлежащее функционирование
достигаются главным образом в силу экономических и духовных факторов.
Существование и сила власти в государстве, опирающейся на аппарат
принуждения, оправданы постольку, поскольку на ее основе осуществляются
управленческо-обеспечительная и охранительная функции государства.
Вместе с тем власть в государстве может быть использована и как
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|